Научная статья на тему 'Анимационная работа с молодыми инвалидами в городе Москве: методологические аспекты и организационно-педагогическая модель'

Анимационная работа с молодыми инвалидами в городе Москве: методологические аспекты и организационно-педагогическая модель Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1882
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / МОЛОДЫЕ ИНВАЛИДЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / АНИМАЦИОННАЯ СОЦИАЛЬНО ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ СЕТЬ / СИСТЕМА ОРГАНОВ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ / SOCIO-CULTURAL ANIMATION / YOUNG HANDICAPPED PEOPLE / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL MODEL / AN ANIMATION SOCIALLY SUPPORTING NETWORK / THE SYSTEM OF BODIES OF WORK WITH THE YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарасов Леонид Викторович

В статье рассмотрены методологические аспекты социально-культурной анимации молодежи с ограниченными возможностями здоровья, а также предложена модель организации анимационной работы с молодыми инвалидами на региональном уровне. Организационно-педагогическая модель включает в себя подсистемы инновационных площадок, анимационной социально поддерживающей сети, системы социального партнерства на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells upon methodological aspects of welfare animation of young handicapped people the model of the organization of animation work with young disabled people at a regional level is offered. The organizational-pedagogical model includes subsystems of innovative platforms, an animation socially supporting network and the system of social partnership at a regional level.

Текст научной работы на тему «Анимационная работа с молодыми инвалидами в городе Москве: методологические аспекты и организационно-педагогическая модель»

(-------

95

Абилитация инвалидов

Л. В. Тарасов

Анимационная работа с молодыми инвалидами в городе Москве: методологические аспекты и организационно-педагогическая модель

В статье рассмотрены методологические аспекты социально-культурной анимации молодежи с ограниченными возможностями здоровья, а также предложена модель организации анимационной работы с молодыми инвалидами на региональном уровне. Организационно-педагогическая модель включает в себя подсистемы инновационных площадок, анимационной социально поддерживающей сети, системы социального партнерства на региональном уровне. Ключевые слова: социально-культурная анимация, молодые инвалиды, организационно-педагогическая модель, анимационная социально поддерживающая сеть, система органов работы с молодежью.

В настоящее время молодежь с ограничениями здоровья, не имея возможности полноценно участвовать в жизни современного общества, находится в трудной жизненной ситуации. Учреждения и организации социальной сферы города Москвы пока еще уделяют проблемам этой категории молодежи недостаточно внимания. Остро ощущается недостаток эффективных технологий по поддержке молодых инвалидов, которые позволили бы организовать их успешную социализацию, адаптацию и интеграцию.

Работа с молодыми инвалидами, особенно в последние годы, стала одним из приоритетных направлений работы Правительства Москвы, в частности, Департамента семейной и молодежной политики. Важную роль в выработке стратегии государственной молодежной политики в отношении молодых инвалидов играет созданный в 2008 г.

Абилитация инвалидов

Координационный совет по поддержке молодежи с ограничениями здоровья, в который входят лидеры некоммерческих организаций, работающих с молодыми инвалидами.

В ноябре 2009 г. при поддержке этого органа прошел Первый московский съезд общественных организаций, работающих с молодыми инвалидами, на котором был принят ряд важных документов: Резолюция Первого московского съезда общественных организаций, работающих с молодыми инвалидами; Программа действий молодежи с ограниченными возможностями здоровья на 2010-2011 гг.; Стратегия взаимодействия некоммерческих организаций, работающих с молодыми инвалидами, с органами государственной власти.

В 2010 г. открыт Городской организационный информационно-методический центр по поддержке молодежи с ограниченными возможностями здоровья - государственное учреждение г. Москвы «Центр досуга и творчества молодежи “Россия”». В системе органов по делам молодежи города Москвы выбрана методология анимационной работы с молодыми инвалидами, являющаяся социальной инновацией и отвечающая современным тенденциям развития социальной политики в отношении инвалидов в России и во всем мире.

Методологические аспекты социально-культурной анимации молодых инвалидов

Социально-культурная анимация - вид социально-культурной деятельности, использующий современные педагогические и психологические технологии, направленные на преодоление отчуждения личности от общества и культуры.

Методологические основы социокультурной анимации очень сложны по своей сути и подробно раскрыты в ряде научных, методических работ и учебных пособий [1; 2; 3]. Социально-культурная анимация имеет культурно-досуговый характер, направлена на развитие личности, а межличностное взаимодействие между аниматором и аудиторией (клиентами) основано на глубинном общении. Анимационная деятельность ориентируется на духовно-нравственные ценности и реализуется в рамках общественных инициатив.

Наличие комплекса этих качеств делает социально-культурную деятельность анимационной. Социально-культурная анимация позволяет создавать в процессе досуга условия для личностного роста и продуктивного межличностного общения людей, направлять их к социально значимой деятельности, основываясь на духовно-нравственных принципах и общественной инициативе.

Анимационная работа с инвалидами имеет ряд существенных особенностей:

- человек с инвалидностью, вне зависимости от заболеваний, рассматривается в анимации как духовно полноценный человек;

- аниматор взаимодействует с сущностью человека с инвалидностью, а не с его личностными проблемами и ограничениями;

- аниматор ориентируется скорее на выявление способностей и талантов молодого человека, чем на работу с его проблемами;

- ааболевание инвалида рассматривается в анимации как условие его духовного и социального развития;

- аоциально-культурная анимация организует взаимопомощь и сотрудничество на основе любви, заботы, понимания;

- аниматор организует условия для максимально полноценной жизни инвалида «здесь и сейчас»;

- анимация содействует самореабилитации и саморазвитию инвалида;

- аоциально-культурный аниматор ориентируется на формирование жизненной устойчивости инвалида.

К этим характеристикам можно добавить еще ряд принципов, отражающих особенности подхода анимации к работе с молодежью, имеющей ограниченные возможности здоровья:

- аниматор помогает молодому инвалиду избавиться от инфантильности и приобрести самостоятельность;

- анимация предоставляет возможности для активной творческой и социальной деятельности;

- аоциально-культурный аниматор содействует приобретению молодым инвалидом качеств лидера;

- анимация способствует самореализации и формированию социальной мобильности молодого человека с инвалидностью.

Таким образом, анимационная работа с молодыми инвалидами обладает целым рядом качеств, которые и позволяют создать условия для изменения положения молодого инвалида, преодоления его социально-психологической изолированности. Однако данные методологические принципы реализуются чрез сложную систему организационно-педагогических и организационно-управленческих технологий. В этой статье мы остановимся на организационно-управленческой системе развития анимационной деятельности на муниципальном уровне. Рассматриваемая здесь модель внедрена в Городском организационном информационно-методическом центре по поддержке молодежи с ограничениями здоровья ГУ г. Москвы «Центр досуга и творчества молодежи “Россия”».

Педагогика и психология

Абилитация инвалидов

Организационно-педагогическая модель развития анимационной деятельности по поддержке молодежи с ограничениями здоровья на муниципальном уровне

Организационно-педагогическая модель развития анимационной деятельности по поддержке молодежи с ограничениями здоровья состоит из целого ряда взаимосвязанных подсистем:

- организации анимационной работы в системе структурных подразделений и инновационных площадок городского информационно-методического центра по работе с молодежью с ограничениями здоровья;

- развития социально поддерживающих анимационных сетей для молодых инвалидов на муниципальном уровне;

- организации социального партнерства в системе органов по делам молодежи города Москвы по развитию анимационной деятельности с молодыми инвалидами;

- развития социального партнерства по поддержке молодых инвалидов в системе учреждений и структур разного ведомственного подчинения на муниципальном уровне.

Подсистема организации анимационной работы по поддержке молодежи с ограничениями здоровья в Городском организационном информационно-методическом центре

Подсистема организации анимационной работы по поддержке молодежи с ограничениями здоровья в Городском организационном информационно-методическом центре основана на интеграции деятельности структурных подразделений (отделов), инновационных площадок и основных анимационных программ работы Центра.

В структуре учреждения функционируют художественно-эстетический, социально-психологический, информационно-аналитический и научнометодический отделы. Направления анимационной деятельности классифицируются по целевым группам: молодые инвалиды, семьи с детьми-инвалидами, некоммерческие организации, работающие с молодыми инвалидами; специалисты, работающие с молодежью.

В основе деятельности Центра лежит технологический цикл, который позволяет обеспечивать результативность Городского организационного информационно-методического центра.

1. Диагностика и мониторинг целевых групп.

2. Вовлечение целевых групп в организуемую деятельность.

3. Анимационная работа с целевыми группами.

4. Анализ практического опыта и разработка анимационных технологий.

5. Распространение анимационных технологий и организация сотрудничества.

Особую роль в этой системе играют инновационные площадки, являющиеся технологическими комплексами, обеспеченными квалифицированными специалистами и материально-техническими ресурсами, в работе которых фокусируется деятельность всех структурных подразделений и специалистов Центра. Они позволяют интегрировать работу структурных подразделений, усиливать кадровые ресурсы учреждения благодаря высокой степени взаимодействия между ними, технологически организовывать работу по основным направлениям работы. В их деятельности сочетается использование традиционных и инновационных методов, использование внутренних и привлечение внешних ресурсов: общественных организаций, государственных учреждений и структур бизнеса.

Так, в деятельности Городского организационного информационно-методического центра по поддержке молодежи с ограничениями здоровья ГУ г. Москвы «Центр досуга и творчества молодежи “Россия”» работают следующие инновационные площадки:

- экспериментально-досуговые площадки;

- площадка комплексного консультационного сопровождения;

- площадка социальных программ и проектов;

- площадка Координационного совета города Москвы по поддержке

молодежи с ограничениями здоровья.

Экспериментально-досуговые площадки организуют различные формы культурно-творческих занятий, направленных на адаптацию и интеграцию молодых инвалидов, с использованием методов социально-культурной анимации. Площадка комплексного консультационного сопровождения представляет собой систему технологий образовательной, психологической и юридической поддержки молодежи с ограничениями здоровья, семей с детьми-инвалидами, а также общественных организаций и специалистов, работающих с молодыми инвалидами. Этот комплекс организует социально поддерживающее анимационное сопровождение молодых инвалидов и семей с детьми-инвалидами.

Деятельность площадки социальных программ и проектов направлена на привлечение общественных ресурсов к работе с молодыми инвалидами и на оказание конкретной поддержки инициативам некоммерческих организаций.

Координационный совет по поддержке молодежи с ограничениями здоровья является инновационной площадкой по организации продуктивного взаимодействия между общественными организациями, работающими с молодыми людьми с инвалидностью, и органами исполнитель-

Педагогика и психология

Абилитация инвалидов

ной власти города - это орган общественно-государственного управления развитием государственной молодежной политики в отношении молодых людей с инвалидностью.

Инновационные площадки позволяют увеличивать ресурсы анимационной работы с целевыми группами через тесное взаимодействие между собой. Городской организационный информационно-методический центр с их помощью привлекает к этой деятельности дополнительные научные, организационные и финансовые ресурсы.

Подсистема развития социально поддерживающих анимационных сетей для молодых инвалидов на муниципальном уровне

Социально поддерживающая анимационная сеть - это комплекс взаимосвязанных неформальных объединений, некоммерческих организаций и государственных учреждений, создающих для молодежи с инвалидностью и семей с детьми-инвалидами атмосферу любви, заботы и понимания, благоприятные условия для занятий культурно-творческой деятельностью, проявления гражданской активности. В основе данной подсистемы лежат инициативы общественных и некоммерческих организаций, создающих для молодежи и семей с детьми-инвалидами условия для всестороннего развития.

В этой работе могут принимать участие общественные и некоммерческие организации инвалидов, организации, работающие с инвалидами, а также молодежные организации, напрямую не связанные с защитой прав инвалидов. Обеспечение социальных контактов между этими типами организаций позволяет создать мощную общественную силу, естественным образом включающую молодежь с инвалидностью в процесс социализации и интеграции.

Еще одной особенностью этой подсистемы является ее нацеленность на самоорганизацию молодых людей с инвалидностью, формирование интеграционных сообществ на основе интереса и уважения. Социально поддерживающая анимационная сеть - это организация контакта между людьми на гуманистической основе, а уже затем профессиональная помощь.

Роль Координационного совета по поддержке молодежи с ограничениями здоровья состоит в развитии анимационной деятельности через установление сотрудничества между организациями, экспертизу молодежной среды, поддержку молодежных инициатив. Городской организационный информационно-методический центр в данной системе является базовой площадкой, осуществляющей планирование, распространение, контроль деятельности анимационной сети. Именно создание анимационной сети

является наиболее близкой целью (целью первого порядка) для Городского организационного информационно-методического центра. В данном случае социально поддерживающая анимационная сеть становится фактором стихийной общественной интеграции молодых людей с инвалидностью, в которой важную роль играют неформальные отношения между людьми. Она позволяет также решать конкретные задачи в отношении целевых групп в зависимости от их потребностей и проблем. На этом этапе становится важным включение специалистов, которые смогут направить процесс развития молодых инвалидов в правильное русло.

Наиболее значимыми целями второго порядка можно назвать следующие: социализацию как усвоение молодыми инвалидами основных моделей взаимодействия в обществе, позволяющих им быть самостоятельными; интеграцию как создание условий для их органичного включения в образовательные, трудовые и культурно-творческие профессиональные и общественные среды; содействие реабилитации (или абилитации) как ориентация на восстановление (формирование) утраченных социальных, психологических или физических функций. Для определенной части молодых людей с инвалидностью, имеющих небольшие ресурсы для самостоятельной жизни в обществе, этот уровень оказывается чрезвычайно важным. Им нужны надежная государственная социальная защита и создание среды социокультурного развития в рамках общественной и культурно-досуговой деятельности.

После того как молодой человек с инвалидностью в той или иной степени приобретает уверенность в обществе, возможна постановка целей более сложного порядка (цели третьего порядка): содействие получению образования, трудоустройству, созданию семьи. Данные цели очень часто заявляются с различных трибун как неотъемлемый элемент социальной интеграции инвалидов. Однако многие из молодых людей с инвалидностью находятся в столь сложной ситуации изолированности, что сделать скачок на уровень повседневной жизнедеятельности среднестатистического человека им очень сложно. При этом само заболевание также накладывает естественные ограничения на степень участия человека с инвалидностью в жизни общества. Многие из молодых инвалидов не обладают необходимыми интеллектуальными и/или физическими ресурсами, поэтому только очень небольшая их часть может конкурировать со здоровыми людьми в сфере образования и трудоустройства.

В этом случае анимационная деятельность оказывается значимым фактором социальной интеграции, позволяющим выявлять интересы и способности молодого человека с инвалидностью, в том числе в профессиональной сфере; содействовать адаптации и развитию молодого инвалида

Педагогика и психология

Абилитация инвалидов

в учебном заведении или на предприятии; создавать клубные сообщества в сфере труда и образования; помогать в создании семьи и в подготовке к независимой жизни. Эти цели выводят анимационную работу на уровень формирования жизненной устойчивости молодых инвалидов.

Молодые люди с инвалидностью очень неоднородны по своему составу. В первую очередь эту категорию важно разделить на молодых инвалидов с детства и молодых людей с приобретенной инвалидностью. Конфигурации проблем и работы с ними будут принципиально отличаться. Если в первом случае основная проблема ребенка-инвалида - в отсутствии благоприятной среды для развития с самого детства, то во втором - в резком изменении социального окружения и в ограничении возможностей самореализации. В первом случае необходимо формировать базовые социальные навыки, во втором - помочь справиться с психологической травмой и обеспечить жизненное пространство для полноценной учебы, работы и семейной жизни, постараться вернуть утраченные социальные позиции.

Инвалиды с детства могут быть разделены еще на две категории: имеющие сохранный интеллект и имеющие задержку психического развития (в том числе умственно отсталые). Их развитие в анимационной деятельности также будет отличаться по темпам и результатам. Особенности заболевания и группа инвалидности играют уже третьестепенную, но всё же значимую роль, так как позволяют подбирать оптимальные методики обучения, развития и интеграции.

Подсистема организации социального партнерства в системе органов по делам молодежи г. Москвы по развитию социально-культурной анимации молодых инвалидов

Ядром развития анимационной деятельности с молодыми инвалидами в городе Москве является Городской организационный информационнометодический центр ГУ г. Москвы «ЦДиТМ “Россия”», осуществляющий эту работу при тесном взаимодействии с Координационным советом по поддержке молодежи с ограничениями здоровья Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы и общественными организациями. Однако создание анимационной сети возможно только при использовании максимально широкого спектра ресурсов не только общественных организаций, но и учреждений городского, окружного, районного уровней органов по делам молодежи.

В этой связи наиболее актуально взаимодействие с учреждениями Управления молодежных программ; Управления по вопросам воспитания детей и подростков; Управления семейной политики; Департамента семейной и молодежной политики в округах.

Взаимодействие должно осуществляться в формате реализации совместных программ, через которые можно, с одной стороны, распространять опыт и технологии работы с молодыми инвалидами Городского организационного информационно-методического центра по всем учреждениям города, а с другой - привлекать ресурсы других учреждений для организации качественной и многосторонней поддержки молодых инвалидов.

Подсистема развития социального партнерства по поддержке молодых инвалидов в системе учреждений и структур разного ведомственного подчинения на муниципальном уровне

Еще большее значение в организации анимационной работы на муниципальном уровне приобретает взаимодействие с учреждениями разного ведомственного подчинения, так как при условии охвата разных сторон жизни молодых инвалидов, повышается возможность оказывать им действенную помощь, увеличивается эффективность работы всего комплекса социальной сферы города по работе с молодыми инвалидами.

Организация взаимодействия в этой подсистеме должна происходить с учреждениями и управлениями органов социальной защиты населения; органов здравоохранения; органов образования; органов культуры; органов занятости населения; органов территориального самоуправления; Комитета общественных связей; поддержки и развития малого бизнеса.

Сотрудничество с данными структурами позволит эффективнее развивать анимацию молодежи с ограниченными возможностями здоровья на уровне города, так как все они в комплексе охватывают основные вопросы жизнедеятельности и социально-экономической активности молодых инвалидов. Центральным звеном в этой системе, как это встречается и в ряде стран Европы (например, в Германии), являются органы по делам молодежи. Таким образом, результативность и эффективность анимационной работы напрямую связана с использованием методологических принципов, со спецификой организации анимации в структуре Городского организационного информационно-методического центра, со степенью развития социального партнерства с учреждениями системы органов по делам молодежи и учреждениями органов разного ведомственного подчинения.

Библиография

1. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность. - М., 2008.

2. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация молодых инвалидов: Методическое пособие. - М., 2003.

3. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие. - М., 2005.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.