Научная статья на тему 'Институт Уполномоченного по правам человека как Гарант обеспечения прав человека и справедливости в деятельности УИС России'

Институт Уполномоченного по правам человека как Гарант обеспечения прав человека и справедливости в деятельности УИС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ПОМОЩНИКИ УФСИН РОССИИ ПО СУБЪЕКТАМ / ЖАЛОБЫ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЗАКОННОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / CHIEF'S ASSISTANTS OF THE TERRITORIAL DEPARTMENTS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA / THE OMBUDSMAN / COMPLAINTS / HUMAN RIGHTS / LEGALITY / JUSTICE / HUMANIZATION / MODERNIZATION / SENSE OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнусов Абдулжабар Агабалаевич, Юнусов Самур Абдулжабарович

в статье раскрывается деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и подразделений помощников начальников УФСИН России по соблюдению прав человека и реализации общеправового принципа справедливости по обеспечению прав лиц, лишенных свободы, а также излагаются пути модернизации деятельности указанных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юнусов Абдулжабар Агабалаевич, Юнусов Самур Абдулжабарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTE OF THE OMBUDSMAN AS A GUARANTEE OF ENSURING THE HUMAN RIGHTS AND JUSTICE IN THE RUSSIAN PENAL SYSTEM ACTIVITIES

in the article the author describes the activity of the Ombudsman of the Russian Federation and chiefs assistants of the territorial departments of the Federal Penal Service of Russia on ensuring the human rights and the implementation of the general legal principle of justice to ensure the prisoners rights, and gives some ways to modernize the activities of these bodies.

Текст научной работы на тему «Институт Уполномоченного по правам человека как Гарант обеспечения прав человека и справедливости в деятельности УИС России»

Страничка Уполномоченного по правам человека в Рязанской области

УДК 343.8

ббк 67.409.01 A.A. YUNUSOV*, S.A. YUNUSOV**

Ю56

THE INSTITUTE OF THE OMBUDSMAN AS A GUARANTEE OF ENSURING THE HUMAN RIGHTS AND JUSTICE IN THE RUSSIAN PENAL SYSTEM ACTIVITIES

Аннотация: в статье раскрывается деятельность Уполномоченногопо правам человека в Российской Федерации и подразделений помощников начальников УФСИН России по соблюдению прав человека и реализации общеправового принципа справедливости по обеспечению прав лиц, лишенных свободы, а также излагаются пути модернизации деятельности указанных органов.

Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, помощники УФСИН России по субъектам жалобы, права человека, законность, справедливость, гуманизация, модернизация, правосознание.

АБДУЛЖАБАР АГАБАЛАЕВИЧ ЮНУСОВ*, САМУР АБДУЛЖАБАРОВИЧ ЮНУСОВ**

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА КАК ГАРАНТОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И СПРАВЕДЛИВОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УИС РОССИИ

Annotation: in the article the author describes the activity of the Ombudsman of the Russian Federation and chiefs’ assistants of the territorial departments of the Federal Penal Service of Russia on ensuring the human rights and the implementation of the general legal principle of justice to ensure the prisoners’ rights, and gives some ways to modernize the activities of these bodies.

Key words: the Ombudsman, chief’s assistants of the territorial departments of the Federal Penal Service of Russia, complaints, human rights, legality, justice, humanization, modernization, sense of justice.

В Российской Федерации сложились предпосылки для создания системы обеспечения взаимодействия гражданина и государства, отвечающей международным стандартам. В условиях политической, экономическойи социальной модернизации в государстве происходит формирование эффективной системы защиты прав человека как основного элемента правового государства и гражданского общества. Наличие основных прав, неотъемлемых по своей природе, является определяющим условием существования человека в демократическом государстве.

В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию отмечено, что ни одну из актуальных задач, стоящих перед страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан1, без строительства эффективного государства, без развития демократии, без формирования дееспособного гражданского общества2.

Создание независимого государственного института по защите прав граждан - Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) - было одним из условий вступления России в Совет Европы 28 февраля 1996 г. На протяжении всего периода деятельности Уполномоченногора-бота уголовно-исполнительной системы (УИС)

Министерства юстиции Российской Федерации находилась в поле зрения государственногопра-возащитного института.

* Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государстваи права, международного и европейского права;

** адъюнкт

(Академия ФСИН России)

E-mail: editor62@yandex.ru.

Впервые в российской практике создается система обеспечения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также сотрудников и вольнонаемных работников УИС, для чего в территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) введены должности помощников начальников УФСИН России по соблюдению прав человека и справедливости. Необходимс, чтобы эти структуры реально проводили работу по предупреждению и пресечению нарушений прав человека, а также по восстановлению нарушенных прав.

В условиях развития гражданского общества, а также в период, связанный с реформированиемуго-ловно-исполнительной системы3, а именно с гуманизацией условий содержания лиц, заключенныхпод стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышения гарантий соблюдения их прав и законных интересов, с учетомпринципов социальной справедливости, законности, уваженияправ человека актуальность исследования рассматриваемой проблемы не вызывает сомнений.

В силу того что в составе Российской Федерации находятся 83 субъекта, необходимо на федеральном уровне решать вопрос о создании в каждом из них аппарата Уполномоченногопо правам человека. В настоящее время уполномоченные по правам человека действуют только в 64 субъектах. Не стоит забывать об их загруженности: в 2009 г. к Уполномоченномупо правам человека в РФ поступило 54 046 единиц входящей корреспонденции (обращений), из них 32 043 жалобы. В приемной оформлено и зарегистрировано 2156 жалоб и обращений по результатам приема 4115 граждан4.

На основании п. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N° 1-ФКЗ «Об Уполномоченномпо правам человека в РФ» (далее - Закон) можно выделить пять направлений деятельности Уполномоченногопо защите лиц, находящихся в местах лишения свободы5: 1) восстановление нарушенных прав и законных интересов осужденных; 2) совершенствование пенитенциарного законодательстваи приведение его в соответствие с общепризнанными принципами (особенно справедливости) и нормами международного права; 3) развитие международного сотрудничества, изучение и применение позитивного зарубежного опыта; 4) правовое просвещение по вопросам прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы, форм и методов их защиты; 5) правовое просвещение и повышение уровня правовой культурысотрудниковис-правительных учреждений.

По данным социологического исследования, 90 % осужденных не верят в возможность защиты своих прав и законных интересов и в эффективность контрольно-надзорных органов. Однако большинство оптимистично настроенных респондентов (25 %) связывают надежду на восстановление справедливости и своих нарушенных прав с Уполномоченным по правам человека в РФ, что, с одной стороны, свидетельствует о растущем доверии населения к государственномуправозащитнику и необходимости функционирования нового правового института в стране, а с другой стороны - диктует необходимость развития и совершенствования его функций в уголовно-исполнительной сфере6.

Стоит отметить, что деятельность Уполномоченного по защите прав и законных интересов осужденных к лишению свободы можно рассматривать в качестве нового вида контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы7.

Уполномоченный защищает права и законные интересы лиц, попадающих в сферу деятельности УИС, а именно осужденных, их родственников, персонала органов, исполняющих наказания. Он акцентирует внимание компетентных органов на нарушениях прав осужденных в местах лишения свободы, просит разобраться в каждом отдельном случае и устранить эти нарушения. Даже если в результате проверки по жалобе они не обнаружены, Уполномоченный предпринимает меры по предупреждению в будущемтаких нарушений со стороны персонала исправительных учреждений (ИУ). Однако ввиду низкого качества правового просвещения персонала пенитенциарных учреждений и их подопечных значительная часть жалоб остается нерассмотренной, поскольку имеет неправильное юридическое оформление.

Таким образом, в вопросах обеспечения реализации принципа справедливости, прав человека в местах лишения свободы контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется через Уполномоченногои выражается в следующих формах: рассмотрение обращений и жалоб осужденных, посещение ИУ и ознакомление на месте с условиями отбывания ими наказания, личный прием, ознакомление с личными делами осужденных и другими документами, анализ пенитенциарного законодательства.

Одним из главных способов реализации Уполномоченнымсвоих контрольных функций является процесс рассмотрения обращений осужденных. Согласно ст. 19 Закона жалобы,

Страничка Уполномоченного по правам человека в Рязанской области

Страничка Уполномоченного по правам человека в Рязанской области

адресованные Уполномоченномулицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией не подлежат и направляются ему в течение 24 часов.

Нельзя забывать, что право на обращение является не только важным субъективным правом лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, но и юридической гарантией, средством, обеспечивающим правопорядок и законность в ИУ, поэтому функция рассмотрения жалоб должна оставаться для Уполномоченного доминирующей.

Важной формой контроля Уполномоченного является посещение им ИУ и ознакомление на местах с условиями отбывания наказания осужденными. Эта форма контроля особенно действенна при массовых или грубых нарушениях прав человека при исполнении наказания в виде лишения свободы. Во время посещения ИУ Уполномоченный непосредственно знакомится с условиями содержания осужденных, деятельностью персонала, проводит осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений. Он вправе вести личный прием осужденных, проводить беседы с персоналом и администрацией, изучать необходимые документы, например приказы, распоряжения и постанов -ления администрации ИУ, личные дела осужденных. Каждое такое посещение заканчивается подведением итогов, на котором уполномоченные делятся с администрацией и персоналом ИУ своими наблюдениями, замечаниями, пожеланиями, предлагают пути возможных решений, выслушивают позицию администрации, ищут точки взаимодействия, оказывают помощь в правовых вопросах. Полученная информация обобщается и находит свое отражение в ежегодных и специальных докладах Уполномоченного, а также в публикациях и выступлениях в СМИ. Таким образом, о проблемах УИС становится известно как должностным лицам высших органов государственнойвласти, так и широкомукругу населения.

Известно, что в управлениях ФСИН России в регионах введена такая должность, как помощник начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС. Однако в Законе ни слова не сказано о подобной должности, получается, что деятельность помощника можно считать не регламентированной нормативными правовыми актами. Представляется, что в компетенции Уполномоченногодолжен находиться вопрос о введении таких уполномоченных в каждом исправительном учреждении. Подобная мера способствовала бы улучшению психологическогоклимата в местах изоляции, предотвращению нарушений со стороны как персо-

нала, так и осужденных, что, в свою очередь, привело бы к нормализации порядка и условий отбывания наказания в виде лишения свободы.

Определенные попытки по созданию ведомственного «тюремного омбудсмена) предприняты во ФСИН России путем введения должности помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека, однако его функционирование обусловлено рядом трудностей, одной из которых является его непосредственная подчиненность по службе руководителю территориального органа ФСИН России и отсутствие реальных полномочий по устранению выявленных нарушений в сфере защиты прав человека8.

Деятельность Уполномоченногопо восстановлению справделивости, защите прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы, имеет социальную направленность, поскольку в центре ее внимания - человек. Его деятельность можно также рассматривать как профилактику совершения повторных преступлений. Человек, когда закон не работает в полной мере по защите его прав и интересов, теряет веру, а потеряв ее, сам не чтит закон. Правовой нигилизм является одной из причин роста уровня преступности.

Анализ обращений лиц, содержащихся в местах лишения свободы, непосредственное ознакомление с положением дел в исправительных учреждениях выявили еще одну проблему, во многом провоцирующую нарушение прав человека. Речь идет о возросшей в последнее время правовой неграмотности персонала ИУ.

Лица, находящиеся в местах лишения свободы, ограничены в реализации прав и свобод, но не должны быть ограничены в правовых средствах своей защиты. Наоборот, чем жестче и суровее ограничения, налагаемые законом, тем разнообразнее и действеннее должна быть система защиты имеющихся у них прав. Именно из этого принципиального положения исходил законодатель, когда установил, что жалобы, обращения к Уполномоченномулиц, находящихся в местах принудительного содержания, не подвергаются цензуре. Данное правило предусмотрено и УИК РФ, хотя нередко оно не выполняется.

Обращаясь к Уполномоченному, люди, доведенные до отчаяния, надеются на реальную помощь. В целях повышения эффективности деятельности Уполномоченного! стабилизации сложной обстановки в УИС, на наш взгляд, следует:

- разработать и подписать соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством юстиции Российской Федерации и

Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

- посвятить самостоятельную главу Закона контролю Уполномоченногоза учреждениями и органами, исполняющими наказания; выделить предмет и формы контроля; законодательноопределить алгоритм посещения мест лишения свободы;

- наделить Уполномоченногоправом рассматривать жалобы осужденных на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих без предварительного обжалования этих действий в судебном либо административном порядке;

- создать специальный орган, призванный защищать права человека в местах лишения свободы. В компетенции Уполномоченногодолжен находиться вопрос о назначении на должность помощников начальников УФСИН России по соблюдению прав человека в УИС в каждом субъекте а также в ИУ;

- законодательно закрепить право доступа Уполномоченногоко всем документам, имеющим отношение к жалобе заключенного;

- создать систему общественного контроля за следственными изоляторами и местами лишения свободы;

- создать единый центр в системе ФСИН России, в рамках которогоосуществлялись бы совместные с аппаратом Уполномоченногоисследования по проблемам защиты прав и свобод граждан.

Известно, что ежегодные доклады Уполномоченного являются важной формой контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, способом реагирования на имеющиеся нарушения. Необходимо, чтобы Государственная Дума Федерального Собрания РФ по ежегоднымдокладам У пол-номоченного принимала соответствующие постановления, а Правительство РФ рассмат-

ривало их на своих заседаниях. Только в этом случае доклады У полномоченногобудутвоспри-няты как действенный правовой инструмент9.

Конституционное введение института омбудсмена - Уполномоченного по правам человека в РФ - стало важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление правового статуса личности. В настоящее время существует необходимость продолжения гуманизации порядка и условий отбывания наказаний в местах лишения свободы, а также уголовно-исполнительной политики России в целом при обеспечении безопасности всего общества10.

В уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации происходят позитивные сдвиги в деле обеспечения прав осужденных и содержащихся под стражей в следственных изоляторах. Вместе с тем имеющиеся и там нарушения прав лиц, изолированных от общества, по-прежнему остаются наиболее острой, требующей постоянного внимания проблемой. Непрекращающийся потокиндивидуальных и коллективных жалоб на нарушения прав человека свидетельствует о большом поле деятельности органов государственной власти, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации, правозащитных организаций по приведению правоохранительной и уголовно-исполнительной систем России в соответствие с требованиями международных стандартов. Идея высшей ценности человека, его достоинства, прав и свобод, независимо от каких-либо различий, может стать мировоззренческой основой общественного согласия, залогом гражданского мира, внутриполитической стабильности. Права человека как объединяющий элемент националь -ной идеи могут обеспечить правопорядок и национальную безопасность России11.

1 См.: Послание Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию РФ 2006 г. // Рос. газ. 2006. 11 мая.

2 См.: Послание Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию РФ 2007 г. // Рос. газ. 2007. 27 апр.

3 См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

4 См.: Официальный правительственный сайт Уполномоченногспо правам человека в РФ [ Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.ombudsmanrf.ru.

5 См.: Ведомостиуголовно-исполнительнойсистемы. 2003. № 6. С. 27.

6 См.: Борсученко С.А. Контроль за соблюдениемправ и законных интересов осужденных к лишению свободы Уполномоченными» правам человека в РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук М., 2004. С. 24.

7 См.: Там же. С. 10.

8 См.: Оленев М.Г. О некоторых аспектах взаимодействия Уполномоченногопо правам человека в РФ с органами и учреждениями УИС // Актуальные проблемы российскогоправа. 2009. № 1. С. 454.

9 См.: Борсученко С.А. Указ соч. С. 23.

10 См.: КалининЮ.И. Выступлениена 18-м заседании Руководящейгруппы Совета Европы по реформированию УИС в РоссийскойФедерации // Преступление и наказание. 2005. № 5. С. 6.

11 См: Соблюдение прав осужденныхи консультативнаяпомощь администрации в российских пенитенциарных учреждениях: материалы рос.-брит. конф. М., 2000. С. 78. 135

Страничка Уполномоченного по правам человека в Рязанской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.