Научная статья на тему 'Вопросы адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в российских вузах'

Вопросы адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1642
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS / ИНОСТРАНЦЫ / FOREIGNERS / МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / MARI STATE UNIVERSITY / КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ / INTERNATIONAL FRIENDSHIP CLUB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Яна Геннадьевна

В статье анализируются основные проблемы, связанные со скорейшей адаптацией иностранных студентов в Российских вузах. Изучены проблемы, связанные со скорейшей адаптацией иностранных студентов в России, на примере Марийского государственного университета. Проведено анкетирование и анализ анкетирования, которое был проведено в начале учебного года на базе управления по воспитательной работе и молодежной политики МарГУ для выявления проблем иностранных студентов. Предложены варианты преодоления данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Яна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в российских вузах»

2. Лосева Ю.Г., Калачева И.В. Особенности удовлетворенности трудом в организациях с различными формами собственности / Ю.Г. Лосева, И.В. Калачева // Теоретические и прикладные проблемы современной психологии: материалы XII Междунар. студ. науч.-практ. конф. Минск. 12 апр., 2012 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. Редкол.: Л.А. Пергаменщик (отв. ред.), Л.Н. Рожина, Г.В. Лосик. Минск: БГПУ, 2012. 277 с.

3. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. СПб.: Академический проект, 1997. 256 с.

4. Темницкий А.Л. Удовлетворенность работой на предприятии как определяющий фактор качества трудовой жизни рабочих России / А.Л. Темницкий // Современный менеджмент. Проблемы, гипотезы, исследования. Сборник научных трудов. Вып. 4: в 2 ч. Ч. 2. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С. 231-238.

5. Справочник практического психолога. Психодиагностика/под общ. ред. С.Т. Посоховой. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. 671 с.

6. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала / Т.О. Соломандина, В. Г. Соломандин // Управление персоналом. М., 2005. С. 19.

7. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова. М.: Знание, 1991. 80 с.

8. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб пособие для студ. вузов / Н. С. Пряжников. М.: ИЦ «Академия», 2004. 480 с.

ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ И ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ Семенова Я.Г. Email: Semenova641@scientifictext.ru

Семенова Яна Геннадьевна — магистр, кафедра межкультурной коммуникации, Институт национальной культуры и межкультурной коммуникации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Аннотация: в статье анализируются основные проблемы, связанные со скорейшей адаптацией иностранных студентов в Российских вузах. Изучены проблемы, связанные со скорейшей адаптацией иностранных студентов в России, на примере Марийского государственного университета. Проведено анкетирование и анализ анкетирования, которое был проведено в начале учебного года на базе управления по воспитательной работе и молодежной политики МарГУ для выявления проблем иностранных студентов. Предложены варианты преодоления данных проблем. Ключевые слова: адаптация, иностранные студенты, иностранцы, Марийский государственный университет, клуб интернациональной дружбы.

QUESTIONS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS TO THE CONDITIONS OF LIFE AND EDUCATION IN RUSSIAN UNIVERSITIES

Semenova Ya.G.

Semenova Yana Gennadyevna — Ма$1вг, DEPARTMENT OFINTERCULTURAL COMMUNICATION, INSTITUTR OF NATIONAL CULTURE AND INTERCULTURAL COMMUNICATION FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION MARI STATE UNIVERSITY, YOSHKAR-OLA

Abstract: the article analyzes the main problems associated with the rapid adaptation of foreign students in Russian universities. The problems related to the rapid adaptation of foreign students in Russia on the example of Mari state University are studied. Survey and analysis of the survey, which was conducted at the beginning of the school year on the basis of the Department of educational work and youth policy of Marguerite to identify the problems of foreign students. Variants of overcoming these problems are offered. Keywords: adaptation, foreign students, foreigners, Mari state University, international friendship club.

УДК 327

Адаптация иностранцев к новой языковой, социокультурной и бытовой среде относится к числу актуальных проблем современности. Данная проблема наиболее остро встает при организации

процесса обучения иностранных студентов именно в российских вузах, так как система образования в России привлекает молодых людей из разных уголков планеты своей фундаментальностью, системностью и качеством.

Кроме того, учебные заведения Российской Федерации, в свою очередь, также заинтересованы в иностранных студентах, поскольку обучение иностранных граждан является определенным показателем статуса учебного заведения, поэтому каждое высшее учебное заведение старается привлечь как можно больше иностранных студентов.

Международная деятельность в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» также успешно осуществляется по следующим направлениям:

- увеличение численности иностранных студентов из ближнего и дальнего зарубежья;

- развитие международной академической мобильности профессорско-преподавательского состава (далее ППС) и студентов: научные стажировки ППС в зарубежных вузах, участие ППС в зарубежных конференциях, симпозиумах, стажировки студентов в зарубежных вузах, участие студентов в программах молодежного обмена, производственная практика студентов;

- реализация существующих международных проектов и подача заявок на новые международные гранты.

Еще в 2017 г. в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» обучалось около 1500 иностранных граждан из 28 стран мира (СНГ, Центральная и Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Африка, в том числе Северная Африка, Южная Америка).

На данный момент 83% иностранных студентов обучается в университете по договорам об оказании платных образовательных услуг, 28,5% - соотечественники, обучающиеся за счет федерального бюджета, и 0,5% обучаются в рамках квоты Правительства РФ по всем уровням подготовки (подготовительное отделение, среднее профессиональное бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура).

В Летней школе марийского языка и культуры на базе Марийского государственного университета прошли обучения студенты из Венгрии, Финляндии и Японии.

В 2017-2018 учебном году в историко-филологическом факультете университета прошли стажировку два студента из КНР [5].

Данное количество иностранных студентов требует особого похода к организации воспитательной работы в вузе, для того, чтобы русские студенты и иностранцы легко адаптировались к совместному сосуществованию.

Именно поэтому в 2013 году на базе управления по воспитательной работе и молодежной политике был возрожден проект «Клуб интернациональной дружбы МарГУ», который занимается успешной адаптацией иностранных студентов в МарГУ.

С целью выявления проблем и трудностей адаптации, испытываемых иностранными студентами, было проведено анкетирование 20 студентов 1 курсов, приехавших из 10 стран мира.

Как известно, адаптация - это многогранное явление, но главное - это степень приспособления организма к условиям среды, а также возможности, которые у него имеются для того, чтобы поддерживать функционирование на нужном уровне, то есть так называемая адаптированность [1].

Традиционно выделяется 3 вида адаптации иностранных учащихся: физиологическая; социально-культурная, которая объясняется изменением условий, а нередко качеством жизни; академическая, связанная с новыми требованиями к учебной деятельности и нагрузками [2].

Исходя из типологии адаптации, студентам-первокурсникам была предложена анкета, включающая в себя 6 вопросов.

Первый вопрос носил общий характер и выявлял, какой из трех видов адаптации представляет для иностранных студентов наибольшую трудность.

Результаты показали, что в равной степени вызывают проблемы связанные с академической и физиологической адаптацией (41,2%), социокультурная адаптация вызывает меньше трудностей (18,6%).

Второй вопрос был направлен на выявление трудностей с физиологической (бытовой) адаптацией у иностранцев.

Как известно, одна из причин дискомфорта и снижения интереса к учебному процессу - это трудности климатической адаптации. Иностранцы, приезжающие в Россию, испытывают влияние климата, связанное со сменой климатических зон, и, возможно, сбой биоритмов из-за смены часовых поясов [7]. Учащимся были предложены 5 вариантов продолжения фразы «Жить в России трудно, потому что...», и каждому ответу присваивались баллы от 1 до 5. В результате анализа было выявлено, что иностранные студенты наибольшие трудности испытывают в процессе климатической адаптации, поэтому наибольшее количество баллов набрали варианты продолжения предложения «Жить ... трудно, потому что.» «... в России длительная зима»(16,7%) и «.не могу

привыкнуть к климату» (11,37%). Третьим по популярности вариантом продолжения предложенной фразы стал вариант «. испытываю финансовые трудности» (10,86%).

Третье задание было связано с определением проблем, вызванных академической адаптацией, которая включает в себя адаптацию иностранных студентов к образовательной среде вуза. Необходимо отметить, что успешная адаптация к учебному процессу, понимание специфики обучения в российском вузе является залогом хорошей успеваемости. Для выявления трудностей, связанных с учебой, были предложены 5 вариантов продолжения фразы «Мне трудно учиться в университете, потому что.». Анализ полученных ответов показал, что наибольшие трудности у иностранных студентов, обучающихся на 1 курсе, вызывает понимание устной речи преподавателя вуза («... не понимаю преподавателя на лекции», 15,96%), самостоятельное выполнение домашних заданий, связанное с непониманием алгоритма работы, который дается в устной форме преподавателем («... не могу самостоятельно выполнять домашнее задание», 11,96%).

Безусловно, эти данные свидетельствуют о недостаточном уровне развития навыков аудирования научной речи. Кроме того, учащиеся отмечают, что трудности у них связаны с изучением «неважных», по их мнению, учебных дисциплин (философии, психологии, истории, физкультуры, истории культуры марийского народа).

Четвертый вопрос был посвящен выявлению проблем социокультурной адаптации иностранных студентов-первокурсников, которая, по результатам ответов на первый вопрос, вызывает меньше всего трудностей. Приезжая в Россию, иностранные граждане попадают и в новую социальную среду, в которой первое время с трудом ориентируются.

Социальная адаптация иностранцев заключается в возможности сохранять и поддерживать привычный образ жизни, если он не входит в противоречие с существующим в стране укладом, в приятии чужой культуры, в уважении к чужим традициям, ценностям и нормам [3].

Через некоторое время, когда исчезает новизна и появляется чувство усталости от чужого социального окружения, которое так и не стало своим, наступает ностальгия. Иностранные граждане жалуются на угрюмость и агрессивность русских. Это вызывает состояние определенного психологического дискомфорта. Оно исчезает по мере установления связей в новых общественных отношениях, с формированием нового для них статуса - «иностранный студент» [4].

Для выявления проблем социокультурной адаптации было предложено 5 вариантов продолжения фразы «Проблемы, с которыми я встретился в России, - это...».

На первом месте у студентов стоит проблема того, что сотрудники банков, больниц, магазинов не владеют иностранными языками (12,8%), а также то, что русские люди говорят только по-русски (12,7%). Кроме того, к числу актуальных проблем социокультурной адаптации анкетируемые отнесли проблему отсутствия в общежитиях МарГУ комнат для совершения религиозных обрядов и молитв (12,16%).

Проживание в общежитии является для многих иностранцев трудным поскольку ограничено личное пространство, учащиеся большую часть времени находятся в окружении людей другой национальности, иных религиозных представлений.

Следующий вопрос предполагал оценку мнения анкетируемых по вопросу успешной адаптации в новой среде. Нужно было продолжить фразу «Чтобы решить проблемы студентов-иностранцев, надо.». На первом месте стоит ответ «... увеличить количество консультаций с преподавателями по специальным дисциплинам» (14,44%).

Это вызвано тем, что для первокурсников обучение на первом курсе российского вуза представляет трудность, т.к. они недостаточно хорошо адаптировались к системе образования, не всегда хорошо понимают преподавателя на лекциях и практических занятиях, поэтому для них важны индивидуальные, адаптированные для иностранцев консультации по изучаемым дисциплинам [6]. В связи с этим логичным выглядят и другие популярные ответы: «... увеличить количество часов на изучение русского языка» (13,58%), «. иметь русских друзей» (12,19%).

Анализируя ответы, можно сделать вывод: основные трудности студентов-первокурсников связаны с процессом обучения, а истоком данных трудностей является недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетенции.

Последний вопрос предполагал общую оценку процесса обучения в российском вузе. В целом она положительная: 29,41% ответили «... нравится», 38,24% - «... в целом нравится, но есть проблемы, которые можно решить».

Таким образом, анкетирование студентов-первокурсников по вопросам адаптации позволило сделать следующие выводы.

1. Наиболее проблемным для студентов-иностранцев является адаптация к быту и учебному процессу.

2. В физиологической адаптации наибольшие трудности связаны с адаптацией к климатическим условиям России, поэтому необходимо проводить меры, направленные на формирование готовности к климатическому дискомфорту, а также помогать преодолевать его (например, можно организовывать спортивные мероприятия, улучшать условия проживания в общежитии).

3. В академической и социокультурной адаптации трудности связаны с недостаточным уровнем владения русским языком.

4. Необходимо провести подобное анкетирование у этих же студентов через некоторые промежутки времени (1 год, 3 года, окончание вуза) и сравнить результаты, которые позволят увидеть процесс адаптации в динамике.

Исходя из итогов анкеты, были предложены следующие меры, которые помогли бы скорее адаптироваться иностранным студентам в МарГУ:

1. Ввести модель кураторства студентами старших курсов студентов первого курса (в качестве пилотного проекта в МарГУ это реализовывалось в 2016-2017 учебном году, а с 2017-2018 года было введено массово);

2. расселение иностранных студентов с представителями разных государств и российскими гражданами в целях ликвидации постоянного общения на родном языке и более быстро адаптации к русскому языку;

3. проведение традиционных мероприятий с вовлечением в них иностранных студентов без демонстрации их особенностей наравне с российскими студентами (посвящение вместе со всеми студентами, празднования нового года, масленица, для студентов из стран СНГ - участие в патриотических акциях к 9 мая «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Письмо солдату», «Сирень победы»);

4. проведение еженедельных встреч «кураторских часов» для информирования о текущей работе и оперативного разрешения возникающих вопросов (практикуется как на русском языке, так и на английском для англоязычных студентов) [5].

Также в МарГУ была сформирована система светофора: распределения студентов, в том числе иностранных, на зоны риска: зеленая, желтая и красная. Она основана на следующих показателях:

1. средний балл успеваемости;

2. количество пропущенных занятий (всего/в том числе по уважительной причине);

3. нарушение дисциплины, правил внутреннего распорядка и т.п.;

4.участие в культурно-массовых, спортивных, научных и др. мероприятиях; 5 оценка деятельности студента со стороны куратора.

Студенты, оказывающиеся в красной зоне, находятся под постоянным контролем факультета по линии учебной и воспитательной работы, а также учебно-методического управления, Управления по воспитательной работе и Управления по международной деятельности. Это позволяет своевременно пресекать варианты негативного и асоциального явления.

Таким образом, в Марийском государственном университете успешно ведется работа по скорейшей адаптации иностранных студентов.

Подтверждением тому является процент отчислившихся (по разным причинам, в том числе неуспеваемость) - 15% (на период 1 сентября 2017 поступило 1477 иностранных студентов).

На 2018-2019 учебный год в МарГУ будет также прописан план работы с иностранными студентами согласно тем потребностям, которые мы выявим у ребят после анкетирования в конце учебного года.

Список литературы / References

1. Александровский Ю.А. Состояния психологической адаптации и их компенсация. М., 1976. 176 с. 2. Гужова Н.В., Лебедева О.А.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М., 2002.

3. Данилова Е.Л. Особенности межличностных отношений в студенческой группе // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. 150 с.

4. Левичева Е.В., Тимина С.В. Развивающе-креативная среда как условие повышения эффективности процесса преподавания русского языка как иностранного // Научный поиск, 2013. № 2.1. С. 48-50.

5. Официальный сайт «Марийский государственный университет». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://marsu.ru/ (дата обращения: 25 апреля 2018).

6. Параметры оценки письменной речи при обучении русскому языку как иностранному // Научный поиск, 2013. № 2.1. С. 35-37.

7. Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: М1р8://8с1епсе-е<!иса1;юп.ги/ги/аг11с1еМе%г?111=20595/ (дата обращения: 22.05.2018).

ПРИЧИНЫ ПОТЕРИ РОССИЙСКИМИ ВУЗАМИ ИНОСТРАННЫХ

СТУДЕНТОВ Семенова Я.Г. Email: Semeno641@scientifictext.ru

Семенова Яна Геннадьевна — магистр, кафедра межкультурной коммуникации, Институт национальной культуры и межкультурной коммуникации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Аннотация: рассмотрены основные риски, которые возникают при обучении иностранных студентов в российском вузе, путем проведения опроса иностранных студентов из пяти стран мира (Узбекистан, Туркменистан, Египет, Индия, Ангола), обучающихся в Марийском государственном университете. Данные были проанализированы и собраны в единую базу рисков, которые возникают у обучающихся при обучении в России. Представлена оценка рисков в таблице 1 и рисунке 1, сформулированы конкретные предложения по снижению данных рисков. Ключевые слова: риски, иностранные студенты, российские вузы, образовательные услуги.

CAUSES OF LOSS OF RUSSIAN UNIVERSITIES FOR FOREIGN

STUDENTS Semenova Ya.G.

Semenova Yana Gennadyevna — Master, DEPARTMENT OF INTERCULTURAL COMMUNICATION, INSTITUTR OF NATIONAL CULTURE AND INTERCULTURAL COMMUNICATION FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION MARI STATE UNIVERSITY, YOSHKAR-OLA

Abstract: the main risks that arise when teaching foreign students at a Russian University by conducting a survey of foreign students from five countries (Uzbekistan, Turkmenistan, Egypt, India, Angola) studying at the Mari state University are considered. The data were analyzed and collected in a single database of risks that arise in students studying in Russia. The risk assessment is presented in table 1 and figure 1, specific proposals to reduce these risks are formulated. Keywords: risks, foreign students, Russian universities, educational services.

УДК 327

Для многих российских высших образовательных учреждений важнейшей задачей является ориентация на интернационализацию своей деятельности. Российские вузы создают международные образовательные программы, осуществляют международный обмен студентами и преподавателями, проводят совместные исследования и социально значимые мероприятия, но всё это лишь малая часть мер, которые необходимы для включения вуза в международное образовательное пространство. Сегодня перед российским образованием стоит действительно амбициозная цель: занять достойную нишу на мировом рынке образовательных услуг [1].

Для того чтобы российские вузы успешно привлекали иностранных студентов необходимо понимать, какие проблемы возникают у иностранных студентов. В рамках практического исследования для выявления проблем был проведен опрос иностранных студентов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет из пяти стран мира (Узбекистан, Туркменистан, Египет, Индия, Ангола).

Результаты показали, что главная проблема возникает в связи с незнанием русского языка, особую сложность вызывает понимание устной речи преподавателя вуза. На втором месте стоит проблема, связанная с безопасностью. Приезжая в Россию, иностранные граждане попадают в новую социальную среду, в которой первое время с трудом ориентируются. Иностранных студентов беспокоит собственная безопасность, рост национализма и расизма пугает иностранных студентов. Действительно, чаще всего с откровенным расизмом со стороны местного населения сталкиваются иностранные студенты, обучающиеся в провинциальных городах европейской части России,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.