Научная статья на тему 'Методика совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров'

Методика совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2791
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКС / BOXING / СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО / SPORTSMANSHIP / ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / TACTICAL TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесник И.С., Гатин Ф.А., Осипов Д.А.

Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме совершенствования спортивного мастерства высококвалифицированных боксеров, изучение и обобщение передового педагогического опыта ведущих тренеров и специалистов по боксу свидетельствуют о том, что тактическая подготовка является необходимым условием реализации целей соревновательной деятельности. Однако в практике спортивной тренировки единоборцев основное внимание уделяется повышению технической подготовленности, при этом формирование навыков использования тактических приемов осуществляется попутно, по мере возникновения ситуаций. Материал. В статье предлагается перспективное направление решения данной проблемы путем разработки методики совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров. В статье представлены особенности тактики ведения ближнего боя, специфика тактических приемов в зависимости от манеры ведения боксерского поединка. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта ведущих специалистов и тренеров по боксу; наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты. Авторами разработана методика совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров 16-18 лет, раскрывается сущность тактики ведения спортивного поединка; используемые средства и педагогические условия формирования навыков применения тактических приемов. Содержание методики составляют системы специальных интеллектуальных и двигательных заданий, направленных на развитие творческого мышления как базиса тактической подготовленности; логического мышления, обеспечивающего последовательность усвоения определенных моторных актов для формирования навыков ведения тактической борьбы в ходе боксерского поединка. Разработаны критерии оценки показателей тактической подготовленности. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что тактическая подготовка является важным структурным компонентом, обеспечивающим рост спортивного мастерства квалифицированных боксеров. Использование разработанной методики способствовало улучшению физической, технической и тактической подготовленности боксеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесник И.С., Гатин Ф.А., Осипов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF TACTICAL TRAINING DEVELOPMENT AMONG QUALIFIED BOXERS

Scientific and scientific-methodical literature analysis on the problem of sportsmanship improvement of highlyqualified boxers, progressive pedagogical experience of the leading trainers and specialists in boxing study and summarizing prove the fact that tactical training is an important condition for competitive activity aims realizations. However, in the practice of combatants’ sports training main attention is paid to technical readiness increase, at the same time, the skills of tactical techniques use are realized occasionally. Material. The article offers a prospective direction of this problem solution by means of the methodology creation of tactical training development of qualified boxers. The article presents the peculiarities of close combat tactics, the specificity of tactical methods depending on the manner of boxing combat. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, progressive pedagogical experience summarizing of the leading specialists and trainers in boxing; observations, pedagogical experiment, testing, static handling of the material. Results. The authors created the methodology of tactical training development of qualified 16-18 years-old boxers, the essence of sports combat tactics is revealed; the used means and pedagogical conditions of skills formation of tactical techniques use. The content of the methodology form the systems of special intellectual and motional tasks, directed at creative thinking development as the base for tactical readiness; logical thinking, which provides the succession of the definite motor acts mastering for the skills formation of a tactical combat during a boxing combat. The evaluation criteria of tactical readiness indices are created. Conclusion. The results of pedagogical experiment showed that tactical training is an important structural component, which provides sportsmanship improvement among qualified boxers. The use of the created methodology provided boxers’ physical, intellectual and tactical readiness improvement.

Текст научной работы на тему «Методика совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров»

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №1(38) 2016

ISSN2070 4798(Print)

_ISSN 2070 4 798 (Online)

УДК 796

ББК 75 713:74.267.5 DOI 10.14526/01_1111_76

К 60

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ

Колесник И. С. — доктор педагогических наук, профессор

Гатин Ф.А. — аспирант Осипов Д.А. — аспирант ФГБОУ ВО « Ульяновский государственный педагогический университет имени

И.Н. Ульянова»,

432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4

METHODOLOGY OF TACTICAL TRAINING DEVELOPMENT AMONG

QUALIFIED BOXERS

Kolesnik I.S. — doctor of pedagogics, professor Gatin F. A. — post-graduate Osipov D.A. - post-graduate Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov", 432700 Ulyanovsk, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, house 4

e-mail: kolesnik. 65@mail. ru

Аннотация. Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме совершенствования спортивного мастерства высококвалифицированных боксеров, изучение и обобщение передового педагогического опыта ведущих тренеров и специалистов по боксу свидетельствуют о том, что тактическая подготовка является необходимым условием реализации целей соревновательной деятельности. Однако в практике спортивной тренировки единоборцев основное внимание уделяется повышению технической подготовленности, при этом формирование навыков использования тактических приемов осуществляется попутно, по мере возникновения ситуаций. Материал. В статье предлагается перспективное направление решения данной проблемы путем разработки методики совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров. В статье представлены особенности тактики ведения ближнего боя, специфика тактических приемов в зависимости от манеры ведения боксерского поединка. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта ведущих специалистов и тренеров по боксу; наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты. Авторами разработана методика совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров 16-18 лет, раскрывается сущность тактики ведения спортивного поединка; используемые средства и педагогические условия формирования навыков применения тактических приемов. Содержание методики составляют системы специальных интеллектуальных и двигательных заданий, направленных на развитие творческого мышления как базиса тактической подготовленности; логического мышления, обеспечивающего последовательность усвоения

определенных моторных актов для формирования навыков ведения тактической борьбы в ходе боксерского поединка. Разработаны критерии оценки показателей тактической подготовленности. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что тактическая подготовка является важным структурным компонентом, обеспечивающим рост спортивного мастерства квалифицированных боксеров. Использование разработанной методики способствовало улучшению физической, технической и тактической подготовленности боксеров.

Ключевые слова: бокс, спортивное мастерство, тактические приемы, методика, педагогический эксперимент.

Annotation. Scientific and scientific-methodical literature analysis on the problem of sportsmanship improvement of highly- qualified boxers, progressive pedagogical experience of the leading trainers and specialists in boxing study and summarizing prove the fact that tactical training is an important condition for competitive activity aims realizations. However, in the practice of combatants' sports training main attention is paid to technical readiness increase, at the same time, the skills of tactical techniques use are realized occasionally. Material. The article offers a prospective direction of this problem solution by means of the methodology creation of tactical training development of qualified boxers. The article presents the peculiarities of close combat tactics, the specificity of tactical methods depending on the manner of boxing combat. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, progressive pedagogical experience summarizing of the leading specialists and trainers in boxing; observations, pedagogical experiment, testing, static handling of the material. Results. The authors created the methodology of tactical training development of qualified 16-18 years-old boxers, the essence of sports combat tactics is revealed; the used means and pedagogical conditions of skills formation of tactical techniques use. The content of the methodology form the systems of special intellectual and motional tasks, directed at creative thinking development as the base for tactical readiness; logical thinking, which provides the succession of the definite motor acts mastering for the skills formation of a tactical combat during a boxing combat. The evaluation criteria of tactical readiness indices are created. Conclusion. The results of pedagogical experiment showed that tactical training is an important structural component, which provides sportsmanship improvement among qualified boxers. The use of the created methodology provided boxers' physical, intellectual and tactical readiness improvement.

Keywords: boxing, sportsmanship, tactical techniques, methodology, pedagogical experiment.

Актуальность. Уровень

спортивного мастерства

квалифицированных боксеров

определяется комплексом различных факторов: показателями физической, технической, теоретической,

психологической и других сторон подготовки, каждая из которых решает конкретные задачи. Так, если физическая подготовленность обеспечивает развитие мышечной силы, скорости движений, выносливости, специальной ловкости, точности выполнения ударных приемов; повышение устойчивости тела, то техническая подготовка призвана сформировать навыки рационального выполнения атакующих и защитных приемов в различных, неожиданно

возникающих ситуациях в соответствии с их пространственно-силовыми и пространственно-временными параметрами двигательных действий.

Теоретическая подготовка

направлена на усвоение системы специальных знаний, позволяющих выявить особенности техники ударных и защитных приемов; последовательность их усвоения; соответствие их содержания и способов выполнения

морфофункциональному состоянию

организма. Психологическая подготовка решает задачи готовности спортсмена к нервно-мышечным нагрузкам,

деятельности в стрессовых ситуациях противоборства с опытным соперником.

Среди разных сторон спортивной подготовки боксера особое место занимает тактическая подготовка,

обусловливающая формирование навыков выполнения технического приема в момент, обеспечивающий его

максимальную эффективность [6]. Это детерминирует длительность и сложность тактической подготовки, так как большое количество технических атакующих и защитных приемов, разнообразие вариантов и способов их выполнения; различный характер взаимосвязей, комбинаций, высокая динамичность бокса, постоянная смена условий

соревновательной деятельности

предъявляют к единоборцам

специфические требования, выполнение которых обусловливает необходимость целенаправленной, систематической

деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию подготовки

квалифицированных боксеров.

Наиболее сложным видом противоборства с сильным опытным противником является бой на ближней дистанции. На первом этапе тактической подготовки единоборец стремится к выполнению ударного действия, ориентируясь на открытую цель, без учета готовности противника моментально изменить дистанцию, обеспечить надежную защиту и нанести контрудар. Это свидетельствует о неподготовленности данной атаки.

Тактическая подготовка

совершенствуется в то время, когда боксер, нанеся атакующий удар противнику, готовится к его ответному действию посредством отклона, уклона, приседания и других защитных действий, сразу за завершающей фазой атакующего приема. Способность к проведению эффективного встречного удара свидетельствует о расширении арсенала сформированных навыков ориентировки в пространственно-временном поле ринга; контроля и прогнозирования действий соперника, что позволяет единоборцу по расположению ступней противника, расположению частей и звеньев тела в пространстве, боевой стойке и т.д.

определить направление, форму и силу готовящегося ударного действия.

Наиболее сложным тактическим приемом специалисты П.Ю. Галкин, 2000; И.С. Колесник, Ф.А. Гатин, Ю.М. Александров 2015 и др. считают опережающий удар на первом этапе подготовки атаки противника, когда действия соперника не оформлены достаточно четко и их распознание возможно при хорошем знании индивидуальных особенностей ведения боя. Это свидетельствует о необходимости глубокого изучения особенностей тактики ближнего боя, а также выбора тактических приемов в зависимости от конкретной манеры ведения поединка, определяющей характер выполнения технических приемов в ходе противоборства с соперником. Для ближнего боя характерно минимальное пространственно-временное поле деятельности, необходимое для разнообразных маневров, что предъявляет более высокие требования к координационной подготовке, в первую очередь - к показателям развития специальной ловкости и точности движений. Это обусловливает

необходимость выявления специфики спортивной деятельности

квалифицированного боксера в ходе противоборства с противником и навыков использования тактических приемов.

Целью данной работы является теоретическое и методическое

обоснование значимости

совершенствования тактической

подготовки квалифицированных боксеров.

Задачи:

1. Выявить особенности тактики ведения спортивной борьбы в ближнем бою в зависимости от манеры ведения поединка.

2. Разработать методику совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Материалы. Наиболее сложным видом противоборства с сильным опытным противником является бой на ближней дистанции. На первом этапе

тактической подготовки единоборец стремится к выполнению ударного действия, ориентируясь на открытую цель, без учета готовности противника моментально изменить дистанцию, обеспечить надежную защиту и нанести контрудар. Это свидетельствует о неподготовленности данной атаки.

Тактическая подготовка

совершенствуется в то время, когда боксер, нанеся атакующий противнику, готовится к его ответному действию посредством отклона, уклона, приседания и других защитных действий, сразу за завершающей фазой атакующего приема. Способность к проведению эффективного встречного удара свидетельствует о расширении арсенала сформированных навыков ориентировки в пространственно-временном поле ринга; контроле и прогнозировании действий соперника, что позволяет единоборцу по расположению ступней противника, частей и звеньев тела в пространстве, боевой стойке определить направление, форму и силу готовящегося ударного действия.

Наиболее сложным тактическим приемом В.И. Филимонов, 2000; И.С. Колесник, 2015 и др. считают опережающий удар на первом этапе подготовки атаки противника, когда подготовительные действия соперника не оформлены достаточно четко и их распознание возможно при хорошем знании индивидуальных особенностей ведения боя. Это свидетельствует о необходимости глубокого изучения особенностей тактики ближнего боя, а также выбора тактических приемов в зависимости от конкретной манеры ведения поединка, определяющей характер выполнения технических приемов в ходе противоборства с соперником.

Для ближнего боя характерно минимальное пространственно-временное поле деятельности, необходимое для разнообразных маневров, что предъявляет более высокие требования к координационной подготовке, в первую очередь - показателям развития специальной ловкости и точности движений. Это обусловливает

необходимость выявления специфики спортивной деятельности

квалифицированного боксера в ходе противоборства с противником и навыков использования тактических приемов.

Особенности тактики ближнего боя. Данный вид противоборства боксеров характеризуется использованием мощных ударных действий с вращательным и вращательно-поступательным движением туловища. Это создает эффект не только для зрителей, болельщиков, но и для судей. Выдающиеся единоборцы проводят преимущественно сильные одиночные удары, нанося их выборочно, в незащищенные зоны с разных направлений. При использовании комбинаций из двух атакующих приемов боксеры после первого сильного ударного действия выполняют защитный прием, последняя фаза которого является началом второго, более мощного удара.

Результаты научных исследований А.Г. Ширяева, 2002; И.С. Колесника, 2015 и др. показали, что в современном ближнем бою применение серийных атакующих ударов неэффективно. Результативность действий единоборца достигается только проведением сильного удара, после которого используется защитный прием, завершающая фаза которого должна служить началом мощного атакующего ударного действия. В числе защитных приемов могут быть блоки предплечья, приседания, нырки, уклоны.

Сильнейшие мастера ближнего боя используют, главным образом, удары снизу в голову и в туловище, а также сбоку в голову и туловище, которые представлены в значительно большем объеме. Однако удары снизу в голову несравнимы по мощности, поэтому в практике выдающихся единоборцев зарубежных стран они постоянно находятся в арсенале атакующих приемов. По мнениюА.Г. Ширяева, 2002, боковой удар правой в голову, проведенный неожиданно с максимальным проявлением мышечной силы, достигает своей цели и укрепляет уверенность атакующего

боксера в правильности выбранной тактики боя.

Особенностью проведения сильных акцентированных ударов снизу и сбоку в голову и туловище является использование мышечной силы крупных групп мышц спины и плечевого пояса. Увеличению мощности ударного действия

способствуют вращательное движение туловища, а также согласованность во времени завершающей фазы атакующего удара правой рукой с разгибательным движением туловища. Важным условием повышения эффективности атаки специалисты по боксу считают создание жесткого рычага из кисти, предплечья и плеча, в котором тыльная сторона кулака направлена в сторону противника [2, 6, 10].

Тактика ведения боя на ближней дистанции предусматривает применение более сгруппированной стойки с передачей тяжести тела на впереди стоящую ногу. Это повышает результативность сильных боковых ударов снизу в голову, а также различных вариантов защитных приемов. Тактическая подготовка боксеров призвана

формировать навыки максимально быстрого принятия боевой позиции для взаимодействия с соперником в ближнем бою. Способность опередить противника и занять более выгодную позицию обеспечивает важное преимущество атакующего единоборца. Противоборство единоборцев в ближнем бою представляет различные варианты принятия боевой позиции, основными из которых являются: - преимущественно защитный прием, позволяющий нейтрализовать атакующие действия противника. Данная позиция при специальной тренировке дает возможность контролировать действия соперника. Это достигается путем наблюдения за постановкой нижних конечностей, расположением рук относительно туловища, величиной наклона тела, что позволяет прогнозировать характер боевых приемов, вид атаки и провести успешный контрудар;

- атакующий боксер располагается полубоком к противнику в закрытой боевой позиции (незначительный наклон туловища вперед, круглая спина, левое плечо защищает подбородок, левая рука согнута в локтевом суставе под прямым углом, правая перчатка располагается у подбородка, локоть защищает правую часть груди. Данная боевая стойка прикрывает боксера от различных ударных действий. Взглядом исподлобья спортсмен контролирует движения соперника, может быстро перейти к атакующим действиям, усиливая их результативность небольшим вращательным движением туловища и наклоном вперед;

- в боевой стойке предплечье правой руки находится параллельно полу. Защищая лицо единоборца, туловище прикрыто предплечьем левой руки. Эта позиция позволяет в ближнем бою наносить сильные боковые удары в голову и в туловище.

Выбор варианта принятия боевой позиции обусловлен в значительной степени манерой ведения боя боксеров, которая определяет вид использования тактики, каждый из которых имеет свои особенности. Так, для тактики боксеров-темповиков характерно:

- отсутствие маневрирования по

рингу;

- незначительное количество позиционных действий для контратаки;

- преобладание серийных ударов;

- использование защитных приемов как попутных.

Тактика боксеров, использующих нокаутирующий удар, имеет следующие особенности:

- атакующая форма ведения поединка;

- постоянное преследование противника на ринге;

- стремление прижать соперника к канатам или к углу ринга;

- намерение ограничить активность противника позиционными действиями, ударами находящейся впереди рукой с целью выбора удобного положения для проведения нокаутирующего удара.

Боксеры-игровики предпочитают тактику, существенно отличающуюся своей направленностью на

интеллектуальное обыгрывание

противника:

- стремление к победе по очкам;

- отсутствие в программе ведения боя нокаутирующего удара;

- незначительное количество атакующих приемов;

- построение тактики ведения поединка на ошибках и промахах соперника;

- широкое использование маневрирования по рингу;

- применение большого количества защитных действий;

- использование ударных действий на отходах.

Тактика боксеров, действующих в контратакующей форме, отличается тем, что они:

- обладают нокаутирующим ударом и значительную часть побед одерживают с помощью нокаута;

- имеют в своем арсенале небольшое количество атакующих действий, применяя их в основном на контратаках;

- предпочитают большой объем позиционных действий;

- выжидают удобную ситуацию для проведения нокаута;

- отдают предпочтение одиночным и двойным прямым ударам;

- большое внимание уделяют маневрированию, использованию атакующих действий на отходах.

Боксеры универсального типа используют собственную тактику, отличающуюся:

- применением большого количества обманных действий и финтов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- длительной позиционной борьбой с целью выбора удобного момента для проведения мощного ударного действия;

- активным применением защитных приемов и атакующих ударов на отходах;

- использованием тактики обыгрывания.

Анализ научной и научно-методической литературы свидетельствует

о том, то проблеме тактической подготовки боксеров уделяется

значительное внимание. В научных публикациях постоянно подчеркивается значимость тактической подготовки как одного из ведущих структурных компонентов содержания спортивной подготовки единоборца. Однако часто тактическая подготовка рассматривается в совокупности с технической. Раскрывая понятие технико-тактическая подготовка, специалисты по боксу в основном считают необходимым формировать навыки усвоения техники атакующих и защитных приемов, обманных движений, финтов, без учета их влияния на тактическую подготовку.

Недооценка значимости

специальной тактической

подготовленности квалифицированных боксеров является одной из главных причин неудачных выступлений российских единоборцев на мировой арене. У большинства сильнейших спортсменов интуитивное восприятие тактических приемов, используемых противником, более развито, чем понимание, но без понимания механизма воздействия тактических приемов невозможно сознательно стремиться к совершенствованию тактического

мастерства. Понимание связано с познавательными способностями, в то время как восприятие основано на ощущении.

С перспективы субъектно-объектного восприятия проблема формирования убеждения в большой значимости тактической подготовки решена не в полной мере и обусловливает необходимость разъяснения зависимости результатов соревновательной

деятельности не только от показателей физической, технической и других видов подготовки боксера, но и от степени сформированности навыков тактики ведения поединка. Высокий уровень тактической подготовки позволяет более полно реализовать психофизические и функциональные ресурсы организма.

Усвоение техники атакующих и защитных действий без тактических

приемов их использования обусловливает недетализированное восприятие

изучаемых моторных актов, что создает определенные сложности и существенно снижает эффективность соревновательной деятельности единоборца. Совершенная техника ударных и защитных приемов при высоком уровне тактической

подготовленности позволяет

высококвалифицированному боксеру

выйти за пределы своих возможностей, детерминированных его конституцией, и проводить атакующие удары в момент их наивысшей результативности: точно, прицельно и мощно.

Высокий уровень тактической подготовленности значительно

увеличивает период доминирования атакующего единоборца над противником, позволяет работать в такой зоне, о которой он даже не подозревает. Результаты анализа специальной литературы, новейших данных научных исследовании по боксу, изучения и обобщения передового педагогического опыта ведущих тренеров, собственной деятельности по подготовке

квалифицированных боксеров позволили нам разработать методику

совершенствования их тактической подготовки, основанную на ведущих концептуальных положениях:

- единство сознания и деятельности;

- восприятие процесса спортивной подготовки как целостного объекта исследования с последующим выявлением его структурных компонентов;

- выявление и учет причинно-следственных связей, определяющих эффективность двигательных действий.

Обеспечение единства сознания и деятельности активизирует

заинтересованное участие боксера в процессе повышения спортивного мастерства. Сознание управляет деятельностью спортсмена, а деятельность формирует сознание. Творчески поисковая, новаторская деятельность положительно влияет на

совершенствование сознания, которое, в свою очередь, стимулирует вариативность способов выполнения технических

приемов, направленных на повышение результативности соревновательной

деятельности.

Одним из основных

концептуальных положений является формирование отношения к процессу спортивной подготовки как целостному объекту с последующим выявлением его структурных компонентов и

установлением между ними причинно-следственных связей, детерминирующих рост спортивного мастерства. Выявление и использование закономерностей

реализации кинезиологического

потенциала единоборца посредством установления характера взаимосвязей интеллектуальных и двигательных способностей, физической, технической и тактической подготовленности позволяют успешно решать задачи спортивного совершенствования, расширения

пространства осознания собственной роли в достижении перспективной цели.

Высокий уровень тактической подготовленности является одним из главных условий эффективности соревновательной деятельности. Сущность тактики ведения боксерского поединка состоит в выборе момента психологической неготовности противника к мощному ударному действию. Посредством оптимальной тактической подготовки можно существенно расширить биологические ограничения организма путем упорядочения его деятельности в течение всего периода спортивной подготовки [3, 4, 7]. Повышение показателей спортивного мастерства в значительно мере обусловлено степенью гармонизации интеллектуальной, психо-эмоциональной и волевой сферы.

Результаты и их обсуждение. Содержание разработанной нами методики совершенствования тактической

подготовки квалифицированных боксеров предусматривает:

- формирование навыков

проведения атакующих действий в неудобной для противника ситуации, не позволяющей ему своевременно уйти от удара;

- умение использовать разнообразные тактические приемы в динамично меняющихся ситуациях: ударное действие можно осуществить в атакующей, контратакующей, встречной, ответной, опережающей манере; защитный прием провести, перемещаясь вперед, на отходе, вправо или влево, приседая и т.д.

Выбор эффективного способа применения тактического приема в значительной мере определяется уровнем развития тактического мышления, формирование которого осуществляется путем выполнения ряда специальных интеллектуальных и двигательных заданий:

- при реагировании противника на каждое дополнительное, вспомогательное или подводящее действие выполнить обманное движение;

- установление предпочтений соперника вести бой на средней или длинной дистанции использовать как основание для навязывания ему ближнего боя в течение всего раунда или поединка в целом;

- выявление и активное использование пауз при выполнении атакующих приемов;

- в процессе противоборства с соперником моделировать программу его действий как ответную реакцию на свои моторные акты.

Эффективным приемом развития тактического мышления является прогнозирование бокса будущего: наиболее широко применяемых вариантов атакующих и защитных приемов; разработки новых видов тактических действий, высокорезультативных финтов и т.д.

Важный условием успешной тактической подготовки является выбор эффективных тактических приемов для каждого противника. Решение этой задачи связано с изучением особенностей ведения поединка своего потенциального соперника; наблюдение за ходом его соревновательной деятельности дает возможность для получения необходимой информации, позволяющей моделировать

действия противника и разрабатывать собственную программу ведения боя.

Одним из эффективных

тактических приемов является напористое, непрерывное наступление в быстром темпе с использованием сильных прицельных ударов, следующих один за другим в сопровождении защитных приемов по принципу: противник не успел отреагировать на один атакующий удар, как уже следует второй, что заставляет противника действовать в непривычном для него ускоренном темпе. Развитие творческого и логического мышления осуществляется при постановке соответствующей задачи, например, на основе общих рекомендаций

использования конкретного тактического приема, разработать свой собственный на основе моделирования предполагаемого противника.

Для проверки эффективности разработанной нами методики

совершенствования тактической

подготовки квалифицированных боксеров был проведен педагогический эксперимент с участием 24 боксеров 16-18 лет I разряда, КМС и МС. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 12 человек. Тренировочные занятия в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки, рекомендованной федерацией бокса РФ. В ЭГ использовалась предложенная нами методика. Перед началом педагогического эксперимента было проведено

тестирование для выявления исходного уровня физической подготовленности, для чего использовали следующие

контрольные упражнения: бег 60 м (с); челночный бег 3х10 м (с); 6-минутный бег (с); прыжок в длину с места (см); подтягивание на перекладине (кол-во раз); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); толкание ядра (4 кг) правой и левой рукой. Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности боксеров КГ и ЭГ (р>0,05).

Уровень технической

подготовленности определялся по следующим показателям: количеству применяемых атакующих действий, количеству защитных приемов, частоте смены дистанций, увеличению скорости двигательных действий к концу раунда. Обработка полученных показателей не выявила существенных различий по уровню технической подготовленности боксеров КГ и ЭГ (р>0,05).

Тактическая подготовленность боксеров КГ и ЭГ оценивались по следующим показателям:

- количеству обманных движений;

- количеству финтов;

- опережению действий противника к концу раунда;

- обеспечению позиционного преимущества.

Сопоставительный анализ

полученных данных не выявил существенных различий по уровню тактической подготовленности

спортсменов КГ и ЭГ.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической, технической и тактической

подготовленности боксеров КГ и ЭГ. Были получены следующие данные. Уровень физической подготовленности повысился в обеих группах, КГ и ЭГ, при различных показателях. Так, при исходных данных прыжка в длину с места в КГ 207,1±8,31 см к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились и составили 216,9±6,55 см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 213,7±7,35 см к завершению педагогического эксперимента показатели возросли до 223,4±12,41 см (р<0,05).

При исходных данных количества подтягиваний в КГ 12,3±0,56 раза к окончанию педагогического эксперимента показатели повысились и составили 14,7±0,81 раза (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 11,8±0,44 раза к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 17,9±0,50 раза (р<0,05).

Подобная тенденция существенного улучшения показателей физической подготовленности боксеров в ЭГ была выявлена и по другим тестам.

Результаты педагогического

эксперимента показали также, что уровень технической подготовленности повысился в обеих группах: КГ и ЭГ, однако у боксеров ЭГ он оказался выше. При исходных данных количества атакующих действий в КГ 3,78±0,18 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились и составили 3,93±0,14 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 3,69±0,20 балла к завершению педагогического эксперимента показатели возросли до 4,26± 0,21 балла (р<0,05). В КГ при исходных данных увеличения скорости движений к концу раунда 2,71±0,11 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 2,94±0,17 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,64±0,15 балла к завершению педагогического эксперимента показатели возросли до 3,39± 0,18 балла (р<0,05)

Уровень тактической

подготовленности после окончания педагогического эксперимента изменился следующим образом. В КГ при исходных данных количества обманных движений 2,47±0,12 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 2,83±0,08 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,79±0,17 балла после завершения педагогического эксперимента результаты возросли и составили 3,61±0,16 балла (р<0,05). При исходных данных количества финтов в КГ 2,11±0,14 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели повысились до 2,33±0,14 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,13±0,13 балла к завершению педагогического

эксперимента результаты возросли и составили 2,94±0,14 балла (р<0,05).

При исходных данных показателя «опережение действий противника к концу раунда» в КГ 2,44±0,19 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты

улучшились до 2,57±0,18 балла (р<0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,45±0,11 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли и составили 3,11±0,15 балла (р<0,05).

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что тактическая подготовка квалифицированных боксеров является важным структурным компонентом, обеспечивающим рост спортивного мастерства. Усвоение тактических приемов представляет собой сложный, длительный процесс, который должен осуществляться одновременно с технической подготовкой. Для реализации цели соревновательной деятельности необходимо выбрать момент наименьшей защищенности противника и провести точный, сильный, прицельный, атакующий прием. Данные навыки формируются по мере совершенствования техники ударных и защитных действий с учетом их пространственно-временных и

пространственно-силовых параметров возникшей ситуации, манеры ведения боя противником. Разработанная нами методика совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров была доказана в ходе педагогического эксперимента.

Литература

1. Александров, Ю. М. Прочность и вариативность двигательного навыка как факторы повышения спортивного мастерства / Ю. М. Александров, И. С. Колесник // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -Набережные Челны. - 2013. - № 4 (29). - С. 24-30. (Режим доступа: http://www/kamgifk.chelny.net/journal.) (0,44/0,22 п.л.).

2. Галкин, П. Ю. Тактика ведения боя в боксе / П. Ю. Галкин // Спорт и личность : материалы международной научно-практической конференции. - Челябинск, - 2000. - С. 15-16.

3. Киселев, В. А. Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных боксеров / В. А. Киселев. - М. : Изд-во «ФК», 2006. - 127 с.

3. Колесник, И. С. Формирование внимания как важного структурного компонента технической подготовленности

квалифицированных боксеров 15-17 лет / И. С. Колесник, Л. Д. Назаренко, Ю. М. Александров //

«Олимпийский спорт и спорт для всех» XVIII Международный научный конгресс : материалы конгресса. - Алматы : КазАСТ, 2014.

4. Колесник, И. С. Интеллектуальная подготовка боксеров. - М. : Теория и практика физической культуры. - 2015. - 132 с.

5. Колесник, И. С. Роль прочности и вариативности двигательного навыка в системе спортивной подготовки квалифицированных боксеров / И. С. Колесник, Ф. А. Гатин, Ю. М. Александров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Набережные Челны, 2015. -№ 4 (37). (Режим доступа к журн.: http://www/kamgifk.chelny.net/journal). - С. 111-119.

6. Кузнецова, З. М. Анализ особенностей подготовки к соревновательной деятельности боксеров-новичков 15-18 лет / З. М. Кузнецова, Ш. Р. Зайнуллин // Вестник спортивной науки. - 2007. - № 3. - С. 27-29.

7. Санников,В. А. Теоретические и методические основы подготовки боксера : учебное пособие / В. А.Санников, В. В. Воропаев. - М. : Физическая культура, 2006. - 272 с., ил.

8. Филимонов, В. И. Бокс. Спортивно -техническая и физическая подготовка : монография / В. И. Филимонов. - М. : «ИСАН», 2000. - 432 с.

9. Ширяев, А. Г. Бокс. Учителю и ученику (изд. 2-е, перераб. и допол.) / А. Г. Ширяев. - СПб. : Изд-во «ШАТОН», 2002. - 192 с.

10. Nazarenko, L. D. Physiological bases of improvement system of boxers sports training / L. D. Nazarenko, I. S. Kolesnik // Life Science Journal 2014;11(11s). - Р.642-645. http://www.lifesciencesite.com.

Reference

1. Alexandrov Y. M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 4 (29), pp. 2430. (Access mode: http ://www/kamgifk.chelny.net/j ournal.)

2. Galkin P. Y.Taktika vedeniya boya v bokse [Combat tactics in boxing], Sport and personality : materials of the International scientific-practical conference, Chelyabinsk, 2000, pp. 15-16.

3. Kiselev V. A. Sovershenstvovanie sportivnoi podgotovki vysokokvalifitsirovannykh bokserov [Sports training development among highly-qualified boxers], Moscow : "FK" publishing house, 2006, 127 p.

3. Kolesnik I. S., Nazarenko L.D., Alexandrov Y.M. Formirovanie vnimaniya kak vazhnogo strukturnogo komponenta tekhnicheskoi podgotovlennosti kvalifitsirovannykh bokserov 15-17 let [Attention formation as an important structural component of technical readiness of 15-17 year-old qualified boxers], "The Olympic sport and sport for everybody" XVIII International scientific congress: materials of the congress, Almaty : Kazakh Academy of Sports and Tourism, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kolesnik I. S. Intellektual'naya podgotovka bokserov [Boxer's intellectual

training],Moscow : Theory and practice of physical culture, 2015, 132 p.

5. Kolesnik I. S. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 4 (37), pp. 111119. http ://www/kamgifk.chelny.net/j ournal

6. Kuznetsova Z. M., Zaynullin S.R. Vestnik sportivnoi nauki, 2007, No.3, pp. 27-29.

7. SannikovV. A., Voropaev V.V. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy podgotovki boksera [Theoretical and methodical basis of a boxer's training], Moscow : Physical culture, 2006, 272 p.

8. Filimonov V. I. Boks. Sportivno-tekhnicheskaya i fizicheskaya podgotovka [Boxing. Sports-technical and physical training], Moscow : "ISAN", 2000, 432 p.

9. Shiryaev A. G. Boks. Uchitelyu i ucheniku [Boxing. For a teacher and a student], Saint Petersburg : "SHATON" publishing house, 2002, 192 p.

10. Nazarenko L. D. Physiological bases of boxers sports training improvement system / L. D. Nazarenko, I. S. Kolesnik // Life Science Journal 2014;11(11s). - P.642-645. http ://www. lifesciencesite.com.

Статья поступила в редакцию: 10.03.2016 г.

Колесник Игорь Степанович — профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4 Гатин Фаат Аграфович - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4

Осипов Дмитрий Андреевич - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.