Научная статья на тему 'Социальное партнерство учебно-методического объединения с вузами культуры и искусств по разработке и реализации ФГОС ВПО'

Социальное партнерство учебно-методического объединения с вузами культуры и искусств по разработке и реализации ФГОС ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / EDUCATIONAL-METHODICAL ASSOCIATION / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / СОДЕРЖАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / JOINT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодухин Владимир Иосифович

В статье обобщен опыт работы учебно-методического объединения по организации взаимодействия и сотрудничества с вузами культуры и искусств России по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article is generalized experience of educational-methodical association in the organization of interaction and cooperation with university of culture and arts Russia on introduction of federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство учебно-методического объединения с вузами культуры и искусств по разработке и реализации ФГОС ВПО»

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ С ВУЗАМИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО

В. И. Солодухин

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье обобщен опыт работы учебно-методического объединения по организации взаимодействия и сотрудничества с вузами культуры и искусств России по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: учебно-методическое объединение, социальное партнерство, содержание совместной деятельности.

In article is generalized experience of educational-methodical association in the organization of interaction and cooperation with university of culture and arts Russia on introduction of federal state educational standards.

Key words: educational-methodical association, social partnership, joint activity.

В 1990 году OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) определила термин «partnership» как систему сотрудничества, основанную на открытых соглашениях между различными институтами, которые подразумевают понимание, совместную работу и совместно принятые планы.

Определению феномена «социальное партнерство» посвящены труды ученых различных направлений: экономистов, менеджеров, психологов, педагогов, а также специалистов-практиков. Так, партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности определяется как:

- партнерство, в которое вступают работники системы образования, интегрируясь с представителями разных сфер общественного воспроизводства;

- партнерство, которое инициирует сис-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 200-204

тема образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

Последнее понимание партнерства отмечается как наиболее значимое, позволяющее изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования. Здесь можно выделить несколько ключевых подходов:

- социальные отношения основных субъектов партнерства: вузов, работодателей, выпускников на основе взаимовыгодного взаимодействия и сотрудничества;

- социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности, ответственности за общее дело.

Сегодня интегрированным действием для социального партнерства «УМО - вуз культуры и искусств» являются приоритеты, отра-

Стратегия высшего профессионального образования 201

женные в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, а также в проекте нового «Положения об учебно-методическом объединении образовательных организаций профессионального образования» (май, 2011).

Успех социального партнерства определяется многими условиями. Однако есть условия, без которых оно просто не работает. Это совокупность условий, реализуемых учебно-методическим объединением - добровольной государственно-общественной организацией, которая осуществляет деятельность в сфере профессионального образования по направлениям подготовки и специальностям: народная художественная культура, социально-культурная деятельность, библиотечно-ин-формационные ресурсы, режиссура театрализованных представлений и праздников и звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ.

В системе профессионального образования Российской Федерации учебно-методические объединения создаются без образования юридического лица, с целью обеспечения единого образовательного пространства, повышения качества и конкурентоспособности профессионального образования в Российской Федерации, совершенствования содержания и методического сопровождения учебно-воспитательного процесса в соответствии с мировыми тенденциями и требованиями поступательного инновационного развития российского общества и его экономики.

Участие вузов в таких объединениях не только вопрос частных интересов, желания и возможности для развития. Это вопрос отношений вуза и государства. Пользуясь свободами и правами, представители вузовской общественности одновременно принимают на себя и ответственность, и определенные обязательства по сохранению и развитию традиционных для вузов культуры и искусств специальностей и направлений, их инновационного развития, а также за подготовку высококвалифицированных профессионалов.

Социальное партнерство Учебно-методи-

ческого объединения и вузов невозможно без опоры на профильные научные школы, высококвалифицированные научно-педагогические кадры, способствующие выработке государственной культурной политики, основ нормативно-правового регулирования в сфере образования, методологии и методики развития специальностей и направлений, входящих в компетенции УМО. Сотрудничество научных школ А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко, А.М. Мазурицкого, В.К. Клюева с представителями региональных вузов позволяет плодотворно развивать направления «Социально-культурная деятельность» и «Библиотечно-информационная деятельность». В период с 2008 по 2011 год председателями этих учебно-методических советов были сформированы авторские коллективы разработчиков ФГОС ВПО, в которые вошли ведущие специалисты в области культуры и искусства из различных вузов Российской Федерации. Итогом проведенных мероприятий стал выигранный тендер во Всероссийском конкурсе № Ф-26 «Закупка проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры», который был проведен Министерством образования Российской Федерации, по направлениям подготовки «Народная художественная культура» (Госконтракт № П 933); «Социально-культурная деятельность» (Госконтракт № П 934); «Биб-лиотечно-информационная деятельность» (Госконтракт № П 935).

ФГОС ВПО по направлению «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (бакалавриат) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 года № 55, а ФГОС ВПО по специальности «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ» -приказом Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2011 года № 1412. Эти ФГОС ВПО разработаны на инициативной основе.

Важным направлением социального партнерства является сотрудничество УМО с ра-

ботодателями. В проекте нового «Положения об учебно-методическом объединении образовательных организаций профессионального образования» впервые указывается на развитие взаимодействия.

Объединениям работодателей, среди которых образовательные организации начального профессионального, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, научные и иные организации, общероссийские, общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей и др., предлагается войти в состав УМО на добровольных началах в лице своих представителей. Социальное партнерство в этом направлении предполагает:

- координацию деятельности научно-педагогической общественности образовательных организаций, представителей работодателей по обеспечению качества высшего и дополнительного профессионального образования;

- участие с объединениями работодателей в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, примерных основных образовательных программ всех уровней и направленности профессионального образования;

- разработку систем контроля качества основных образовательных программ всех уровней профессионального образования, а также участие совместно с объединениями работодателей в общественно-профессиональной аккредитации основных образовательных программ.

Следует подчеркнуть, что Минобрнауки России с 2004 года направляет свои усилия на активизацию взаимодействия профессионального образования с работодателями, на установление конструктивного диалога в целях повышения качества образования. Так, стали традиционными «круглые столы» по обсуждению острых проблем развития высшего профессионального образования; совместно с

Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) развернуты работы по формированию общероссийской системы квалификаций - важнейшему компоненту для разработки профессиональных стандартов.

В последние годы были апробированы механизмы «институциализации» требований ведущих работодателей к образованию через разработку и утверждение профессиональных стандартов. В настоящее время разработаны и одобрены комиссией РСПП около 70 стандартов профессий в области информационных технологий, авиастроения, индустрии гостеприимства, управления организацией и т.д. Еще 100 профессиональных стандартов находятся в разработке. Они охватывают нефтедобычу, газоснабжение, наноиндустрию, строительство, машиностроение, сервисные услуги, сестринское дело, управление персоналом.

Данные профессиональные стандарты использовались при разработке ФГОС нового поколения. Однако для формирования реальных предпосылок к качественному прорыву в содержании образования должна быть ускорена работа по созданию профессиональных стандартов, равно как и работа по направлениям модернизации и инновационного развития сферы культуры и искусства.

Социальное партнерство УМО и работодателей имеет свою историю, начавшуюся с Московского симпозиума «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве» (2007). В последние годы взаимодействие стало более продуктивным. УМО плодотворно сотрудничает с Министерством культуры и Министерством образования РФ, с рядом организаций по разработке и реализации ФГОС ВПО по направлениям УМО. Это сотрудничество включает:

- организацию обучающих семинаров Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов (НИТУ «МИ-СиС») - руководитель доктор педагогических наук, профессор Т.В. Челышева;

- проведение консультаций по их составлению (организатор - В.И. Солодухин);

- разработку содержания и перевод ча-

Стратегия высшего профессионального образования 203

сов в зачетные единицы, обоснование и разработку содержания профилей и т.д. (трудами председателей УМС МГУКИ - Е.Ю. Стрельцовой, Н.Н. Ярошенко, А.М. Мазурицкого).

Этому направлению деятельности также был посвящен ряд рабочих совещаний, «круглых столов», встреч с работодателями, представителями УМО средних специальных учебных заведений. Данные мероприятия проводились как по инициативе УМО, так и по инициативе Минобрнауки РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии. В этих мероприятиях активное участие принимали председатели УМС МГУКИ Р.Г. Абдулатипов, Л.С. Жаркова, В.И. Соло-духин, Е.Ю. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко, А.М. Мазурицкий и др.

В апреле 2011 года Комитет по культуре Государственной Думы провел обсуждение вопроса «Образовательный процесс в вузах культуры», в результате которого были обозначены перспективы развития вузов культуры России.

В марте 2011 года в Московском государственном университете культуры и искусств был проведен Координационный совет Министерства культуры РФ, посвященный проблеме нового подхода к повышению квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и сотрудников региональных управлений и ведомств культуры. На заседании Координационного совета и в процессе работы творческих групп неоднократно поднимался вопрос о создании профессиональных образовательных стандартов.

В ходе подготовки и проведения всероссийских и международных мероприятий сотрудниками учебно-методического объединения проводились консультации по различным вопросам образовательной деятельности вузов культуры и искусств, методической работы, сотрудничества с работодателями и др. УМО проведен мониторинг по проблемам развития уровневого образования в вузах культуры и искусств, о возможностях развития социальной мобильности по специальностям

УМО, реализуемых в вузах культуры и искусств РФ в процессе интеграции в мировое образовательное пространство.

Учебно-методическое объединение совместно со своими партнерами нацелено на всестороннюю подготовку к реализации федеральных образовательных стандартов по направлениям и специальностям, закрепленным за УМО.

Уже сегодня много делается для того, чтобы обеспечить методическое сопровождение и мониторинг ФГОС ВПО и основных образовательных программ всех уровней. Так, например, созданы рабочие группы по написанию учебников и учебных пособий на основе компетентностного подхода, в которые входят ученые, представляющие вузы культуры и искусств РФ. Коллегиально создаётся научно-методическое обеспечение примерных основных образовательных программ всех уровней профессионального образования. Учебно-методическое объединение в этом направлении деятельности организует курсы повышения квалификации для педагогов вузов по осмыслению нового подхода к организации образовательного процесса.

Основное внимание УМО и его партнеров приковано к качеству организации образовательного процесса и подготовки специалистов для отрасли культуры и искусства, важнее не потерять те традиции высокого качества, которые сложились в отечественной системе профессионального образования. Поэтому в новые компетенции УМО заложена возможность:

- разрабатывать и/или сертифицировать совместно с объединениями работодателей фонды оценочных средств для оценки знаний, умений и уровня сформированных компетенций обучающихся при проведении процедуры государственной, общественной или общественно-профессиональной аккредитации основных профессиональных образовательных программ образовательных учреждений;

- формировать предложения по составу экспертов, участвующих в мероприятиях по лицензионному контролю и аккредитацион-

ной экспертизе учебных заведений;

- проводить совместно с объединениями работодателей экспертизу профилей бакалавриата, магистерских программ, специализаций в рамках специальностей.

В рамках института социального партнерства УМО должно проводить конференции, семинары и совещания по проблемам профессионального образования, а также студенческие олимпиады и конкурсы.

Учебно-методическим объединением накоплен опыт работы по обучению представителей вузов культуры и искусств по разработке и внедрению нового поколения образовательных стандартов. Повышение квалификации педагогических работников вузов (заведующих кафедрами, начальников учебных частей, ведущих преподавателей и т.д.) по проблемам реализации ФГОС, разработка основных образовательных программ на новых принципах были организованы непосредственно после введения изменений в действующее законодательство, касающихся введения федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-методическим

советом определены направления программ, которые имеют прямое отношение к введению уровневого образования, модульной организации образовательного процесса, созданию ООП на основе компетентностного подхода и др. Совместно с «Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов» НИТУ МИСиС проведена специализированная подготовка актива вузов по программе «Проектирование нового поколения основных образовательных программ, реализующих требования ФГОС ВПО». Проведенный мониторинг показал, что по проблемам введения ФГОС ВПО повысили квалификацию около 70 человек, представителей вузов, реализующих данные стандарты.

Таким образом, социальное партнерство в сфере профессионального образования вузов культуры и искусств России и работодателей понимается нами как интегративная система отношений учебных заведений и различных субъектов работодателя, которая ориентирована на подготовку творчески и профессионально грамотных специалистов, мобильных и легко адаптированных к рынку труда.

Примечания

1. Концепция развития вузов культуры и искусств на период до 2015 года. - М.: МГУКИ, 2007.

2. Проект «Типового положения об учебно-методическом объединении образовательных организаций профессионального образования». - М., 2011

3. Справка по вопросу «О ходе выполнения работ по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения» // К заседанию коллегии Минобрнауки России 25 января 2011 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.