Научная статья на тему 'Роль учебно-методического объединения в реализации уровневого образования в вузах культуры и искусств'

Роль учебно-методического объединения в реализации уровневого образования в вузах культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль учебно-методического объединения в реализации уровневого образования в вузах культуры и искусств»

12 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль ^

РОЛЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ УРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Т. К. Солодухина

проректор по учебно-методической деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

Интеграция России в мировое образовательное пространство является одним из приоритетов модернизации образования, в том числе и в сфере культуры и искусства. Интеграция подразумевает в первую очередь переход на уровневую систему высшего профессионального образования. Развитие уровневой системы образования в сфере культуры и искусства сегодня ориентировано на полноправное становление трех ступеней высшего образования: бакалавриат, дипломированный специалист и магистратура. Уровневая система вуза культуры и искусств предусматривает, во-первых, непрерывную подготовку дипломированных специалистов, во-вторых, двухступенчатую подготовку, обеспечивающую реализацию образовательных программ с присвоением выпускнику степени (квалификации) бакалавра и магистра.

Начиная с 2003 года вузы культуры и искусств Российской Федерации приступили к подготовке бакалавров и магистров по трем направлениям: «Библиотечно-информацион-ные ресурсы», «Народная художественная

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

1 (39) январь-февраль 2011 12-16

культура», «Социально-культурная деятельность» с присвоением степеней (квалификаций): «Бакалавр и магистр библиотечно-ин-формационных ресурсов», «Бакалавр и магистр народной художественной культуры», «Бакалавр и магистр социально-культурной деятельности».

Опыт научно-образовательной деятельности вузов культуры и искусств показал, что многоуровневое образование требует существенного изменения в структуре учебного процесса бакалавров, значительного увеличения доли самостоятельной работы студентов, внедрения балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. В профессиональном становлении магистров основной акцент делается на научно-исследовательскую работу, включающую работу по индивидуальному плану, исследовательскую и педагогическую практики, подготовку магистерской работы. За прошедшие годы в подготовке магистров педагогами осознана важность профилиза-ции, которая позволила развивать и углублять профессиональные теоретические знания ма-

Стратегия высшего профессионального образования 13

гистров, формировать умения по применению полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, овладевать навыками постановки и проведения самостоятельных научных исследований.

Накопленный опыт послужил основой для нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), которые принципиально отличаются от предыдущего поколения государственных стандартов компетентностным подходом, настраивающим педагогическую практику вузов на организацию образовательного процесса, основанного в первую очередь на увеличении доли индивидуального обучения студентов, включая их постоянно возрастающую самостоятельную учебную деятельность и личную ответственность за ее результаты (индивидуальное планирование (личная траектория), самооценка, самоорганизация, саморазвитие, индивидуальный мониторинг и т.д.).

Основа современных образовательных стандартов - ориентация на новые результаты, среди которых:

- информационная компетентность (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативная компетентность (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Сегодня учебно-методическим объединением разработаны и утверждены Министерством образования РФ Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и примерные основные образовательные программы по

следующим направлениям подготовки: 071900 Библиотечно-информационная деятельность (бакалавриат и магистратура) - руководитель учебно-методического совета кандидат педагогических наук, профессор В.К. Клюев; 071800 Социально-культурная деятельность (бакалавриат и магистратура) - руководитель учебно-методического совета доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Ярошенко; 071500 - Народная художественная культура (бакалавриат и магистратура) - руководитель учебно-методического совета доктор педагогических наук, профессор Е.Ю. Стрельцова. На утверждении в Министерстве образования Российской Федерации находятся ФГОС ВПО по направлению «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (бакалавриат и магистратура) - руководитель учебно-методического совета доктор педагогических наук, профессор О.Л. Орлов, и по специальности «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ» -и.о. руководителя учебно-методического совета В. Иванова.

Председателем Учебно-методического объединения (УМО) высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов является ректор МГУКИ, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Р. Г. Абдулатипов.

В условиях перехода на уровневую систему подготовки перед учебно-методическим объединением ставятся новые задачи, определенные в соответствии с приказом Рособразо-вания № 109 от 10.02.2010 года «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования» и «Комплексным планом мероприятий Рособразования по обеспечению перехода на уровневую систему высшего профессионального образования подведомственных высших учебных заведений на период 2010-2011 годы». Анализ перечисленных документов, а также государственной про-

14 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль

граммы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2010-2012 годы» и «Модели развития образования 2020» позволили определить главные ориентиры в деятельности Учебно-методического объединения по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов.

Во-первых, УМО должно возглавить деятельность педагогического сообщества вузов культуры и искусств по разработке основных образовательных программ (ООП), в структуре которых: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, программы учебной и производственной практик, календарный график учебного процесса, программы итоговой государственной аттестации для бакалавров, магистров и специалистов, методические материалы, обеспечивающие реализацию основной образовательной технологии.

Инновационный характер развития образования при переходе на новое поколение ФГОС ВПО требует при создании учебных программ и выборе методов обучения использования технологий компетентностного подхода. В этом контексте особенно актуальны:

- разработка нормативно-правовой базы для внедрения уровневой системы образования и перехода на ФГОС ВПО;

- оказание помощи в разработке оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по программам подготовки бакалавров, магистров и специалистов.

Учитывая многолетний опыт развития вузов культуры и искусств, специфику организации обучения, важно не только инновационно развивать содержание, формы и методы профессионального образования будущих специалистов, но и сохранить уникальность, присущую этим специальностям, - в этом основная задача учебно-методического объединения.

Во-вторых, необходимость обеспечения непрерывного повышения качества образования. Поскольку в новой модели уровневого образования процесс обучения становится многообразным и вариативным, постольку важную роль начинают играть как внешняя, так и внутренняя системы оценки качества, ориентированные не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты.

Основное направление деятельности учебно-методического объединения в этом аспекте - развитие государственно-частного партнерства как залога высокой гибкости и адекватности образования в сфере культуры и искусства требованиям современности. Участие в объединениях работодателей позволит членам УМО и работодателям реально влиять на разработку и реализацию государственной образовательной политики (как-то: разработка законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, формирование перечней направлений подготовки (специальностей), разработка государственных образовательных стандартов профессионального образования, участие в процедурах контроля качества профессионального образования).

Третье направление деятельности УМО по реализации уровневого образования заключается в деятельности по организации повышения квалификации и переподготовки руководящего звена вузов культуры и искусств (заведующих кафедрами, проректоров по учебной работе) и профессорско-преподавательского состава. Для того чтобы реализовать задачу достижения нового качества образования и предоставить образовательные услуги требуемого качества, каждый вуз должен обладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров, которые должны выступать носителями новой системы профессионально-педагогических ценностей, обладать высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства. В этом направлении УМО организует:

- участие сотрудников УМО в семинарах, семинарах-совещаниях по переходу на уров-

Стратегия высшего профессионального образования 15

невую систему ВПО;

- курсы на базе УМО повышения квалификации для заведующих кафедрами социально-культурной деятельности, народной художественной культуры, информационно-аналитической деятельности по переходу на новое поколение ФГОС ВПО и разработке основных образовательных программ, переходу на систему зачетных единиц и блочно-модуль-ное построение учебного процесса;

- повышение квалификации для преподавателей вуза по вопросам формирования нового содержания образования и организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС ВПО.

Следует четко понимать, что сегодня при переходе на уровневую систему высшего профессионального образования необходимо предусмотреть системное повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, способных органично адаптироваться к изменениям во внешней среде и соответствовать вызовам XXI века.

В современных реалиях УМО - это и повышение качества подготовки специалистов, и разработка ФГОС ВПО нового поколения, и, в целом, обеспечение учебно-методического, научно-методического сопровождения работы вузов.

Оценивая потенциал и историю УМО (которая насчитывает 15 лет), сложившиеся традиционные формы обмена информацией, необходимо развивать ее дистанционные формы: онлайн-конференции, онлайн-совещания, обмены мнениями и т.д.

Невозможно не предвидеть и изменение содержания деятельности УМО, которое проявляется в освоении новых направлений работы, необходимых для совершенствования управления и повышения качества и эффективности учебно-методической деятельности. Это касается использования методик анализа качества образования с помощью компьютерной техники, разработки новых технологий интенсификации образования и др. Нам необходимо создавать интерактивное учебно-методическое обеспечение, которого по ФГОС

ВПО должно быть не менее 40%.

Точно так же необходимо более активно участвовать в исследовательской деятельности, поскольку исследовательская деятельность является основой прогнозирования развития образования в сфере культуры и искусства, и включать в эту работу специалистов региональных вузов.

Учитывая новые требования к профессиональной компетенции педагога высшей школы, необходимо организовать обучение педагогов не только в головном вузе, но и в самом образовательном учреждении (корпоративная форма обучения) с приглашением членов УМО.

В рамках учебных семинаров-практикумов необходимо ознакомить педагогов с нормативными документами, касающимися перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, программно-методическим обеспечением образовательного процесса, особенностями планирования и контроля учебных достижений, новыми технологиями обучения, позволяющими реализовать системно-деятельностный подход.

Только совместная учебно-методическая работа позволит реализовать всю совокупность новых идей в определении целей, задач, содержания образования, заявленных в декларируемых установочных документах федерального государственного образовательного стандарта нового поколения; в определении достижений результатов реализации концепции новых стандартов; в разработке нового поколения учебно-методического сопровождения при реализации стандартов нового поколения.

В этом направлении деятельности учебно-методического объединения важной является работа по развитию информационно-аналитического обеспечения уровневой системы высшего профессионального образования. Среди направлений этой работы:

- развитие сайта УМО по информационному обеспечению перехода на уровневое ПВО;

16 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль

- организация консультаций для преподавателей и сотрудников вузов культуры и искусств по переходу на уровневую системы ВПО;

- проведение межвузовских конференций, семинаров, «круглых столов» совместно с социальными партнерами, объединениями работодателей, выпускников по проблемам перехода на уровневую систему;

- мониторинг состояния учебно-методического сопровождения вузов культуры и

искусств по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования.

Таким образом, переход на уровневую систему высшего профессионального образования требует от учебно-методического объединения в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов реализации всей совокупности задач, обеспечивающей инновационное развитие образования в сфере культуры и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.