Научная статья на тему 'Адаптация иностранных студентов к обучению и социально-культурной среде в Гродненском государственном медицинском университете'

Адаптация иностранных студентов к обучению и социально-культурной среде в Гродненском государственном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
710
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / MEDICINE / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РБ / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / FOREIGN STUDENT / РЕСПОНДЕНТ / RESPONDENT / АНКЕТА / QUESTIONNAIRE / МОНИТОРИНГ / MONITORING / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ / SOCIAL-CULTURAL LIFE / СИСТЕМА ПРАВОВЫХ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ / SYSTEM OF LEGAL REGULATIONS AND VALUABLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Л.Н., Стенько А.А., Серко В.М.

В статье описаны и проанализированы основные принципы, проблемы адаптации иностранных студентов и меры по её улучшению в УО «Гродненский государственный медицинский университет». Целью исследования было оценить эффективность мер, принимаемых для адаптации иностранных студентов в ГрГМУ. Обзор результатов предыдущих исследований и статей по проблемам адаптации, результаты анкетирования иностранных студентов 1 курса, проводившегося в два этапа, а также выводы сравнительного анализа полученных результатов представлены в данной статье. 51,3 % респондентов оценили, что ГрГМУ является благоприятной адаптационной средой для иностранных студентов. Был сделан главный вывод по результатам исследования, что процесс адаптации иностранных студентов к образовательной среде вуза должен быть организованным, целенаправленным и комплексным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущина Л.Н., Стенько А.А., Серко В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS TO STUDIES AND SOCIAL - CULTURALSURROUNDINGS AT THE GRODNO STATE MEDICAL UNIVRSITY

The main principles, problems of international students’ adaptation and measures of its improvement at the Grodno State Medical University have been described and analyzed in this article. The aim of the study was to estimate efficacy of the measures and steps taken for perfect adaptation of international students at our University. The review of the results of certain previous studies and articles devoted to the adaptation problems, questionnaire of foreign students in 2 stages as well as a comparative analysis of the obtained results has been presented. By the opinion of 51,3 % respondents, educational institution “Grodno State Medical University” as well as the Republic of Belarus is a favorable adaptation surroundings for foreign students. By the obtained results we have drawn a conclusion that the process of foreign students’ adaptation to an educational medium, a social and cultural life must be complex, purposeful and well-arranged.

Текст научной работы на тему «Адаптация иностранных студентов к обучению и социально-культурной среде в Гродненском государственном медицинском университете»

УДК 378.09 : 316.614.6] - 054.68(476.6)

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ В ГРОДНЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ

МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Гущина Л. Н. (hushchynaliudmila@gmail.com), Стенько А. А. (profstenko@yandex.ru),

Серко В. М. (serkovm@mail.ru) УО «Гродненский государственный медицинский университет» Гродно, Беларусь

В статье описаны и проанализированы основные принципы, проблемы адаптации иностранных студентов и меры по её улучшению в УО «Гродненский государственный медицинский университет».

Целью исследования было оценить эффективность мер, принимаемых для адаптации иностранных студентов в ГрГМУ.

Обзор результатов предыдущих исследований и статей по проблемам адаптации, результаты анкетирования иностранных студентов 1 курса, проводившегося в два этапа, а также выводы сравнительного анализа полученных результатов представлены в данной статье.

51,3 % респондентов оценили, что ГрГМУ является благоприятной адаптационной средой для иностранных студентов.

Был сделан главный вывод по результатам исследования, что процесс адаптации иностранных студентов к образовательной среде вуза должен быть организованным, целенаправленным и комплексным.

Ключевые слова: медицина, система высшего образования РБ, иностранный студент, респондент, анкета, мониторинг, адаптация, социально-культурная жизнь, система правовых норм и ценностей.

Современное образование развивается в условиях межкультурного диалога. Формируются и развиваются связи с университетами всего мира. На мировом рынке повышается спрос на качественные образовательные услуги. Интернациональный характер образования ставит новые задачи при организации учебного процесса.

В настоящее время в Республику Беларусь приезжает достаточно большое количество иностранных студентов для обучения в Гродненском государственном медицинском университете (ГрГМУ), главным образом из Индии, Шри-Ланки, Туркменистана, стран Африки, так как профессия врача очень востребована в этих странах. На факультете иностранных учащихся Гродненского государственного медицинского университета обучается более 600 студентов из 29 стран. В связи с этим большую роль играет адаптация иностранных студентов к условиям обучения и проживания в университетской среде и социально-культурной среде РБ.

Адаптация иностранных студентов представляет собой многофакторный процесс вхождения, развития и становления личности студента-иностранца в образовательном пространстве университета. В ходе данного многопланового процесса взаимодействия личности и новой социокультурной среды иностранные студенты, имея специфические этнические и психологические особенности, вынуждены преодолевать разного рода социальные, психологические, языковые барьеры, осваивать новые виды деятельности и формы поведения. Студенческая жизнь становится для них серьезным жизненным испытанием. Иностранные студенты, приезжающие на учебу в Республику Беларусь, должны адаптироваться не только к новой образовательной системе, к вузу, не только к особенностям проживания в общежитии и интернациональному характеру учебных групп и комнат в общежитии, но и к жизни в другой стране: к ее культуре, традициям, существующей общепринятой системе правовых норм и ценностей, новому социальному окружению, новому языку общения, новым климатическим и бытовым условиям. Е. В. Витен-

берг определяет адаптацию иностранных студентов как «формирование устойчивой системы отношений ко всем компонентам педагогической системы, обеспечивающее адекватное поведение, способствующее достижению целей педагогической системы» [1]. Поэтому помощь в адаптации иностранных студентов к новой образовательной, социально-культурной среде - важная задача деканата ФИУ. От решения этой задачи, от предоставления иностранным учащимся реальной возможности участвовать в общественной, культурно-массовой, спортивной жизни университета, города и республики во многом зависит укрепление престижа высшего учебного заведения за рубежом.

Проблемы адаптации иностранных студентов к условиям обучения в университете представляют собой одну из важных задач, которую приходится решать руководству вуза, деканату и преподавателям. От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят успехи иностранных студентов в учёбе, процесс их профессионального становления. Существуют факторы как ухудшающие, так и облегчающие адаптацию. К ухудшающим факторам следует отнести недостаток информации и возможное невнимательное отношение к иностранным студентам со стороны сотрудников деканата, общежития и преподавателей. К внутренним факторам, облегчающим адаптацию, можно отнести опыт обучающегося человека (особенно в преодолении трудностей), хорошее здоровье и волевые качества; к внешним - целенаправленную работу учебного заведения по адаптации [4].

Основным показателем адаптации личности является эмоциональное состояние. Положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта - все это факторы адаптации личности. Они могут выступать в качестве показателей эффективности сложившейся системы в работе с иностранными студентами. Имеют место следующие общие для всех иностранных студентов, прибывающих из развивающихся

стран, трудности процесса адаптации: низкий общеобразовательный и культурный уровень; слабая подготовка по профильным дисциплинам и специальным предметам; отличие форм и методов обучения в белорусском вузе от тех, что существуют в высшей школе их родной страны.

Концептуальная модель готовности иностранных студентов к учебно-профессиональной деятельности в высшей школе, полученная в результате наблюдений и маркетинговых исследований, должна включать следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операциональный, эмоционально-волевой, информационный [3].

Чтобы адаптация проходила эффективно, а трудности, безусловно, возникающие в данный период, были сведены к минимуму, иностранные студенты должны обладать достаточной информацией по вопросам проживания и обучения в Республике Беларусь. Условия проживания и обучения должны быть комфортными, а отношения с преподавателями и од-ногруппниками, студентами факультета и университета - доброжелательными.

Для этого необходим ряд условий [2]: 1. Наличие высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава. Успешность в обучении является не столько показателем общей одаренности иностранного студента или слушателя, их высокой трудоспособности, но и показателем адаптации.

2. Наличие доступной, достоверной и адаптированной к уровню владения русским языком информации, а также информации на английском языке об условиях проживания и обучения в университете; об истории страны, ее обычаях, быте и нравах белорусов.

3. Наличие развитой системы досуга. Обеспечение участия студентов-иностранцев в культурных и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в университете, а также занятия в спортивных секциях и кружках художественной самодеятельности.

4. Наличие социально-педагогической и психологической службы, организация специальных психологических занятий и лекций для иностранных студентов. Иностранный учащийся должен иметь возможность получить квалифицированную психологическую помощь и поддержку.

5. Хорошее владение русским языком. Чем лучше усваивается язык, тем эффективнее адаптация, тем быстрее студент перестает стесняться обращаться со своими просьбами и вопросами, т.е. общаться становится легче, а значит, и познание нового становится легче.

6. Создание условий, позволяющих иностранным студентам сохранять и поддерживать привычный образ жизни, если он не входит в противоречие с существующим укладом, нравственными, правовыми и административными правилами и нормами жизни в нашей стране и университете.

Для выполнения этих условий в нашем университете делается многое.

Профессорско-преподавательский состав в УО «Гродненский государственный медицинский университет» высококвалифицированный. Так как обучение англоязычных студентов все 6 лет ведётся на английском языке, многие преподаватели имеют высокий уровень владения английским языком. Внедрение формы «English medium» позволило нашему университету повысить качество образовательных услуг для иностранных граждан и, как следствие, поднять авторитет и конкурентоспособность универ-

ситета в международной образовательной среде. ГрГ-МУ постоянно увеличивает набор студентов. В 20142015 уч. г. обучалось свыше 500 человек, в 2015-2016 уч. г. уже обучается свыше 600, среди них свыше 300 - на английском языке. В университете организованы занятия по обучению английскому языку для специальных целей и его совершенствованию по профилям дисциплин для преподавателей. Конечным этапом такой формы обучения является аттестация профессорско-преподавательского состава на оценку уровня знаний и возможность проведения практических занятий и чтения лекций на английском языке.

Главной задачей иностранного студента в Республике Беларусь является получение качественного высшего образования, поэтому центральное место среди мероприятий по адаптации занимает организация учебного мини-коллектива в учебной группе. Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам. Их работа должна быть направлена на создание оптимальных условий для саморазвития личности студента; помощь в социальной адаптации студентов-первокурсников; приобщение к жизни университета. Куратор участвует в решении этих задач путем консультирования и психологической поддержки студентов. В числе его задач -оперативно и в благоприятных условиях включить студента в социально-культурную среду вуза, помочь ему преодолеть адаптационные барьеры. Кураторы должны способствовать сплочению учебного коллектива в рамках проводимых ими занятий и вне учебных мероприятий. Преподаватели, работающие в интернациональной аудитории, а также кураторы из числа преподавателей, обучающих как русскоговорящих, так и англоговорящих студентов, должны обладать поликультурной компетенцией. Она включает знания о социокультурных особенностях студентов, особенностях зарубежных образовательных систем, особенностях социализации, невербальных средствах и кинетических особенностях общения с представителями других культур, а также умение практически применять эти знания [3].

Важным условием образовательной и социальной адаптации является наличие доступной и достоверной информации. Сотрудники деканата ФИУ проводят организационные встречи с иностранными учащимися. Целью данных встреч является ознакомление со структурой ГрГМУ, условиями и требованиями образовательного процесса, правилами внутреннего распорядка университета и общежития, пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, вовлечение их в общественную жизнь университета. В октябре-ноябре и в марте-апреле в рамках общих собраний иностранных студентов проводятся встречи с представителями Департамента по гражданству и миграции и сотрудниками МВД для разъяснения правил пребывания в Республике Беларусь, соблюдению паспортного режима, регистрации и профилактике совершения правонарушений. Раз в год проводится встреча ректора и руководителей служб университета с иностранными студентами по вопросам, волнующим их. Ознакомление с правилами и требованиями обучения в университете и проживания в общежитии ГрГМУ осуществляется в форме встреч иностранных студентов с руководством деканата ФИУ, комендантом и сотрудниками общежития; проведения информационных бесед для первокурсников с вручением им брошюр по правилам внутреннего распорядка университета и общежития; размещения материалов

на информационных стендах деканата ФИУ и общежития №2, на WEB-сайте университета. Регулярно проводятся посещения общежития руководством деканата ФИУ с целью мониторинга условий проживания, здорового образа жизни, оказания помощи студентам в устранении недостатков.

Важное значение имеет использование Интернет-ресурсов. Сайт ФИУ содержит подробную информацию о факультете и его истории, о направлениях деятельности сотрудников деканата, о стоимости обучения и прочих необходимых услуг, о правилах внутреннего распорядка университета, об организации учебного процесса, о требованиях итоговой и текущей аттестации, об интересных и важных событиях в жизни факультета. На сайте, на страницах кафедр размещены основные компоненты учебно-методических комплексов: учебные пособия, дидактические материалы и диагностические тесты, графики практических занятий и лекций, графики отработок, расписание.

Иностранные студенты активно вовлекаются в культурную жизнь университета. Организуются экскурсии иностранных студентов по г. Гродно с посещением исторического музея, выставочных залов, театров и кинотеатров, экскурсии по Беларуси. Иностранные студенты активно участвуют в вузовских конкурсах: «Мистер университет», «А ну-ка, девушки!», «Тебе, первокурсник!», КВН, в вузовском, региональном и международном конкурсе ораторского мастерства «Цицероний», студенческом фестивале национальных культур и в Республиканском фестивале национальных культур, проводимом в Гродно, в спортивных соревнованиях по футболу, волейболу, борьбе и картингу. Иностранные студенты принимали участие в Республиканском фестивале творчества иностранных граждан учреждений высшего образования «F.ART.BY» в г. Минске. В рамках этого фестиваля студенческий клуб интернациональной дружбы «Эврика» ГрГМУ участвовал в Республиканской фотовыставке «Сто лиц - молодёжь в истории и культуре» и был отмечен дипломом III степени. За активное участие в мероприятиях Республиканского фестиваля «F.ART.BY» дипломом были отмечены танцевальная группа «DESI DOCTORS» и вокальная группа «YOUNG STARS».

В рамках психологической адаптации педагогом-психологом университета при необходимости может проводиться психологическое консультирование иностранных студентов о поведении в кризисной ситуации. Вопросы по организации учебной деятельности, жизнедеятельности, межличностных отношений, самопознанию, саморазвитию, сплочению, а также по оказанию психологической помощи в кризисных ситуациях рассматриваются на занятиях по дисциплине «Основы психологии и педагогики» в рамках учебного модуля «Философия». На этих занятиях проводятся психологические тренинги. Студенты первого курса получают информацию по проблемам адаптации, сохранению и регуляции психического здоровья, по вопросам ценности человеческой жизни и др. В течение учебного года воспитателями общежития №2 и кураторами групп 1-2 курса проводятся индивидуальные и групповые беседы с иностранными студентами по вопросам организации учебной деятельности, досуга, социально-бытовым проблемам по таким темам, как «Культура поведения студентов», «Депрессия и способы борьбы с ней», «Культура общения. Человек среди людей», «Как стать успешным студентом», «Профилактика ВИЧ/СПИДа в молодежной среде», «Социаль-

но-гигиенические проблемы здоровья студентов» и др.

На проводимых ежемесячно совещаниях старост и лидеров землячеств обсуждаются проблемные вопросы, в деканат представляются вопросы и просьбы, которые передают в письменной форме студенты. Ответы на интересующие вопросы смогли получить более 200 студентов индивидуально, на собраниях и через рубрику «Вопрос декану» на сайте факультета.

Для языковой адаптации используется система преподавания русского языка как иностранного (РКИ), внедрены в учебный процесс электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) по учебной дисциплине «Русский язык как иностранный. Общее владение языком» и «Русский язык как иностранный. Профессионально ориентированное владение языком». Для обеспечения максимального эффекта обучения с помощью ЭУМК учебная информация представлена в разных формах и на разных носителях. В данные учебно-методические комплексы включены печатные, аудиативные, визуальные, аудиовизуальные и компьютерные материалы. На кафедре русского и белорусского языков проводятся различные просветительские мероприятия.

Для изучения проблем, связанных с адаптацией иностранных студентов, и с целью улучшения адаптации был проведён мониторинг позитивно-негативной оценки студентами первого курса различных условий своей жизнедеятельности. Мониторинг адаптации иностранных учащихся ГрГМУ проходил в два этапа: 2014-2015 уч. г. и 2015-2016 уч. г. Первоначально осуществлялся детальный анализ результатов каждого этапа, затем полученные данные сопоставлялись. Были разработаны и использованы единые параметры и критерии оценки, отражающие всю специфику освоения новой социально-культурной и учебной среды иностранными студентами ГрГМУ. В исследовании по проблемам адаптации иностранных студентов 2014-2015 уч. г. приняло участие 97 респондентов 1 курса ФИУ - 23,7% русскоязычные (п=23) и 76,3% - англоязычные студенты (п=74) из таких стран, как Азербайджан, Индия, Кения, Литва, Мальдивы, Нигерия, Норвегия, Пакистан, Польша, Сирия, Сомали, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Шри-Ланка и Эфиопия. В исследовании 2015-2016 уч. г. приняли участие 137 студентов-первокурсников ФИУ - 15,3% русскоязычные (п=21) и 84,7% англоязычные студенты (п=116), которые приехали из тех же стран, что и в 2014-2015 уч. г., а также из Германии, Израиля, Йемена, Ирака и Ливана.

При прибытии в новую страну на обучение у иностранного гражданина в первую очередь возникает вопрос о месте проживания. Среди факторов, которые облегчают социальную адаптацию иностранных студентов в ГрГМУ, является предоставление места в общежитии, где в 2014-2015 уч. г. проживало 93,8% (п=91) (86,9% русскоязычных (п=20) и 95,9% англоязычных (п =71) первокурсников) и только 3,1% первокурсников снимали жилье по собственному желанию. В 2015-2016 уч. г. общее количество респондентов, проживающих в общежитии, снизилось на 23% и в итоге составило 70,8% (п=97), 45,5% русскоязычных (п=10) и 75% англоязычных (п=87)), а количество респондентов, снимающих жилье, соответственно, увеличилось на 25% и составило 28,5% (50,5% русскоязычных, п=11, 24,1% англоязычных, п=28). Снижение процента студентов, проживающих в общежитии, свидетельствует об улучшении адаптации в социальной среде.

По мнению иностранных студентов, на двух этапах мониторинга в эмоционально-волевом компоненте адаптации (другая культура и образ жизни, необходимость говорить на русском языке, отсутствие родных и друзей, другой климат, новое питание и вода) трудностей не возникло. «Необходимость говорить на русском языке» является основным барьером в процессе социализации: на первом этапе - 67,01% (п=65) (34,8% русскоязычных (п=8) и 77,3% англоязычных (п=57) студентов 1 курса; на втором этапе

- 35,2% (п=48) (8,2% русскоязычных (п=4) и 58,81% англоязычных (п=40)). 2-е место среди сложностей адаптации в данном компоненте на первом этапе занимает показатель «Другой климат» 46,4% (п=45) (17,4% русскоязычных, п=4 и 55,4% англоязычных, п=41 и на втором этапе - показатель «Необходимость говорить на русском языке» остался главной сложностью в адаптации.

Структура межличностных отношений иностранных студентов 1 курса в нашем медицинском вузе в анкете представлена следующими параметрами: 1) «иностранный студент - руководство университета»,

2) «иностранный студент- руководство факультета»,

3) «иностранный студент - преподаватели», 4) «иностранный студент - иностранный студент», 5) «иностранный студент - студент-белорус» 6) «иностранный студент - работники деканата», 7) «иностранный студент - специалисты отдела международных связей», 8) «иностранный студент - работники общежития». В ходе анализа анкет выяснилось, что самый высокий критерий «Отлично» в 2014-2015 уч. г. среди вышеуказанных показателей получил показатель «иностранный студент - руководство университета» (44,2% (п=42) и «иностранный студент - руководство факультета» (44,3% (п=42). Критерий «Хорошо» больше всех был по показателю «иностранный студент - иностранные студенты» (44, 6%, п=42) и «иностранный студент - специалисты отдела международных связей» (44, 4%, п=42). Показатель «Скорее хорошо, чем плохо» представлен во всех группах в диапазоне от 10,6% до 20,2%. Критерий «Плохо» не превышает 3, 19% (п=3) во всех группах, кроме группы «иностранный студент - работники общежития»

- 17,2% (п=16) (17,4% русскоязычных, п=4 и 16,9% англоязычных, п=12). Критерий «Отношения совсем не складываются» составил 7,5% (п=7) (8,7% русскоязычных, п=2) и 7,04% англоязычных, п=5) студентов-первокурсников.

В 2015-2016 уч. г. данные изменились: в процентном соотношении больше всех критерий «Отлично» набрал показатель «иностранный студент - работники деканата» - 46,9% (п=63), «иностранный студент - руководство факультета» - 46,7% (п=63) и «иностранный студент - руководство университета» (44, 6% (п=42), критерий «Хорошо» - показатель «преподаватели - иностранный студент» (38,1%, п=51) и показатель «иностранный студент -иностранный студент» (36,8%, п=49), критерий «Скорее хорошо, чем плохо» - показатель «иностранный студент - студент-белорус» (22,2% (п=30), критерий «Плохо» не превышает среди всех показателей 4,8%, кроме показателя «иностранный студент - работники общежития» (9,2% (п=12). Критерий «Отношения совсем не складываются», как и на первом этапе, относится к показателю «иностранный студент - работники общежития» - 10,7% (п=14).

Исходя из анализов анкетирования, следует отметить тот факт, что иностранные респонденты в своем большинстве (43,7%) на первом и на втором (39,4%) этапах на вопрос «Кто проявлял по отношению к Вам неприязненное отношение?» выбирают чаще всего критерий «Никто не проявлял». Тем не менее, 2-е место в ответе на этот вопрос на двух этапах занимает критерий «Жители города» - 32% и 33,9%, соответственно. Разъяснить данную ситуацию помогает критерий «Другое», где респонденты уточняют, что зачастую контролёры или пассажиры, покупатели, не всегда толерантно и воспитанно воспринимают ту или иную ситуацию, которая возникает в связи с социо-культурно-языковыми различиями постсоветского и зарубежного менталитета.

Чтобы в большем объеме иностранные студенты-первокурсники приобретали положительные эмоции, наш вуз предлагает иностранным студентам быть задействованными в университетских клубах по интересам, а также в различного рода молодежных организациях или мероприятиях, которые являются одним из внешних факторов адаптации. Анализ результатов анкетирования показал, что на двух этапах русскоязычные респонденты больше всего учавству-ют в спортивных (65,2% (п=150) и 64,3% (п=29)) и научных (39,1% (п=9) и 57,7% (п=26)) мероприятиях, а англоязычные на первом этапе в культурных (32,4%, п=24), научных (31,1%, п=23) и религиозных (29,7 %, п=22). На втором этапе это соотношение изменилось: в научных (32,9%, п=30), культурных (27,8%, п=25) и спортивных (24,1% , п=22).

Из всего вышеперечисленного очевидно, что иностранные студенты 1 курса ФИУ удовлетворены процессом адаптации к жизни в университете и стране (таблица 1).

Таблица - ГрГМУ как среда для адаптации к условиям обучения и проживания иностранных студентов

2014-2015 уч. г. 2015 - 2016 уч. г.

Все ФИУ ФИУ Все ФИУ ФИУ

(рус.; (англ..) (рус.; (англ.)

п % п % п % п % п % п %

Благо- 31 32,9 10 45,5 21 29,2 84 64,4 36 81,4 48 55,6

приятная

Неблаго- 13 13,8 5 22,7 8 11,1 17 13,3 3 6,2 14 16,9

приятная

Не знаю 50 53,2 7 31,8 43 59,7 29 22,4 6 12,4 23 27,5

Диаграмма - ГрГМУ как среда для адаптации к условиям обучения и проживания иностранных студентов

Диаграмма отображает среднестатистические данные по таблице 1, доказывая еще раз тот факт, что наше учреждение высшего медицинского образования становится всё более благоприятной средой для адаптации к условиям обучения и проживания иностранных учащихся.

Следует отметить, что только 13,3%, дают отрицательную оценку. Это значит, что данное количество иностранных студентов наиболее подвержено отрицательным факторам, которые берут свое начало из проблем 7 типов: физиологических, климатических, экономических, социальных, психологических, лингвистических и академических (дидактических).

Выводы

1. Условия образовательной среды в ГрГМУ являются благоприятными для адаптации иностранных студентов.

2. Эмоционально-волевой компонент более всего затрагивает студентов тех стран, которые не относятся к странам СНГ, т.е. совершенно незнакомы с нашей системой образования и социально-культурной средой.

3. Межличностные отношения можно охарактеризовать как положительные, с высоким критерием

Литература

1. Витенберг, Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям : дис. кан. псих. наук: 19.00.05 / Е. В. Витенберг. - СПб., 1995. - 130 л.

2. "Вместе в будущее": Совместный проект белорусских и иностранных студентов [Электронный ресурс] / Минский государственный лингвистический университет. - Режим доступа: http://www.brsm.by. - Дата доступа: 19.09.2015.

3. Витковская, М. И. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) / М. И. Витковская, И. В. Троцук // Москва: Вестник РУДН.

- 2005. - № 6-7. - С. 267 - 283.

4. Шевелев, Г. Е. Проблемы адаптации иностранных студентов к обучению в России [Электронный ресурс] / Г. Е. Шевелев, О. Г. Берестнева, Б. Х. Нгуен // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - N°. 3. - С. 1. - Режим доступа: http://www.science-education.rU/pdf/2012/3/145.pdf.

- Дата доступа: 15.10.2015.

оценки по показателям «иностранный студент - руководство университета», «иностранный студент

- руководство факультета», «иностранный студент -специалисты отдела международных связей» и «иностранный студент - работники деканата». Есть очень малый процент студентов, которые испытывают некоторую напряженность в процессе адаптации.

4. Самую большую заинтересованность иностранные студенты проявляют к научным, спортивным и культурным университетским клубам по интересам, которые являются внешними факторами адаптации.

5. Эффективное решение обозначенных проблем адаптации в ГрГМУ, в конечном счете, способствует формированию положительного имиджа страны в мировом интеллектуальном и политическом сообществе.

6. Процесс адаптации иностранных студентов к образовательной среде вуза должен быть организованным, целенаправленным и комплексным.

Полученные выводы предстоит реализовать посредством активизации работы по взаимодействию различных структурных подразделений университета в решении проблем иностранных студентов и разработки программы их адаптации.

Literatura

1. Vitenberg, E. V. Sotsialno-psihologicheskie faktoryi adaptatsii k sotsialnyim i kulturnyim izmeneniyam : dis. kan. psih. nauk: 19.00.05 I E.V. Vitenberg. - SPb., 1995. - 130 l.

2. "Vmeste v buduschee": sovmestnyiy proekt belorusskih i inostrannyih studentov [Elektronnyiy resurs] I Minskiy gosudarstvennyiy lingvisticheskiy universitet. - Rezhim dostupa: http:IIwww.brsm.by. - Data dostupa: 19.09.2015.

3. Vitkovskaya, M.I. Adaptatsiya inostrannyih studentov k usloviyam zhizni i uchebyi v Rossii (na primere RUDN) I M.I. Vitkovskaya, I.V. Trotsuk II Moskva: Vestnik RUDN. - 2005.

- No 6-7. - S. 267 - 283.

4. Shevelev, G. E. Problemyi adaptatsii inostrannyih studentov k obucheniyu v Rossii [Elektronnyiy resurs] I G.E. Shevelev, O.G. Berestneva, B.H. Nguen II Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. - 2012. - No. 3. - C. 1. - Rezhim dostupa: http:IIwww.science-education.ruIpdfI2012I3I145.pdf.

- Data dostupa: 15.10.2015.

ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS TO STUDIES AND SOCIAL - CULTURAL SURROUNDINGS AT THE GRODNO STATE MEDICAL UNIVRSITY

Hushchyna L. N, Stenko A A., Serko V. M. Educational Establishment "Grodno State Medical University", Grodno, Belarus

The main principles, problems of international students' adaptation and measures of its improvement at the Grodno State Medical University have been described and analyzed in this article.

The aim of the study was to estimate efficacy of the measures and steps taken for perfect adaptation of international students at our University.

The review of the results of certain previous studies and articles devoted to the adaptation problems, questionnaire of foreign students in 2 stages as well as a comparative analysis of the obtained results has been presented.

By the opinion of 51,3 % respondents, educational institution "Grodno State Medical University" as well as the Republic of Belarus is a favorable adaptation surroundings for foreign students.

By the obtained results we have drawn a conclusion that the process offoreign students' adaptation to an educational medium, a social and cultural life must be complex, purposeful and well-arranged.

Keywords: medicine, system of higher education, foreign student, respondent, questionnaire, monitoring, adaptation, social-cultural life, system of legal regulations and valuables.

Поступила: 17.12.2015 Отрецензирована: 24.12.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.