Научная статья на тему 'Особенности реализации модуля «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий» в условиях сетевого взаимодействия'

Особенности реализации модуля «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий» в условиях сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный модуль / сетевое взаимодействие / подготовка учителя физики / системнодеятельностный подход / формы обучения / электронный образовательный ресурс / training module / networking / training of teachers of Physics / system-activity approach forms of education / electronic educational resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Альфира Мазитовна, Шигапова Эльвера Дамировна, Матвейчева Ольга Анатольевна, Фишман Александр Израилович

Данная статья знакомит с формами и методами организации учебной деятельности студентов применяемыми при изучении учебного модуля «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий», разработанного в рамках образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Физико-математическое образование, физика), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия. Раскрываются основные технологии подготовки студентов – будущих учителей физики к профессиональной деятельности, способных к творческому осмыслению, анализу и применению современных педагогических и информационных технологий, владеющих методикой решения экспериментальных физических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедова Альфира Мазитовна, Шигапова Эльвера Дамировна, Матвейчева Ольга Анатольевна, Фишман Александр Израилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE MODULE "PHYSICS TEACHING DESIGNING USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES" IN TERMS OF NETWORKING

This article introduces the forms and methods of learning activities of students applied to the study of a training module "Physics teaching designing using information and communication technologies" developed in the framework of the educational program for undergraduate aggregated groups of professions "Education and Pedagogy" (the direction of training – Physico-Mathematical education, Physics), involving academic mobility of students in terms of networking. Basic technologies of preparation of students future teachers of Physics for their professional activities, capable of creative thinking, analysis and application of modern pedagogical and information technologies, possessing experimental technique of solving physical problems are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации модуля «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий» в условиях сетевого взаимодействия»

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А.М. Ахмедова, Э.Д. Шигапова, О.А. Матвейчева, А.И. Фишман1

1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0013 от 23 мая 2014г.

Аннотация: Данная статья знакомит с формами и методами организации учебной деятельности студентов применяемыми при изучении учебного модуля «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий», разработанного в рамках образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки -Физико-математическое образование, физика), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия. Раскрываются основные технологии подготовки студентов - будущих учителей физики к профессиональной деятельности, способных к творческому осмыслению, анализу и применению современных педагогических и информационных технологий, владеющих методикой решения экспериментальных физических задач.

Ключевые слова: учебный модуль, сетевое взаимодействие, подготовка учителя физики, системно -деятельностный подход, формы обучения, электронный образовательный ресурс

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE MODULE

"PHYSICS TEACHING DESIGNING USING INFORMATION

AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES"

IN TERMS OF NETWORKING

A.M. Ahmedova, Е-D. Shigapova, O.A. Matvejcheva, A.I. Fishman

Abstract: This article introduces the forms and methods of learning activities of students applied to the study of a training module "Physics teaching designing using information and communication technologies" developed in the framework of the educational program for undergraduate aggregated groups of professions "Education and Pedagogy" (the direction of training - Physico-Mathematical education, Physics), involving academic mobility of students in terms of networking. Basic technologies of preparation of students - future teachers of Physics for their professional activities, capable of creative thinking, analysis and application of modern pedagogical and information technologies, possessing experimental technique of solving physical problems are revealed.

Keywords: training module, networking, training of teachers of Physics, system-activity approach forms of education , electronic educational resources

В рамках перехода к новым образовательным стандартам, большое внимание уделяется созданию условий для повышения качества российского образования, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной школы, её готовность к решению новых социальных задач. В связи с этим особую актуальность приобретает задача подготовки учителей, обеспечивающих внедрение инновационных форм учебновоспитательного процесса, основанного на системно-деятельностном подходе.

Подготовка специалиста, способного работать в условиях ФГОС, невозможна на основе репродуктивных методов обучения. Потенциальный учитель физики должен не только знать, но и иметь определённый опыт владения технологиями практико-ориентированного обучения. Сетевое взаимодействие дает студенту возможность построения собственной образовательной траектории, таким образом, что он из пассивного превращается в активного участника образовательного процесса. В связи с этим, задачей ВУЗа становится предоставление студенту максимально широкого спектра образовательных модулей отвечающих его внутренним потребностям и ожиданиям заказчика.

В рамках государственного контракта «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - физико-математическое образование, физика), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия» нами был разработан модуль «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий».

Целью учебного модуля является подготовка студентов к профессиональной деятельности преподавателя физики, способного к творческому осмыслению, анализу и применению современных педагогических и информационных технологий, овладение методикой решения экспериментальных физических задач.

Для реализации задач модуля нами был выбран электронный образовательный ресурс (ЭОР) «Физические эксперименты» авторов Фишман А.И., Скворцов А.И., Даминов Р.В. [6], как прошедший всестороннюю экспертизу, имеющий гриф министерства образования РФ, включенный в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов и находящийся в свободном доступе. Следует отметить, что данным образовательным ресурсом, начиная с 2009 года, обеспечены все школы Республики Татарстан.

Основное предназначение данного модуля состоит не столько в том, чтобы познакомить студентов с различными ЭОР, представленными на рынке, и научить их выбирать продукт наиболее эффективный (хотя этому вопросу отводится время в первой дисциплине модуля), а в формировании новой образовательной платформы по физике.

Освоение модуля начинается с дисциплины «Информационные технологии в инновационной педагогической деятельности», которая подготавливает студентов к изучению дисциплин «Проектирование учебной работы с использованием видеозадач» и «Мультимедийный телеметрический практикум по физике», изучающихся параллельно.

Лекционные часы модуля сведены к минимуму и содержат реперные точки, по которым студент может ориентироваться во всем модуле, определяя основные направления своей образовательной деятельности. Лекционные занятия организуются с применением активных технологий (лекция-беседа, проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с разбором конкретных ситуаций и т.д.), способствующих повышению интереса к дисциплинам модуля.

При изучении дисциплин модуля «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий» вопросы, рассматриваемые на практических занятиях, содействуют становлению профессиональной компетентности студентов в области использования ЭОР на уроках физики. Использование ЭОР в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом [1]. Студенты учатся анализировать применяемые в обучении ЭОР с точки зрения необходимости их использования, научной и методической содержательности.

Отличительная особенность нашего модуля - применение одного конкретного продукта и приобретение опыта проектирования учебной деятельности на его основе с использованием активных и интерактивных форм организации обучения. Студенты вовлечены в учебную

деятельность, организованную в таких формах как: работа в малых группах переменного состава, практическое занятие в форме дебатов, ролевые игры, решение и создание ситуации для проведения занятия с применением кейс-метода, проектная деятельность, самостоятельная работа в дистанционном режиме в условиях сетевого взаимодействия. Им предлагается занятие по решению «кейсов», в заданиях к которым используются видеозадачи. Предполагается, что в результате обучения студенты смогут создать собственные, авторские «кейсы» с использованием этого ресурса, как для описания проблемы, так и для ее решения [5]. Проведение занятия по решению задач в форме «дебатов» способствует формированию критического мышления обучаемых, развитию ответственности и независимости личности, что является необходимым условием эффективной педагогической деятельности в условиях современного общества. Учебная ролевая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности учителя. Возможные сценарии подобных занятий: «Урок», где студенты могут играть роли «Завуч», «Учитель», «Ученик»; «Предметная комиссия по проверке решения заданий части «С» ЕГЭ», роли «Разработчик критериев», «Эксперт», «Ученик». Выполнение своей роли в игре создает условия комплексного использования студентами имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности.

В результате участия в практических занятиях, проводимых с применением вышеупомянутых технологий, студенты получают возможность обмена ранее приобретенным опытом друг с другом, обогащая свой личный профессиональный опыт, необходимый для моделирования собственной педагогической системы. При применении разнообразных форм учебной деятельности в освоении дисциплин модуля у студентов постепенно прорисовывается содержание будущей специальности, что позволяет эффективно осуществлять общее и профессиональное развитие будущих выпускников - учителей физики. Проектирование, организация и осуществление этих форм деятельности предполагает учет требований не только со стороны физики, как науки, но и со стороны профессиональной деятельности, включая социальное нормирование активности обучаемых [4]. Все это мотивирует познавательную деятельность обучаемого, учебная информация и сам процесс учения приобретают личностный смысл, информация превращается в личное знание [2]. Единицей деятельности студента становятся поступки, через которые он осваивает свою будущую профессию как часть культуры, осмысливает свое отношение к миссии педагога в современном обществе.

Решая на практических занятиях различными методами и приемами видеозадачи и выполняя лабораторные работы мультимедийного практикума, у студентов формируются навыки:

- критического мышления, что представляет собой, по мнению М.В. Кларина, рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять [3], необходимого для формулирования, определения, обоснования и анализа обсуждаемых мыслей и идей;

- коммуникативной культуры, в частности навыки публичного выступления, ведения полемики, умение формировать и отстаивать свою позицию, навыки слушания и ведения записей;

- социальные и организационные навыки: работы в команде, ведения диалога,

толерантности, разрешения конфликтов, уверенность в себе, лидерские качества.

Таким образом, в ходе изучения модуля «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий» у студента формируются устойчивые умения и навыки проектирования педагогической деятельности, в частности:

- подготовки и проведения уроков с использованием ЭОР в условиях реализации системнодеятельностного подхода в обучении физике;

- организации внеурочной деятельности исследовательского характера;

- организации эффективной подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Овладение этими теоретическими знаниями и практическими навыками, полученными при изучении модуля, необходимо студентам для успешного прохождения педагогической практики, а также в дальнейшей самостоятельной работе по профилю. Результатом освоения разработанного нами модуля должен стать выпускник - педагог, соответствующий требованиям профессионального стандарта «Педагог» и ожиданиям социального заказчика.

Литература:

1. Ахмедова А.М. Использование современных электронных средств обучения в учебном процессе/ А.М. Ахмедова // Science Time. - Казань, 2015. - №1 (13). - С 36-39.

2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. / А.А. Вербицкий - М: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие к спецкурсу для высш. пед. учеб. заведений, ин-тов усовершенствования учителей, повышения квалификации работников образов. / М. В. Кларин. - М: Арена, 1994. - 222 с.

4. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч.2. / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина.- Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2004. -232с.

5. Матвейчева О.А. Кейс-метод и современный урок физики. /Практика и тенденции социального партнерства в системе школа-СПО-вуз: материалы VI Республиканской научно-методической конференции: в 2 ч. Ч.2. - Казань: изд-во КНИТУ, 2013.с.492.

6. Фишман А.И. Видеозадачник по физике [Электронный ресурс]. В 2-х ч. Ч.1, 2: Обучающие программы нового поколения / А.И. Фишман, И.А. Скворцов, Р.В. Даминов. NMG, Москва, 2005. URL: http://www.db.inforeg.ru/Inet/GetEzineByID/271031

References:

1. Ahmedova A.M. Ispol'zovanie sovremennyh jelektronnyh sredstv obuchenija v uchebnom processe/ A.M. Ahmedova // Science Time. - Kazan', 2015. - №1 (13). - S 36-39.

2. Verbickij A.A. Kompetentnostnyj podhod i teorija kontekstnogo obuchenija. / A.A. Verbickij - M: IC PKPS, 2004. - 84 s.

3. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obuchenija v zarubezhnyh pedagogicheskih poiskah: Posobie k speckursu dlja vyssh. ped. ucheb. zavedenij, in-tov usovershenstvovanija uchitelej, povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazov. / M. V. Klarin. - M: Arena, 1994. - 222 s.

4. Lavrent'ev G.V. Innovacionnye obuchajushhie tehnologii v professional'noj podgo-tovke specialistov. Ch.2. / G.V. Lavrent'ev, N.B. Lavrent'eva, N.A. Neudahina.- Barnaul: izd-vo Alt. un-ta, 2004. 232s.

5. Matvejcheva O.A. Kejs-metod i sovremennyj urok fiziki. /Praktika i tendencii so-cial'nogo partnerstva v sisteme shkola-SPO-vuz: materialy VI Respublikanskoj nauchno-metodicheskoj konferencii: v 2 ch. Ch.2. - Kazan': izd-vo KNITU, 2013.s.492.

6. Fishman A.I. Videozadachnik po fizike [Jelektronnyj resurs]. V 2-h ch. Ch.1, 2: Obu-chajushhie programmy novogo pokolenija / A.I. Fishman, I.A. Skvorcov, R.V. Daminov. NMG, Moskva, 2005. URL: http://www.db.inforeg.ru/Inet/ GetEzineByID/271031

Сведения об авторах:

Ахмедова Альфира Мазитовна (Казань), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения физике и информатике, Институт физики, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Шигапова Эльвера Дамировна (Казань), старший преподаватель, кафедра теории и методики обучения физике и информатике, Институт физики, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Матвейчева Ольга Анатольевна (Казань), учитель физики, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани,

Фишман Александр Израилович (Казань), доктор физико-математических наук, профессор, кафедра общей физики, Институт физики, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Information on authors:

Ahmedova A.M. (Kazan), candidate of pedagogical sciences, associate professor, Kazan (Volga region) federal university

Shigapova F.D. (Kazan), senior lecturer, Kazan (Volga region) federal university

Matvejcheva O.A. (Kazan), teacher of physics, municipal autonomous educational institution "secondary school №39 with english-intensive curriculum" of Vakhitovsky district of Kazan

Fishman A.I. (Kazan) doctor of physical and mathematical sciences, professor, Kazan (Volga region) federal university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.