Научная статья на тему 'Возможности науки в решении глобальных проблем человечества'

Возможности науки в решении глобальных проблем человечества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3103
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шамара Ю.А., Свиногонова Т.В., Демченко О.А., Плотников И.С., Логвиненко А.И.

Показано, что разрешение глобальных проблем человечества возможно только научным путем в рамках антропной рациональной модели реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности науки в решении глобальных проблем человечества»

Секция «Концепции современного естествознания»

даря религии люди начинают осознавать себя как единую общность, скрепленную общими ценностями и целями, она дает человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования. Важнейшей функцией религии является регулятивная, которая отвечает за осознание индивидом содержания определенных ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей [3]. Эта программа направлена именно на то, чтобы люди всегда склонялись в своем поведении именно к «хорошим» поступкам. Например, воспитанный таким образом человек позовет продавца, которого нет за прилавком магазина, даже имея возможность просто взять вещь и безнаказанно уйти. Также религия передает традиции из поколения в поколение - это также важно для сохранения целостности общества, для объединения людей.

Задача же науки состоит в том, чтобы развивать наше общество, двигать его вперед. Сейчас наука уже давно вышла за рамки только развития техники и технологии. Она превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Сейчас можно говорить об интеграции религии и науки, так как религия использует чувственно-образный способ познания, без которого не может обойтись наука, так же как и религия не может сегодня обойтись без науки. Разграничить сферы их

применения сегодня уже невозможно, иначе они в скором времени превратились бы в непримиримых врагов, и началась бы настоящая война, но мы видим совсем другую картину - сегодня религия практически не отрицает науку и не считает ее враждебной силой, несущей вседозволенность, оружие массового уничтожения и т. п. И сторонники науки уже не рассматривают религию так категорично как раньше.

Таким образом, религия и наука действительно неразделимы как чувственно-образное и рациональное - они дополняют друг друга. Религия объединяет наше общество, воспитывает в нас моральные ценности и передает традиции дальнейшим поколениям. А наука двигает нас вперед, позволяет накапливать знания и опыт, и адаптироваться к изменениям в природе и обществе. И сегодня одной из главнейших целей человечества должно быть сохранение неразрывности этих двух понятий, чтобы люди не только развивались технически, но и сохраняли бы духовную основу, необходимую для мира на всей Земле.

Библиографические ссылки

1. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Религия.

2. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Наука

3. URL: http://www.podrobnee.ru/microuho/referat. php?url=microuho/diskl/Humanities/re_RELIGRUS.htm

© Федорова Ю. В., Чеснокова А. С., Жирнова Е. А., 2010

УДК 501 (001.11)

Ю. А. Шамара, Т. В. Свиногонова, О. А. Демченко, И. С. Плотников, А. И. Логвиненко Научный руководитель - В. П. Жереб Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВОЗМОЖНОСТИ НАУКИ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Показано, что разрешение глобальных проблем человечества возможно только научным путем в рамках антропной рациональной модели реальности.

Уже в первом проекте Римского клуба [1] было показано, что глобальный кризис человечества проявляется как катастрофически резкое уменьшение населения Земли. Результатом такого изменения состояния мировой экономики будет сокращение почти на треть численности населения мира. Из биологии известно, что если размер популяции какого-либо вида биосферы сокращается на одну треть в пределах одного поколения, то популяция может не восстановить свою численность и оказывается на грани исчезновения. Именно такая опасность грозит человечеству! Отметим, что этот прогноз был сделан еще в 1972 г. при условии, что в мировой экономике не произойдут радикальные изменения, связанные с поиском новых путей развития.

Поиск недраматических сценарием развития мирового хозяйства с использованием компьютерного моделирования показал, что технического или технологического решения этой проблемы не существует. Но было показано, что избежать катастрофического развития будущего можно только при условии смены критериев прогресса, критериев цивилизации! Все последующие исследования, выполненные по инициативе РК, в той или иной форме только развивали этот вывод [2].

Анализ сложившихся к настоящему времени мировых тенденций показывает, что вся деятельность современной цивилизации ориентируется на удовлетворение человеческих потребностей. Поэтому у философов современная цивилизация называется потребительской цивилизацией. Смена критериев

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

прогресса означает, что показатели прямого, количественного роста необходимо дополнить критериями, отражающими повышение устойчивости человечества. Под устойчивостью будем понимать способность объекта реальности сохранять свое состояние под влиянием внешних воздействий или собственных флуктуаций [3].

Во всех существующих в настоящее время в науке моделях реальности [3] используемый абстрактный объект в той или иной форме проявляет устойчивость. В консервативной модели реальности, основанной только на фундаментальном принципе сохранения и выросшей их классической механики, абстрактным объектом является материальная точка, устойчивость состояния которой проявляется в форме инерции. Количественной характеристикой, т. е. мерой инерции, а, следовательно, и устойчивости материальной точки является масса. В этой модели не делается различий между устойчивостью и стабильностью. Консервативная модель описывает реальность только в пределах макромира, поэтому ее использование для поиска путей разрешения глобального кризиса бесперспективно.

Диссипативная модель реальности [3] основана на двух фундаментальных принципах - на принципе сохранения и на принципе диссипации. Эта модель сложилась на основе термодинамики, поэтому в качестве абстрактного объекта в ней рассматривается система, устойчивость которой определяется степенью приближения к состоянию равновесия. Огромным достижением диссипативной модели является создание синергетики и современного системного подхода, обеспечивающего широкое поле для аналогий - т. е. переноса закономерностей поведения систем с одного объекта на другой. Однако подавляющее большинство объектов реальности могут рассматриваться как локализованные системы -объекты, имеющие границы в пространстве и во времени. Человечество, же, следует рассматривать как распределенную систему, у которой отсутствуют ограничения пространственного и временного характера [3]. С этих позиций аналогами человечества являются семья и, например, интернет. Но и этого недостаточно, для успешного теоретического прогноза состояния человечества.

Создание научной теории, в которой абстрактный объект будет аналогичен человечеству, возможно только в рамках новой рациональной модели реальности, логический фундамент которой будет образован, кроме принципа сохранения и принципа диссипации, новым антропным фундаментальным научным принципом [3]. Такую рациональную модель реальности следует назвать антропной. Абстрактным объектом антропной модели реальности будет распределенная система, основными качествами которой будут устойчивость, основанная на творческой деятельности, направленной на компенсацию возрастающей энтропии Вселенной. Распределенность и устойчивость этой системы, по-

видимому, будет определяться той диссипативной структурой, которая будет сформирована у этого аналога человечества. Устойчивость такой диссипативной структуры, ее способность противостоять тенденции к равновесию, будет определять устойчивость и этого нового абстрактного объекта, и его аналога в реальности - человечества. Из нелинейной неравновесной термодинамики известно [4], что основной причиной удаления системы от состояния равновесия и энергетическим источником формирования в ней диссипативной структуры является управляющее внешнее воздействие. Аналогом такой диссипативной структуры у человечества является его этническая структура, которая определяет характер современной цивилизации, ее обобщенный стереотип поведения. Природа такого управляющего воздействия на человечество очевидна.

Первой по настоящему научной теорией в гуманитарной области знания, относящейся к антропной модели реальности, является теория этногенеза Л. Н. Гумилева [5]. Ее гениальный автор удивительным и необъяснимым образом уловил мистическую природу этнической структуры человечество связав причину возникновения этноса со вспышками солнечной активности.

По Л. Н. Гумилеву этнос определяется как природная общность людей, объединенных общим стереотипом поведения. Понятие стереотип поведения включает не только ценностную ориентацию, но и общий, статистически одинаковый для всех, навык устойчивого поведения. Ценности и критерии современной цивилизованности возникают в рамках одного этноса с наивысшей пассионарностью, но обобщенный стереотип поведения человечества как целого определяется всем его этническим разнообразием. Следовательно, смена критериев прогресса, критериев цивилизации должна происходить как изменение этнической структуры человечества. Уровень этнического разнообразия человечества определит диапазон его устойчивости при изменении внешних факторов.

Библиографические ссылки

1. Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рендерс Й., Беренс III В. В. Пределы роста. М. : МГУ, 1991.

2. Печчеи А. Человеческие качества. М. : Прогресс, 1978.

3. Жереб В. П. Снежко А. А., Ивасев С. С. Концепции современного естествознания. СибГАУ. Красноярск, 2010.

4. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М. : Мир, 1985.

5. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М. : Ди Дик, 1992.

© Шамара Ю. А., Свиногонова Т. В., Демченко О. А., Плотников И. С., Логвиненко А. И., Жереб В. П., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.