Научная статья на тему 'Взаимодействие общественных советов с помощниками начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по защите прав человека'

Взаимодействие общественных советов с помощниками начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по защите прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
656
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ / ПОМОЩНИКИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / CRIMINAL AND PENAL LAW / SOCIAL CONTROL / PUBLIC COUNCILS / HUMAN RIGHTS ASSISTANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольховик Николай Владимирович

Определяются правовые основы и обосновываются необходимость, направления и формы взаимодействия общественных советов с помощниками начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Перед общественными советами и помощниками начальников по правам человека территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний стоят общие цели. Несмотря на это правовая основа взаимодействия этих субъектов практически отсутствует и должна быть создана. Необходимо расширить полномочия общественных советов за счет участия членов общественных советов в деятельности помощников начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ольховик Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation of public councils with assistants of principals of local offices of the Federal Penal Service over the protection of human rights

The author proves legal basis, necessity, directions and forms of cooperation of public councils with assistants of principals of local offices of the Federal Penal Service over the protection of human rights. Current legislation does not provide a legal basis of cooperation of public councils with assistants of principals of local offices over the protection of human rights. However, they have common purposes. Civil engagement in the protection of human rights is impossible without control over the necessary conditions for observance of rights of suspected and accused persons. The author proposes to extend powers of public councils by means of participation of public council members in the work of assistants of principals of local offices of the Federal Penal Service over the protection of human rights. It is proposed to formalize three main directions of cooperation of public councils and assistants over the human rights. Firstly, it is participation in public deliberations of legal rules and other documents developed by the Federal Penal Service of the Russian Federation. Secondly, it is participation in elaboration and realization of programs over current problems of the activity of institutes and public councils the Federal Penal Service in improvement of conditions of serving punishment by convicts, confinement of suspected and accused persons. Thirdly, it is execution of public control for observation of rights and legal interests of the convicted, of persons in custody and of officials of the penal service in penal institutions. The author suggests to confirm rights and responsibilities of the considered persons over the following directions: joint consideration of applications, contained information on violation of human rights in the penal system; carrying out consultations of the convicted, of persons in custody, of officials of the penal service and of other persons on personal matters; carrying out visits to penal institutions to control the observance of rights and legal interests of the convicted, of persons in custody, of officials of the penal service; participation in the supervision of institutions subordinate to the local office of the Federal Penal Service of the Russian Federation; participation in the training of officials of the local office of the Federal Penal service of the Russian Federation; making suggestions to encourage the officials of the penal service.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие общественных советов с помощниками начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по защите прав человека»

Вестник Томского государственного университета. 2016. № 405. С. 173-177. DOI: 10.17223/15617793/405/25

УДК 343.8

Н.В. Ольховик

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ С ПОМОЩНИКАМИ НАЧАЛЬНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Определяются правовые основы и обосновываются необходимость, направления и формы взаимодействия общественных советов с помощниками начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Перед общественными советами и помощниками начальников по правам человека территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний стоят общие цели. Несмотря на это правовая основа взаимодействия этих субъектов практически отсутствует и должна быть создана. Необходимо расширить полномочия общественных советов за счет участия членов общественных советов в деятельности помощников начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.

Ключевые слова: права человека; уголовно-исполнительное право; общественный контроль; общественные советы; помощники по правам человека.

В науке управления принято рассматривать взаимодействие каких-либо управленческих субъектов с точки зрения правовых основ, необходимости и обусловленности, направлений, форм и методов их взаимодействия.

Правовые основы. Определение правовых основ взаимодействия общественных советов с помощниками начальников по правам человека территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) по защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, невозможно без определения правовых основ деятельности каждого из этих субъектов.

Деятельность Общественного совета при ФСИН России регламентируется только на подзаконном уровне, если не считать Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», устанавливающего правовые основы участия членов Общественной палаты в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти [1]. Основным иным нормативным правовым актом, определяющим правовые основы деятельности Общественного совета при ФСИН России, является Указ Президента Российской Федерации от 4.08.2006 г. «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» [2]. ФСИН России относится к федеральной службе, руководство деятельностью которой осуществляет Президент Российской Федерации. Поэтому на основании пункта 4 Указа Положение об общественном совете и его состав утверждаются правовым актом соответствующего федерального органа исполнительной власти об образовании общественного совета. Таким правовым актом в настоящее время является Приказ ФСИН России от 01.10.2013 г. № 542 «О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятель-

ности уголовно-исполнительной системы и утверждении его состава» [3]. Что касается правовых основ деятельности общественных советов при территориальных органах ФСИН России, то единственным правовым актом, не имеющим нормативного характера и только упоминающим общественные советы при территориальных органах ФСИН России, является распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1877-р, которое внесло изменения в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. [4]. Таким образом, деятельность общественных советов при территориальных органах ФСИН России регламентируется в настоящее время только соответствующими приказами начальников территориальных органов ФСИН России, которые не относятся к правовым актам.

Деятельность помощника начальника территориального органа по защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, регламентируется также на подзаконном уровне. Приказом Минюста России от 25.10.2001 г. № 1650-к «О введении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации должности помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе» в структуре Главного управления Минюста России было создано специальное подразделение, а в территориальных органах уголовно-исполнительной системы (УИС) учрежден институт помощников начальников по правам человека [5]. В 2002 г. Приказом Минюста России от 22 февраля № 45 утверждается «Типовая должностная инструкция помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в УИС Минюста России», где закрепляются его должностные обязанности [6]. На этих сотрудников возложены обязанности обобщения поступающей информации о соблюдении прав человека, рассмотрения предложений и заявлений осужденных и иных граждан по вопросам соблюдения прав человека, личного участия в инспектировании учреждений и органов, исполняющих наказания.

Усиление ведомственного контроля за соблюдением законности в УИС обусловило принятие Положе-

ния об организации контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России № 140 от 10 июня 2003 г., где определяются основные цели и задачи контроля, объекты контроля, направления осуществления контроля, полномочия субъектов контроля и порядок их взаимоотношений, а также формы подведения контроля [7]. В соответствии с этим Положением к субъектам контроля в пределах своей компетенции отнесены управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов УИС Минюста России; отделы по контролю за соблюдением законодательства и прав человека в учреждениях и органах УИС в федеральных управлениях Минюста России по федеральным округам; отдел по соблюдению прав человека в УИС организационно-инспекторского управления ГУИН Минюста России; помощники начальников территориальных органов по соблюдению прав человека в УИС Минюста России. В настоящее время должностные обязанности помощника начальника территориального органа ФСИН России по правам человека (далее - помощник) определяются должностными инструкциями, разработанными на основании поручения ФСИН России от 07.11.2012 г. [8]. Помощник осуществляет свою деятельность в целях контроля за созданием необходимых условий для соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, а также сотрудников и работников учреждений и органов УИС.

Ни в одном из перечисленных нормативных правовых актах не предусмотрена обязанность взаимодействия общественных советов с помощниками начальников территориальных органов ФСИН России по защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.

Обоснованность и необходимость, направления, формы и методы взаимодействия. Обоснованность и необходимость взаимодействия общественных советов при территориальных органах ФСИН России с помощниками начальников территориальных органов ФСИН России по правам человека обусловлены несколькими обстоятельствами. Связано это с тем, что перед общественными советами и помощниками стоят хотя и разноуровневые, но все-таки общие цели. Помощники действуют в целях контроля за созданием необходимых условий для соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, а также сотрудников и работников учреждений и органов УИС. Основной целью Общественного совета при ФСИН России является привлечение общественности к участию в решении задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. Как представляется, привлечение обще-

ственности к защите прав невозможно без контроля за созданием необходимых условий для соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, а также сотрудников и работников учреждений и органов УИС.

Взаимодействие рассматриваемых субъектов должно осуществляться по разным направлениям деятельности и зависит от их уровня и содержания решаемых ими задач. Этих вопросов достаточно много, поэтому считаем целесообразным рассматривать их по направлениям работы общественного совета и помощника начальника территориального органа по правам человека.

Общественный Совет при ФСИН России вправе:

- информировать общественность и средства массовой информации о деятельности ФСИН России для формирования у населения объективного представления об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания;

- содействовать в получении образования осужденными, а также несовершеннолетними, содержащимися под стражей, социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

- содействовать в налаживании взаимоотношений ФСИН России с руководством производственных объединений, корпораций, фирм для получения заказов в целях развития производства в учреждениях ФСИН России и, тем самым, совершенствования трудовой адаптации осужденных и их профессиональной подготовки;

- участвовать в обсуждении с органами государственной власти вопросов совершенствования нормативной правовой базы по соблюдению прав и законных интересов работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах;

- участвовать в разработке и реализации программ по актуальным проблемам деятельности учреждений и территориальных органов ФСИН России в области улучшения условий отбывания наказаний осужденными, содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- участвовать в публичном обсуждении нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых ФСИН России;

- распространять положительный опыт работы учреждений и органов УИС в решении вопросов по защите прав и законных интересов работников УИС, осужденных, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах.

Наряду с этим Положение предусмотрело формы и методы работы Совета. К ним относится: а) проведение заседаний Совета; б) создание по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, комиссий и рабочих групп, в состав которых могут входить по согласованию с руководством ФСИН России государственные гражданские служащие, представители общественных объединений и организаций. При этом члены Совета могут возглавлять комиссии и рабочие группы, фор-

мируемые Советом; в) ознакомление с документами, касающимися рассматриваемых проблем; г) высказывание своего мнения по существу обсуждаемых вопросов, замечаний и предложений по проектам принимаемых решений и протоколу заседания Совета; д) внесение предложений руководству ФСИН России по совершенствованию взаимодействия учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с международными неправительственными и российскими общественными организациями (объединениями), религиозными конфессиями в решении вопросов, касающихся дальнейшей гуманизации условий отбывания наказаний, социальной защиты работников и ветеранов УИС; е) информирование руководства ФСИН России о нарушениях прав и законных интересов осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах; ж) запрос сведений о деятельности учреждений и территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека.

Сопоставление предусмотренных Положением направлений работы Совета с целью его работы показывает их несоответствие. В Положении отсутствует направление работы Совета, заключающееся в привлечении общественности к защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. В то же время Положение предусмотрело формы и методы реализации этого направления работы: запрос сведений о деятельности учреждений и территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека; информирование руководства ФСИН России о нарушениях прав и законных интересов осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах; внесение предложений руководству ФСИН России по совершенствованию взаимодействия учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с международными неправительственными и российскими общественными организациями (объединениями), религиозными конфессиями в решении вопросов, касающихся дальнейшей гуманизации условий отбывания наказаний, социальной защиты работников и ветеранов УИС. Следует отметить и то, что перечисленные формы и методы работы членов Совета явно недостаточны для защиты прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. Запрос сведений о деятельности учреждений и территориальных органов ФСИН России о соблюдении прав человека позволяет получить информацию о состоянии работы по соблюдению прав человека только с позиции ведомства. Положение не предусматривает даже такой формы работы Совета, как посещение членами Совета учреждений и территориальных органов ФСИН России, хотя в практике работы Общественного Совета при ФСИН России и общественных советов при территориальных органах эта форма ра-

боты широко используется, позволяет посмотреть на состояние этой работы со стороны и сформулировать предложения по ее совершенствованию.

Таким образом, очевидным является закрепление в Положении о Совете такого направления работы Совета, как «привлечение общественности к защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах». Следовательно, формы и методы работы Общественного совета при ФСИН России и общественных советов при ее территориальных органах должны быть расширены. Как представляется, такое расширение полномочий общественных советов можно осуществить за счет участия членов общественных советов в деятельности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека.

Во-первых, участие членов общественных советов в публичном обсуждении нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых ФСИН России, должно предполагать следующие права члена общественного совета:

- вносить начальнику территориального органа ФСИН России предложения о приостановлении (отмене), изменении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность УИС, в случае выявления в них противоречий с международными нормативными правовыми актами по правам человека, ратифицированными Российской Федерацией;

- вносить начальнику территориального органа ФСИН России предложения по совершенствованию порядка соблюдения прав и законных интересов осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС по повышению эффективности работы учреждений УИС до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития с учетом требований международных нормативных правовых актов по правам человека, ратифицированных Российской Федерацией, Европейских пенитенциарных правил (Рекомендация Яее (2006) 2 Комитета министров Совета Европы государствам - участникам Совета Европы о Европейских тюремных правилах, принята 11.01.2006), решений ЕСПЧ, рекомендаций Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее - ЕКПП) с установлением сроков исполнения запланированных мероприятий и должностных лиц, ответственных за их исполнение.

Во-вторых, участие членов общественных советов в разработке и реализации программ по актуальным проблемам деятельности учреждений и территориальных органов ФСИН России в области улучшения условий отбывания наказаний осужденными, содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, будет гораздо продуктивней, если закрепить в Положениях об общественном Совете при ФСИН России и положениях об общественных советах ее территориальных органов следующие права их членов:

1) участие в работе группы по соблюдению прав человека в УИС;

2) участие в рассмотрении в соответствии с требованиями действующего законодательства поступающих на исполнение (в соответствии с указанием начальника территориального органа ФСИН России) обращений осужденных, лиц, содержащихся под стражей, работников УИС, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссии, иных граждан и правозащитных организаций, а также сообщений средств массовой информации и актов прокурорского реагирования, содержащих информацию о нарушениях прав человека в УИС;

3) проведение в установленном порядке приемов по личным вопросам осужденных и лиц, содержащихся под стражей, работников УИС, а также иных граждан;

4) осуществление выездов в учреждения УИС (плановых, внеплановых) в целях контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, работников УИС с предоставлением начальнику территориального органа ФСИН России заключений о выявленных нарушениях прав человека в УИС, а также предложений по установлению лиц, виновных в указанных нарушениях, привлечению их к ответственности и восстановлению нарушенных прав граждан;

5) участие в инспектировании учреждений УИС подведомственных территориальному органу ФСИН России, по итогам которых члены общественных советов могут участвовать в разработке предложений в раздел, касающийся соблюдения прав осужденных, лиц, заключенных под стражу, а также работников УИС, плана реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования, контролируют их реализацию. По поручениям руководства Федеральной службы исполнения наказаний члены общественных советов могли бы участвовать в инспектировании других территориальных органов ФСИН России в составе комиссий ФСИН России по инспектированию;

6) участие в работе комиссий территориального органа ФСИН России по проведению служебных проверок по фактам нарушения служебной дисциплины в сфере соблюдения прав и законных интересов осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС;

7) участие в организации посещения учреждений УИС Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации;

8) осуществление общественного контроля за соблюдением в учреждениях УИС требований Европей-

ских пенитенциарных правил, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной 04.11.1950 в г. Риме, и других международных стандартов в сфере обращения с заключенными, а также за устранением в деятельности подведомственных территориальному органу ФСИН России учреждений УИС нарушений прав человека, выявленных ЕСПЧ и ЕКПП;

9) осуществление контроля за выполнением должностными лицами территориального органа ФСИН России и подведомственных ему учреждений УИС должностных обязанностей по обеспечению прав и законных интересов осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС. При необходимости члены общественных советов могут вносить предложения начальнику территориального органа ФСИН России о закреплении в установленном порядке за указанными лицами дополнительных обязанностей, необходимых для соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации в сфере обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

10) участие в ведомственном контроле за полным и своевременным устранением нарушений прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, выявленных органами прокуратуры, уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией и правозащитными организациями;

11) участие в проведении занятий с работниками территориального органа ФСИН России, осуществление проверки знаний норм российского и международного законодательства, регулирующего права и свободы человека и гражданина;

12) внесение предложений о поощрении работников УИС, добившихся высоких результатов в работе по обеспечению прав и законных интересов осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС.

Закрепление этих направлений взаимодействия общественных советов с помощниками начальников территориальных органов ФСИН России по защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, способствовало бы выполнению одной из задач Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г., действующей в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1877-р, - обеспечение прозрачности уголовно-исполнительной системы, расширение сотрудничества с гражданским обществом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № Э2-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // ИПС Консультант Плюс.

2. Указ Президента Российской Федерации от 4.08.2006 года «О порядке образования общественных советов при федеральных министер-

ствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» // ИПС Консультант Плюс.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года № 1877-р, которое внесло изменения в Концепцию разви-

тия уголовно-исполнительной системы до 2020 года // ИПС Консультант Плюс.

4. Приказ Минюста России от 25.10.2001 года № 1650-к «О введении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Россий-

ской Федерации должности помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе» // ИПС Консультант Плюс.

5. Приказ Минюста России от 22 февраля 2002 г. № 45 утверждается «Типовая должностная инструкция помощника начальника территори-

ального органа по соблюдению прав человека в УИС Минюста России» // ИПС Консультант Плюс.

6. Приказ Минюста России № 140 от 10 июня 2003 г. «Об утверждении Положения об организации контроля за соблюдением законода-

тельных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» // ИПС Консультант Плюс.

7. Приказ ФСИН России от 01.10.2013 года № 542 «О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по

проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы и утверждении его состава» // ИПС Консультант Плюс.

8. Поручение ФСИН России от 07.11.2012 года «О соблюдении прав человека в УИС» // ИПС Консультант Плюс.

Статья представлена научной редакцией «Право» 18 марта 2016 г.

COOPERATION OF PUBLIC COUNCILS WITH ASSISTANTS OF PRINCIPALS OF LOCAL OFFICES OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OVER THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS

Tomsk State University Journal, 2016, 405, 173-177. DOI: 10.17223/15617793/405/25

Olkhovik Nikolay V. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: lawtsu@rambler.ru

Keywords: human rights; criminal and penal law; social control; public councils; human rights assistants.

The author proves legal basis, necessity, directions and forms of cooperation of public councils with assistants of principals of local offices of the Federal Penal Service over the protection of human rights. Current legislation does not provide a legal basis of cooperation of public councils with assistants of principals of local offices over the protection of human rights. However, they have common purposes. Civil engagement in the protection of human rights is impossible without control over the necessary conditions for observance of rights of suspected and accused persons. The author proposes to extend powers of public councils by means of participation of public council members in the work of assistants of principals of local offices of the Federal Penal Service over the protection of human rights. It is proposed to formalize three main directions of cooperation of public councils and assistants over the human rights. Firstly, it is participation in public deliberations of legal rules and other documents developed by the Federal Penal Service of the Russian Federation. Secondly, it is participation in elaboration and realization of programs over current problems of the activity of institutes and public councils the Federal Penal Service in improvement of conditions of serving punishment by convicts, confinement of suspected and accused persons. Thirdly, it is execution of public control for observation of rights and legal interests of the convicted, of persons in custody and of officials of the penal service in penal institutions. The author suggests to confirm rights and responsibilities of the considered persons over the following directions: joint consideration of applications, contained information on violation of human rights in the penal system; carrying out consultations of the convicted, of persons in custody, of officials of the penal service and of other persons on personal matters; carrying out visits to penal institutions to control the observance of rights and legal interests of the convicted, of persons in custody, of officials of the penal service; participation in the supervision of institutions subordinate to the local office of the Federal Penal Service of the Russian Federation; participation in the training of officials of the local office of the Federal Penal service of the Russian Federation; making suggestions to encourage the officials of the penal service.

REFERENCES

1. Konsul'tant Plyus. (2005) Federal 'nyy zakon ot 4 aprelya 2005 g. № 32-FZ "Ob Obshchestvennoy palate Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of

April 4, 2005 No. 32-FZ "On the Public Chamber of the Russian Federation"].

2. Konsul'tant Plyus. (2006) Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 4.08.2006 goda "O poryadke obrazovaniya obshchestvennykh sovetov pri

federal'nykh ministerstvakh, federal'nykh sluzhbakh i federal'nykh agentstvakh, rukovodstvo deyatel'nost'yu kotorykh osushchestvlyaetPrezident Rossiyskoy Federatsii, pri federal'nykh sluzhbakh i federal'nykh agentstvakh, podvedomstvennykh etim federal'nym ministerstvam" [Presidential Decree of 08.04.2006, "On the order of the formation of public councils at federal ministries, federal services and federal agencies managed by the President of the Russian Federation at federal services and federal agencies subordinate to these federal ministries"].

3. Konsul'tant Plyus. (2015) Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 23 sentyabrya 2015 goda № 1877-r, kotoroe vneslo izmeneniya v

Kontseptsiyu razvitiya ugolovno-ispolnitel 'noy sistemy do 2020 goda [Decree of the Russian Federation of September 23, 2015 No. 1877-p which amended the Concept of development of the penal system until 2020].

4. Konsul'tant Plyus. (2001) Prikaz Minyusta Rossii ot 25.10.2001 goda № 1650-k "O vvedenii v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme Ministerstva yustitsii Ros-

siyskoy Federatsii dolzhnosti pomoshchnika nachal 'nika territorial 'nogo organa po soblyudeniyu prav cheloveka v ugolovno-ispolnitel 'noy sisteme " [Order of the Russian Ministry of Justice of25.10.2001, No. 1650 for "On introduction of the penal system of the Ministry of Justice of the Russian Federation as an assistant chief of the territorial authority for the observance of human rights in the penitentiary system"].

5. Konsul'tant Plyus. (2002) Prikaz Minyusta Rossii ot 22 fevralya 2002 g. № 45 utverzhdaetsya "Tipovaya dolzhnostnaya instruktsiya pomoshchnika

nachal 'nika territorial 'nogo organa po soblyudeniyu prav cheloveka v UIS Minyusta Rossii" [Order of the Russian Ministry of Justice of February 22, 2002 No. 45 approves "The typical job description of the Assistant of the Chief of the territorial body on human rights observance in prisons of the Federal Penal Service of the Justice Ministry of Russia"].

6. Konsul'tant Plyus. (2003) Prikaz Minyusta Rossii № 140 ot 10 iyunya 2003 g. "Ob utverzhdenii Polozheniya ob organizatsii kontrolya za soblyudeniem

zakonodatel'nykh i inykh normativnykh pravovykh aktov Rossiyskoy Federatsii, a takzhe prav cheloveka v uchrezhdeniyakh i organakh ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Ministerstva yustitsii Rossiyskoy Federatsii" [Order of the Russian Ministry of Justice No. 140 of 10 June 2003 "On approval of the Regulations on the organization of monitoring of compliance with legislative and other normative legal acts of the Russian Federation, as well as with human rights in the institutions and bodies of the correctional system of the Ministry of Justice of the Russian Federation"].

7. Konsul'tant Plyus. (2013) PrikazFSINRossii ot 01.10.2013 goda № 542 "O sozdanii Obshchestvennogo sovetapri Federal'noy sluzhbe ispolneni-

ya nakazaniypoproblemam deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy i utverzhdenii ego sostava" [Order of the Federal Penitentiary Service of Russia of 01.10.2013, No. 542 "On creation of the Public Council under the Federal Penal Service on the issues of activities of the penitentiary system and the approval of its composition"].

8. Konsul'tant Plyus. (2012) Poruchenie FSIN Rossii ot 07.11.2012 goda "O soblyudenii prav cheloveka v UIS" [Order of the Federal Penal Service

of Russia of 07.11.2012, "On the observance of human rights in the penal system"].

Received: 18 March 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.