SCIENCE TIME
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ С ОБЩЕСТВОМ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Фетисова Анастасия Владиславовна, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
E-mail: zaporogskie@yandex.ru
Аннотация. Работа посвящена актуальной проблеме социальной интеграции молодых инвалидов в общество, специфике организации досуговых мероприятий.
Ключевые слова: молодые инвалиды, проблемы социализации, молодежная политика, культурный досуг, общение.
Досуг относится к факторам, формирующим и социализирующим личность. Эта область развития человека тесным образом связана с удовлетворением его социокультурных потребностей. Данные обстоятельства особенно важны для полноценной жизни людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности, то есть для инвалидов.
С каждым годом количество незащищенных слоев населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и граждан с особыми нуждами постепенно увеличивается. Группа молодых людей с различной степенью физиологических ограничений достаточно велика - около 4% от общей численности молодежи страны [3].
Молодые люди с ограниченными возможностями сталкиваются с множеством проблем - это и трудности, возникающие в процессе социализации и интеграции в общество; сложности, сопровождающие процесс инклюзивного профессионального образования, трудоустройство, и, конечно же, одиночество. Для них почти недоступны театры и музейные экспозиции. Вместе с тем сегодня наблюдается недостаточность специальных проектов и программ, оказывающих социально-значимую поддержку, в том числе в организации свободного времени и раскрытию творческих способностей инвалидов подросткового и молодежного возраста.
Исследованием проблем молодых людей с ограниченными возможностями занимались многие ученые - социологи, педагоги, психологи. Однако такие
актуальные вопросы, посвященные самореализации молодых инвалидов посредством технологий культурно-до суговой деятельности не получили развития в качестве научной проблемы, что указывает на новизну выбранной нами темы работы.
Как уже отмечалось, динамика инвалидизации молодежи в Российской Федерации имеет тенденцию к росту. Но не только органы социальной защиты должны заниматься молодежью с ограниченными возможностями. Фактически получается, что за бортом молодежной политики остается значительная часть молодых россиян.
Теоретический анализ источников и литературы показывает, что основная деятельность государственных структур направлена на оптимизацию условий социализации детей и подростков-инвалидов посредством доступности городской среды и общеобразовательной сферы.
В то же время молодых людей с ограниченными возможностями следует активно приобщать к социальному окружению, развивая их досуг и творческие способности, тем самым формируя коммуникативные качества.
В Волгограде имеется определенный опыт работы в данной сфере, но по большому счету, опыт этот наработан молодежными общественными организациями, членами которых являются сами инвалиды - Волгоградская городская молодежная общественная организация «Преодоление», городская общественная организация инвалидов «Надежда-М», областная общественная молодежная организация незрячих инвалидов «Пламя» и некоторые другие.
Работа с данной категорией молодежи, нуждается в постоянной корректировке, в разработке более эффективных методов решения имеющихся проблем, в том числе и проектной деятельности Росмолодежи.
Более того, молодые люди и подростки данной категории нуждаются в новых специалистах и квалифицированных кадрах - это не только социальные работники, социальные педагоги и психологи, но и организаторы работы с молодежью. В том числе, нам, то есть студентам направления ОРМ будут интересны и полезны для будущей работы новые учебные курсы, например, по специфике работы с подростками-инвалидами.
Реализация традиционного реабилитационного подхода не позволяет решить весь комплекс проблем, с которыми сталкиваются молодежь, данной категории. Как было отмечено, существующие проблемы имеют не только медицинский аспект, но и социокультурный.
Анализ теоретических исследований, направленных на оптимизацию условий социализации ребенка и подростка-инвалида, показывает, что «особым реабилитирующим эффектом обладают следующие виды деятельности: художественная; игровая и физкультурно-оздоровительная. С подростками, имеющими физические отклонения, в последнее время особое признание
приобретают такие методы социальной работы как коммуникативно-тренинговые, игровые, танцевально-двигательная терапия; арттерапевтические технологии; библиотерапия, сказкотерапия, иппотерапия («адаптивная верховая езда») [2].
В частности, в г. Волгограде имеется успешный опыт «адаптивной верховой езды» с детьми и подростками с физическими ограничениями. Волонтеры клуба верховой езды проводят с ними занятия. Однако база клуба находится в Красноармейском районе, который территориально отдален от центра города, находится на самой южной окраине города, и добраться туда составляет немалого труда для детей и молодежи, имеющих физические недостатки. Условия доступной городской среды для инвалидов в Волгограде -это отдельная проблема, которая не может быть решенной только при наличии желания общественности города. Тем не менее, эмоциональный заряд, который получают дети, подростки, молодежь от общения с лошадьми и конных прогулок заслуживает внимания специалистов социальной сферы, работающих с детьми и молодежью.
Сегодня нужны новые формы досуга и методы их проведения, которые были бы способны компенсировать имеющийся дефицит доверия молодежи с ограниченными возможностями к обществу. Более того для успешной и наиболее эффективной интеграции молодых инвалидов в социум следует рассматривать досуговую, деятельность как эффективное решение существующих социальных проблем, позволяющую развивать межличностные отношения, создавать условия для самореализации молодежи.
Волгоградская региональная общественная организация молодых инвалидов «Открытый мир» создана в апреле 2005 года с целью содействия развитию молодежи с инвалидностью. В настоящее время в организации насчитывается 135 членов от 18 до 35 лет [1]. Одним из основных направлений ее деятельности является создание своими силами условий для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников и других инвалидов к объектам инфраструктуры города, что способствует интеграции молодежи с инвалидностью в общество. Некоторые проекты общественных организаций реализовывались при поддержке Комитета по делам молодежи Администрации г. Волгограда - это Проект «Шаг навстречу»; Проект «Объединяясь - мы сильнее!».
Анализ мероприятий 10 проектов различных молодежных организаций инвалидов, позволяет сделать вывод о том, что они нацелены на повышение интеграции людей с инвалидностью в общество. Однако культурно-досуговый аспект в данном случае развит слабо.
Для ощущения себя полноценной личностью сфера организации свободного времени и, в частности, интересный познавательный отдых-досуг
весьма актуальны для каждого человека.
В качестве способа реализации досуговой деятельности вполне может выступать организация клуба, в работе которого могут принимать участие как здоровые молодые люди (волонтеры, товарищи и близкие люди), так и подростки и молодежь с ограниченными возможностями. При вступлении в клуб с добровольцами проводится тренинговая работа по подготовке их к дальнейшему взаимодействию с молодыми инвалидами. Как правило, клубная работа предполагает определенную тематическую направленность, в частности, клуб культурного досуга, а также клуб историко-краеведческой направленности, с присущими им символикой, стилем и методами работы, которые дают возможность максимально учитывать особенности участников клубной деятельности. Главными чертами такого типа клубов являются: добровольная основа, общность интересов и желание помочь молодым людям и подросткам, имеющим ограничения по здоровью.
С этой целью автором данной работы и был предложен Проект «Общение -залог успеха», усовершенствовав который в процессе изучения дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью», мы будем реализовывать на базе одной из молодежных организаций инвалидов г. Волгограда.
Литература:
1. Волгоградская региональная общественная организация молодых инвалидов «Открытый мир» // Информационный портал общественных организаций инвалидов Волгоградской области [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.infoipi.ru/personal_pages/vroomir/vroomir_index.html (дата обращения: 17.09.2014).
2. Зиатдинова Г.Р. Социализация детей-инвалидов средствами социально-культурной деятельности / Вестник казанского государственного университета культуры и искусств // Изд-во: Казанский государственный университет культуры и искусств (Казань), 2011 г. С.106-107
3. Мороз Я.Ю. Социальные позиции молодежи с инвалидностью в российском обществе: объективное и субъективное измерения: автореф. дис. ... канд. соц. наук : 22.00.04 / Мороз Яна Юрьевна ; ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». - Ростов-на-Дону, 2011. - 30 с.