Научная статья на тему 'Из опыта организации сетевого взаимодействия вузов'

Из опыта организации сетевого взаимодействия вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / ПРОЕКТ / PROJECT / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / EXPERIMENTAL MODULE / УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ / CONDITIONS AND PRINCIPLES OF THE EFFECTIVENESS OF MODULE'S IMPLEMENTATION / ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО / TECHNOLOGY PORTFOLIO / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / EVALUATION TOOLS / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубанова Ирина Владимировна, Богданова Людмила Анатольевна, Овченкова Овченкова

В статье представлен опыт реализации проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Педагогической образование” (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования». В соответствии с Договором ФГБОУ ВПО «ГГПИ имени В.Г. Короленко» стал пилотной площадкой для апробации нового модуля основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (Учитель основного общего образования) (организация и обучение студентов в течение одного семестра) «Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности». В процессе реализации проекта были выявлены условияи принципы эффективности его внедрения в образовательный процесс. Разработаны содержание, методики реализации модуля, а также способы оценивания результатов его освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубанова Ирина Владимировна, Богданова Людмила Анатольевна, Овченкова Овченкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF THE UNIVERSITY NETWORKING

The article presents the experience of realizing the project "Strengthening of the practical orientation of future teachers’ training in the bachelor degree programs in the framework of the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy" in the direction of preparation "Pedagogical education" (Teacher of general education) by organizing networking of educational institutions implementing programs of higher education and general education." In accordance with the Contract FSAEI VPO "The Glazov Korolenko State Pedagogical Institute" has become the pilot platform for testing new module of the basic bachelor’s educational program "Education and Pedagogy" (Teacher of general education) (organization and training of students during a semester) "Theoretical and experimental bases of educational activities". The conditions and the principles of the effectiveness of its implementation in the educational process have been identified during the project realization. The content, methods of module’s realization and result’s evaluation were developed.

Текст научной работы на тему «Из опыта организации сетевого взаимодействия вузов»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

93

2016. Т. 26, вып. 1

Педагогика

УДК 37.013.32

И.В. Рубанова, Л.А. Богданова, О.Ю. Овченкова

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ

В статье представлен опыт реализации проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей "Образование и педагогика" по направлению подготовки "Педагогической образование" (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования». В соответствии с Договором ФГБОУ ВПО «ГГПИ имени В.Г. Короленко» стал пилотной площадкой для апробации нового модуля основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (Учитель основного общего образования) (организация и обучение студентов в течение одного семестра) «Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности». В процессе реализации проекта были выявлены условияи принципы эффективности его внедрения в образовательный процесс. Разработаны содержание, методики реализации модуля, а также способы оценивания результатов его освоения.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, проект, экспериментальный модуль, условия и принципы эффективной реализации модуля, технологии портфолио, оценочные средства, интегративный подход.

В соответствии с новыми вызовами и запросами общества перед системой образования поставлены важные задачи, отраженные в Законе «Об образовании в РФ» (ст.15. 95, 96) и Проекте Министерства образования и науки РФ по модернизации педагогического образования. Интеграция возможностей педагогических вузов, обмен ресурсами в условиях сетевого взаимодействия - необходимое условие для подготовки конкурентоспособного и востребованного специалиста в системе образования всех уровней.

В январе 2015 г. между ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» и ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» был заключен Договор № 1В-ГК о реализации проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей "Образование и педагогика" по направлению подготовки "Педагогической образование" (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования». В соответствии с Договором «ГГПИ имени В.Г. Короленко» стал пилотной площадкой для апробации нового модуля основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (Учитель основного общего образования) (организация и обучение студентов в течение одного семестра) «Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности».

Предметом сотрудничества вузов стала апробация модуля «Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности» с целью усиления практикоориентированности в подготовке будущего педагога.

Заказчиком были поставлены перед вузом следующие задачи:

1.Проанализировать дидактический потенциал модуля.

2.Включить предложенный модуль в учебный план подготовки по направлению «44.03.05 Педагогическое образование» (профили: «Русский язык и Литература», «Иностранные языки»).

3.Разработать пути и способы реализации модуля.

4.Апробировать модуль в процессе профессиональной подготовки будущего педагога.

5 .Выявить эффективность модуля как способа усиления практикоориентированности подготовки будущего педагога.

б.Наметить перспективы дальнейшего сотрудничества в рамках сетевого взаимодействия вузов.

В процессе решения намеченных задач выявлены следующие условия эффективной апробации модуля:

94 И.В. Рубанова, Л.А. Богданова, О.Ю. Овченкова

2016. Т. 26, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

1 .Психолого-педагогические, предполагающие формирование мотивации педагогов и студентов на активное участие в учебно-воспитательной деятельности.

2.Организационные - то есть выявление возможности включения модуля в рабочий план подготовки по направлению «44.03.05 Педагогическое образование» (профили: «Русский язык и Литература», «Иностранные языки»).

З.Дидактические - выявление путей, технологий, методик эффективной апробации модуля.

Принципы успешной апробации модуля:

1.Добровольность участия в экспериментальной деятельности по внедрению модуля в учебный план подготовки по направлению «44.03.05 Педагогическое образование» (профили: «Русский язык и Литература», «Иностранные языки»).

2.Принцип дополнительности, предполагающий включение модуля в учебный план без его кардинального изменения.

3.Интеграция возможностей учебной и внеучебной деятельности в процессе апробации модуля.

4.Эффективность, то есть постоянное осуществление мониторинга за результатами внедрения

модуля.

Содержание модуля и последовательность его реализации представлены в табл. 1.

Рассмотрим содержание и структуру модуля более подробно.

Модуль «Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности» был апробирован в формате факультатива в двух студенческих группах II курса направления «Педагогическое образование», профилей «Русский язык и литература» и «Иностранные языки» (всего 24 студента).

Решение внедрить эту программу в структуру учебного плана в 4 семестре было продиктовано общностью содержания ООП педагогических профилей ГГПИ и экспериментальной программы.

По учебному плану указанных профилей именно в 4 семестре начинается изучение дисциплины «Общая педагогика», которая предусматривает обращение к методологии педагогического исследования, причем именно базовая часть предложенного модуля по своему содержанию дополняет дисциплину «Общая педагогика», формируя необходимые компетенции.

В том же семестре учебный план предусматривает дисциплину по выбору «Классный руководитель». Дисциплины вариативной части предложенного модуля по своему содержанию дополняют этот модуль.

Таким образом, не было необходимости менять основной учебный план. Достаточно было соотнести содержание дисциплин, выявить специфику каждой и продумать формы работы для достижения поставленной цели, что соответствовало одному из основных принципов внедрения экспериментального модуля - принципу дополнительности.

При внедрении модуля в учебный план возникла проблема с количеством зачетных единиц (ЗЕ): на дисциплину «Экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении» были выделены две зачетные единицы. Однако стандарт на изучение дисциплины, заканчивающейся экзаменом, требует не менее трех ЗЕ.

Кроме того, стандарт позволяет выделить на факультатив до 10 ЗЕ. В результате объем модуля увеличился в целом на одну ЗЕ, то есть с 8 до 9 ЗЕ (табл. 2).

Как уже было отмечено, не менее важный принцип внедрения модуля - принцип интеграции возможностей учебной и внеучебной деятельности в процессе его апробации модуля.

Институт в своей деятельности руководствуется прежде всего законом «Об образовании в РФ», ст. 2 которого гласит, что образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Долгое время вуз работает над созданию образовательной среды, что предполагает интеграцию учебной, воспитательной деятельности и сотрудничество с образовательными организациями. Поэтому для нас важно подчеркнуть потенциал интегративного подхода в формировании профессиональных компетенций будущего учителя, освоившего основы исследовательской и проектной деятельности.

Как в 4 семестре, так и на протяжении всего образовательного процесса в вузе планомерно обеспечиваются условия для применения формируемых компетенций в практической деятельности На основе долголетнего опыта сотрудничества с различными образовательными организациями, прежде всего - со школами г. Глазова и близлежащих районов так называемого Северного образовательного куста Удмуртии.

№ Мероприятие Цель Сроки Результат

1 Включение модуля в учебный план, определение акаде- Создание условий Январь Корректировка учебного плана,

мических групп по направлению подготовки «Педагогическое образование». для взаимодействия вуза и школы приказ об участии студентов в апробации модуля

2 В рамках договора о сотрудничестве с МОУ Создание условий Январь План совместной

«Балезинская школа № 5», «СОШ № 9»: принятие для взаимодействия исследовательской деятельности

плана совместной работы; выявление учителей- вуза и школы

супервизоров; проведение курсов повышения квалифи-

кации; организация педагогической практики студентов на базе школы

3 Корректировка экспериментального курса «Классный Создание условий Февраль - Апробация курса

руководитель» с учетом модуля «Теоретические и экс- для экспериментальной март «Классный руководитель»

периментальные основы педагогической деятельности»; работы учителей

внедрение факультатива в содержание школьного курса и студентов

во время педагогической практики в школе

4 Анализ результатов экспериментальной работы Выявление эффективно- Март Результаты сотрудничества

по апробации факультатива «Классный руководитель», сти сотрудничества школ в исследовательской деятельности

подготовка методического пособия и вуза в исследовательской деятельности

5 Внутреннее тестирование студентов по результатам теоретической подготовки Контроль уровня сформированности профессиональных компетенций Апрель Результаты сформированности профессиональных компетенций

6 Повышение квалификации преподавателей на базе Знакомство Май Включение преподавателей

Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВПО «КФУ» с содержанием модуля в процесс реализации модуля

7 Разработка и внедрение элективного курса, анализ результатов и обобщение в статье Л.А. Богдановой, Формирование исследов ательских в течение учебного Публикация в сборнике материалов «IX Есиповских чтений»

О.Ю. Овченковой «Литературная жизнь исторического компетенций года

сюжета».

8 Сбор, анализ и рецензирование научных материалов для Формирование исследо- Май Всероссийская научно-практическая

научно-практической конференции вательских компетенций конференция с международным участием «IX Есиповские чтения»

9 Компьютерное тестирование студентов ГГПИ, участвующих в апробации нового модуля (МГППУ) Проверка сформирован-ности профессиональных компетенций студентов Июнь Результаты сформированности профессиональных компетенций

10 Анализ опыта подготовки классного руководителя в ГГПИ, подготовка публикации Анализ эффективности деятельности ГГПИ по подготовке классного руководителя Июнь Статья «Особенности подготовки современного учителя в контексте требований профессионального стандарта педагога»

11 Издание электронного учебного пособия Л.А. Богдановой, О.Ю. Овченковой «Классный руководитель в национальной школе» Представление результата исследовательской работы Сентябрь Электронное учебное пособие «Классный руководитель в национальной школе»

12 Анализ результатов деятельности методической площадки. Подготовка публикации Л.А. Богдановой, О.Ю. Овченковой «Деятельность методической площадки как фактор инновационной деятельности школы» Осмысление результата совместной деятельности школы и вуза Октябрь Научно-практическая конференция «Достижения науки и практики - в деятельность образовательных организаций»

13 Проведение методических семинаров с мастер-классами для учителей города и районов по проблематике сотрудничеств а выявление потребностей школ в условиях внедрения ФГОС ООО, организация взаимодействия школ с вузом Ноябрь Принятие решения о сотрудничестве, планирование совместной исследовательской деятельности

14 Конкурс проектов «Достижение» выявление уровня исследовательский компетенций Ноябрь Представление исследовательских проектов (портфолио)

15 Проведение О.Ю. Овченковой мастер-класса по теме элективного курса «Литературная жизнь исторического сюжета» на региональном семинаре в ВятГГУ представление результатов исследовательской деятельности ноябрь Размещение видеозаписи мастер-класса на сайте ВятГГУ обсуждение с преподавателями и учителями ВятГГ и ВятГГУ, распространение опыта

16 Конкурс педагогического мастерства «Педагог XXI века» Контроль уровня сформированности профессиональных компетенций Декабрь Представление результатов сформи-рованности профессиональных компетенций в виде портфолио

17 Научно-практическая конференция «За страницами школьного учебника». Участие студентов в качестве экспертов Формирование исследовательских компетенций учащихся и студентов Декабрь образовательные проекты, портфолио личных достижений

18 Проведение пробных ЕГЭ, участие студентов в качестве наблюдателей Формирование профессиональных компетенций в течение года портфолио личных достижений

Выписка из учебного плана по направлению Педагогическое образование (профили Русский язык и Литература; Иностранные языки) Экзамены Зачеты З.е. Всего Модуль: Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности (проводится в формате факультатива) Экзамены Зачеты З.е. Всего

Базовая часть Общая педагогика 4 4 144 Дисциплины базовой части предложенного модуля по своему содержанию дополняют материал дисциплины базовой части учебного плана «Общая педагогика» Базовая часть Исследовательская деятельность учителя 4 2 72

Базовая часть Экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении 4 3 108

Вариативная часть Дисциплины по выбору («Классный руководитель») 4 4 144 Дисциплины вариативной части предложенного модуля по своему содержанию дополняют материал ДПВ (модуль «Классный руководитель») вариативной части учебного плана Вариативная часть Исследовательская культура и профессиональный рост учителя 4 2 72

Вариативная часть Педагогическая диагностика 4 2 72

98

И.В. Рубанова, Л.А. Богданова, О.Ю. Овченкова

Таким образом, предложенный модуль с его идеей практической направленности обучения гармонично вошел в общую структуру вузовской подготовки будущего учителя-исследователя.

Во внеучебной работе со студентами знания, полученные при изучении дисциплины «Исследовательская деятельность учителя», применяются в ряде вузовских мероприятий, а также на методических и экспериментальных площадках школ города и районов Севера Удмуртии. Система работы представлена в табл.3.

Об эффективности внедрения модуля могут свидетельствовать следующие результаты:

¡.Результаты тестирования.

2.Портфолио студента.

Тестирование остаточных знаний студентов, участвовавших в проекте (2 курс профилей «Русский язык и Литература» и «Иностранные языки») показало следующие результаты:

- Цель тестирования: апробация инструментария оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов (Проект 102.054).

- Проект 102.054: «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования».

- Участники: 3603 студента из 38 вузов РФ

- Форма проверки: тест, сборник кейсов

- Проверяемые трудовые действия:

14 - 1.1.10. Объективная оценки знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

9 - 1.1.5. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.

9 - 1.3.3. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

Результаты оценки эффективности освоения трудовых действий проекта (модуль «Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности»)

Код трудовых действия 14 9 29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГГПИ имени В.Г.Короленко 90 83 90

По всем вузам 82 91 81

Принцип эффективности реализуется в выборе наиболее действенных способов проверки сформированности компетенций, например технология портфолио, которую студенты осваивают в процессе обучения в вузе.

Структура портфолио студента по итогам освоения модуля представлена в табл. 4.

Вместе с тем при апробации модуля выявился ряд проблем, а именно: реализация идей прикладного бакалавриата должна предполагать:

1) более тесное сотрудничество вуза с образовательными организациями, что влечет за собой необходимость организации базовых кафедр (инновационных площадок, лабораторий педагогических инноваций); определение функций учителей-супервизоров и т.д.;

2) создание фонда оценочных средств, предполагающих как промежуточный, так и итоговый контроль за результатами внедрения модуля;

3) охват всех видов деятельности студентов, интеграцию учебной и внеучебной деятельности.

Исходя из названных проблем, обозначим перспективы дальнейшей деятельности для доработки механизма сетевого взаимодействия и условий реализации программы прикладного бакалавриата:

1) разработка способов обратной связи с преподавателями вуза, обучающимися, учителями-супервизороми;

2) необходимость создания базовых кафедр, продумывание механизма их создания и функционирования;

3) создание фонда оценочных средств по выделенным компетенциям модуля;

4) разработка системы промежуточного контроля, формы фиксирования результатов (портфолио);

5) продумывание содержания модуля с включением внеучебной деятельности (воспитательные мероприятия, волонтерская деятельность студентов и работа их как наблюдателей на пробных и итоговых ЕГЭ и др.).

№ Дисциплина Формируемые Учебная Внеучебная деятельность

компетенции деятель- вуз школа Способы проверки

и трудовые ность сформированности компетенций

действия

Дисциплины базовой части

1 Исследователь- Общие Частные Теорети- Конкурс Городской СОШ Портфолио прохождения курса:

ская деятель- компе- компе- ческий и региональный № 14, 8, 11 -материалы лекций, семинаров, практику-

ность учителя тенции: тенции: курс конкурсы «Педагог г. Глазова, мов;

ППК-6 Зачет года», городской д. Карсовай, -тексты докладов, рефератов

образовательный п. Игра, Портфолио личностных достижений:

проект «Достиже- п. Балезино, - сертификаты участников и победителей;

ние», апрельская д. Качкашур, - тесты выступлений, статьи, сборники ма-

ОК-6 научная сессия п. Октябрьский териалов;

ОПК-1 студентов, НПО - результаты тестирования

ОПК-4 «Новый Феникс», Портфолио прохождения практики:

ППК-2 Общество Гёте, - совместный социальный проект;

ППК-5 СНО - подготовка студентами к олимпиадам,

ППК-7 конкурсам школьников;

ДК-1 - карта оценивания работодателями сфор-

мированности компетенций

2 Эксперименталь- ТДО-2 Теорети- Городской конкурс СОШ Портфолио прохождения курса:

ная работа в ОУ ческий проектов «За стра- № 14 -материалы лекций, семинаров, практику-

курс ницами школьного г. Глазова, мов;

Экзамен учебника», Науч- п. Игра, - рефераты;

но-практические п. Балезино, -отчет о подготовке учащихся к конкурсам;

конференции раз- д. Сергино - набор диагностических методик

личных уровней, Портфолио личностных достижений:

городской образо- -сертификаты участников и победителей

вательный проект конкурсов;

«Достижение», ап- - тексты выступлений, статьи, сборники

рельская научная материалов

сессия студентов, Портфолио прохождения практики:

НПО «Новый Фе- - карта оценивания работодателями сфор-

никс», Общество мированности компетенций

Гёте, СНО

Дисциплины вариативной части

1 Исследовательская культура профессиональный рост учителя Общие компетенции: ОК-6 ОПК-1 ОПК-4 ППК-2 ППК-5 ППК-7 ДК-1 ТДО-2 ППК-6 Теоретический курс Зачет Конкурс «Моя студенческая инициатива», «Педагог будущего», «Школа лидера» СОШ № 14 г. Глазова, д. Карсовай, п. Игра, п. Балезино, д. Качкашур, п. Октябрьский Портфолио прохождения курса: - материалы лекций, семинаров, практикумов; -тексты докладов, рефератов; -сертификаты участников и победителей конкурсов Портфолио личностных достижений: -сертификаты участников и победителей конкурсов; - тексты выступлений, статьи, сборники материалов

2 Педагогическая диагностика ОПК-3 ТДО-5 ТДО-6 ТДО-10 Теоретический курс Зачет Практики студентов, психолого-педагогический центр «Мост», школа тьюторов СОШ № 8, 9, 12 г. Глазова, п. Игра Портфолио прохождения практики: - диагностические карты учеников, класса; - материалы (тесты, опросные листы; результаты применения др. диагностических методик); - участие в консультациях по итогам диагностики под руководством классного руководителя

ФИО студента

№ ВИД РАБОТЫ Краткая характеристика Способы проверки сформированности компетенций

Портфолио прохождения практики

1 Проект «Мир через понимание» Бывает, что ребенок значительно отличается от своих сверстников: - он не справляется с тем, что легко дается другим, а его интеллектуальное и психологическое развитие не соответствует нормам. Таких детей предпочитают называть «особый ребенок». Им требуется больше времени на обучение или приобретение каких-либо навыков. К ним необходим особенный подход: надо уделять больше времени и внимания каждому ребенку, объяснять материал доступным языком, использовать дополнительные средства мотивации. В условиях признания равных прав на образование всех детей, независимо от особенностей здоровья, умение работать с «особыми детьми» - одно из важных качеств будущего учителя. В рамках X всероссийского конкурса исследовательских, практикоориенти-рованных и творческих проектов на английском языке среди вузов, проводимого в УрГПУ, нами был подготовлен проект, целью которого было проведение одного мероприятия в школе № 5 г. Глазова. Нам стало известно, что в данной школе нет уроков английского языка. Тем не менее минимальные знания иностранного языка и культуры просто необходимы для современного человека. Поэтому тематика мероприятия была посвящена культуре Великобритании, одной из наших задач стало знакомство учеников 9 класса с этой страной, ее традициями, обычаями и языковыми реалиями. После проведения классного часа и у нас, и у детей возникло желание продолжить занятия по изучению культуры этой страны, помочь ребятам, обучающимся по специальной программе, расширить их кругозор и почувствовать себя частью большого мира. Данный проект явился продолжением предыдущего. ЦЕЛЬ: Расширение кругозора, развитие творческих способностей и помощь в социализации учащихся коррекционной школы №5 г. Глазова путем организации и проведения тематических классных часов и творческих мастер-классов. ЗАДАЧИ: 1. Изучить актуальность проблемы посредством беседы с классным руководителем 9 класса. 2. Изучить психологические особенности детей с особенностями развития. 3. Обозначить темы, актуальные для классных часов. Презентация и доклад на конкурсе социально-значимых проектов «Моя инициатива в образовании» в г. Санкт-Петербург. Проведение классного часа

4. Разработать мероприятия: продумать сценарий, методику и формы работы. 5. Согласовать с классным руководителем детали мероприятия. 6. Подготовить материалы и техническое оборудование для мероприятий. 7. Провести подготовленные мероприятия. 8. Организовать рефлексию, оценить результаты. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учащиеся 9 класса коррекционной школы № 5 г. Глазова. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ: - анализ специальной литературы; - беседа; - игра; - мастер-класс. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Беседа с классным руководителем 9 класса, в ходе которой выяснилось, что ученики заинтересованы в проведении тематических классных часов. После этого разработали план и сценарий мероприятий, собрали информацию, подготовили необходимые материалы и техническое оборудование. Согласовали все детали с классным руководителем и провели два классных часа. На одном из них мы рассказали ученикам о национальном празднике Великобритании - Рождестве, а на следующем, в связи с приближением юбилея победы в Великой Отечественной войне, - о детях-героях ВОв. Также на каждом из мероприятий мы проводим с детьми небольшие мастер-классы по изготовлению различных поделок. Кроме того, нами уже разработаны тематика и план следующего мероприятия - «Женщины на войне»

2 Диагностические карты Диагностика уровня тревожности (опросник Спилбергера). Социоматрица № 1 (формальное отношение) Социоматрица № 2 (неформальное отношение) Методика оценки психологического климата в коллективе по А. Петровскому Методика аутоиденфикации акцентуации характера Э.Г. Эйдемиллера В ходе пассивной педагогической практики в 9 классе я познакомилась с различными методиками изучения личности учащегося и классного коллектива. Совместно со школьным психологом и классным руководителем мы исследовали адаптацию учащихся к основной школе: к учителям-предметникам, к увеличению школьной нагрузки, и новым дисциплинам. О результатах мы сообщили учителям и классным руководителям на педагогических советах и родителям на родительских собраниях. Предложили индивидуальные рекомендации учителям, классным руководителям и школьникам по адаптации учащихся. Психолог познакомил меня с составленными индивидуальными программами по работе над агрессивностью, застенчивостью, тревожностью; для развития коммуникативных навыков и формирования адекватной самооценки. Были проведены упражнения с учащимися. Совместно провели несколько классных часов Выступление перед родителями на родительском собрании

Портфолио личностных достижений

1 Конкурс «Моя студенческая инициатива» Результатом работы над проектом «Мир через понимание» стало участие в конкурсе «Моя студенческая инициатива». Цель и задачи его - выявление и поддержка инициатив обучающихся в исследовательской и социально значимой деятельности, развитие созидательной активности обучающихся при решении актуальных вопросов в сфере образования и социальной деятельности в пространстве вуза и г. Глазова, развитие профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся, развитие навыков исследовательской и творческой работы в составе команды на основе проектной деятельности, привлечение внимания к значимым проблемам социальной сферы, образования и воспитания молодого поколения, пропаганде позитивных жизненных ценностей и другим актуальным вопросам современного общества Диплом участника конкурса, победитель в номинации «Социально-значимый проект»

2 Конкурс «Педагог 21 века». Мастерские классного руководителя Принимала участие в проведении воспитательного мероприятия «Национальные базовые ценности. Литература и искусство», на котором я попробовала себя в качестве настоящего педагога и провела занятия с первокурсниками другого факультета. Команды рассматривали базовые ценности человека, в соответствии с чем и была выбрана тема мероприятия. Наша команда представила вниманию жюри и зрителей классный час в форме викторины «Национальные базовые ценности. Литература и искусство». В начале занятия участники получили кейсы, которые содержали текстовое и видео описание творчества русских писателей и поэтов. Задача первокурсников заключалась в том, чтобы определить, какое произведение и какой автор представлен в вопросе. Ребята успешно справились с поставленными задачами. Им удалось не только теоретически осветить вопрос, но и творчески смоделировать ситуацию Лауреат конкурса

104 И.В. Рубанова, Л.А. Богданова, О.Ю. Овченкова

2016. Т. 26, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Подводя итог, подчеркнем: перед российским образованием сегодня встает множество задач, важнейшая из которых, пожалуй, - задача повышения качества обучения и воспитания. Решать их в одиночку вузам будет затруднительно. Необходимы кардинальные перемены, модернизация образовательного процесса.

Изменение деятельности образовательных учреждений, выявление новых форм работы, позволяющих не только сохранить и укрепить традиции отечественного образования, но и увеличить его потенциал путем взаимодействия с другими участниками образовательной деятельности, - то, что обеспечит формирование образовательной сети.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений позволяет генерировать сетевые программы, работа над которыми наполнит новым смыслом привычные формы работы. Наличие общих просветительских и ценностно-ориентированных курсов активизирует творческий потенциал. Развиваются межкультурные коммуникации, обеспечивающие формирование высокого уровня профессиональных компетенций будущих учителей. В условиях сетевого взаимодействия расширяется спектр возможностей академической мобильности студентов и преподавателей, улучшается социальная ориентация, что усиливает мотивацию к профессиональному совершенствованию.

Заключение договора между ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» и ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» в январе 2015 г. открыло нашему вузу возможности более целенаправленно работать над усилением практикоориентированности подготовки будущего педагога. Педагогический коллектив убедился в том, что институт развивается в правильном направлении: на протяжении уже немалого времени ГГПИ работает над созданием образовательной среды, предполагающей интеграцию учебной, воспитательной деятельности и сотрудничество с образовательными организациями, что позволяет вузу выпускать компетентных педагогов, востребованных на рынке труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова Л.А., Овченкова О.Ю. Методическая площадка как фактор влияния на инновационную деятельность школы // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Девятые Есиповские чтения». Глазов, 2015. С. 323-333.

2. Богданова Л.А., Овченкова О.Ю. Литературная жизнь исторического сюжета // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Девятые Есиповские чтения». Глазов, 2015. С. 333-340.

3. Богданова Л.А., Овченкова О.Ю. Классный руководитель в национальной школе: эл. учеб.-методич. пособие. Глазов: ГГПИ, 2015.

4. Бреннер Д.А. Особенности подготовки современного учителя в контексте требований профессионального стандарта педагога // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей ХХ междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы педагогики и образования» / науч. ред. и сост. Н.А. Асташова. Брянск: РИО БГУ; Т.А. Шуклина, 2015. С. 141-144.

5. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2006.

6. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1. URL: http://base.garant.ru/10164235/.

Поступила в редакцию 12.01.16

I.V. Rubanova, L.A. Bogdanova, O.Yu.Ovchenkova

FROM THE EXPERIENCE OF THE UNIVERSITY NETWORKING

The article presents the experience of realizing the project "Strengthening of the practical orientation of future teachers' training in the bachelor degree programs in the framework of the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy" in the direction of preparation "Pedagogical education" (Teacher of general education) by organizing networking of educational institutions implementing programs of higher education and general education." In accordance with the Contract FSAEI VPO "The Glazov Korolenko State Pedagogical Institute" has become the pilot platform for testing new module of the basic bachelor's educational program "Education and Pedagogy" (Teacher of general education) (organization and training of students during a semester) "Theoretical and experimental bases of educational activities". The conditions and the principles of the effectiveness of its implementation in the educational process have been identified during the project realization. The content, methods of module's realization and result's evaluation were developed.

Keywords: networking, project, experimental module, conditions and principles of the effectiveness of module's implementation, technology portfolio, evaluation tools, integrative approach.

Из опыта организации сетевого взаимодействия вузов 105

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2016. Т. 26, вып. 1

Рубанова Ирина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной работе E-mail: ivladu@mail.ru

Богданова Людмила Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, декан факультета СКиФ E-mai: ldecan_skif@ggpi.org

Овченкова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, методист учебного управления E-mail: olga_off@list.ru

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко» 427620, Россия, г. Глазов, ул. Первомайская, 25

Rubanova I.V.,

Candidate of History, Associate Professor, Deputy Rector E-mail: ivladu@mail.ru

Bogdanova L.A.,

Candidate of Philology, Associate Professor E-mail: decan_skif@ggpi.org

Ovchenkova O.Yu.,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor E-mail: olga_off@list.ru

Glazov State Pedagogical Institute Pervomayskaya st., 25, Glazov, Russia, 427620

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.