Научная статья на тему 'Роль сетевого взаимодействия в профессиональной подготовке учителя биологии к организации исследовательской деятельности школьников'

Роль сетевого взаимодействия в профессиональной подготовке учителя биологии к организации исследовательской деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева О.А.

В статье рассмотрена актуальная на сегодняшний день проблема повышения качества подготовки учителя биологии к организации исследовательской деятельности школьников, развитие у обучающихся исследовательских компетенций в условиях сетевого взаимодействия. Обоснована эффективность и значимость социального партнёрства, связанного с созданием единого образовательного пространства, в современных образовательных условиях. Представлен успешный опыт взаимодействия «школа вуз» на примере сотрудничества НГПУ им. Козьмы Минина и образовательных школ г. Нижнего Новгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль сетевого взаимодействия в профессиональной подготовке учителя биологии к организации исследовательской деятельности школьников»

разрешать сложившуюся ситуацию в рамках правового поля - путем обращения с жалобой в контрольные органы (Прокуратура РФ, МВД РФ, и так далее);

6. если в отношении Вас происходило вымогательство взятки - то есть должностное лицо коммеческой или государственной организации угрожало совершить в отношении вас незаконные действия и вы были вынуждены совершить дачу взятки, то после этого незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы. Не стоит опасаться того, что вас привлекут к уголовной ответственности, так как в силу положений уголовного закона лицо, в отношении которого имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица освобождается от уголовной ответственности ( Примечание к ст. 291 УК РФ [4]).

Далее школьникам было задано еще несколько вопросов:

1. Считаете ли Вы, что данная лекция была полезна, узнали ли Вы что-то новое для себя?

Все опрошенные учащиеся сочли, что проведенная беседа была интересна, полезна и

познавательна.

2. Хотели бы Вы, чтобы такие ле/ааш продолжались курсом и освещали другие аспекты уголовного права?

И снова все респонденты единогласно подтвердили, что хотели бы продолжать посещать такие беседы, так как в ходе лекций приобретаются специальные знания. Здесь также можно отметить еще один положительный аспект - 27 из 40 присутствующих на данной беседе принимали участие в первой нашей дискуссии об употреблении алкоголя, наркотических и психотропных средств и снова с удовольствием поучаствовали во второй нашей лекции по правовому просвещению школьников.

В данной работе мы хотели бы подтвердить сложившиеся уже выводы: нужно вводить блоком правовое просвещение школьников об уголовной и административной ответственности - тот базовый набор, которым должен обладать каждый гражданин. Для бесед нужно приглашать юристов, которые действительно обладают специальными знаниями, которыми он сможет поделиться со школьниками.

Как показывает наш опыт в проведении подобных бесед на определенные правовые темы, увлеченность учащихся все больше растет, в добровольном порядке школьники приходят на них вновь и вновь, а также привлекают своих друзей. То есть у несовершеннолетних есть интерес в специальных правовых знаниях, которые помогут сформировать в них полноценных членов гражданского общества.

Список литературы:

¡.Зорькин, В.Д. С чиновников снимут порчу [Текст] / В.Д. Зорькин // Российская газета. - 2018. -№3418.

2. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы [Текст]: указ Президента РФ от 1.04.2016 №147 // Собрание законодательства РФ. - 04.04.2016. - № 14. - ст. 1985.

3. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ - состояние преступности (дата обращения: 20.08.2018) URL: https://xn-b 1 aew.xn-p 1 ai/reports/item/13802869/

4. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954.

УДК 378

РОЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

Загщева O.A., 2018

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, мунгщипальное автономное обгцеобразовательное учреждение «Средняя школа №151 с углублённым изучением отдельных предметов», преподаватель кафедры биологии, химии и биолого-химического

образования, учитель биологии, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье рассмотрена актуальная на сегодняшний день проблема повышения качества подготовки учителя биологии к организации исследовательской деятельности школьников, развитие у обучающихся исследовательских компетенций в условиях сетевого взаимодействия. Обоснована эффективность и значимость социального партнёрства, связанного с созданием единого образовательного пространства, в современных образовательных условиях. Представлен успешный опыт взаимодействия «школа - вуз» на примере сотрудничества НГПУ им. Козьмы Минина и образовательных школ г. Нижнего Новгорода.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, сетевое взаимодействие, исследовательские компетенции, профессиональная подготовка студентов.

THE ROLE OF NETWORK INTERACTION IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF A TEACHER OF BIOLOGY TO THE ORGANIZATION OF SCHOOLCHILDREN'S RESEARCH

ACTIVITIES

Zaitseva O., 2018

Nizhny Novgorod state pedagogical University named after Kozma Minin, municipal Autonomous educational institution "Secondary school № 151 with in-depth study of individual subjects", teacher of the Department of biology, chemistry and biological and chemical education, teacher of biology, Nizhny

Novgorod

Annotation. In the article the actual for today problem of improving the quality of teacher training in biology to the organization of research activity of schoolchildren, development of students' research competences in the conditions of network interaction is considered. The effectiveness and significance of the social partnership, connected with the creation of a single educational space, in modern educational conditions is substantiated. A successful experience of interaction "school - university" is presented on the example of cooperation of the NGPU them. Kozma Minin and the educational schools of Nizhny Novgorod.

Keywords: research activity, network interaction, research competence, professional training of students.

На сегодняшний день, в условиях кризиса современной системы образования [1, 3, 7] особенно актуальным в сфере педагогической теории и практики становится поиск решения «проблемы развития у школьников исследовательской компетентности» [10]. Активная учебно-исследовательская деятельность школьника, осуществляемая в условиях ФГОС ООО, является залогом формирования у обучающихся творческого потенциала, развитию поискового мышления, успешного профессионального самоопределения и социализации личности обучающегося, интеграции в мировое научно-профессиональное сообщество [12]. Развитие исследовательских компетентностей обучающихся связано с выполнением творческо-исследовательских задач, предполагающим постановку проблемы, изучение посвященной данной проблематике теории, выбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, познавательную рефлексию.

В условиях современной системы школьного образования существующая подготовка обучающихся в аспектах исследовательской деятельности не отвечает требованиям, заданным новыми стандартами [8, 9, 11], что требует поиска эффективных форм организации учебного процесса, обеспечивающих формирование исследовательских качеств школьников, а также глубокой проработки проблемы на теоретико-методологическом и методическом уровнях.

В нашем исследовании раскрытие средовых идей связано с созданием единого научно-образовательного пространства, объединяющего различные образовательные организации и учреждения науки, педагогических работников вузов и школ, исследовательских институтов, обучающихся и студентов. В свете этой тенденции особенно актуальным становится сетевое взаимодействие вузов и школ, повышающее качество образования и конкурентноспособность образовательных организаций [3, 4, 5, 6], имеющее большое распространение в практике зарубежных стран [13, 14, 15]. Это послужило основанием для обращения к проблеме повышения качества подготовки учителя биологии - организатора исследовательской деятельности школьников и

развития исследовательской компетенции обучающихся в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций и научных структур России и Нижегородской области.

В рамках нашего исследования был проведён анализ и обзор философской, психологической, педагогической литературы. Были проанализированы работы Л. Когана, А.Г. Маслоу, В.В. Розанова, Л.С. Рубинштейн, В.А.Петровского, Т.В. Самодуровой, В. Энгельгардта и К. Эберга, доказывающие неразрывную связь исследовательской деятельности с творчеством и определяющие внутренние источники исследования. Интеграции возможностей высшей и средней школы в развитии интеллектуального творчества школьников рассмотрены в работах В. С. Капустина, И. А. Коваленко, М.Ю. Кожухова, Я.В. Кривенко, В.Н. Литовченко, А.А. Ушаковой, Е.В. Феськовой. Были проанализированы проблемы сетевого взаимодействия образовательных организаций в работах Е. М. Дорожкина, Н.Н. Давыдовой, Е.В. Коротаевой, Г.Н. Прозументовой, Е.С. Чижиковой. Проведенный анализ позволил выявить многоплановость рассмотрения исследуемой проблемы и в то же время показал, что в работах, посвященных сетевому взаимодействию образовательных организаций, делается больший акцент только на организационную, а не на методологическую составляющую процесса.

В ходе проводимого нами исследования была организована работа экспериментальных площадок на базе школ №129, 151, 173 г. Н. Новгорода по направлению развития научно-исследовательской деятельности в условиях сетевого взаимодействия «школа - вуз». Организация научно - исследовательского проектирования направлена на развитие ключевых исследовательских компетенций у студентов и обучающихся. В ходе совместной деятельности студентов, преподавателей вуза, школьных учителей и обучающихся были выполнены научно-исследовательские проекты по популяционной морфологии, генетике, биоиндикации. В рамках сетевого сотрудничества проведены городские мастер-классы, организованные студентами и учителями («Методология организации научно-исследовательского проектного формата учебного процесса по биологии в школе», «Основные требования к оформлению научно-исследовательских работ школьников», «Современные тенденции в проектировании учебного процесса», «Моделирование уроков-проектов по биологии»), подготовлено совместное учебно-методическое пособие [2]. В формате эксперимента выстроены «каналы сетевого взаимодействия»: НГПУ им. К. Минина - Балтийский федеральный университет им. Канта - МАОУ СШ №151. В процессе сетевого взаимодействия студентами 4-5 курса профиля «Биология и Химия» выполнялись проекты по учебным, научно-исследовательским и социальным направлениям (таблица 1).

Таблица 1. Проектно-исследовательская деятельность студентов 4-5 курса профиля подготовки «Биология и химия» НГПУ им. К. Минина, осуществляемая в рамках сетевого взаимодействия со школами г. Нижнего Новгорода

№ Тип проекта Темы проектов Результат

1 Предметный 1.Модернизация Зоологического музея НГПУ им. К. Минина. 2. Система студенческого наставничества при организации научно-исследовательских работ школьников по популяционной морфологии и генетике и химии высокомолекулярных соединений. 3.Естественнонаучая школа в НГПУ им. К. Минина. 4. Студенческий клуб «БИОС». Мотивация на исследовательскую деятельность. Развитие у студентов-бакалавров умений организации исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности.

2 Научно-исследовательский 1.Исследование мотивации школьников к творческо-поисковой деятельности при изучении естественных наук. Развитие комплекса умений экспериментального и творческо-поискового

2. Развитие познавательной мотивации обучающихся на уроках биологии в процессе научно-исследовательского проектирования. 3. Организации работы научных обществ учащихся: инновационные подходы. характера у студентов-бакалавров и школьников.

3 Социальный 1. «Студенческая среда» - проект профориентационной направленности. 2. Дизайн образовательной среды в кабинете биологии. 3. «Эко - логика» - выставка социально - ориентированных творческих фотопроектов школьников на базе НГПУ им. К. Минина Развитие творческого мышления студентов и школьников, активизация познавательного интереса, профессиональное самоопределение обучающихся.

Для выявления уровня готовности студентов к организации исследовательской деятельности обучающихся в ходе констатирующего эксперимента до участия в сетевом взаимодействии были обследованы 56 студентов 4-5 курса. В ходе тестирования, выявляющего отношение к научно-исследовательской деятельности в школе, необходимых знаний (особенностей исследовательской деятельности, логики и методов научно-педагогического исследования, опытно-экспериментальной работы педагога, структуры описания исследования, технологии составления программы эксперимента), умений и навыков (исследовательской и опытно-экспериментальной работы, анализа психолого-педагогической литературы по проблеме, организации экспериментальной работы обучающихся и обобщения педагогического опыта работы) было выявлено, что 96% студентов проявляют активно-положительное отношение к научно-исследовательской деятельности в школе, 4% -низкий уровень восприятия необходимости исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагога; 46% студентов имеют высокий уровень знаний методики проведения и оформления эксперимента, 31% -средний и 23% -низкий; 38% студентов имеют высокий, 23% -средний и 39%- - низкий. Эти данные позволяют сделать вывод о недостаточном уровне теоретической и практической подготовки, полученной в ходе традиционной лекционно-семинарской системы обучения с сочетанием классической педагогической практики, для эффективной организации исследовательской деятельности школьников. Проведённое контрольное исследование, организованное по окончании формирующего эксперимента, показало положительные результаты: 100% студентов проявили активно-положительное отношение к научно-исследовательской деятельности в школе, 92% студентов показали высокий и средний уровень знаний методики проведения и оформления эксперимента, 93% - высокий и средний уровень развития исследовательских умений и навыков организации исследовательской деятельности обучающихся.

Таким образом, сетевое взаимодействие, активно внедряющееся в практику образовательных организаций, способно решать не только проблемы профориентационной подготовки, преодоления дефицита школ в информационно-методических ресурсах, материально-технической базе, но и формирования у школьников и студентов исследовательских компетенций. В рамках сетевого взаимодействия возможна реализация принципиально нового подхода к организации педагогических практик студентов, внедрение инновационных разработок, что способствует совершенствованию профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, наиболее эффективному развитию творческо-исследовательского мышления школьников.

Список литературы:

1. Буданов, В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - с. 6-209.

2. Давыдова Ю.Ю., Трушкова М.А., Зайцева O.A., Научно-исследовательский проект по дисциплине «Генетика»: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. -64с.

3. Давыдова, H.H., Федоров, В.А. Самоорганизационное управление ОУ в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию и разработке // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина, 2011. - № 5.

4. Дёмин, В.В., Суханова, Е.А. Сетевое взаимодействие исследовательского университета и системы общего образования: опыт и перспективы // Информатика и образование, 2015.-№6. - С. 4.

5. Дорожкин, Е.М., Давыдова H.H. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия.// Высшее образование в России, 2013. - №11.

6. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012,- М.: Проспект,

2013,- 160с.

7. Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 122.

8. Нестерова, Е.А. Методика формирования исследовательской компетентности учащихся 8 класса средствами школьного геоэкологического краеведения: дисс....канд пед наук/ Нестерова Е.А. - Нижний Новгород, 2011. -160с.

9. Прозументова, Г.Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. lib.tsu.ru/mminfo/000063105/358/image/358-182.pdf (дата обращения: 28.11.2017).

10. Федотова, H.A. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: дисс... .канд пед наук/ Федотова H.A. - Улан-Удэ, 2010. - 182с.

11. Хрипунов, Л.Г. Развитие способностей и личностных качеств учащихся в процессе научного творчества: дисс..канд пед наук/ Хрипунов Л.Г - Н.Новгород, 2005. - 255с.

12. Evans А., Sil R. Science and education in is modern the university // Computers & Education.

2014. Vol. 18(1). P. 121-131.

13. Goodbye universities? Revolution vs. evolution of the current educationmodel. URL: http://monitor.icef.com/2013/09/goodbye-university-revolution-vs-evolution-of-the-current-education-model/Real Time Network Protection for Educationallnstitutions. URL: http://www.fortinet.com/doc/whitepaper/NetworkProtectionEducation.pdf(flaTa обращения 12.10.2017).

14. Kooperative Strukturen an der Schnittstelle Schule/Hochschule zur Studienund

Berufswahl Vorbereitung. Bericht, Empfehlungen und Handreichung Bonn : BLK 2005, Getr. Zählung S. - (Materialien zur Bildungsplanung und zur Forschungsförderung; 126).

15. Nanyang Technological University. The Dual Degree Program for Master of Science in Micro Electro Mechanical Systems (MEMS) Engineering offered by NTU and ESIEE. URL: http:// www.ntu.edu.sg/mae/academic/graduate/ MSC/MScfMEMS) (дата обращения: 31.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.