Научная статья на тему 'Возможности использования модели сетевого взаимодействия при формировании профессиональных компетенций будущих учителей биологии'

Возможности использования модели сетевого взаимодействия при формировании профессиональных компетенций будущих учителей биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / СОТРУДНИЧЕСТВО / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БИОЛОГИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / TEACHER / COOPERATION / LOCAL HISTORY / PROFESSIONAL COMPETENCE / BIOLOGY / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / EDUCATION / ENVIRONMENTAL CULTURE / INTERACTIVE METHODS / NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуйкова Светлана Евгеньевна, Петрова Зульфия Нурисламовна

В статье рассматривается вопрос организации внеурочной деятельности по биологии в условиях сетевого взаимодействия с культурно-просветительскими учреждениями города. Сетевое взаимодействие рассматривается как эффективный способ формирования профессиональной компетентности будущего педагога. Авторы опираются на опыт плодотворного сотрудничества с учреждениями дополнительного образования города Глазова Станцией юных натуралистов, Станцией юных техников, Станцией юных туристов. Также в статье описаны различные виды взаимодействия с учреждениями культуры и общественными организациями, такими как центр культуры и туризма Глазовского района, публичная библиотека им. В.Г. Короленко, городской Клуб краеведов, общественнокультурный центр «Дружба», городское научно-исследовательское объединение «Весьякар», краеведческий музей и республиканский историко-культурный музей-заповедник «Иднакар». В рамках этого сотрудничества студенты участвовали в экологических квестах, организовывали фотовыставки, выполняли исследовательские работы, проводили экскурсии для школьников. В статье показано, что объединение усилий многих специалистов способствовало повышению у студентов интереса к биологии и другим смежным предметам и явилось эффективным механизмом профессионального и личностного становления будущих учителей биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуйкова Светлана Евгеньевна, Петрова Зульфия Нурисламовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities for using the network model interactions for formation of professional competencies of future teachers of biology

In this paper discusses the question of the organization of extracurricular activities in biology in terms of network interaction with cultural and educational institutions in the city. Network interaction is considered as an effective way of forming the professional competence of the future teacher. The authors rely on the experience of fruitful cooperation with institutions of additional education in Glazov the Station of young naturalists, the Station of young technicians, the Station of young tourists. The article also describes various types of interaction with cultural institutions and public organizations, such as the center of culture and tourism of Glazov district, the public library. V. G. Korolenko, the city Club of local lore, publiccultural center "Friendship", urban research Association "Weslake", local history Museum and Republican historical and cultural Museum-reserve "Idnakar". As part of this cooperation, students participated in environmental quests, organized photo exhibitions, carried out research work, conducted excursions for students. The article shows that the combination of efforts of many specialists contributed to the increase of students ' interest in biology and other related subjects and was an effective mechanism of professional and personal development of future teachers of biology.

Текст научной работы на тему «Возможности использования модели сетевого взаимодействия при формировании профессиональных компетенций будущих учителей биологии»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32) С 54-58

удк 37.013 с. Е. жуйковА, З. н. петрова

Возможности использования модели сетевого взаимодействия при формировании профессиональных компетенций будущих учителей биологии

В статье рассматривается вопрос организации внеурочной деятельности по биологии в условиях сетевого взаимодействия с культурно-просветительскими учреждениями города. Сетевое взаимодействие рассматривается как эффективный способ формирования профессиональной компетентности будущего педагога. Авторы опираются на опыт плодотворного сотрудничества с учреждениями дополнительного образования города Глазова - Станцией юных натуралистов, Станцией юных техников, Станцией юных туристов. Также в статье описаны различные виды взаимодействия с учреждениями культуры и общественными организациями, такими как центр культуры и туризма Глазовского района, публичная библиотека им. В.Г. Короленко, городской Клуб краеведов, общественно-культурный центр «Дружба», городское научно-исследовательское объединение «Весьякар», краеведческий музей и республиканский историко-культурный музей-заповедник «Иднакар». В рамках этого сотрудничества студенты участвовали в экологических квестах, организовывали фотовыставки, выполняли исследовательские работы, проводили экскурсии для школьников. В статье показано, что объединение усилий многих специалистов способствовало повышению у студентов интереса к биологии и другим смежным предметам и явилось эффективным механизмом профессионального и личностного становления будущих учителей биологии.

Ключевые слова: педагог, сотрудничество, краеведение, профессиональная компетентность, биология, внеурочная деятельность, образование, экологическая культура, интерактивные методы, сетевое взаимодействие

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 54-58.

Opportunities for using the network model interactions for formation of professional competencies of future teachers of biology

In this paper discusses the question of the organization of extracurricular activities in biology in terms of network interaction with cultural and educational institutions in the city. Network interaction is considered as an effective way of forming the professional competence of the future teacher. The authors rely on the experience of fruitful cooperation with institutions of additional education in Glazov - the Station of young naturalists, the Station of young technicians, the Station of young tourists. The article also describes various types of interaction with cultural institutions and public organizations, such as the center of culture and tourism of Glazov district, the public library. V. G. Korolenko, the city Club of local lore, public-cultural center "Friendship", urban research Association "Weslake", local history Museum and Republican historical and cultural Museum-reserve "Idnakar". As part of this cooperation, students participated in environmental quests, organized photo exhibitions, carried out research work, conducted excursions for students. The article shows that the combination of efforts of many specialists contributed to the increase of students ' interest in biology and other related subjects and was an effective mechanism of professional and personal development of future teachers of biology.

Keywords: teacher, cooperation, local history, professional competence, biology, extracurricular activities, education, environmental culture, interactive methods, networking

s. E. zHuiKovA, z. N. petrova

настоящее время процесс подготовки студентов рассматривается как процесс развития профессиональной компетентности будущего специалиста. Такой подход активно внедряется в практику российского образования на уровне образовательных и профессиональных стандартов [6,7].

Согласно профессиональному стандарту педагог должен владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуго-вую с учетом историко-культурного своеобразия региона. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. Осуществлять связь обучения по предмету с практикой и др. [7].

Таким образом, требования к организации современного образовательного процесса таковы, что идея обучения и воспитания студентов в рамках одного учебного заведения изначально обречена на провал. Для обеспечения качественного образования, с одной стороны, ВУЗ должен стать центром взаимодействия, как с местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. С другой стороны, вовлечение студентов в этот процесс способствует повышению профессиональной компетентности будущих педагогов в области, обозначенной во ФГОС ВО, как умение решать задачи взаимодействия с общественными и образовательными организациями [6].

Создание единого научно-образовательного пространства, обеспечивающего эффективную совместную деятельность разных учреждений, получило название сетевого взаимодействия [9]. Одним из первых курсов, который выигрывает от подобного взаимодействия, является биология.

В рамках нашего образовательного учреждения при изучении студентами биологических дисциплин мы осуществляем тесную взаимосвязь с целым рядом различных организаций. Это Глазовский краеведческий музей, Историко-культурный музей-заповедник «Иднакар», Станция юных туристов, Станция юных натуралистов, Публичная научная библиотека им. В.Г. Короленко, клуб краеведов, Адамский центральный сельский Дом культуры, Дом Дружбы г. Глазова, городское научно-исследовательское объединение «Весьякар».

В научно-методической литературе часто указывается на недостаточное использование в образовательных учреждениях креативных и активных форм и методов обучения. указывается на необходимость более широкого применения занятий, способствующих выработке навыков саморазвития, самоактуализации, самосовершенствования [11]. Организованная нами система

сетевого взаимодействия способствует устранению этих недостатков.

В последнее время у школьников и студентов большой популярностью пользуются квесты. Они проводятся как самостоятельные мероприятия, так и в рамках различных акций. Так в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» историко-культурный музей-заповедник «Иднакар» проводил квест «Загадки Средневековья». Основное содержание данного квеста - жизнь удмуртов в период 9-13 веков. Мероприятие имело большую ценность не только в историческом, но и краеведческом отношении, так как один из этапов квеста проходил в отделе природы, где студенты знакомились с пищевыми и техническими культурами, особенностями их возделывания и использования на разных этапах развития общества.

Во время проведения таких квестов невозможно ограничить себя рамками одной только биологии. При подготовке современных педагогов возникает необходимость использования приемов и методов обучения, которые позволили бы обобщить и объединить информацию из различных предметных областей. Для биологии чаще всего основными предметами интеграции являются химия, география, физика, экология [1].

На примере квеста «Загадки Средневековья» мы видим, что он имеет интегрированный характер, приобретая дополнительную географическую «окраску». В отделе природы учащиеся с удивлением узнали, что ранее на территории нашего района возделывали такие теплолюбивые культуры, как просо и гречиха, познакомились с утраченной для северных районов удмуртии полбой. В содержании квеста также была информация, что на территории нашего района когда-то встречались стада северных оленей. Это заставило их задуматься: так каким-же, все-таки, по сравнению с современным, был климат этого периода? Это мероприятие не только обогатило учащихся знаниями о природе своего края, но и расширило их представления о истории и географии родного края, приобщило к миру музейных ценностей, продолжило формирование навыков музейной культуры.

Большую познавательную ценность, в плане изучения биологии, представляют квесты экологической тематики. Так, в тесном сотрудничестве с городским краеведческим музеем, нами, совместно со студентами, был разработан экологический квест для учащихся 5-7 классов. Формат приключенческой игры позволяет школьникам в занимательной и доступной форме изучить особенности животного и растительного мира нашего региона, приспособленность живых организмов к среде обитания, выявить уровень антропогенной нагрузки на природу. Студенты, в свою очередь, получили бесценный опыт организации подобных мероприятий, применения полученных теоретических знаний на практике.

При организации подобных мероприятий очень важно определить принцип отбора межпредметного материала. Он не должен препятствовать усвоению собственно биологических знаний, он должен органично его дополнять.

Еще один вариант организации внеурочной деятельности по биологии - участие в фестивале оздоровительного туризма «Кругосветка Удмуртии». Основная цель данного мероприятия - пропаганда здорового образа жизни и привлечение населения всех возрастов к занятиям физической культурой, спортом и туризмом. Это позволяет тесно привязать «Кругосветку» к целому ряду тем, изучаемых в разделе курса анатомии и физиологии человека. Но, участвуя в этом фестивале четвертый год, мы отметили, что только этим потенциал мероприятия не исчерпывается. Проходя маршрут, мы знакомимся с различными природными достопримечательностями, пополняем коллекцию экспонатов для кабинета биологии, проводим тематические фотосессии. Именно «кругосветки» дали возможность огромному количеству участников познакомиться с растительным миром древнего городища «Ве-сьякар», побывать на бобровой плотине и обнаружить бобровую хатку.

В больших городах, таких как Москва, в качестве своеобразной учебной площадки для изучения биологии и для осуществления мини-проектов все чаще используются контактные зоопарки [8]. Мы используем для этого ресурсы станции юных натуралистов. Благодаря взаимодействию наших организаций, студенты получают бесценный опыт контакта и взаимодействия с животными. При этом работа выполняется не только с интересом, но и с явным удовольствием.

Является неоспоримым факт необходимости развития теоретического мышления студентов. Эта задача может быть решена и внутри ВУЗа в рамках лекционных и семинарских занятий. Компетентность^ подход, который осваивает сейчас наша система образования, должен способствовать развитию практического мышления [2]. Эту задачу решить без сетевого взаимодействия намного труднее. Плюсом в нашем взаимодействии со станцией юных натуралистом в первую очередь является то, что студенты видят востребованность теоретических знаний по биологии в практической жизни, т.е. образовательный процесс является практикоориентированным.

Сотрудничество со станцией юных натуралистов строится, в том числе, и в рамках сельскохозяйственной практики. Студенты знакомятся с особенностями организации работы на пришкольном участке, изучают опыт кружковой деятельности, осваивают основные агротехнические приемы при уходе за декоративными, овощными и ягодными культурами, формируют навыки опытнической работы.

Существует и обратная связь между теоретическими знаниями и практическими навыками.

Наблюдая и непосредственно участвуя в трудовом процессе, выращивая культурные растения и ухаживая за различными животными, студенты намного легче усваивают сложные биологические понятия, выявляют экологические взаимосвязи. Все это придает особую познавательную и воспитательную ценность внеурочным занятиям, проводимым на станции юных натуралистов.

Начавшись с организации практической деятельности студентов, постепенно сотрудничество со станцией юных натуралистов перешло из практической и методической сферы в исследовательскую.

На прилегающей к станции юных натуралистов территории мы заинтересовались зарастающим водоемом. Здесь можно было не только изучать характер распределения водной и околоводной растительности, но и проводить лон-гитюдное исследование, как происходит смена одного сообщества другим. Удивительным, на наш взгляд, оказалось то, что причиной быстрого зарастания водоема стал Телорез алоевидный (Strati6tes aloídes), который ранее мы не встречали ни в одном из водоемов нашего района. Поскольку все студенты отмечали, что встречаются с этим растением впервые, мы решили собрать интересную информацию и посвятить телорезу одно из занятий центра развивающего обучения «Росток», куда приходят младшие школьники со всех школ города. Из собранного студентами материала особенно интересной для детей оказалась информация о происхождении народного и латинского названий, а также разнообразных способах использования этого «сорняка» в животноводстве и народной медицине.

При изучении зарастания водоема студентам пришлось вспомнить многие смежные с ботаникой курсы. Так для определения площади открытой поверхности водоема мы проводили глазомерную съемку, для подсчета плотности распределения растений использовали математические методы, выявляли зависимость распределения растений от крутизны склона и характера грунта. Это был очень полезный для будущих учителей опыт, поскольку подобную работу, варьируя сложность заданий, можно организовать со школьниками любого возраста. Единственное условие - наличие гидрологического объекта поблизости от школы.

На протяжении всех лет учебы студенты нашего вуза активно посещают публичную городскую библиотеку им.В.Г. Короленко и ее филиал, детскую библиотеку «Зеленый мир», где собрана литература экологической тематики. В рамках программы сетевого взаимодействия наши студенты являются не просто пользователями библиотечного фонда, но и частыми гостями на мероприятиях организованных отделом Краеведения и редких книг, библиотечных выставках, тематических праздниках и конференциях. Результатом нашего сотрудничества

с библиотеками города стала серия интегрированных уроков «Библиотерапия», «Путешествуем с Томом Сойером», «Природа в поэзии Олега Поскребышева и Флора Васильева». Такие уроки, на наш взгляд, дают возможность не только сформировать представления о географической карте мира, но и помогают приобрести практико-ориентированные знания, актуальные в условиях глобализации, осознать их смысл, что способствует социальной адаптации, ориентирует личность на создание широкого образовательного горизонта [3,4].

Одной из основных задач внеурочной деятельности является учет индивидуальных особенностей и склонностей студентов. Наиболее увлеченные и заинтересованные из них стремятся выйти за пределы учебников, активно используют разнообразные источники информации. Для таких студентов - будущих учителей биологии - а также старших школьников мы, совместно с клубом краеведов и городским научно-исследовательским объединением «Весьякар», организуем в каникулярное время небольшие этно-экологические экспедиции. Среди посещаемых объектов - окрестности древнего городища «Весьякар», кедровая роща у деревни Колевай, окрестности деревни Адам, пойма реки Чепцы, Малый и Большой Никольские карьеры.

В этих экспедициях студенты и школьники не просто изучают природу и историю родного края, но и проводят учебно-исследовательские работы, которые потом представляют на научно-исследовательских конференциях разного уровня, заседаниях клуба краеведов. Студенты также овладевают методикой проведения биологических экскурсий и методикой организации детских исследовательских работ.

Огромную роль в подготовке будущих учителей биологии играет так называемое наставничество. Оно способствует профессиональной адаптации будущего учителя биологии, обеспечивает вектор роста его профессиональной компетентности [5]. Организованное нами сетевое взаимодействие со школами и общественными организациями позволило успешно воплотить в жизнь и этот принцип.

Наиболее продуктивно проходят экспедиции, в которых, кроме своих преподавателей, принимают участие приглашенные специалисты-наставники. Так в экспедиционных выходах в окрестности Адама и Весьякара принимала участие организатор научно-исследовательского объединения учителей биологии «Весьякар», Ба-

женова А.В.; на Большом и Малом Никольских карьерах нам помогали фотографы-орнитологи Ю. Дерябин и К. Селиверстов. Все они являются истинными знатоками природы и истории родного края и совершенно бескорыстно делятся своим опытом и знаниями со студентами. Увлеченность и энтузиазм наставников, на наш взгляд, является примером для будущих педагогов и не может оставить их равнодушными.

Опыт развития сетевых взаимодействий показывает, что для многих организаций остро встает вопрос о том, за счет каких финансовых, кадровых, организационных ресурсов можно обеспечить взаимодействие образовательных, культурных, общественных и других организаций. Какова логика связей и как достичь высокого образовательного результата? Как добиться открытости и направленности на использование сетевых технологий взаимодействия всех участников этого процесса? [10]. Мы гордимся тем, что нам удалось создать такую систему сетевого взаимодействия, которая базируется не на финансовой интересе участников проекта, а на личной заинтересованности каждого в повышении качества образования, профессиональном энтузиазме и высокой персональной ответственности.

Таким образом, сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями, общественными объединениями, учреждениями культуры и местным сообществом позволяет объединить усилия многих специалистов для совершенствования организации образовательного и воспитательного процессов в нашем институте, способствует повышению у студентов интереса к биологии и другим смежным предметам, является эффективным механизмом формирования профессиональных и личностных компетенций будущих учителей биологии. Мы убедились в этом, наблюдая, как студенты включились в процесс совместного педагогического творчества, проявили инициативность, исследовательский энтузиазм. Наша модель сетевого взаимодействия действительно оказалась полезной для всех участников.

Подобный подход позволяет нам не только формировать профессиональные компетенции будущих учителей биологии, но и осуществлять принцип дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ионина Н.Г. Возможности межпредметных связей биологии в формировании универсальных учебных действий // Биология в школе. 2017. № 1. С. 15-19.

2. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Действие, образ и слово в мышлении // Биология в школе. 2017. № 1. С. 8-9.

¡3. Маратканова С.С., Петрова З.Н. К вопросу о естественнонаучном потенциале повести «Приключения Тома Сойера» М. Твена // Материалы II международной научно-практической конференции «Академическая наука - проблемы и достижения». 2013. С. 115-117.

4. Маратканова С.С., Петрова З.Н. Роль художественной литературы в психокоррекции личности // Вестник развития науки и образования. 2013. № 5. С.96-100.

5. Митина Е.Г., Азизова И.Ю. Методическая подготовка учителя биологии в контексте профессионального стандарта «педагог» // Биология в школе. 2017. № 4. С. 34-39.

6. Приказ Министерства образования и науки от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата). [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 10.01.2018).

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [Электронный ресурс] URL: https:// rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 10.01.2018).

8. Серовайская Д.Е. Контактные зоопарки как образовательная площадка для мини-проектов учащихся // Биология в школе. 2017. № 2. С. 75-80.

9. Сетевое взаимодействие в образовании. [Электронный ресурс] URL: http://d-umu.udsu.ru/setevoe-vzaimodejstvie-v-obrazovanii (дата обращения 22.01.2018)

10. Филиппова А.С. Взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования детей в рамках новых образовательных стандартов: материалы VII научно-практической конференции «Инновационные процессы в системе образования». 2012. С. 374-377.

11. Шатунова О.В. Инновационные формы подготовки будущего учителя // Вестник развития науки и образования. 2013. № 4. С.184-188.

1. lonina N.G. Possibilities of interdisciplinary links of biology in the formation of universal educational activities. Biology at school. 2017. no. 1. P. 15-19. (in Russian)

2. Krushelnitskaya O.I., Tretyakova A.N. Action, image and word in thinking. Biology at school. 2017. no. 1. pp. 8-9. (in Russian)

3. Maratkanova S.S., Petrova Z.N. To the question of the natural-science potential of the novel "The Adventures of Tom Sawyer" by M. Twain // Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference "Academic Science - Problems and Achievements". 2013. pp. 115-117. (in Russian)

4. Maratkanova S.S., Petrova Z.N. The role of fiction in the psycho-correction of personality. Bulletin of the development of science and education. 2013. no. 5. pp. 96-100. (in Russian)

5. Mitina E.G., Azizova I.Yu. Methodical preparation of the teacher of biology in the context of the professional standard "teacher". Biology at school. 2017. no. 4. pp. 34-39. (in Russian)

6. Order of the Ministry of Education and Science of December 4, 2015 № 1426 "On approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of training 44.03.01" Pedagogical Education "(bachelor's level). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (reference date: 01/10/2018). (in Russian)

7. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation on October 18, 2013 No. 544 "On the Approval of the Professional Standard" Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education). Available at: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (accessed Jan 10, 2018). (in Russian)

8. Serovayskaya E.E. Contact Zoos as an educational site for mini-projects of students. Biology at school. 2017. no. 2. pp. 75-80. (in Russian)

9. Networking in Education. Available at: http://d-umu.udsu.ru/setevoe-vzaimodejstvie-v-obrazovanii (accessed Jan 10, 2018) (in Russian)

10. Filippova A.S. Interaction between the school and institutions of additional education of children in the framework of new educational standards: materials of the VII scientific and practical conference "Innovative processes in the education system".

2012. pp. 374-377. (in Russian)

11. Shatunova O.V. Innovative forms of preparation for the future teacher. Bulletin of the development of science and education.

2013. no. 4. pp.184-188. (in Russian)

REFERENCES

Информация об авторах Жуйкова Светлана Евгеньевна

(Россия, Глазов) Доцент, доктор биологических наук, профессор кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» E-mail: sveta-zh2005@yandex.ru

Information about the authors

Zhuikova Svetlana Evgenievna

(Russia, Glazov) Associate Professor, Doctor of Biological Sciences, Professor of the Department of Physical Culture and Life Safety Glazov State Pedagogical Institute

of the name of V.G. Korolenko E-mail: sveta-zh2005@yandex.ru

Петрова Зульфия Нурисламовна

(Россия, Глазов) Старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» E-mail: pamrik@mail.ru

Petrova Zulfiya Nurislamovna

(Russia, Glazov) Lecturer of the Department of pre-school and primary education Glazov State Pedagogical Institute of the name of V.G. Korolenko E-mail: pamrik@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.