Научная статья на тему 'Апробация методов активного социально-психологического обучения в условиях сетевого взаимодействия вуза и школы'

Апробация методов активного социально-психологического обучения в условиях сетевого взаимодействия вуза и школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙСОВЫЕ ТЕХНИКИ / МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРУДОВОЕ ДЕЙСТВИЕ / УЧЕБНОЕ СОБЫТИЕ / METHODS OF CASES / METHODS OF ACTIVE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / NETWORK INTERACTION / LABOR ACTION / EDUCATIONAL EVENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагивалеева Г.Р., Юсупова Е.М., Бисерова Г.К.

В статье проведён анализ апробации дисциплины «Методы активного социальнопсихологического обучения» в рамках реализации проекта Министерства образования и науки РФ «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагивалеева Г.Р., Юсупова Е.М., Бисерова Г.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approbation of methods of active social and psychological training in the conditions of network interaction of higher education institution and school

In this article is analyzed the approbation of discipline «Methods of active social and psychological training». This analysis is carried out within implementation of the project of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation «Strengthening of a practical orientation of training of future teachers in programs of a bachelor degree within the integrated group of the specialties «Education and Pedagogics» on the direction of preparation «Pedagogical education» (The teacher of the main general education). The approbation of discipline happened on the basis of the organization of network interaction of the educational organizations realizing programs of the higher education and the main general education».

Текст научной работы на тему «Апробация методов активного социально-психологического обучения в условиях сетевого взаимодействия вуза и школы»

УДК 371.01 ББК 74.202

Г.Р. Шагивалеева, Е.М. Юсупова, Г.К. Бисерова

апробация методов активного социально-психологического обучения в условиях сетевого взаимодействия вуза и школы*

В статье проведён анализ апробации дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения» в рамках реализации проекта Министерства образования и науки РФ «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования».

Ключевые слова: кейсовые техники, методы активного социально-психологического обучения, профессиональное самосознание, сетевое взаимодействие, трудовое действие, учебное событие.

G.R. Shagivaleeva, E.M. Yusupova, G.K. Biserova

approbation of methods of active social

and psychological training in the conditions of network interaction of higher education institution and school

In this article is analyzed the approbation of discipline «Methods of active social and psychological training». This analysis is carried out within implementation of the project of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation «Strengthening of a practical orientation of training of future teachers in programs of a bachelor degree within the integrated group of the specialties «Education and Pedagogics» on the direction of preparation «Pedagogical education» (The teacher of the main general education). The approbation of discipline happened on the basis of the organization of network interaction of the educational organizations realizing programs of the higher education and the main general education».

Key words: methods of cases, methods of active social and psychological training, professional consciousness, network interaction, labor action, educational event.

Реализация проекта «Усиление прак- В апробации проекта принимали уча-тической направленности подготовки стие студенты II курса факультета ино-будущих педагогов в программах бака- странных языков в количестве 40 чело-лавриата в рамках укрупненной группы век и факультета истории и юриспруден-специальностей «Образование и педаго- ции в количестве 40 человек. Одним из гика» по направлению подготовки «Пе- сетевых событий дисциплины «Методы дагогическое образование» (Учитель активного социально-психологического основного общего образования) на осно- обучения» было сетевое учебное собы-[]] ве организации сетевого взаимодействия тие «Апробация кейсовых техник в рая образовательных организаций, реализу- боте с учащимися по предмету», которое <S ющих программы высшего образования проводилось в процессе изучения темы и основного общего образования» про- «Метод анализа конкретных ситуаций

го са

о ^

а) о s

LO

ГО ш о с

г?

водится в Елабужском институте КФУ». (кейс-метод)».

го

* Работа выполнена в ходе исполнения контракта с Министерством образования и науки РФ

GL

№ 05.043.12.0016 от 23.05.14 г.

Данное учебное событие готовило студентов к применению кейсовых технологий в соответствии с целями и задачами обучения и с учетом различных возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Студенты после предварительной теоретической подготовки, учебной работы на практическом занятии отрабатывали психолого-педагогическую технологию активного обучения и развития учащихся - кейс-метод.

Кейс-задания студентами факультета иностранных языков составлялись на английском языке, и также им была дана возможность апробировать кейсо-вые задания на уроке английского языка.

Подготовка сетевого учебного события включала в себя несколько этапов.

На первом этапе студенты должны были разработать план урока по предмету с использованием кейсовых технологий. План урока должен содержать: тему урока, цель, задачи, кейсовые задания, примерные кейсовые ответы, элементы обратной связи. На втором этапе студенты должны уметь устанавливать контакт с учащимися, реализовывать план проведения урока в школе. На третьем этапе студенты должны уметь осуществлять грамотную развернутую рефлексию итогов урока.

Перед выходом в школу студенты 2-го курса факультета иностранных языков предоставили разработанный план урока с проработанными кейс-заданиями на английском языке университетскому куратору.

Допуск к проведению занятия осуществили университетский куратор и учитель-супервизор. Студенты факультета иностранных языков провели занятие в МБОУ СОШ № 10 ЕМР подгруппами по 4-5 человек. Все студенты (40 человек) получили допуск к проведению сетевого учебного события. Сетевое учебное событие проводилось в 5-7-х классах на уроке английского языка.

Цель урока была достигнута благодаря взаимодействию студентов с учащимися. В ходе проведения урока студенты поддерживали постоянный контакт с учащимися, их активность, самостоятельность, инициативность, используя похвалу, поощрение, побуждали учащих-

ся к совместному командному взаимодействию, постоянно осуществляли обратную связь, поддерживали на уроке благоприятную психологическую атмосферу.

В рефлексивном самоотчете студенты отметили: «Данное учебное событие позволило нам применить знания для решения новых задач в новой для меня ситуации»; «Очень понравилось проводить урок с использованием кейс-заданий, так как на уроке мы учились взаимодействовать с учащимися на английском языке».

Для проведения сетевого учебного события «Апробация кейсовых техник в работе с учащимися по предмету» студенты исторического факультета разработали сценарий классного часа «Культура межнациональных отношений». Классный час был проведен в 8 «а» классе МБОУ СОШ № 2 ЕМР. Присутствовавшие на занятии учитель-супервизор и завуч школы высоко оценили проведенное учебное событие и предложили повторить классный час в 8 «в» классе, где существуют реальные проблемы взаимоотношений с одноклассниками, основанные на недопонимании культурных различий.

Студентам удалось создать атмосферу принятия и понимания детьми необходимости искать «то, что нас сближает, а не то, что разделяет». В рефлексивных отчетах по этому мероприятию студенты отмечали, как важно установить особую атмосферу доброжелательности при разговоре на подобные темы. «Мне было интересно слышать мнения, отличающиеся от моего и не вступать в спор по поводу того, кто прав, кто не прав, а попытаться найти общее в наших мнениях».

Студенты других подгрупп для проведения учебного мероприятия «Апробация кейсовых техник в работе с учащимися по предмету» выбрали тему «Молодежная субкультура - важный этап взросления». Эта тема была хорошо проработана студентами во время аудиторного практикума. Ими были написаны эссе по теме «Подростковая субкультура: мода или реальность», подготовлены кейс-материалы по истории и специфике субкультур хиппи, панков, эмо, готов. Студенты обосновали свой выбор тем, что данная тема актуальна и для них самих как бывших подростков, принимавших участие в некоторых субкультурных

X

ф

т >

ю о

° о °>5 О Ф

и

¡1

¡£ со ГО

со о

о

Ч со О ф

2 о К X ^ к л го со Ю о о с; О." с ^

< СО

движениях. Некоторые студенты были заинтересованы этой темой с профессионально исторической точки зрения.

Также другая группа студентов выбрала для проведения этой темы форму дебатов. Они провели дебаты в квазиусловиях в студенческой аудитории, сделали глубокий анализ потенциала этой формы для исследования социальных явлений на уроках обществоведения в школе. Поэтому им было интересно, как пройдет обсуждение темы молодежных субкультур в форме дебатов в школе. Учебное событие было проведено в 7«б» классе СОШ № 2 ЕМ РТ. Ученики с большим энтузиазмом просмотрели презентацию о субкультурах. Затем студенты организовали утверждающую и отрицающую команды, определили функции спикеров и судей и четко обозначили регламент. Все ученики с интересом включились в обсуждение. Студенты хорошо взаимодействовали с учениками, вовремя направляли ход дебатов, вводили дисциплинарные замечания, останавливали неконструктивные действия и реплики.

Студенты в рефлексивных отчетах отметили: «Я убедилась, что форма дебатов -один из лучших вариантов организации дискуссии. Когда правила регламента спора хорошо осознаются детьми, можно провести действительно конструктивное обсуждение важных проблем и заодно «выпустить пар», «Мне понравилось в дебатах следование алгоритму. Введение функций судей позволяет ребятам самим контролировать ход спора, не выходя в открытое столкновение и обвинения», «Очень эмоциональная и адекватная для подростков форма прояснить мнения и позиции».

Данное учебное событие позволило студентам продемонстрировать элементы трудового действия, которые заключаются в способности организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности.

Результаты освоения элементов трудового действия по учебному событию представлены в таблице 1.

Табл. 1. Уровни освоения умения организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся,

развивать их творческие способности

Факультет Количество студентов Продвинутый уровень «5» Базовый уровень «4» Начальный уровень «3» Уровень не сформирован «2»

Иностранных языков 40 25 12 3 0

Истории и юриспруденции 40 21 15 4 0

По итогам сетевого события продвинутый уровень освоения трудового действия был выявлен у 25 студентов факультета иностранных языков и у 21 студента факультета истории и юриспруденции. План урока по предмету соответствовал цели и задачам содержания урока; было наличие всех требуемых составляющих в разрабатываемом плане урока (тема урока, цель, задачи, кейсовые задания, примерные кейсовые ответы, элементы обратной связи (рефлексия). Студенты к проведению занятия подошли творчески, поддерживали активность и самостоятельность учеников. В своей работе применили навыки организации команд-

ного взаимодействия с учащимися, поддерживали на уроке благоприятную психологическую атмосферу.

12 студентов факультета иностранных языков и 15 студентов факультета истории и юриспруденции имеют базовый уровень освоения трудового действия. Проведенное ими учебное событие отвечало всем дескрипторам трудового действия продвинутого уровня, но к организации командного взаимодействия с учащимися они подошли формально, не проявили инициативы, передав ее более активным однокурсникам.

Трудовое действие сформировано на начальном уровне у 3 студентов факульте-

та иностранных языков и 4 студентов факультета истории и юриспруденции. Это те студенты, у которых цели и задачи не соответствовали содержанию урока; требуемые составляющие в разрабатываемом плане урока были не содержательны. Студенты отнеслись формально к организации командного взаимодействия; отсутствовал творческий подход в проведении занятия, избирательно осуществлялась поддержка активности, самостоятельности, инициативности учеников. Студенты испытывали затруднения при организации командного взаимодействия с учащимися, надеясь на помощь педагога.

Студентов, у которых цели и задачи не соответствуют содержанию урока, отсутствовал полный перечень требуемых составляющих в разрабатываемом плане урока (тема урока, цель, задачи, кейсовые задания, примерные кейсо-вые ответы, элементы обратной связи (рефлексия); осуществлялся формальный подход при организации команд-

ного взаимодействия; отсутствовал творческий подход в проведении занятия, выявлено не было. То есть не было студентов, у которых уровень не сформирован.

В рамках дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения» были также апробированы следующие учебные события: «Деловая игра на тему «Профессиональная ориентация» (для учащихся среднего звена)», «Урок с использованием ролевой игры», а также учебное событие «Тре-нинговое занятие на развитие коммуникативности». Учебные события проходили в условиях сетевого взаимодействия вуза и школы. Учебные события, реализуемые в условиях сетевого взаимодействия, мотивируют студентов на осознанное приобретение психолого-педагогических знаний, осуществление первых профессиональных проб, что способствует формированию профессионального самосознания [3].

Библиографический список

1. Гайфуллина, Н.Г. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов в рамках усвоения дисциплины «Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся» [Электронный ресурс] / Н.Г. Гайфуллина, Н.И. Исмаилова, Г.М. Льдокова, О.А. Макарова, А.Ю. Мухарлямова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/123-17857 (дата обращения: 17.03.2015).

2. Марголис, А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных

программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стан-

дартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Текст] / А.А. Марголис / / Психологическая наука и образование. - 2014. - № 3. -С. 105-126.

3. Пьянова, Е.Н. Формирование профессионального сознания будущих учителей на основе организации сетевого взаимодействия вуза и школы [Текст] / Е.Н. Пьянова / / Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: материалы Всероссийской науч.-практич. конференции / под науч. ред. Г.М. Льдоковой. - Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. - С. 125-127.

4. Ямбург, Е.А. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации (практико-ориентированная монография) [Текст] / Е.А. Ямбург, С.Д. Забрамная. - М.: Бослен, 2013. - 256 с.

5. Концепция поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров // Сайт педагога-исследователя. - Режим доступа: http://si-sv.com/news/2014-01-12-166 (дата обращения: 25.02.2015). Источник: http://si-sv.com/news/2014-01-12-166

6. Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.regulation.gov.ru

References

1. Gayfullina N.G. Focused on practice training of future teachers within assimilation of the discipline "Age and specific features ofpupils'development". Sovremennye ршЫету nauki i obrazovaniya, 2015. Available at: http:// www .science-education.ru/123-17857. [in Russian].

о

О Ф

h

s 3 £ *

s i

ro 5

h 8 £ О Ф

г

ii to ГО Œ CQ О

О

О

4 m

о ф

5 о CK X s к JS ГО m Ю о о ^ Q.U с ^

< CQ

2. Margolis A.A. Requirements to modernization of the main professional educational programs (MPEP) of preparation of pedagogical staff according to the teacher's professional standard: offers to realization of activity approach in pedagogical staff training. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2014. P. 105-126. [in Russian].

3. Pyanova E.N. Formation of professional consciousness of future teachers on the basis of the organization of network interaction of higher education institution and school. Elabuga. Izdatelstvo EI KFU, 2015. P. 125-127. [in Russian].

4. Yamburg E.A. Management of an escort service of children in the conditions of the educational organization. M.: Boslen, 2013. P. 256. [in Russian].

5. The concept of the pedagogical education development support. Available at: http://si-sv .com/news/2014-01-12-166. [in Russian].

6. The professional standard of the teacher approved by the order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation as of October "18", 2013. Available at: www.regulation.gov.ru. [in Russian].

Сведения об авторах: Шагивалеева Гузалия Расиховна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Казанский федеральный университет, г. Елабуга. Ктай: guzel-shagivalee@mail.ru

Юсупова Елена Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии, Казанский федеральный университет, г. Елабуга. Ктай: elena.yusupova2015@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бисерова Галия Камильевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии, Казанский федеральный университет, г. Елабуга.

Ктай: galija62@gmail.com

Information about the authors: Shagivaleeva Guzalia Rasikhovna,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, The Department of Psychology, Kazan Federal University, Elabuga. E-mail: guzel-shagivalee@mail.ru

Yusupova Elena Michailovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, The Department of Psychology, Kazan Federal University, Elabuga. E-mail: elena.yusupova2015@yandex.ru

Biserova Galia Kamilyevna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, The Department of Psychology, Kazan Federal University, Elabuga. E-mail: galija62@gmail.com

УДК 371:6 ББК 74.00:30н6

Ю.Е. Ситников, А.Н. Савчук

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ | БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

± ОРГАНИЗАЦИЙ

<

со Обеспечением безопасности жизни и здоровья детей в образовательных организациях, как

| объектах с особым статусом охраны, по мнению ряда исследователей, должны заниматься под-

^ готовленные специалисты, имеющие педагогическое образование. В данном контексте квали-

Ч фикация «Педагог по безопасности жизнедеятельности и физической культуре» с точки зрения

2 безопасности, будет наиболее полно соответствовать рассматриваемому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.