Научная статья на тему 'Общественный контроль за соблюдением законности в деятельности следственных изоляторов и исправительных учреждений ФСИН России'

Общественный контроль за соблюдением законности в деятельности следственных изоляторов и исправительных учреждений ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
301
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЗАКОННОСТЬ / PUBLIC CONTROL / HUMAN RIGHTS / LEGALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемьев Николай Семенович, Морозова Юлия Александровна

статья посвящена исследованию некоторых правовых проблем и практики деятельности общественности по контролю за соблюдением законности в следственных изоляторах и исправительныхучреждениях ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Артемьев Николай Семенович, Морозова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC CONTROL OVER THE LEGALITY IN PRE-TRIAL DETENTION CENTERS AND CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

the article is devoted to some legal issues and practical aspects of public activities for control over the legality in pre-trial detention centers and correctional establishments of the Federal Penal Service of Russia.

Текст научной работы на тему «Общественный контроль за соблюдением законности в деятельности следственных изоляторов и исправительных учреждений ФСИН России»

Уголовно-исполнительная система

уда 343.848.5 n s. ARTEMYEV*, Yu.A. MOROZOVA**

ББК 67.409.022 А86

PUBLIC CONTROL OVER THE LEGALITY IN PRE-TRIAL DETENTION CENTERS AND CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE

OF RUSSIA

Аннотация: статья посвящена исследованию не-которыхправовых проблем и практики деятельности общественности по контролю за соблюдениемзакон-ности в следственных изоляторах и исправительных учреждениях ФСИН России.

Ключевые слова: общественный контроль, права человека, законность

НИКОЛАЙ

СЕМЕНОВИЧ

АРТЕМЬЕВ*;

ЮЛИЯ

АЛЕКСАНДРОВНА

МОРОЗОВА**

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ

Annotation: the article is devoted to some legal issues and practical aspects of public activities for control over the legality in pre-trial detention centers and correctional establishments of the Federal Penal Service of Russia.

Key words: public control, human rights, legality.

Деятельность следственных изоляторов и исправительных учреждений ФСИН России по соблюдению законности находятся под контролем не только международных организаций, государственных структур, судов, прокуратуры, но и общественности.

Предусматривая участие общественности в контроле за соблюдением законности в деятельности следственных изоляторов и исправительных учреждений, государство определяет их главную задачу - оказание помощи по обеспечению их нормального функционирования в соответствии с российским законодательством и международными стандартами1.

В соответствии со ст. 23 УИК РФ общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»2. Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля вправе беседовать с осужденными, отбывавшими наказания в следственных изоляторах.

Действующее законодательство к числу основных средств исправления осужденных наряду с другими относит общественное воздействие.

* Доктор юридических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы РоссийскойФедерации

(Академия ФСИН России);

** заместитель начальника Рязанской воспитательной колонии (УФСИН России по Рязанскойобласти)

E-mail: editor62@vandex.ru.

К общественности относятся легитимные, общественные и региональные объединения, трудовые коллективы и отдельные граждане. Согласно Положению «Об Общественном совете при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовноисполнительной системы», утвержденному приказом ФСИН России от 26 января 2007 г. № 32, основной целью Общественного совета является привлечение общественности к решению задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, в том числе по соблюдению прав и законных интересов сотрудников а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах.

Одним из главных направлений работы Общественного совета выступает координация взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и территориальными органами ФСИН России в работе по реформированию уголовноисполнительной системы и созданию условий для правовой и социальной защищенности сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах ФСИН России.

Содействие в работе следственных изоляторов и исправительных учреждений оказывают представители общественности прежде всего неправительственных правозащитных организаций . На территории России действуют международные, общероссийские, региональные и местные правозащитные организации.

Правозащитники ведут переписку с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, представляют их интересы в различных государственных органах, в первую очередь во ФСИН России, в судах, в том числе международных, при нарушениях их прав и свобод, посещают следственные изоляторы и исправительные учреждения, встречаются с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и осуществляют общественный контроль за деятельностью сотрудников и должностных лиц следственных изоляторов и исправительных учреждений.

Статья 14 УИК РФ предусматривает обеспечение совести и свободы вероисповедания осужденных, отбывающих наказания в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в том числе в следственных изоляторах. Им гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Они вправе использо-

вать любую религию либо не исповедовать никаких религий, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствие с ними.

Однако привлечение общественности к деятельности следственных изоляторов и исправительных учреждений не должно создавать ситуацию, мешающую персоналу этих учреждений на законной (правовой) основе выполнять свои служебные обязанности.

Органы общественного контроля в отличие от субъектов государственного контроля не наделены властными полномочиями и действуют, как правило, опосредованно либо аппели-руя к общественному мнению. Предметом общественного контроля является соблюдение прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

К субъектам общественного контроля относятся общественные наблюдательные комиссии, Общественная палата РФ, общественные советы при ФСИН России и территориальных органах уголовно-исполнительной системы, комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельные граждане.

Основными формами их контрольной деятельности являются посещение следственных изоляторов и исправительных учреждений, мониторинг соблюдения прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных, переписка с ними и родственниками, рассмотрение их жалоб на действия администрации учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направление запросов в территориальные органы УИС ФСИН России, в прокуратуру и другие компетентные органы.

Основными направлениями контрольной деятельности общественных структур выступают наблюдение и проверка соблюдения прав и свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Однако некоторые отличия есть в организации контроля религиозных объединений, предметом которого является деятельность персонала по обеспечению конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Контрольными функциями обладают и средства массовой информации. Телевидение и радио, периодические печатные издания и Интернет формируют общественное мнение о деятельности следственных изоляторов, исправительных учреждений, особенно при нарушении

Уголовно-исполнительная система

Уголовно-исполнительная система

прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных, привлекая внимание не только должностных лиц ФСИН России, но и международную общественность, чем, естественно, оказывают положительное воздействие на совершенствование работы следственных изоляторов и исправительных учреждений по соблюдению законности в их деятельности.

В основе общественного контроля со стороны граждан лежит конституционное право человека и гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Контроль граждан осуществляется по их собственной инициативе на основании положений Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

С учетом того, что в следственных изоляторах под стражей находятся подозреваемые и обвиняемые в совершении различных уголовных преступлений, большая часть которых отнесена к компетенции МВД России, важная роль в обеспечении их прав и свобод отводится Общественному совету при МВД России, положение о котором утверждено Указом Президента РФ. Общественный совет при МВД России осуществляет контроль за деятельностью органов внутренних дел (полиции) на основе предоставленных ему полномочий3.

Функция обеспечения законности в УИС отводится Уполномоченномупо правам чело-

века в Российской Федерации. Контроль Уполномоченного за деятельностью следственных изоляторов и исправительных учреждений осуществляется путем защиты прав и законных интересов лиц, попадающих в сферу деятельности уголовно-исполнительной системы, подозреваемых, обвиняемых, осужденных, их родственников и сотрудников

Контроль У полномоченногозанимает промежуточное положение между государственным и общественным контролем и является независимой и самостоятельной формой обеспечения законности в следственных изоляторах и исправительных учреждениях. Уполномоченный по правам человека в РФ принимает и рассматривает жалобы на нарушение законности в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, обжалует в суды общей юрисдикции незаконные действия должностных лиц этих учреждений, обращается в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства либо уголовного дела в отношении виновных сотрудников УИС, посещает эти учреждения, а также периодически направляет специальные доклады о нарушениях прав граждан в следственных изоляторах и исправительных учреждениях Президенту РФ, заинтересованным министерствам и ведомствам.

Мы считаем, что в Федеральный закон «Об Уполномоченномпо правам человека в Российской Федерации» следует внести дополнения, указав на координирующуюроль У полномочен-ного в обеспечении прав и свобод человека4.

1 См.: Уголовно-исполнительное право: учебник/ под общ. ред. Ю.И. Калинина. Рязань, 2006. С. 433-439.

2 См.: Комментарий к Уголовно-исполнигельномукодексуРФ / под ред. В.И. Селиверстова. М., 2011. С. 62-69.

3 См.: ФаланевМ. МВД предложили посоветоваться// Рос. газ. 2011. 2 авг.

4 См.: АртемьевН.С., КубасовА.В. Обеспечение законности в деятельности исправительных учреждений. Рязань, 2008. С. 94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.