Научная статья на тему 'Методика повышения уровня технической подготовки квалифицированных боксеров на основе интегративного подхода'

Методика повышения уровня технической подготовки квалифицированных боксеров на основе интегративного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
843
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКС / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / BOXING / INTEGRATIVE APPROACH / METHODOLOGY / TECHNICAL / PHYSICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатин Ф.А.

В теории и практике спортивной подготовки квалифицированных боксеров осуществляется постоянный поиск способов повышения результативности соревновательной деятельности. Большое внимание уделяется разработке и применению искусственно управляющей среды с использованием разнообразных боксерских снарядов и тренажеров, способствующих приросту показателей скоростно-силовых качеств, быстроты двигательной реакции, контролю ситуации. Для повышения уровня технической подготовленности широкое распространение получили спарринговые и учебные бои в усложненных условиях тренировочной деятельности: на фоне утомления; при увеличении длительности раундов; с более широким использованием площадки ринга; с ускорениями по сигналу тренера и т.д. Материал. В данной статье предлагается теоретическое обоснование эффективности использования интегративного подхода к совершенствованию спортивного мастерства единоборцев, новый подход к организации тренировочного процесса на основе интеграции таких перспективных направлений повышения эффективности тренировочного процесса, как формирование навыков использования вариативного компонента двигательного навыка, позволяющего усваивать новые способы выполнения основного технического приема в различных, неожиданно возникающих ситуациях боксерского поединка, что дезориентирует противника, снижает его уверенность в своих силах. Формирование навыков экстраполяции двигательных действий на основе выявления их структурного сходства с атакующими приемами дает возможность существенно сократить объем подготовительных упражнений, повысить плотность боя, более эффективно управлять ситуацией. Формирование навыков моделирования движений соперника позволяет опережать его действия, перехватить инициативу и навязать темп и ритм двигательной деятельности. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент. Результаты. Использование интегративного подхода к разработке методики совершенствования спортивной подготовки квалифицированных боксеров позволило соединить следующие направления повышения спортивного мастерства: формирование вариативного компонента двигательного навыка, обеспечивающего своевременный выбор наиболее эффективного для конкретной ситуации способа проведения технического приема; использование навыков экстраполяции двигательных действий, позволяющих на основе структурного сходства подготовительных и подводящих упражнений с основным техническим приемом успешно прогнозировать действия соперника; формирование навыков моделирования действий противника, что создает условия для перехвата инициативы при ведении поединка; повышение уровня развития ведущих двигательно-координационных качеств как базиса технической подготовленности спортсменов. Заключение. Представленные материалы исследования позволили автору выявить наиболее значимые способы повышения результативности тренировочной и соревновательной деятельности, оказывающие существенное воздействие на рост спортивного мастерства квалифицированных боксеров. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной методики спортивной подготовки боксеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF TECHNICAL READINESS LEVEL INCREASE AMONG QUALIFIED BOXERS ON THE BASIS OF AN INTEGRATIVE APPROACH

In theory and practice of sports training among qualified boxers a constant search for the ways of competitive activity effectiveness increase is realized. Great attention is paid to artificial managing environment creation and application using different boxing apparatuses and training simulators, which provide indices of speed-power qualities increase, emotional reaction quickness improvement, situation control. In order to increase the level of technical readiness sparring and simulated combats were widely used in complicated conditions of training activity: in terms of fatigue; in case of rounds duration increasing; with a wider use of ring; with speed ups according to the signal of a trainer and etc. Material. The article offers theoretical effectiveness substantiation of the integrative approach to combatants’ sportsmanship improvement, new approach to training process organization on the basis of the following prospective directions integration of training process effectiveness increase: the skills formation of the variative component of motional skill use, which helps to master new ways of the main techniques fulfillment in different, unexpectedly appearing situations of a boxing combat and it disorients the opponent, decreases his self-confidence. The skills formation of motional actions extrapolation on the basis of their structural identity revelation with the attacking techniques, gives an opportunity to decrease considerably the volume of preparing exercises, increase the density of combat, more effectively control the situation. The skills formation of modeling the movements of the opponent helps to predict his actions, take the initiative and impose the tempo and rhythm of motional activity. Research methods: scientific-methodical literature theoretical analysis and summarizing, testing, pedagogical experiment. Results. The integrative approach use to the methodology creation of sports training development among qualified boxers helped to combine the following directions of sportsmanship improvement: variative component of a motional skill formation, which provides timely choice of the most effective for the definite situation way of technique fulfillment; the skills of motional actions extrapolation use, which help to predict successfully the opponent’s actions on the basis of a structural similarity of preparatory and supplying exercises with the main technique; the skills formation of modeling the opponent’s actions, which creates the conditions for the initiative taking during the combat; the development level increase of the leading motional-coordinating qualities, as the base for sportsmen’s technical readiness. Conclusion. The presented materials of the research helped the author to reveal the most important ways of training and competitive activity effectiveness increase, which have a considerable influence on qualified boxers’ sportsmanship improvement. The results of the pedagogical experiment showed the effectiveness of the created methodology of training boxers. Keywords: boxing, integrative approach, methodology; technical, physical readiness.

Текст научной работы на тему «Методика повышения уровня технической подготовки квалифицированных боксеров на основе интегративного подхода»

DOI 10/14526/01_2018_278 УДК 796 ББК 75. 713

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО

ПОДХОДА

Ф.А. Гатин - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: ld nazarenko@mail.ru

Аннотация. В теории и практике спортивной подготовки квалифицированных боксеров осуществляется постоянный поиск способов повышения результативности соревновательной деятельности. Большое внимание уделяется разработке и применению искусственно управляющей среды с использованием разнообразных боксерских снарядов и тренажеров, способствующих приросту показателей скоростно-силовых качеств, быстроты двигательной реакции, контролю ситуации. Для повышения уровня технической подготовленности широкое распространение получили спарринговые и учебные бои в усложненных условиях тренировочной деятельности: на фоне утомления; при увеличении длительности раундов; с более широким использованием площадки ринга; с ускорениями по сигналу тренера и т.д. Материал. В данной статье предлагается теоретическое обоснование эффективности использования интегративного подхода к совершенствованию спортивного мастерства единоборцев, новый подход к организации тренировочного процесса на основе интеграции таких перспективных направлений повышения эффективности тренировочного процесса, как формирование навыков использования вариативного компонента двигательного навыка, позволяющего усваивать новые способы выполнения основного технического приема в различных, неожиданно возникающих ситуациях боксерского поединка, что дезориентирует противника, снижает его уверенность в своих силах. Формирование навыков экстраполяции двигательных действий на основе выявления их структурного сходства с атакующими приемами дает возможность существенно сократить объем подготовительных упражнений, повысить плотность боя, более эффективно управлять ситуацией. Формирование навыков моделирования движений соперника позволяет опережать его действия, перехватить инициативу и навязать темп и ритм двигательной деятельности. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент. Результаты. Использование интегративного подхода к разработке методики совершенствования спортивной подготовки квалифицированных боксеров позволило соединить следующие направления повышения спортивного мастерства: формирование вариативного компонента двигательного навыка, обеспечивающего своевременный выбор наиболее эффективного для конкретной ситуации способа проведения технического приема; использование навыков экстраполяции двигательных действий, позволяющих на основе структурного сходства подготовительных и подводящих упражнений с основным техническим приемом успешно прогнозировать действия соперника; формирование навыков моделирования действий противника, что создает условия для перехвата инициативы при ведении поединка; повышение уровня развития ведущих двигательно-координационных качеств как базиса технической подготовленности спортсменов. Заключение. Представленные материалы исследования

позволили автору выявить наиболее значимые способы повышения результативности тренировочной и соревновательной деятельности, оказывающие существенное воздействие на рост спортивного мастерства квалифицированных боксеров. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной методики спортивной подготовки боксеров.

Ключевые слова: бокс, интегративный подход, методика; техническая, физическая подготовленность.

METHODOLOGY OF TECHNICAL READINESS LEVEL INCREASE AMONG QUALIFIED BOXERS ON THE BASIS OF AN INTEGRATIVE APPROACH

Faat A. Gatin - Postgraduate Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: ld nazarenko@mail.ru

Annotation. In theory and practice of sports training among qualified boxers a constant search for the ways of competitive activity effectiveness increase is realized. Great attention is paid to artificial managing environment creation and application using different boxing apparatuses and training simulators, which provide indices of speed-power qualities increase, emotional reaction quickness improvement, situation control. In order to increase the level of technical readiness sparring and simulated combats were widely used in complicated conditions of training activity: in terms of fatigue; in case of rounds duration increasing; with a wider use of ring; with speed ups according to the signal of a trainer and etc. Material. The article offers theoretical effectiveness substantiation of the integrative approach to combatants' sportsmanship improvement, new approach to training process organization on the basis of the following prospective directions integration of training process effectiveness increase: the skills formation of the variative component of motional skill use, which helps to master new ways of the main techniques fulfillment in different, unexpectedly appearing situations of a boxing combat and it disorients the opponent, decreases his self-confidence. The skills formation of motional actions extrapolation on the basis of their structural identity revelation with the attacking techniques, gives an opportunity to decrease considerably the volume of preparing exercises, increase the density of combat, more effectively control the situation. The skills formation of modeling the movements of the opponent helps to predict his actions, take the initiative and impose the tempo and rhythm of motional activity. Research methods: scientific-methodical literature theoretical analysis and summarizing, testing, pedagogical experiment. Results. The integrative approach use to the methodology creation of sports training development among qualified boxers helped to combine the following directions of sportsmanship improvement: variative component of a motional skill formation, which provides timely choice of the most effective for the definite situation way of technique fulfillment; the skills of motional actions extrapolation use, which help to predict successfully the opponent's actions on the basis of a structural similarity of preparatory and supplying exercises with the main technique; the skills formation of modeling the opponent's actions, which creates the conditions for the initiative taking during the combat; the development level increase of the leading motional-coordinating qualities, as the base for sportsmen's technical readiness. Conclusion. The presented materials of the research helped the author to reveal the most important ways of training and competitive activity effectiveness increase, which have a considerable influence on qualified boxers' sportsmanship improvement. The results of the pedagogical experiment showed the effectiveness of the created methodology of training boxers.

Keywords: boxing, integrative approach, methodology; technical, physical readiness.

Актуальность. Соревновательная деятельность боксера включает в свое содержание атакующие и защитные приемы, контрударные и

подготовительные действия, различные способы передвижений, маневрирование и т.д. Как полагают Е.П. Врублевский, 2007; В.И. Филимонов, 2007; А.Г. Петров, И.С. Колесник, 2009 и др., сформированность индивидуальной техники ударных и защитных действий, позволяющей проводить прицельные точные удары в болевые зоны, является ведущим условием достижения высоких результатов в избранном виде спортивной деятельности. Анализ научной и научно-методической литературы показал, что для решения проблемы повышения результативности системы спортивной подготовки квалифицированных боксеров

разрабатываются различные режимы двигательной нагрузки и их сочетания с целью развития и совершенствования скоростно-силовых качеств; применяются разнообразные силовые тренажерные устройства и тренажеры, которые специалисты считают

малоперспективными, так как они способствуют увеличению показателей мышечной силы при негативном влиянии на прирост скоростных качеств [3, 11, 13] Это актуализирует поиск новых подходов к организации тренировочного процесса квалифицированных боксеров,

направленных на повышение их физической и технической

подготовленности.

Целью данной работы является теоретическое обоснование эффективности использования интегративного подхода к совершенствованию спортивного

мастерства единоборцев.

Задачи: 1. Выявление значимости интеграции различных направлений для совершенствования системы спортивной подготовки. 2. Разработка методики совершенствования технической

подготовки и проверка ее эффективности в ходе педагогического эксперимента.

Материал. Спортивная подготовка квалифицированных боксеров имеет сложное содержание, что обусловлено необходимостью решения комплекса разнообразных задач, эффективность реализации которых связана с выбором системы средств, методов, форм организации тренировочных занятий. Особенностью данного вида спорта является вероятность выполнения одного и того же технического приема разными способами. Результативность

выполняемого моторного акта

существенно повышается при

сформированности навыков экстраполяции движений. Применение навыков экстраполяции движений обеспечивает своевременное ускорение выполняемых технических приемов, рациональное распределение мышечных усилий, повышает экономичность действий.

Важным компонентом технической подготовки квалифицированных боксеров является способность моделирования технических приемов соперника. Это позволяет своевременно определить собственную программу ведения поединка, прогнозировать действия противника и с опережением провести результативную комбинацию [4, 6]. Мощность и точность ударного действия определяется показателями мышечной силы, быстроты двигательной реакции, устойчивостью тела, точностью, ловкостью, гибкостью и проявлением других двигательно-координационных качеств [7, 8, 11]. Наряду с формированием вариативного компонента двигательного навыка, экстраполяции и моделирования двигательных действий противника, достижение оптимального уровня координационной подготовки единоборцев также является одним из направлений совершенствования спортивного

мастерства.

Использование данных подходов для совершенствования системы спортивной подготовки боксеров основано на реализации интегративного подхода, обеспечивающего объединение

структурных компонентов тренировочного занятия для повышения эффективности. Результатом интегративной подготовки является реализация задач

соревновательной деятельности на конкретном этапе спортивной подготовки квалифицированных боксеров. Методика совершенствования спортивной

подготовки единоборцев на основе интегративного подхода включает средства формирования вариативного компонента двигательного навыка. Результаты исследований позволили А.А. Новикову, 2000, теоретически обосновать коррекционную, компенсаторную,

приспособительную и тактическую вариативность в зависимости от возникающей ситуации в процессе взаимодействия противоборствующих сторон.

Точность восприятия и оценки возникшей в ходе боя ситуации дает возможность выбрать наиболее эффективный способ проведения атакующего приема, что позволяет рассматривать данное направление совершенствования спортивной

подготовки квалифицированных боксеров как перспективное. Усвоение

разнообразных вариантов проведения атакующих действий создает условия для выбора оптимальных темпо-ритмовых параметров двигательных действий с учетом непрерывно меняющихся ситуаций, что повышает эффективность управления процессом взаимодействия с соперником.

Выбор наиболее результативного варианта проведения ударного действия в значительной степени определяется быстротой двигательной реакции, обеспечивающей выявление удачного момента для овладения инициативой, усиления контроля ситуации;

использования эффективных технических приемов, прогнозирования действий соперника. Результаты исследований А.И. Гаракяна, 2007; А.Г. Ширяева, 2007; Ш.Р. Зайнуллина, 2008; И.С. Колесника, 2010; А.Г. Петрова, 2010; Ю.М. Александрова, 2014 и др. показали, что снижение

эффективности тренировочной и соревновательной деятельности боксеров обусловлено однообразием и

недостаточной вариативностью способов выполнения атакующих приемов.

Высокая скорость моторных актов в боксе обеспечивается прочностью и автоматизмом двигательных навыков, благодаря чему боксер приобретает способность к проведению результативных атакующих и защитных приемов. Это свидетельствует об актуальности использования вариативности

двигательных навыков для повышения уровня технической подготовленности. Прочность и вариативность двигательных навыков обусловлена согласованностью деятельности работающих мышц и вегетативных органов. Сенсорные системы информируют об изменениях в ходе спортивного поединка, времени начала и окончании технического приема. При выходе организма на новый уровень функционирования как результат систематической физической нагрузки обеспечивающие вегетативные

компоненты двигательной деятельности способствуют усилению процессов кровообращения и дыхания, осуществляя мобилизацию депонированной крови.

Как полагает И.С. Колесник, 2010, вариативность выполнения технических приемов улучшается при условии совершенствования мотивации и целеполагания, оптимального уровня развития двигательно-координационных качеств, опоры на общие принципы спортивной тренировки: постепенности и последовательности увеличения

максимальной мышечной нагрузки; объективного анализа и оценки собственных движений и действий и соперника.

Для формирования навыков вариативного выполнения технических приемов целесообразно использовать систему двигательных заданий:

- путем прогнозирования вида атакующего ударного действия соперника выполнить с опережением контрприем с

использованием серии защитных действий (не менее пяти);

- при проведении противником атаки в соответствии с моделированием его действий атакующим боксером уйти от удара нырком, уклоном вправо и влево, шагом назад с последующим выполнением атакующего мощного удара;

- выполнение серий ударных действий в специальные зоны, указанные на спортивных снарядах: боксерской груше, боксерском мешке и др.;

- проведение атакующих ударов с постепенным увеличением темпа и использованием дополнительных двигательных действий: вращений, поворотов, продвижений прыжком;

- сопровождение каждого атакующего удара комплексом защитных действий: уклонов влево, вправо, нырков и др.

При маневрировании атакующий боксер использует навыки моделирования ударных и защитных действий противника по исходному положению,

подготовительным движениям, позе в возникшей ситуации спортивного поединка. Разнообразие усвоенных подготовительных и специальных действий создает условия для их творческого использования с учетом сильных и слабых сторон противника, соотношения росто-весовых показателей. Выявление индивидуальных особенностей соперника дает возможность в ходе маневрирования применять ложные передвижения по рингу, что затрудняет противоборствующей стороне

прогнозирование вида, формы и способа проведения атакующего приема; противник допускает технические ошибки, позволяющие атакующему боксеру реализовать личностную программу ведения поединка. Четкое маневрирование препятствует реализации противником его алгоритма выполнения технических приемов, снижает уверенность в своих силах, ухудшает психоэмоциональное состояние. Для формирования навыков моделирования действий противника в ходе боксерского поединка спортсменам

предлагались следующие двигательные задания:

- по боевой стойке, расположению частей и звеньев тела противника определить вид атакующего приема, который он намерен провести;

- по исходному положению соперника выявить момент начала его атакующего действия;

- после проведения атакующего удара установить степень эффективности комплекса защитных приемов противника;

- по скорости передвижения соперника по рингу определить особенности темпа и ритма его двигательных действий;

- в ходе боя провести не менее пяти одиночных ударов: прямой правой в голову с шагом вперед; прямой дальней рукой к противнику в голову; прямой ближней рукой к противнику в голову; то же левой рукой с моделированием ответных действий соперника на каждое ударное действие;

- при маневрировании предпринять ложное подготовительное действие с целью моделирования ответного действия соперника.

Содержание тренировочной и соревновательной деятельности боксера предусматривает значительное количество атакующих и защитных действий, вариантов передвижения по рингу, способов использования дистанций. Каждый технический прием для своего усвоения требует сформированности навыков выполнения соответствующих подготовительных действий, количество которых можно сократить посредством усвоения навыков экстраполяции. Это создает условия для усвоения и использования других вариантов выполнения технических приемов, имеющих структурное сходство с изученным ранее ударным действием. Развитию экстраполяции способствует создание различных условий проведения усвоенного ранее атакующего действия: при повышении темпа двигательных действий, неожиданном для соперника; использовании ложных технических

приемов, дезориентирующих противника; использование дистанции, неудобной для противника; проведение учебного боя одновременно с двумя партнерами с постепенным увеличением темпа двигательных действий.

Подбор подготовительных

упражнений для усвоения техники атакующих и защитных приемов и их использование в тренировочном процессе способствуют рациональному

использованию объема тренировочной нагрузки. Знание механизма

экстраполяции позволяет выявить подготовительные действия с наиболее близким структурным содержанием и сократить их общее количество, что обеспечивает экономичность энерготрат и предоставляет возможность для включения в состав тренировочных занятий новых способов атакующих и защитных технических приемов.

Для проверки эффективности данной методики был проведен педагогический эксперимент с участием 32 квалифицированных боксеров II и I разрядов 17-19 лет. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 16 человек в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено

тестирование с целью выявления уровня физической и технической

подготовленности. Для определения показателей физической подготовленности применялись следующие тесты: бег на 30 м (с); бег на 100 м (с); бег на 3000 м (мин); прыжок в длину с места (см); подтягивание в висе (кол-во раз); толкание ядра (4 кг) (см); толкание ядра (4 кг) правой и левой рукой (см).

Уровень технической

подготовленности определяется по активности использования вариативного компонента двигательного навыка, расширению диапазона экстраполяции двигательного навыка, а также по степени сформированности навыка моделирования двигательных действий соперника. Оценивалось применение спортсменом разнообразных способов выполнения

одного и того же ударного действия в различных ситуациях, возникающих при взаимодействии противоборствующих сторон; использование навыков

экстраполяции при прогнозировании моторных актов соперника; реализация навыков моделирования атакующих и защитных действий соперника.

Критерии оценки:

5 баллов - широкое применение разнообразных вариантов ударного действия в зависимости от особенностей неожиданно возникающей обстановки боя; применение экстраполяции для

увеличения скорости проведения атакующего приема; моделирование движений соперника, позволяющее опережать его действия;

4 балла - использование навыков вариативности технических атакующих и защитных действий с учетом индивидуальных особенностей соперника; применение экстраполяции для

повышения эффективности собственных действий; активное моделирование алгоритма атакующих действий соперника путем прогнозирования характера его моторных актов;

3 балла - ограниченное применение навыков вариативности и экстраполяции двигательных действий, а также моделирования движений противника в стрессовых условиях соревновательной деятельности;

2 балла - неэффективное использование навыков вариативности, экстраполяции и моделирования действий соперника, неумение ориентироваться в быстро меняющейся обстановке боксерского поединка;

1 балл - недостаточный уровень сформированности навыков

вариативности, экстраполяции и моделирования движений противника в связи с низким уровнем физической и технической подготовленности.

Оценка уровня технической подготовленности осуществлялась (по пятибалльной системе) группой экспертов из числа квалифицированных, опытных тренеров. Тренировочные занятия в КГ

проводились в соответствии с программой спортивной подготовки

квалифицированных боксеров,

утвержденной федерацией бокса РФ [1]. В ЭГ использовалась разработанная нами методика повышения технической подготовки на основе интегративного подхода. После окончания

педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование физической и технической

подготовленности боксеров КГ и ЭГ с использованием тех же тестов и критериев оценки. Анализ результатов

педагогического эксперимента показал, что улучшение результатов тестирования произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, с явным преимуществом показателей ЭГ. В КГ при исходных данных в беге на 30 м 5,37±0,16 с к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 5,23±0,19 с, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 5,40±0,20 с к завершению педагогического

эксперимента результаты возросли до 5,07±0,17 с (р>0,05). В КГ при исходных данных в беге на 3000 14,31±0,52 м к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 14,12±0,29 м (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 14,20±0,36 м к завершению педагогического

эксперимента показатели улучшились до 13,78±0,30 м (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения исследованных показателей боксеров ЭГ была выявлена и по другим тестам.

Показатели технической

подготовленности изменились следующим образом. В КГ при исходных данных применения навыков вариативности движений 3.1±0,22 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,4±0,19 балла, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,0±0,17 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 3,9±0,14, (р<0,05). В КГ при исходных данных сформированности навыков экстраполяции 2,9±0,19 балла к окончанию педагогического эксперимента

показатели возросли до 3,2±0,16 балла, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,1±0,17 балла к завершению педагогического

эксперимента результаты возросли до 3,9±0,15 балла, (р<0,05). В КГ при исходных данных сформированности навыков моделирования движений соперника 3,3±0,14 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились до 3,5±0,17 балла, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,2±0,16 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 4,0±0,21 балла, (р<0,05).

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что использование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интегративного подхода при разработке методики повышения уровня технической подготовленности квалифицированных боксеров позволяет применять

одновременно несколько перспективных направлений совершенствования

спортивного мастерства единоборцев. Этому способствует многообразие применяемых средств и методов, широкое использование разнообразных

двигательных заданий, активизирующих творческие и двигательные возможности спортсменов, что повышает их уверенность в себе; способствует повышению показателей физической и технической подготовки.

Литература

1. Бокс: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Текст). А.О. Акопян и др. - 2-ое изд. стереотип. - М. : Советский спорт, 2007. - 72 с.

2. Врублевский, Е. П. Методологические основы индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменов / Е. П. Врублевский, Д. Е. Врублевский // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 1. - 46 с.

3. Гаракян, А. И. Бокс. Техника и тренировка акцентированных и точных ударов / А. И. Гаракян, О. В. Меньшиков, З. М. Хусяйнов. - М. : Физкультура и Спорт, 2007. - 192 с. : ил.

4. Колесник И. С. Личность боксера /И. С. Колесник. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2007. - 202 с.

5. Колесник, И. С. Основные направления повышения эффективности системы спортивной подготовки квалифицированных боксеров / И. С. Колесник. - М. : Флинта: наука, 2010. - 350 с.

6. Колесник, И. С. Интеллектуальная подготовка боксеров / И. С. Колесник. - М. : Теория и практика физической культуры. - 2015. -132 с.

7. Кузнецова, З. М., Зайнуллин Ш.Р. Методика интенсивной базовой технико-тактической подготовки боксеров-новичков 15-18 лет (на примере г. Набережные Челны) / З. М. Кузнецова, Ш. Р. Зайнуллин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2008. - № 1. - С. 39.

8. Кузнецова, З.М., Овчинников Ю.Д., Хорькова Л.В. Исследование периода усталости в тренировочном процессе у женщин боксерок [электронный ресурс] / З. М. Кузнецова, Ю. Д. Овчинников, Л. В. Хорькова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. -Т. 12. - № 1. - С. 14-21. Режим доступа: http://www.iournal-science.org/ru/article/720.html. DOI 10.14526/01_2017_177.

9. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций : монография / Л. Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с. : ил.

10. Назаренко, Л. Д. Физиология физических упражнений / Л. Д. Назаренко. -Ульяновск : ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. - 262 с.

10. Новиков, А.А. Педагогические основы технико-тактического мастерства в спортивных единоборствах (на примере спортивной борьбы.) : дис. в виде науч. доклада д-ра пед. наук / А. А. Новиков. - М. : ВНИИФК, 2000. - 62 с.

11. Петров, А.Г. Формирование индивидуального стиля боксеров 14-16 лет : автореф. дис. ... канд.пед.наук / А. Г. Петров. -Набережные челны, 2010. - 22 с.

12. Nazarenko L. D. Physiological bases of improvement system of boxers sports training / L. D. Nazarenko, I. S. Kolesnik // Life Science Journal 2014; 11(11s) - Р. 642-645. http://www.lifesciencesite.com.

13. Филимонов В. И. Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой: подготовка в контактных единоборствах / В. И. Филимонов, А. Г. Ширяев. -М. : Академия, 2007. - 240 с.

15. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).

16. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences

Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

References

1. Boks: Primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya detsko-yunosheskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva [Boxing: Model program of sports training for sports schools for children and teenagers, specialized schools for children and teen-agers of the Olympic reserve]. A.O. Akopyan and others -the 2nd edition. Moscow, Soviet sport. 2007, 72 p. (in Russian).

2. Vrublevskiy E. P., Vrublevskiy D.E. Methodological basis of qualified sportsmen training individualization. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2007, no 1, 46 p. (in Russian).

3. Garakyan A. I., Menshikov O.V., Khusyaynov Z.M. Boks. Tehnika I trenirovka akcentirovannyh I tochnyh udarov [Boxing. Technique and training accentuated and precise strikes]. Moscow, Physical culture and sport. 2007, 192 p. (in Russian).

4. Kolesnik I. S. Lichnost' boksera [Personality of a boxer]. Moscow, Theory and practice of physical culture and sport. 2007, 202 p. (in Russian).

5. Kolesnik I. S. Osnovnye napravleniya povysheniya effektivnosti sistemy sportivnoj podgotovki kvalificirovannyh bokserov [The main directions of effectiveness increase of sports training system of qualified boxers]. Moscow, Flinta: science. 2010, 350 p. (in Russian).

6. Kolesnik I. S. Intellektual'naya podgotovka bokserov [Intellectual training of boxers]. Moscow, Theory and practice of physical culture. 2015, 132 p. (in Russian).

7. Kuznetsova Z. M., Zaynullin Sh.R. The methodology of intensive base technical-tactical training 15-18-year-old boxers-beginners (by the example of Naberezhnye Chelny). Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2008, no 1, p. 39. (in Russian).

8. Kuznetsova Z.M., Ovchinnikov Yu.D., Khorkova L.V. The period of fatigue study in the training process of female boxers. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicherskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2017, Vol. 12, no 1, pp. 1421. Availed at: http://www.journal-science.org/ru/article/720. html. DOI 10.14526/01_2017_177.

9. Nazarenko L. D. Sredstva I metody razvitiya dvigatel'nyh koordinacij [Means and methods of motional co-ordinations development]. Moscow, Theory and practice of physical culture. 2003, 258 p. (in Russian).

10. Nazarenko L. D. Fiziologiya fizicheskih uprazhnenij [Physiology of physical exercises]. Ulyanovsk, Federal State Budgetary Educational

Establishment of Higher Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov". 2017, 262 p. (in Russian).

10. Novikov A. A. Pedagogical basis of technical-tactical mastery in sports combats (by the example of wrestling). Doctor's thesis. Moscow, All-Russian Scientific Research Institute of Physical Culture. 2000, 62 p. (in Russian).

11. Petrov A. G. 14-16-year-old boxers' individual style formation. Candidate's thesis. Naberezhnye Chelny. 2010, 22 p. (in Russian).

12. Nazarenko L. D., Kolesnik I.S. Physiological bases of boxers sports training system improvement. Zhurnal nauki o zhizni [Life Science Journal]. 2014, no 11(11s), pp. 642-645. Availed as: http://www.lifesciencesite.com.

13. Filimonov V. I., Shiryaev A.G. Boks, kikboksing, rukopashnyj boj: podgotovka v kontaktnyh

Подано: 29.01.2018 Принято: 02.02.2018

edinoborstvah [Boxing, kick-boxing, hand-to-hand combat: training in contact combats]. Moscow, Academy. 2007, 240 p. (in Russian).

14. 15. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).

16. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

Гатин Фаат Аграфович - аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: ld_nazarenko@mail.ru

Для цитирования: Гатин Ф.А. Методика повышения уровня технической подготовки квалифицированных боксеров на основе интегративного подхода // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. - № 1. - С. 8-16. DOI 10/14526/01 2018 278

DOI 10/14526/01_2018_279 УДК 796.82

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ АТАКИ И ЗАЩИТЫ В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

А.С. Кузнецов — доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», ул. Низаметдинова, дом 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806 С.В. Новаковский — доктор педагогических наук, профессор ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н.

Ельцина»,

ул. Мира, дом 19, г. Екатеринбург, Россия, 620002 О.Б. Соломахин — кандидат педагогических наук, профессор Набережночелнинский колледж (филиал) ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ», ул. им. Батенчука Е. Н., дом 21, г.Набережные Челны, Россия, 423807

E-mail: kuznetsov-as@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.