w
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ДОСУГОВАЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» НА 2015-2025 ГОДЫ»
Фетисова Анастасия Владиславовна, Волгоградский государственный
университет, г.Волгоград
________________E-mail: zaporogskie@yandex.ru
Аннотация. В данной статье выявлены основные проблемы молодых людей с ограниченными возможностями, предложены пути их решения посредством принятия нормативно-правового акта (закона) на федеральном уровне.
Ключевые слова: инвалидность, молодые люди с ограниченными возможностями, государственная молодежная политика, профориентационная деятельность, досуг.
Пояснительная записка
С каждым годом количество незащищенных слоев населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и граждан с особыми нуждами постепенно увеличивается. К данной категории можно отнести молодых людей с ограниченными возможностями.
Согласно статистическим данным в 2003 г. в России насчитывалось около 1 млн. молодых людей с инвалидностью в возрасте от 15 до 35 лет, большинство из которых (2/3) составляли мужчины. Эта группа достаточно велика и составляет около 4% от общей численности молодежи страны. За последние десять лет количество молодых инвалидов в России удвоилось. В настоящее время количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет 642 тысячи. Заболеваемость подростков в возрасте от 15 до 18 лет увеличилась на 20%[1].
На сегодняшний день молодые люди с ограниченными возможностями сталкиваются с множеством проблем: трудности, возникающие в процессе социализации и интеграции в общество; сложности, сопровождающие процесс инклюзивного профессионального образования; обучение в школах, техникумах,
88
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
колледжах, а также в высших учебных заведениях; трудоустройство; одиночество. Вместе с тем сегодня наблюдается нехватка учреждений, оказывающих социально-значимую и иную поддержку. Соответственно, работа с данной категорией населения должна постоянно корректироваться, пополняться все более эффективными методами решения проблем молодых людей с ограниченными возможностями, а также квалифицированными кадрами.
Для успешной и наиболее эффективной интеграции молодых инвалидов в социум следует рассматривать досуговую и профориентационную деятельность, позволяющую развивать межличностные отношения, создавать условия для самореализации. В качестве способа реализации досуговой деятельности может выступать организация клуба, в работе которого смогут принимать участие как здоровые молодые люди (волонтеры), так и молодые люди с ограниченными возможностями. В рамках клуба предполагается организовывать экскурсии, прогулки, занятия по парковому ориентированию, походы, при которых будут проводиться физические упражнения, предназначенные для каждого индивидуально, а также посещение спектаклей, кинотеатров, бесплатное ^ посещение музеев для молодых инвалидов, совместные встречи молодых о инвалидов и их родителей в читальных залах районных библиотек, проведение книжной выставки художественных произведений. Далее встреча с психологами и юристами, которые ознакомят с правами и возможностями молодых инвалидов в различных сферах жизнедеятельности. После каждый может получить бесплатную медицинскую консультацию. Для родителей инвалидов или лиц их замещающих предполагается оказание методической помощи по вопросам воспитания.
Необходимость обеспечения постепенной адаптации инвалидов к учебному процессу в колледжах и ВУЗах требует совершенствования методов и способов инклюзивного образования, в котором нужно уделить внимание подготовительному этапу в процессе обучения. На базе учебных заведений необходимо создать координационный центр профориентационной поддержки, в состав которого могут войти преподаватели, психологи, юристы, социальные работники, студенты-волонтеры. Целью такого центра будет проведение профориентационной работы и организация довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов.
Современная государственная молодежная политика в отношении молодых лиц с ограниченными возможностями предполагает разработку ряда программ и проектов по вовлечению инвалидов в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества. Особенности данной категории населения проявляются во всех сферах жизнедеятельности: взаимодействие инвалидов с обществом в условиях социальной идентификации; приобретение
89
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
профессиональных умений и навыков; трудоустройство и условия труда; реализация своего творческого потенциала. Досуговая и профориентационная деятельность, как наиболее приоритетные направления работы с инвалидами, способствует созданию благоприятных условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодых инвалидов, совместному взаимодействию со здоровыми сверстниками, а также получению ими инклюзивного образования и дальнейшему развитию их профессиональных возможностей.
Оказание субъектам Российской Федерации финансовой поддержки из федерального бюджета планируется осуществлять только при наличии у них утвержденных проектов и программ и выделении из соответствующих бюджетов средств на их реализацию.
Решения о финансировании конкретных проектов и мероприятий, в том числе в субъектах Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета принимаются на конкурсной основе с учетом рекомендаций постоянно действующих экспертных советов, в состав которых входят представители ^ Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи, о заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций.
Таблица 1
Федеральная целевая программа «Досуговая и профориентационная деятельность молодых людей с ограниченными возможностями»
Название Программы Федеральная целевая программа «Досуговая и профориентационная деятельность молодых людей с ограниченными возможностями» на 20152025 годы»
Цели и задачи Программы решение социально-экономических проблем молодых людей с ограниченными возможностями; решение вопросов профессионального развития и занятости молодых инвалидов, а также деловой активности молодежи; интеллектуальное и физическое развитие молодых инвалидов, развитие художественного и научно-технического творчества; правовая защита и социальная поддержка молодх людей с ограниченными возможностями.
90
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
(продолжение таблицы 1)
Объемы и источники финансирования общий объем необходимых финансовых средств для реализации Программы в 19982000 гг. - 106990 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета; - 114 290 млн. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Обеспечение занятости молодых людей с ограниченными возможностями; рост деловой активности и предприимчивости среди молодого поколения; повышение духовнонравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения.
Подпрограммы, входящие в состав Программы 1. Организация социально-культурной деятельности в отношении молодых людей с ограниченнымивозможностями 2. Организация профориентационной деятельности для молодых людей с ограниченными возможностями.
Сроки реализации программы 2015-2025 гг.
Список нормативно-правовых актов, отмену или внесение изменений, в которые повлечет за собой принятие представленного на Конкурс законопроекта Представленный законопроект отличается новизной и ранее не упоминался.
Основные термины и понятия
В рамках данной Программы будут использоваться следующие термины и определения:
- Государственная молодежная политика - система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах страны[2];
- инвалидность - это стойкое длительное или постоянное нарушение трудоспособности либо ее значительное ограничение, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием (врожденные дефекты сердечно-сосудистой системы, костно-суставного аппарата, органов слуха,
о
91
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
зрения, центральной нервной системы и др.) [3];
- молодой инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со
стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
- инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями;
- профессиональная ориентация - это ознакомление с группой профессий с целью помощи в выборе специальности, либо обучение основам какой-либо профессии с целью получения более полных представлений о данной специальности [4].
Введение
Одним из приоритетных направлений государственной молодежной ^ политики в Российской Федерации является интеграция молодых людей, о оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. Молодежь с инвалидностью составляет общий сегмент одновременно двух больших социально незащищенных групп населения --молодежи и людей с инвалидно стью.
Нормативно-правововая база Российской Федерации в отношении молодых инвалидов как на федеральном, так и на региональном уровнях совершенствуется на протяжении многих лет, однако, носит разветвленный характер. Вместе с тем внимание законодательства РФ направлено на повышение уровня доходов, а также улучшение качества жизни молодых людей с ограниченными возможностями.
Данная категория населения требует особой организации молодежной политики государства. Работа с молодыми людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, должна включать все возможные меры и пути решения основных проблем во всех существующих сферах жизнедеятельности:
- осуществление успешного процесса социальной интеграции молодых инвалидов в общество;
- разработка комплекса реабилитационных мероприятий в области бытовой, общественной и профессиональной деятельности;
- организация эффективной адаптации в обществе в условиях социальной идентификации;
- беспрепятственный доступ к образованию разного уровня, овладение профессиональными знаниями и навыками с дальнейшим трудоустройством;
92
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
- создание проектов и программ для предоставления все больших льгот в области здравоохранения;
- совершенствование и реализация творческих возможностей и способностей молодых инвалидов.
Таким образом, можно говорить о том, что инвалидность является одной из самых острых проблем социальной сферы российского общества, причем особое внимание уделяется состоянию инвалидности в молодом возрасте. Период детства, юности и молодости связан с трудностями социализации, инклюзивного образования, гражданско-патриотического воспитания,
становления индивида как личности, адаптацией в социуме, самоопределения в личностном, профессиональном, семейном плане, однако, у лиц с инвалидностью к указанным трудностям добавляются проблемы физического и психического здоровья, ограничивающие возможности молодых людей, усложняющие их интеграцию и функционирование в обществе.
Проблема ювенальной инвалидности является одной из самых острых проблем социальной сферы российского общества. Состояние здоровья ^ населения Российской Федерации уровень инвалидизации, качество и уровень о жизни россиян, особенно молодых лиц с ограниченными возможностями здоровья, свидетельствуют о неэффективности социальной политики в отношении молодых инвалидов, являющихся в структуре современного общества специфической медико-социальной группой. Однако в настоящее время в рамках государственной молодежной политики предпринимаются попытки стабилизации положения молодых инвалидов в обществе.
Оказание субъектам Российской Федерации финансовой поддержки из федерального бюджета планируется осуществлять только при наличии у них утвержденных проектов и программ и выделении из соответствующих бюджетов средств на их реализацию.
Решения о финансировании конкретных проектов и мероприятий, в том числе в субъектах Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета принимаются на конкурсной основе с учетом рекомендаций постоянно действующих экспертных советов, в состав которых входят представители Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи, заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является успешная и наиболее эффективная интеграция, а также дальнейшая адаптация молодых инвалидов в социум.
В соответствии с заданной целью предусматривается решение следующих основных задач:
93
о
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
- формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы обеспечения имеющихся форм финансовой поддержки в отношении молодых лиц с ограниченными возможностями в социально-культурной, реабилитационной и образовательной сферах;
- поддержка и развитие творческих и профессиональных инициатив молодых инвалидов;
- формирование условий для разностороннего развития молодых людей с ограниченными возможностями посредством внедрения их в профориентационную и досуговую деятельность.
Настоящей Программой предусмотрено несколько видов подпрограмм.
1. Организация социально-культурной деятельности в отношении молодых людей с ограниченными возможностями.
2. Организация профориентационной деятельности для молодых людей с ограниченными возможностями.
Подпрограмма «Социальная интеграция молодых людей с
^ ограниченными возможностями в общество посредством развития сферы о культурного досуга как одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики»
На нормальное развитие и протекание жизнедеятельности имеют право как здоровые люди, так и люди с ограниченными возможностями, однако, в жизни это право реализуется неоднозначно. Проблема общения инвалидов со здоровыми сверстниками очень остро прослеживается в подростковом возрасте. Данный период жизни примерно охватывает промежуток от 14 до 18 лет. На этом этапе развития молодого человека возникает «кризис подросткового возраста», характеризующийся нестабильностью, раздражительностью, а также поиском новых друзей и формированию социальных отношений. Общество часто избегает взаимодействия с людьми инвалидами. Многих из них сопровождают непонимание, непринятие, жалость со стороны окружающих. Ввиду специфики своей жизнедеятельности, обусловленной состоянием здоровья, такие молодые люди могут учиться не в каждом образовательном учреждении, с ними не хотят дружить. И это лишь часть трудностей, с которыми сталкивается подросток-инвалид, находясь в обществе.
Необходимо кардинальное изменение отношения, переориентация мышления окружающих на принятие такого человека как равного. Работа с молодыми людьми, имеющими ограниченные возможности, нуждается в постоянной корректировке, в разработке более эффективных методов решения проблем данной категории населения, а также в квалифицированных кадрах.
Реализация традиционного реабилитационного подхода не позволяет
94
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
решить весь комплекс проблем, с которыми сталкиваются молодые инвалиды. Существующие проблемы имеют не только медицинский аспект, но и социальный. Опыт работы общественных организаций инвалидов показывает, что инвалиды предпочитают объединяться с людьми, имеющими идентичные заболевания, и негативно относятся к другим.
Процесс социализации молодых инвалидов на современном этапе характеризуется смещением акцентов с реабилитационной и коррекционной направленности на социально-культурную. Он нацелен на создание условий, необходимых для полноценного включения человека в общественную жизнь, для развития и реализации его способностей, повышения самооценки. Очевидно, что решение таких задач возможно благодаря совместным усилиям различных институтов: семьи, образовательных учреждений, социальных служб.
Обращая внимание на условия эффективности процессов социализации и интеграции молодых инвалидов в общество, следует отметить необходимость включения молодого инвалида в совместную коллективную деятельность, имеющую коммуникативный и творческий характер. Дело в том, что инвалид ^ большую часть времени проводит в непрерывном общении с окружающими. В о связи с этим важную роль играют отношения, возникающие между молодым инвалидом, обществом, семьей и службами, которые оказывают помощь такому ребенку.
Анализ исследований, направленных на оптимизацию условий
социализации подростков с ограниченными возможностями, указывает, что «особым реабилитирующим эффектом обладают следующие виды деятельности: художественная; игровая и физкультурно-оздоровительная; коммуникативнотренинговая; игровая и танцевально-двигательная терапия; арттерапевтические технологии; библиотерапия; сказкотерапия».
Однако социализирующие и самореализационные возможности социально -культурной деятельности по отношению к инвалидам реализуются не в полной мере - как в силу специфичных барьеров, вызванных различными типами дефектов, так и по причине несоответствия содержания деятельности запросам и интересам молодого инвалида, отсутствия развивающих форм культурнодосуговой деятельности, специально предназначенных для решения проблем, обусловленных дефектом и способных компенсировать его последствия.
Для успешной и наиболее эффективной интеграции молодых инвалидов в социум следует рассматривать досуговую деятельность, позволяющую развивать межличностные отношения, создавать условия для самореализации. В наши дни наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их
95
о
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни. В связи с чем, основной задачей социальной работы с данной категорией является объединение усилий, как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения их потребностей и самореализации. Проблема досуговой деятельности для инвалидов не входит в рамки приоритетов. Однако для ощущения себя полноценной личностью сфера организации свободного времени и, в частности, интересный познавательный отдых-досуг весьма актуальны для каждого человека.
В качестве способа реализации досуговой деятельности вполне может выступать организация клуба, в работе которого могут принимать участие как здоровые молодые люди (волонтеры, товарищи и близкие люди), так и подростки и молодежь с ограниченными возможностями. При вступлении в клуб с добровольцами проводится тренинговая работа по подготовке их к дальнейшему взаимодействию с молодыми инвалидами. Как правило, клубная работа предполагает определенную тематическую направленность, в частности, клуб (J-j культурного досуга, а также клуб историко-краеведческой направленности, с о присущими им символикой, стилем и методами работы, которые дают возможность максимально учитывать особенности участников клубной деятельности. Главными чертами такого типа клубов являются: добровольная основа, общность интересов и желание помочь молодым людям и подросткам, имеющим ограничения по здоровью.
Проект «Общение - залог успеха»
Основные задачи проекта представлены ниже.
1. Выявить основные проблемы свободного времени молодых людей с ограниченными возможностями.
2. Создать наиболее благоприятные условия для развития коммуникационным навыков для успешной социализации и эффективной самореализации молодых инвалидов.
3. Оптимизировать процесс интеграции молодых людей, имеющих ограниченные возможности, путем совместного взаимодействия со здоровыми сверстниками.
Цель проекта - вовлечение молодых инвалидов в общественную, социальную и культурную жизнь общества.
Ожидаемые результаты представлены ниже.
1. Повышение доли молодых людей с ограниченными возможностями, приобщенных к активному отдыху и участию в культурной жизни общества.
2. Оптимизация культурно-досуговой деятельности с категорией
96
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
подростков и молодежи с ограниченными возможностями г. Волгограда.
3. Создание предпосылок к обеспечению равных возможностей для подростков с отклонениями в развитии для их интеграции в общество.
4. Повышение качества социокультурной, психологической,
педагогической, социальной и правовой реабилитации молодых инвалидов.
В рамках данного проекта необходима помощь специалистов разного профиля:
а) социальный педагог; организатор работы с молодежью;
б) психолог; юрист - по приглашению для обсуждения соответствующей тематики.
в) врач по лечебной физкультуре.
В рамках клуба предполагается организовывать экскурсии, прогулки, занятия по парковому ориентированию, походы, при которых будут проводиться физические упражнения, предназначенные для каждого индивидуально, а также посещение спектаклей, кинотеатров, бесплатное посещение музеев для данной категории людей, совместные встречи молодых инвалидов и их родителей в ^ читальных залах районных библиотек. о
После совместных экскурсий и прогулок - сборы/посиделки для обсуждения полученных впечатлений, обмен мнениями, общение (возможны чаепитие) в помещении клуба. Планируются мероприятия:
- организация и проведение книжной выставки, созданных людьми с ограниченными возможностями;
- выставки работ «Чудеса своими руками»;
- организация концерта, спектакля;
- подготовка совместными усилиями со здоровыми сверстниками; развлекательно-игровая программы «Здоровый образ жизни».
Далее по пожеланию членов клуба могут приглашаться на встречи психолог, юрист, врач ЛФК для подготовки к жизни в социуме и консультаций. После конкретных мероприятий каждый может получить бесплатную медицинскую консультацию у специалистов. Специалисты - это те же волонтеры, сотрудничающие с благотворительными организациями города.
Для родителей инвалидов или лиц их замещающих предполагается оказание методической помощи по вопросам воспитания от социального педагога.
Данные мероприятия предполагается проводить на базе молодежных центров и организациях, основными целями которых является оказание помощи гражданам, в особенности семьям с детьми, молодежи, социально уязвимым группам населения и лицам, имеющим инвалидность и ограниченные возможности, в том числе при осуществлении ими своих прав на обучение, трудоустройство, создание семьи, спорт, культуру, досуг, туризм, прав на
97
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
активную жизненную позицию, реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество.
Большую часть времени работы клуба посвящать общению: «Вечера
общения: «Я радость нахожу во всем», в рамках которых молодые люди с ограниченными возможностями знакомятся, обмениваются телефонами, находят друзей среди здоровых сверстников, делятся своими впечатлениями и переживаниями.
Проведение шахматно-шашечных турниров, конкурса чтецов, певцов, выставки рисунков. После чего час общения «Поделись-ка сокровенным».
Таким образом, включение молодого инвалида в досуговую деятельность позволит оптимизировать не только процесс социализации, но и самореализации, что чрезвычайно важно и необходимо для развития личности.
Подпрограмма «Организация профориентационной деятельности для молодых людей с ограниченными возможностями»
Немаловажным компонентом гармоничного развития молодых инвалидов ^ (интеграция в общество) является профориентация. о
Профессиональная ориентация - это главный период в жизни каждого из нас. Особенно важен он для людей с ограниченными возможностями. Проблема профессиональной ориентации, овладения профессией, а затем
профессиональной занятости данных лиц была и остается актуальной по сей день. К сожалению, в наше время этому вопросу уделяется недостаточно внимания со стороны конкретных органов, занимающихся особенностями жизнедеятельности инвалидов.
В 2013 году органы исполнительной власти 28 субъектов Российской Федерации провели выборочный опрос незанятых инвалидов трудоспособного возраста. В опросе приняли участие более 15,0 тыс. незанятых инвалидов трудоспособного возраста, из них женщины - 6553 человека (43,7% от числа респондентов) и 8453 - мужчины (56,3% от числа опрошенных). При этом 5689 инвалидов (37,9%) проживали в городе, 5175 инвалидов (34,5%) проживали в сельской местности, 2182 инвалида (14,5%) - в столичном, краевом или областном центре и 1960 инвалидов (13,1%) - в поселке городского типа.
Кроме того, из числа опрошенных инвалидов в возрасте от 51 до 55 лет находились 5795 человек (38,6% от числа опрошенных), в возрасте от 40 до 50 лет - 4913 человек (32,7%), от 30 до 39 лет - 2467 человек (16,4%), от 19 до 29 лет - 1673 человека (11,2%), от 16 до 18 лет - 158 человек (1,1%).
По уровню профессионального образования опрошенные инвалиды распределились следующим образом: 3730 инвалидов (24,9% от числа
опрошенных) имели общее среднее образование, 7034 инвалида (46,9%) -
98
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
среднее профессиональное образование, 2200 инвалидов (14,7%) - высшее профессиональное образование, 1219 инвалидов (8,1%) - неполное среднее, 823 инвалида (5,5%) - начальное образование.
Особенностью данной категории граждан является повышенная ориентация на частичную занятость (неполный рабочий день или неделю) (около 45% от численности опрошенных). При этом 3241 инвалид или 21,6% от числа опрошенных изъявили желание работать в организациях реального сектора экономики, 2533 инвалида или 16,9% - на предприятии, специализирующемся именно на занятости инвалидов, 719 инвалидов или 4,8% хотели открыть собственное дело и 8513 инвалидов или 56,7% не имеют четких предпочтений.
Таким образом, можно говорить о том, что профессиональное определение инвалидов носит неоднозначный характер и имеет следующий спектр проблем: недостаточность осознания собственных возможностей в области профессиональной деятельности; неадекватность представлений о требованиях конкретной профессии и их соответствии имеющимся у инвалида возможностям; необходимость пересмотра отношений к уже имеющейся (J-j профессии (при наличии предшествующего заболеванию профессионального о опыта).
Следует отметить, что в процессе развития российского общества предпринимались различные подходы к решению проблем молодых инвалидов, однако, ощутимого и устойчивого эффекта не наблюдалось. Данный вопрос является весьма неоднозначным, поскольку главное в данной сфере - «найти правильный подход к каждому». Анализ сложившейся ситуации, а также накопленного опыта работы по данному направлению позволяет сформулировать рекомендацию, которая может способствовать профессиональному
самоопределению, а также социальной адаптации молодых инвалидов.
Необходимо обеспечить постепенную адаптацию инвалидов к учебному процессу в колледжах и ВУЗах. Ввиду активного внедрения в практику идеи инклюзивного образования, считаем целесообразным уделять внимание подготовительному этапу к процессу обучения. Люди с инвалидностью должны стать одной из целевых аудиторий приемной комиссии образовательного учреждения. Материально-техническое оснащение колледжа или ВУЗа должно отвечать потребностям людей с инвалидностью. На сегодняшний день многие учебные заведения обладают возможностью обучения людей с ограниченными возможностями, но информация о них предоставлена недостаточно, фрагментарно.
В связи с этим целесообразно создать на базе учебных заведений координационный центр профориентационной поддержки, в состав которого могут войти преподаватели, психологи, юристы, социальные работники,
99
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
студенты-волонтеры. Целью такого центра будет проведение
профориентационной работы и организация довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов.
Мы полагаем, что такая профориентационная поддержка сможет выполнять следующие функции:
а) информационную, обеспечивающую формирование и систематическое обновление базы данных об инвалидах, желающих получить профессиональное образование;
б) диагностическую, предполагающую проведение тестов и тренингов различной педагогической и психологической направленности с целью выявления возможностей, склонностей и мотивов к определенной профессии лиц, имеющих ограниченные физические возможности;
в) профориентационную, направленную на знакомство с различными группами специальностей с акцентированием внимания как на преимуществах, так и на сложностях рассматриваемой профессиональной деятельности;
г) маркетинговую, позволяющую познакомить абитуриентов с
^ перспективами развития вуза, его образовательным, научным и материально- о техническим потенциалом;
д) образовательную, обеспечивающую учебную подготовку по предметам, входящим в перечень вступительных испытаний.
В рамках деятельности предложенного центра возможна подготовка различных методик по организации учебно-воспитательного процесса в данного учебном заведении, исходя из особенностей каждого из инвалидов, а также построение индивидуальных траекторий развития.
По окончании учебного курса в учебном заведении предлагаем организовать помощь в трудоустройстве по профессии, а также сбор государственных заказов для инвалидов.
Таким образом, довузовская подготовка инвалидов является необходимым элементом в системе непрерывного образования, и мы рассматриваем ее как целостный педагогический процесс со специфическими формами, методами, средствами и технологиями обучения. Эта подготовка должна осуществляться на базе учебного заведения. Существенным фактором успешности довузовской подготовки является использование кадрового, технологического, научнометодического потенциала ВУЗа [5].
100
о
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Таблица 2
Финансово-экономическое обеспечение проекта
п/п Мероприятия Финансовые затраты (млн.руб.), всего Федеральный бюджет Бюджеты субъектов Российской Федерации
1. Разработка методических документов по федеральной системе информационного обеспечения молодых инвалидов 12 12
2. Подготовка специалистов и персоналадля работы в системе центров информации 187 75 112
3. Организационные мероприятия и материальнотехническое оснащение ^экспериментальных центров информации и документации в регионах 524 263 261
4. Организационное оформление, обучение и подготовка специалистов региональных центров информации и документации 1531 445 1086
5. Стандартное материально-техническоеоснащение системы центров информации и документации 2350 940 1410
6. Мониторинг рынка труда молодежи,анализ и прогноз состояния занятости молодых инвалидов 115 45 70
7. Создание сети специализированных информационно-консультационных центров по профессиональному образованию и занятости молодых инвалидов на базе центров занятости, бизнес-инкубаторов, молодежных бирж труда идр. 550 210 340
8. Организация и проведение ярмарок вакансий для учащихся и безработных Молодых инвалидов в системе молодежных биржтруда 3100 1240 1860
9. Организация новых рабочих мест в регионах для-возрастных категорий молодых людей с ограниченными возможностями с 14 до 30 лет 880 3540 5310
10. Создание и организация работы информационно -консалтинговых центров проблем талантливой молодежи всубъектах Российской Федерации 750 220 450
11. Организация и проведение международных, всероссийских специализированных конкурсов - выставок, ярма рок творческих достижений молодежи 400 120 280
12. Издание научно-методической и др.литературы, необходимой для становления творческой личности 300 210 280
о
101
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Литература:
1. Мороз Я.Ю. Социальные позиции молодежи с инвалидностью в российском обществе: объективное и субъективное измерения: автореф. дис. ... канд. соц. наук : 22.00.04 / Мороз Яна Юрьевна ; ФГАОУ ВПО «Ожный федеральный университет». - Ростов-на-Дону, 2011. - 30 с.
2. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» [в ред. распоряжений Правительства РФ от 12.03.2008 № 301-р, от 28.02.2009 № 251-р, от 16.07.2009 № 997-р] // КонсультантПлюс.
3. Инвалидность // Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг.
4. «Профессиональная ориентация» // Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С.А.Кузнецов .1998
5. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Теория и практика довузовской подготовки инвалидов на современном этапе развития образования. // Современные
(J-j проблемы науки и образования. - 2012. - № 2; [Электронный ресурс]. - URL: о www.science-education.ru/102-5721
102
о