Научная статья на тему 'Роль теории этногенеза Л. Н. Гумилева в разрешении глобальных проблем человечества'

Роль теории этногенеза Л. Н. Гумилева в разрешении глобальных проблем человечества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
368
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Краснопеев А.И., Карсаков А.В., Дмитриев И.А., Жереб В.П.

Показано, что необходимый для разрешения глобальных проблем переход человечества к стереотипу устойчивого поведения, соответствующему новым критериям прогресса и цивилизации, возможен только в процессе естественного этногенеза как формирование новой этнической структуры человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль теории этногенеза Л. Н. Гумилева в разрешении глобальных проблем человечества»

Секция ««Концепции современного естествознания»

ний, тем более, что в настоящий момент наступает новый период солнечной активности, пик которого ожидается в 2013-2014 гг.

Библиографические ссылки

1. Серков А. Российские ученые доказали, что магнитные бури могут напрямую влиять на пол будущего ребенка [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly2005/0185/gazeta028. php.

2. Чибисов С., Фролов В., Агаджанян Н. Биоритмы и гелиофизические факторы. 2006. С. 21.

3. Константиновская Л. Солнечная активность [Электронный ресурс]. URL: http://www. astronom 2000.info.

4. Борисов В. Демография [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive /demografija/ 02.aspx.

5. URL: http://statistika.ru/stat/stat3/2007/12/11/stat3 _9904.html.

© Кадач А. А., 2012

УДК 008.2

А. И. Краснопеев, А. В. Карсаков, И. А. Дмитриев Научный руководитель - В. П. Жереб Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РОЛЬ ТЕОРИИ ЭТНОГЕНЕЗА Л. Н. ГУМИЛЕВА В РАЗРЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Показано, что необходимый для разрешения глобальных проблем переход человечества к стереотипу устойчивого поведения, соответствующему новым критериям прогресса и цивилизации, возможен только в процессе естественного этногенеза как формирование новой этнической структуры человечества.

Во второй половине прошлого века на основе системной динамики [1] и с помощью компьютерного моделирования была исследована природа глобальных проблем человечества, связанная с исчерпанием невозобновляемых ресурсов [2; 3]. В работе [2] не только показан общечеловеческий и эсхатологический характер глобальных проблем, но и установлено, что никакие технические или технологические нововведения не способны их решить. Поэтому, наблюдаемая в настоящее время глобализация социально-экономической и политической жизни, сопровождаемая формированием относительно единого мирового хозяйства являются не причиной, а следствием обострения этих проблем.

Однако наиболее важным выводом, сделанным в [2; 3], является утверждение, что избежать катастрофических последствий, связанных с глобальными проблемами, можно только изменив общечеловеческие представления о прогрессе, изменив критерии цивилизации. Существующая цивилизация является потребительской по своей природе цивилизацией, прежде всего потому, что основным критерием и современного капитализма и еще недавно строящегося в СССР и странах Восточной Европы социализма было стремление к наиболее полному удовлетворению растущих потребностей населения [4]. Стремительное сокращение в начале XXI века невозобновляемых сырьевых и энергетических ресурсов должно сопровождаться формированием цивилизации, характеризующейся не только новыми критериями прогресса, обеспечивающими устойчивость человечества, но и его реальным переходом к стереотипу устойчивого поведения [3]. В связи с этим, самой значительной проблемой является поиск такого стереотипа поведения и механизма его формирования у человечества.

Очевидно, что эта проблема может быть решена только научным путем, а без полученного с помощью теории общего решения любые политические или управленческие действия, основанные на умозрительных представлениях или на «здравом смысле», могут только ухудшить ситуацию.

Единственной, существующей в настоящее время полноценной дедуктивной теорией [5], способной решить указанную проблему, по нашему мнению, является теория этногенеза, созданная гениальным русским ученым двадцатого века Львом Николаевичем Гумилевым [6]. В теории этногенеза Л. Н. Гумилев раскрыл пути формирования у разных этносов различающегося стереотипа поведения. Под стереотипом поведения понимается статистически одинаковая реакция членов одного этноса на одно и то же внешнее воздействие.

Какой именно будет эта одинаковая реакция на внешнее воздействие, зависит от возможностей ландшафта, в котором существует этнос. Под ландшафтом Л. Н. Гумилев понимал всю совокупность природных связей между человеком и окружающей средой. Из сказанного следует, что этнос - природное явление, обладающее устойчивостью и пространственной ограниченностью, а поэтому может рассматриваться как локализованная система, имеющая ограниченную продолжительность существования - 1 300-1 500 лет. Столь значительная продолжительность существования этносов определяется тем, что под влиянием особенностей ландшафта, его возможностей и ограничений, у каждого из членов этноса и у всего этноса, в целом, формируется стереотип устойчивого поведения. Устойчивость в общем случае следует рассматривать, как способность объекта сохранять свое состояние под влиянием внешних воздействий и внут-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

ренних изменений. Стереотип устойчивого поведения проявляется в том, что все члены этноса, специально не договариваясь, не просто статистически одинаково реагирую на одно и то же внешнее воздействие или внутреннее изменение, а поступают так, что их реакция обеспечивает сохранение этноса, как целого. Про этом допускается широкий спектр действий, направленных на компенсацию внешнего разрушающего воздействия, включая и героические поступки, связанные с жертвенностью [6]. Определяющее влияние ландшафта на специфичность стереотипа поведения этноса, с одной стороны, указывает на то, что у человечества, в связи с широким разнообразием его географического положения не может быть одного стереотипа поведения. С другой стороны, ландшафтная обусловленность порождает пространственную и временную его локализацию.

Теория этногенеза, созданная Л. Н. Гумилевым, является в полной мере дедуктивной, т.е. «аксиоматической» научной теорией, открывающей возможности для поиска общих решений для такого особого природного объекта, каким является человечество. Ее логическое основание составляют три фундаментальных принципа - принцип сохранения, принцип диссипации и антропный принцип. В ней выделяется энергоподобная характеристика состояния - пассионарность и подробно рассмотрены уровни пассионарности Р как характеристики достигнутого порядка в этнической системе. Использование для этого не энтропии, а параметра порядка указывает на то, что теория этногенеза является первой научной теорией, направленной на формирование антропной модели реальности [5].

С позиций диссипативной модели реальности проблема обеспечения устойчивого развития человечества может быть сведена к обеспечению макси-

мального фазового разнообразия, как это вытекает из аналогии с правилом фаз Гиббса [5]. Аналогом фаз у человечества являются этносы. Как и фазы, этносы являются локализованными системами с ограниченным временем жизни.

По Гумилеву история человечества - это история его этнической структуры - история формирования, становления и исчезновения этносов. Взаимодействие этносов представляет собой процесс исторического развития человечества, неотъемлемой частью которого является преодоление проблем глобального масштаба. Следовательно, проблема формирования нового стереотипа устойчивого поведения человечества сводится к формированию его новой этнической структуры с необходимыми уровнями устойчивости и разнообразия.

Библиографические ссылки

1. Форрестер Д. Мировая динамика. М. : АСТ. 2003. 379 с.

2. Медоуз Д. X Медоуз Д. Л., Рэндерс Й., Беренс В. В. Ш. Пределы роста. Сложное положение человечества. М. : Изд-во МГУ, 1991. 208 с.

3. Медоуз Д. Х., Рэндерс Й., Медоуз Д. Л. Пределы роста. 30 лет спустя. М. : Академкнига, 2007. 342 с.

4. Шафаревич И. Р. Две дороги - к одному обрыву. М. : Айрис-пресс, 2003. 448 с.

5. Жереб В. П., Снежко А. А., Ивасев С. С. Концепции современного естествознания ; СибГАУ. Красноярск, 2009. 132 с.

6. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М. : АСТ, 2001. 560 с.

© Краснопеев А. И., Карсаков А. В., Дмитриев И. А., 2012

УДК 008.2

В. В. Рульс Научный руководитель - В. П. Жереб Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВТОРОГО РОДА И СТАНОВЛЕНИЕ II ЗАКОНА ТЕРМОДИНАМИКИ

С позиций второго закона термодинамики обсуждается роль «дармовых двигателей» - гидро-, ветро-, солнечных и др. аналогичных энергопреобразователей в становлении альтернативной энергетики и экологические последствия их широкого применения.

Невозможность создания вечных двигателей первого и второго рода, т. е. двигателей, совершающих работу либо без подвода энергии извне, либо со 100 % коэффициентом полезного действия, соответственно, является следствием I и II законов термодинамики и, в настоящее время, вошла в круг тех закономерностей, которые называются очевидными [1]. В самой общей форме эти закономерности сформулированы в двух фундаментальных принципах - принципе сохранения и принципе диссипации [2], относящейся ко всей реальности. Принцип сохранения утверждает, что в реальности можно выделить такую перманентную сущность (термин «сущность» в этом определении используется

для обозначения первопричины - как это было у Аристотеля [3]) которая не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а переходит из одной формы в другую в эквивалентных количествах. Принцип диссипации утверждает, что указанные взаимные переходы форм перманентной сущности (энергии, вещества, капитала и т. п.) эквивалентны, но не симметричны, а осуществляются в преимущественном направлении от концентрированных форм к рассеянным формам в самопроизвольных процессах. Эти фундаментальные принципы крайне важны для поиска альтернативных источников энергии и создания экологической энергетики: энергия, как форма перманентной сущности не может возникать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.