Научная статья на тему 'Выявление и реализация условий повышения эффективности соревновательной деятельности квалифицированных боксеров'

Выявление и реализация условий повышения эффективности соревновательной деятельности квалифицированных боксеров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
649
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКС / ЮНОШИ 15-17 ЛЕТ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Александров Ю.М.

Российские боксеры завоевали большой авторитет на международной арене, однако рост мастерства единоборцев из многих стран детерминирует необходимость постоянного совершенствования новых способов повышения эффективности соревновательной деятельности. Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Материал. В статье обращается внимание на важность формирования мыслительных процессов, обеспечивающих активное участие спортсменов в поиске и реализации новых подходов к построению тренировочного процесса. В статье раскрыта значимость выявления и реализации условий, обеспечивающих рост спортивного мастерства квалифицированных боксеров. Разработанная автором методика повышения технической подготовленности основана на использовании данных условий; в ней представлены способы применения каждого условия, что существенно повышает эффективность тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности боксеров ЭГ. Результат. Результаты педагогического эксперимента показали большую значимость выявления и реализации условий, повышающих результативность соревновательной деятельности квалифицированных боксеров. Разработанная нами методика на основе использования данных условий и ориентированная на реализацию данного подхода, показывает перспективность предложенного направления совершенствования спортивного мастерства боксеров. Заключение. Выявленные условия значительно расширяют возможности реализации кинезиологического потенциала боксеров, показывают большую значимость развития мыслительных способностей, обеспечивающих формирование навыков объективного анализа собственных действий и приемов, выполняемых противником, что значительно увеличивает возможности для поиска путей самосовершенствования средствами избранного вида спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление и реализация условий повышения эффективности соревновательной деятельности квалифицированных боксеров»

УДК 796.83.015

ВЫЯВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ

Ю.М. Александров - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет

Ульяновск

IDENTIFICATION AND REALIZATION OFEFFICIENCYINCREASE CONDITIONS OF THE QUALIFIED BOXERSCOMPETITIVE ACTIVITY

Yu.M. Aleksandrov - postgraduate student Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk

e-mail: eleha funina@mail.ru

Ключевые слова: бокс, юноши 15-17 лет, техническая подготовленность, мыслительные процессы, педагогические условия.

Аннотация. Российские боксеры завоевали большой авторитет на международной арене, однако рост мастерства единоборцев из многих стран детерминирует необходимость постоянного совершенствования новых способов повышения эффективности соревновательной деятельности.

Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Материал. В статье обращается внимание на важность формирования мыслительных процессов, обеспечивающих активное участие спортсменов в поиске и реализации новых подходов к построению тренировочного процесса.В статье раскрыта значимость выявления и реализации условий, обеспечивающих рост спортивного мастерства квалифицированных боксеров. Разработанная автором методика повышения технической подготовленности основана на использовании данных условий; в ней представлены способы применения каждого условия, что существенно повышает эффективность тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности боксеров ЭГ.

Результат. Результаты педагогического эксперимента показали большую значимость выявления и реализации условий, повышающих результативность соревновательной деятельности квалифицированных боксеров. Разработанная нами методика на основе использования данных условий и ориентированная на реализацию данного подхода, показывает перспективность предложенного направления совершенствования спортивного мастерства боксеров.

Заключение. Выявленные условия значительно расширяют возможности реализации кинезиологического потенциала боксеров, показывают большую значимость развития мыслительных способностей, обеспечивающих формирование навыков объективного анализа собственных действий и приемов, выполняемых противником, что значительно увеличивает возможности для поиска путей самосовершенствования средствами избранного вида спорта.

Keywords: boxing, youth of 15-17 years old, technical readiness, thought processes, pedagogical conditions.

Annotation. The Russian boxers gained big authority on the international scene, however growth of martial artists skill from many countries determines need ofcompetitive activity efficiencyincrease new ways continuous improvement

Research methods: analysis and generalization of scientific and methodical literature, testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.

Research material.Attention to importance of the thought processesformation providing active participation of athletes in search and realization of new approaches to creation of training process is paidattentionin this article. The importance of identification and realization of the conditions providing growth ofqualified boxers sports skill is opened. The technique of technical readinessincrease developed by the author is based on use of these conditions; methods of each condition application boxers of EG competitive activity presented in it, that significantly increases efficiency of training process and productivity.

Results.Results of pedagogical experiment showed the big importance of identification and realization of the conditions increasing productivity of qualified competitive activity boxers. The technique developed by us on the basis of these conditionsuse and focused on realization of this approach, shows prospects of boxers sports skill offered direction improvement

Conclusion. The revealed conditions considerably expand possibilities of boxers kinesiology potentialrealization , show the big importance of thinkingpowers development providing formation of skills of the objective analysis of own actions and receptions, carried out by the opponent that considerably increases opportunities for search of self-improvement ways by means of the chosen sport.

Большая государственная значимость развития спорта высших достижений и массового спорта нашла свое отражение в федеральном законе РФ от 4.12.2007 №329-ФВ «о Физической культуре и спорте в РФ» (агентство «Весь спорт»). Бокс является одним из наиболее популярных видов спорта, привлекающим внимание многих подростков и юношей. В России сложились собственные традиции подготовки боксеров мирового класса. Их успехи и достижения признаны во всем мире. Однако постоянно возрастающий уровень спортивного мастерства боксеров различных стран, информационное обеспечение, новые научные данные о совершенствовании методики их технико-тактической подготовки, появление современных технологий обусловливают необходимость постоянного поиска способов оптимизации тренировочно-соревновательной деятельности, обеспечивающей увеличение ее результативности.

Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости выявления и реализации условий повышения спортивного мастерства.

Задачи:

1. Определить ведущие условия, влияющие на стабильность и надежность атакующих и защитных действий боксера.

2. Разработать методику совершенствования спортивного мастерства единоборцев на основе выявленных условий и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Современный бокс характеризуется высокой динамичностью, увеличением скорости сложных сенсомоторных реакций, необходимостью индивидуальной импровизации движений в зависимости от ситуации на ринге, проявлением способности к экстраполяции двигательных действий, объективной оценке технико-тактической подготовленности противника. Боксеры высокой квалификации должны уметь мастерски пользоваться левой и правой рукой; на высоком техническом уровне владеть всеми способами передвижений на ринге при взаимодействии с противником; эффективно вести бой на ближней, средней, длинной и сверхдлинной дистанциях.

Специалисты по боксу Ю.В. Верхошанский, П.Ю. Галкин, 2002; А.Г. Киселев, 2006; И.С. Колесник, 2010 и др. отмечают, что многие единоборцы мирового класса отличаются недостаточным разнообразием тактических приемов ведения боя, неспособностью к изменению тактики под прессингом противника, прогнозированию его действий.

Многие тренеры стремятся к использованию модели тренировочного процесса, обеспечивающего высокий уровень скоростно-силовых качеств, агрессивную манеру взаимодействия с соперником, формирование навыков проведения серийных атакующих действий. Однако результаты научных исследований В.Е. Котешева (1998), свидетельствуют о целесообразности взгляда на бокс как на деятельность, обеспечивающую постоянную готовность спортсмена к экстренным воздействиям внешних и внутренних раздражителей (нокаута или нокдауна, концентрации волевых усилий для преодоления болевого или эмоционального стресса и т.д.).

Набирает силу тенденция изменения взглядов на ведущую роль скоростно-силовых показателей наряду с развитием мышечной силы и быстроты движений; специалистами по боксу признается большая значимость формирования специальной ловкости единоборца, повышения устойчивости тела, подвижности, точности атакующих действий [10]. Это наполняет современный бокс новым содержанием, существенно расширяет его возможности для индивидуальной импровизации движений; вариативности двигательных действий, лучшей ориентировки в пространстве и времени.

Рост спортивного мастерства боксера детерминирует необходимость постоянного анализа своих действий. После окончания боксерского поединка важно восстановить в деталях процесс взаимодействия с противником, мысленно воспроизвести характер выполнения ударных и защитных действий, их выбор и способы проведения в зависимости от поведения соперника; эффективность предпринятых атак [ 6, 9, 11]. Это предъявляет высокие требования к памяти, развитию которой следует уделять большое внимание.

Способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению в нужный момент содержания боя с противником, создает условия для объективной оценки технических и тактических действий, допущенных ошибок. Запоминание ситуаций, в которых спортсмен чувствовал себя неуверенно, теряя инициативу, обусловливало своевременную коррекцию содержания тренировочных занятий, поиск эффективных способов улучшения общефизической, технико-тактической, психологической подготовленности; накопление личного опыта соревновательной деятельности.

Точность воспроизведения в памяти характера двигательных действий боксеров во время боя обусловлена уровнем сформированности восприятия мыслительного процесса, обеспечивающего адекватность отражения в сознании разнообразных форм и видов окружающей действительности. Чем четче и ярче восприятие, тем лучше откладываются в памяти и точнее воспроизводятся наблюдаемые образы и явления.

Одним из важных мыслительных процессов, позволяющих боксеру уловить момент смены направления и содержания двигательного действия, изменения его пространственно-временных и пространственно-силовых параметров, является внимание, разновидности которого в значительной мере определяют степень спортивного мастерства боксера. Необходимый уровень сформированности мышления (логического, оперативного, тактического, творческого) позволяет своевременно и верно использовать наиболее эффективный способ выполнения атакующего или защитного действия.

Материалы наших исследований свидетельствуют о том, что формирование памяти, восприятия, внимания и других познавательных процессов должно занимать значительное место в спортивной подготовке боксера. Анализ научно-методической литературы по теме исследования, полученные нами экспериментальные данные показали, что ведущими условиями повышения эффективности соревновательной деятельности боксеров являются:

- одинаковый уровень выполнения технических приемов левой и правой рукой;

- постоянное маневрирование с использованием различных способов передвижения по рингу;

- применение всех видов дистанций в процессе взаимодействия с противником;

- развитие и совершенствование мыслительных процессов, наряду с повышением физической, технико-тактической и морально-волевой подготовки.

Нами была разработана методика повышения результативности соревновательной деятельности боксера на основе реализации данных условий. Для выполнения технических приемов с одинаковым уровнем мастерства левой и правой рукой, спортсменам предлагалось на одном тренировочном занятии все двигательные задания выполнять с левой руки, включая: общеразвивающие упражнения на боксерских снарядах, в паре с партнером и т.д.; на следующей тренировке - все те же двигательные действия выполнялись, начиная с правой руки. То же требование предъявлялось и к движениям ногами.

Во время спаррингов, учебных боев - в течение всего процесса взаимодействия с партнером в одном бою - действия начинались с левой руки, при проведении атакующих и защитных действий акцент делался на движения левой рукой. В следующем учебном бою или спарринге главное внимание уделялось движениям правой рукой. В подвижных играх, игровых моментах также лидирующее положение отводилось поочередно правой и левой верхней конечности, начиная с более слабой.

Взаимодействие с партнером осуществлялось при непрерывном маневрировании с использованием всех способов передвижения, выбор которых определялся поставленной задачей, конкретной дистанцией, выбором момента проведения атаки и т.д. При этом важно понимать, что из различных способов передвижения: скользящим шагом, вышагиванием, челночным передвижением, скачками и др., каждый из них обладает различным уровнем энерготрат. В связи с этим содержанием предложенной нами методики являлся точный выбор момента смены одного способа передвижения (менее затратного) на более энергичный, обеспечивающий успешное проведение атакующего приема.

У боксеров формировался навык разработки модели боксерского поединка, предусматривающий момент выбора наиболее эффективного способа передвижения с учетом использования основного, промежуточного или передвижения по кругу в зависимости от поставленной задачи.

При анализе боксерского поединка после соревнований анализировалась эффективность применения каждого способа передвижения с учетом конкретной ситуации, возникавшей в процессе взаимодействия с противником. Это позволяло формировать навыки выбора и применения наиболее результативного способа передвижения для конкретного момента и обогащать личный соревновательный опыт в данном направлении. Одним из условий повышения результативности соревновательной деятельности боксеров является использование всех четырех дистанций.

Разработанная нами методика повышения эффективности соревновательной деятельности квалифицированных боксеров ставила задачу результативного использования каждой дистанции, выбор которой во время боксерского поединка определялся росто-весовыми параметрами противника, длиной его верхних и нижних конечностей. Соперник с незначительной длиной конечностей, как правило, предпочитает бои на короткой дистанции, что обусловливало целесообразность преимущественного использования длинной и сверхдлинной дистанции [1, 3, 4, 8].

Формирование двигательной памяти и других мыслительных процессов имеет большое значение для становления, расширения и обогащения личного опыта соревновательной деятельности, что значительно повышало уровень спортивного мастерства боксеров [2, 5, 7, 12]. Упрочение навыков постоянного анализа, сопоставления и оценки собственных двигательных действий и технических приемов противника стимулирует совершенствование аналитических способностей, логического, оперативного и тактического мышления, что очень важно для повышения результативности соревновательной деятельности и реализации кинезиологического потенциала.

Для проверки эффективности разработанной нами методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 42 боксера 15-17 лет (I разряда и КМС). Были организованы две группы: контрольная (КГ) - 20 человек, ЭГ - 22 человека. Перед началом педагогического эксперимента проведено тестирование с целью выявления уровня физической подготовленности. С этой целью использовались следующие

контрольные упражнения: бег 30 м (с), бег 100 м (с), бег 3000 м (мин); прыжок в длину с места (см), подтягивание в висе (кол-во раз); толкание ядра (4 кг) правой и левой рукой.

Анализ исходных показателей физической подготовленности не выявил существенных различий у боксеров КГ и ЭГ (р>0,05). Уровень технической подготовленности определялся по качеству выполнения атакующих и защитных действий, для оценки которых были разработаны специальные критерии. Так, техника выполнения прямого удара в туловище оценивалась по четкости алгоритма выполнения движений, их слитности, оптимальному сочетанию атакующих и защитных действий.

Первый прием: прямой удар левой в туловище с шагом вперед.

Критерии оценки:

5 баллов - движения начинаются с толчка носком правой ноги и шагом левой, с последующим наклоном туловища вперед-вправо. Рука резко выпрямляется и перчатка кратчайшим путем направляется к цели. Правой рукой боксер защищает голову, а локтем и предплечьем - туловище.

4 балла - движения выполняются слитно, атакующий удар выполняется с заданными пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами, недостаточный наклон туловища вперед-вправо;

3 балла - правильный алгоритм выполнения двигательных действий, достаточно сильный атакующий удар левой рукой, небрежное выполнение защитных действий;

2 балла - недостаточная слитность движений, запаздывающие защитные действия;

1 балл - пауза после каждого структурного элемента целостного моторного акта. Отсутствие резкости движений атакующей рукой и защитных приемов.

Второй прием: удар левой снизу в голову. Оценивалась точность проведения удара, рациональность выполнения подготовительного действия, правильно выполненная стойка боксера, сочетание атакующих и защитных приемов.

Критерии оценки:

5 баллов - атакующие действия выполняются после предварительного отведения перчатки вверх и одновременным сгибанием руки в лучезапястном суставе; в момент атакующего действия правая рука защищает голову от возможного удара противника;

4 балла - чрезмерное отведение ударной руки вверх, при полном единстве атакующего и защитного приемов;

3 балла - недостаточное отведение ударной руки вверх, чрезмерное сгибание руки в лучезапястном суставе, запоздалое защитное действие правой рукой;

2 балла - раздельное выполнение фаз атакующего приема, недостаточная сила ударного действия, рассогласованность атакующего и защитного приемов;

1 балл - отсутствие предварительного действия, резкости атакующего удара, неправильная стойка боксера.

Третий прием. Прямой удар правой в голову из левосторонней стойки.

Оценивается рациональность техники данного приема, сочетание атакующего и защитного действия.

Критерии оценки:

5 баллов - толчком носка правой ноги, тело подается вперед с одновременным поворотом справа-налево и ударным действием в голову, левая рука выполняет защитное действие;

4 балла - незначительное запоздание поворота тела справа-налево;

3 балла - пауза между поворотом тела справа-налево и атакующим действием в голову;

2 балла - прерывистое выполнение действий данного моторного акта, отсутствие защиты от ударов соперника;

1 балл - отсутствие рационального ритма двигательного действия, атакующий удар выполняется после остановки с недостаточным мышечным напряжением; слабое проведение защитного приема.

Анализ выполнения технических действий показал отсутствие сущностных различий по технической подготовленности боксеров КГ и ЭГ (р>0,05). Тренировочные занятия в КГ выполнялись по традиционной методике в соответствии с программой спортивной подготовки, утверждённой РФ бокса. В ЭГ использовалась разработанная нами методика, основанная на реализации условий повышения результативности соревновательной деятельности. После окончания педагогического эксперимента результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, при значительном преимуществе боксеров ЭГ.

Повторное тестирование показателей физической подготовленности свидетельствует о том, что в КГ при исходных данных в беге на 30 м - 5,35±0,34 с к завершению педагогического эксперимента прирост показателей составил 3,1% (р>0,05), в ЭГ при исходных данных 5,34±0,29 с улучшение результатов произошло на 6,3% (р>0,05). В беге на 100 м в КГ при исходных данных 14,17±0,89 с к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились на 4,11% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 14,19±0,77 с прирост составил 7,02% (р>0,05). В беге на 3000 м в КГ при исходных данных 14,29±1,13 м к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились на 6,43% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 14,32±0,93 мин, прирост результатов составил 10,36% (р<0,05). В прыжке в длину с места в КГ при исходных данных 197,22±10,31 см, к окончанию педагогического эксперимента улучшение показателей произошло на 5,24% (р>0,05); в ЭГ, соответственно при исходных результатах 195,88±13,41 см прирост составил 11,48% (р<0,05). Подобная тенденция улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям.

Анализ показателей, характеризующих уровень технической подготовленности также показал, что положительная динамика результатов характерна для боксеров КГ и ЭГ, однако в ЭГ уровень технической подготовленности оказался значительно выше. Так, в КГ при выполнении прямого удара в туловище исходная оценка составила 3,24±0,20 балла, к завершению педагогического эксперимента техника данного приема улучшилась на 8,91% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,38±0,26 балла оценка за технику выполнения данного приема улучшилась на 22,95% (р<0,05).

В КГ при исходной оценке при выполнении удара левой снизу в голову - 3,19±0,24 балла к окончанию педагогического эксперимента оценка за технику выполнения данного атакующего действия улучшилась на 9,66% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,27±0,20 балла прирост результатов составил 23,72% (р<0,05).

При выполнении прямого удараправой в голову из левосторонней стойки исходная оценка в КГ составила 3,41±0,25 балла (р>0,05); к завершению педагогического эксперимента показатели возросли на 11,64% (р<0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,39±0,22 балла оценка улучшилась на 27,53% (р<0,05).

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали большую значимость выявления и реализации условий, повышающих результативность соревновательной деятельности квалифицированных боксеров. Разработанная нами методика на основе использования данных условий и ориентированная на реализацию данного подхода, показывает перспективность предложенного направления совершенствования спортивного мастерства боксеров. Выявленные условия значительно расширяют возможности реализации кинезиологического потенциала боксеров, показывают большую значимость развития мыслительных способностей, обеспечивающих формирование навыков объективного анализа собственных действий и приемов, выполняемых противником, что значительно увеличивает возможности для поиска путей самосовершенствования средствами избранного вида спорта.

Литература

1. Верхошанский, Ю.В. Специфика скоростно-силовой подготовленности боксеров в связи с особенностями технико-тактического мастерства / Ю.В. Верхошанский, В.И. Филимонов, Ю.Б. Никифоров // Теория и практика физической культуры, 1980 - № 12. - С. 5.

2. Ву, Д.Т. Сопряженное развитие физических и психомоторных качеств боксеров-юношей 15-16 лет: дисс.... канд. пед. наук / Д.Т. Ву // - Москва, 2003. - 125 с.

3. Галкин, П.Ю. Направленность методики тренировки боксеров на развитие готовности к выбору тактики боя: автореф. дис. ... канд. пед. наук / П.Ю. Галкин. - Челябинск. -2002. - 22 с.

4. Гаракян, А.И. Бокс. Техника и тренировка акцентированных и точных ударов / А.И. Гаракян, О.В. Меньшиков, З.М. Хусяйнов. - М. : Физкультура и Спорт, 2007. - 192 с.

5. Гуревич, П.С. Психология : учеб. пособие / П.С. Гуревич. - М. : Изд-во «Старик Ватурлинг», 2005. -

720 с.

6. Киселев, В.А. Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных боксеров / В.А. Киселев. - М. : Изд-во «ФК», 2006. - 127 с.

7. Колесник, И.С. Личность боксера / И.С. Колесник. - М. : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2008. - 159 с., ил.

8. Колесник, И.С. Структура и содержание спортивной подготовки боксеров 15-17 лет / И.С. Колесник.

- Ульяновск, 2010. - 342 с.

9. Котешев, В.Е. Методология управления адаптацией спортсменов к специфическим двигательным действиям в боксе: автореферат дисс. ... докт. пед наук / В.Е. Котешев. - Краснодар : Краснодарские известия, 1998 - 50 с.

10. Назаренко, Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л.Д. Назаренко // Монография. - М. : Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. - 332 с.

11. Кузнецова, З.М. Анализ особенностей подготовки к соревновательной деятельности боксеров-новичков 15-18 лет / З.М. Кузнецова, Ш.Р. Зайнуллин // Вестник спортивной науки. - 2007. - № 3. - С. 27-29.

12. Родионов, А.В. Принципы психофизического сопряжения в подготовке спортсменов-единоборцев высокой квалификации /А.В. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. - С. 34- 36.

Bibliography

1. Verkhoshansky, Y.V. Specifics of high-speed and power readiness of boxers in connection with features of technical and tactical skill / Y.V. Verkhoshansky, V.I. Filimonov, Y.B. Nikiforov // Theory and practice of physical culture, 1980 - No. 12. - P. 5.

2. Vu. D. T. The interfaced development of physical and psychomotor qualities of boxers young men of 15-16 years:thesis ... cand. ofped-cs / D.T. Vu // Moscow, 2003. - 125 p.

3. Galkin, P.Yu. Orientation of boxers on training technique development of readiness for a choice of tactics of fight: abstract of thesis ... cand. ofped-cs / P.Yu. Galkin. - Chelyabinsk. -2002 . - 22 p.

4. Garakyan, A.I. Boxing. Equipment and training of accented and exact strokes / A.I. Garakyan, O.V. Menshikov, Z.M.Husyaynov. - M: Physical Culture and Sports, 2007. - 192 p.

5. Gurevich, P.S. Psychology: study grant / P.S. Gurevich. - M: Publishing house "Old man Vaturling", 2005.

- 720 p.

6. Kiselyov, V.A.Improvement of sports training of high skilled boxers/V.A. Kiselyov. - M: "FC" publishing house, 2006. - 127 p.

7. Kolesnik, I.S. Identity of the boxer / I.S. Kolesnik. - M: Scientific and publishing center "Theory and Practice of Physical Culture and Sport", 2008. - 159 p.

8. Kolesnik, I.S. The structure and content of sports training of boxers of 15-17 years / I.S. Kolesnik. -Ulyanovsk, 2010. - 342 p.

9. Koteshev, V.E.Methodology of athletes adaptation management to specific motive actions in boxing: abstract of thesis ... doctor of ped-cs / V.E.Koteshev. - Krasnodar: Krasnodar news, 1998 - 50 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Nazarenko, L.D. Development of motive and coordination qualities as factor of children and teenagers improvement / L.D. Nazarenko//Monograph. - M: Prod. "Theory and practice of physical culture", 2001. - 332 p.

11. Kuznetsova, Z.M.Analysis of features of training for competitive activity of boxers beginners of 15-18 years / Z.M. Kuznetsova, Sh.R. Zaynullin// Bulletin of sports science. - 2007. - No. 3. - P. 27-29.

12. Rodionov, A.V.Principles of psychophysical interface in preparation of athletes boxers of high qualification/A.V. Rodionov//Theory and practice of physical culture. - 2001 . - No. 11. - P. 34 - 36.

Статья поступила в редакцию: 25.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.