Научная статья на тему 'Внешняя трудовая миграция как индикатор экономической безопасности России'

Внешняя трудовая миграция как индикатор экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1359
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНДИКАТОР / КРИТЕРИЙ / ЭКОНОМИКА / МИГРАЦИЯ / ECONOMIC SAFETY / INDICATOR / CRITERION / ECONOMY / MIGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дементьев Николай Викторович

Оценка экономической безопасности страны позволяет определить качественный потенциал общества, особенности использования трудовых ресурсов, продуктивность инвестиций в их развитие. Для этого, важно установить ее критерии и показатели (индикаторы). На данный момент существует множество мнений различных ученых по поводу основных индикаторов экономической безопасности страны, но никто не уделил должного внимания такому показателю как внешняя трудовая миграция. Нами предлагается рассмотреть данную концепцию и включить ее в основной перечень индикаторов, влияющих на экономическую безопасность в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL LABOUR MIGRATION AS THE INDICATOR OF E

The estimation of economic safety of the country allows defining qualitative potential of a society, feature of use of manpower, efficiency of investments into their development. For this purpose, it is important to establish its criteria and indicators. For the ground moment there is a set of opinions of various scientists concerning the basic indicators of economic safety of the country, but nobody has given proper attention to such indicator as external labor migration. We offer to consider the given concept and to include it in the basic list of indicators influencing economic safety as a whole.

Текст научной работы на тему «Внешняя трудовая миграция как индикатор экономической безопасности России»

ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Н. В. ДЕМЕНТЬЕВ

Оценка экономической безопасности страны позволяет определить качественный потенциал общества, особенности использования трудовых ресурсов, продуктивность инвестиций в их развитие. Для этого, важно установить ее критерии и показатели (индикаторы).

На данный момент существует множество мнений различных ученых по поводу основных индикаторов экономической безопасности страны, но никто не уделил должного внимания такому показателю как внешняя трудовая миграция. Нами предлагается рассмотреть данную концепцию и включить ее в основной перечень индикаторов, влияющих на экономическую безопасность в целом.

Ключевые слова: экономическая безопасность, индикатор, критерий, экономика, миграция.

Социально ориентированная экономическая система - это, прежде всего, эффективно функционирующий рыночный механизм, обеспечивающий стабильное, устойчивое и безопасное ее развитие.

Оценка экономической безопасности страны позволяет определить качественный потенциал общества, особенности использования трудовых ресурсов, продуктивность инвестиций в их развитие.

Говоря об экономической безопасности, важно установить ее критерии - «это тот признак, на основе которого оценивается факт, определение, классификация, мерило» [8]. Выделение критериев дает точку отсчета при установлении фактического состояния признаков и проявлений предмета изучений, анализируя которые, можно установить степень его соответствия потребностям и интересам общества.

Необходимо учитывать, что критерии отличаются от показателей. Первые позволяют представить качественную характеристику признака, а вторые раскрывают меру, количественные параметры соответствующих признаков, граней, т. е. его количественную характеристику [1].

Неоднозначность процессов, происходящих в хозяйственном комплексе, его сложная структура, разнообразие компонентов не позволяют определить универсальный критерий экономической безопасности страны. Поэтому выделяют несколько критериев, раскрывающих различные аспекты функционирования системы и в совокупности позволяющих получить комплексное представление о ее безопасности. К таковым относят:

- критерии общей безопасности страны (отражают состояние системы в целом и являются обобщающими);

- критерии экономической безопасности (отражают совокупный экономический результат, который получает общество);

- критерии достижения социального эффекта (отражают совокупный результат, который получает общество при рациональном функционировании всех подсистем, правильного согласования их активности и взаимодействия с закономерностями развития, потребностями и интересами общества) [6].

В механизме обеспечения экономической безопасности государства также можно выделить и основные индикаторы, на основе которых строится индикативный анализ, суть которого - выявить положительные тенденции изменения показателей экономической безопасности, их интегрированности в обеспечении социально-экономической стабильности государства и его национально-государственных интересов.

Индикаторами экономической безопасности являются нормативные характеристики и показатели, которые отвечают следующим свойствам:

- они в количественной форме отражают угрозы экономической безопасности государства;

- обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мер в сфере экономической политики;

- выполняют функции индикаторов не отдельно друг от друга, а лишь в совокупности, то есть они взаимодействуют между собой в достаточно сильной степени [5].

Следует отметить, что для функционирования системы экономической безопасности государства именно третье свойство является самым важным. Взаимодействие индикаторов существует всегда, но только при определенных условиях нарастания силы опасности оно выходит за определенные границы, приобретает экстремальный характер и становится очевидным. Накопление информации о численных параметрах такого взаимодействия необходимо для определения социально-экономических последствий принимаемых макроэкономических решений, оценки значимости тех или иных угроз экономической безопасности государства [2].

В настоящее время для целей анализа экономической безопасности Центр финансово-банковских исследований института экономики (ИЭ) РАН выделяет 150 показателей, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны и отвечающих вышеперечисленным требованиям. Вместе с тем при мониторинге угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики необходимо выявить критические «болевые точки», выход за пределы которых грозит разрушительными процессами. Следовательно, из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности.

Таким образом, пороговые значения экономической безопасности государства - это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны [5].

Перечень пороговых значений может включать в себя большое число количественных индикаторов [11], значительно различающихся между собой по содержанию и методам расчетов. Вместе с тем необходимо отобрать достаточно ограниченный перечень пороговых значений, способных в то же время достаточно полно отразить состояние экономики с позиции экономической безопасности.

Первоначально этот перечень основывался на списке параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности, сформулированном в Государственной стратегии экономической безопасности [9], и включал 50 показателей, сгруппированных следующим образом: показатели, отражающие способность экономики к устойчивому развитию, показатели устойчивости финансовой системы, показатели социальной сферы, показатели внешней торговли и внешнеэкономической деятельности.

Также широкое распространение получил комплекс индикаторов экономической безопасности, подготовленный С. Ю. Глазьевым. Ключевые параметры экономической безопасности в этом комплексе связаны с динамикой производства, состоянием бюджета и государственного долга [3].

Однако, по критическому мнению А. Илларионова, этот перечень индикаторов не мог быть использован для анализа проблем экономической безопасности ни с теоретической, ни с практической точки зрения, поскольку [4]:

- в соответствии с предложенными пороговыми значениями все страны мира должны быть отнесены к разряду экономически небезопасных;

- фактические данные о состоянии российской экономики и российского общества в значительной степени фальсифицированы;

- полученный рейтинг России относит ее к группе наиболее благополучных стран с точки зрения экономической безопасности (российские показатели удовлетворяют 7 критериям из 20), т. е. ситуация в нашей стране в 1996 г. оказалась лучше, чем примерно в 70 % стран мира.

А. Илларионов предложил другой комплекс индикаторов, характеризующих состояние экономической безопасности (опасности). По его мнению, использование официально установленных пороговых значений индикаторов нуждается в сопоставлении текущих результатов исходя из динамики условий в национальной и мировой экономике. Важнейшим фактором, в значительной степени предопределяющим многие экономические и социальные показатели страны, он выделил уровень экономического развития, определяемый, как правило, величиной производимого ВВП на душу населения, его приростом или падением. Именно экономический рост, характеризуемый величиной темпов прироста (падения) ВВП на душу населения, а также основные направления экономической политики государства, стали ориентиром в выборе индикаторов экономической безопасности. Подход к выбору был очевиден - те направления экономической поли-

тики государства, которые оказывают существенное влияние на темпы экономического роста, становятся определяющими факторами экономической безопасности, а количественные характеристики государственной деятельности - индикаторами экономической безопасности.

Сопоставление этих показателей со среднемировыми или с данными о состоянии экономики определенных стран используется при выборе путей реализации экономической политики в целях обеспечения экономической безопасности государства. Усиление активности государства, как правило, ведет к снижению темпов экономического роста, а, следовательно, и к снижению уровня экономической безопасности страны. Обеспечение более высокого уровня экономической безопасности возможно лишь при сокращении масштабов вмешательства государства в экономическую жизнь. По мнению автора этой системы, преодоление экономического кризиса возможно лишь на пути последовательной либерализации экономической жизни. «Рецепт лечения» российской экономики - это снижение бремени государства путем [4] радикального сокращение государственных расходов, обеспечение бездефицитного бюджета, достижение его профицита, отказ от новых заимствований как внутренних, так и внешних, прекращение наращивания государственного долга, переход к выплате его основной части, завершение приватизации оставшихся государственных предприятий, приватизация государственных обязательств, проведение жесткой денежной политики, обеспечение стабильности национальной валюты, снижения до полной ликвидации импортных таможенных пошлин, масштабного дерегулирования экономической деятельности.

В классификации Е. А. Олейникова [10] выделяются общие базовые макроэкономические показатели, частные производственные, частные социальные показатели. Общие макроэкономические показатели включают наиболее значимые взаимозависимые и специфические параметры рыночной экономики, которые дают наиболее полную характеристику состояния экономики в целом.

По мнению Т. Маглакелидзе [7], в число показателей экономической безопасности должны входить:

а) показатели уровня и динамики экономического роста: объем и величины прироста валового внутреннего продукта, валового национального продукта, национального дохода, располагаемого дохода, валового и чистого накопления;

б) показатели природно-ресурсного и научно-технологического потенциала: уровень внутренней обеспеченности ресурсами и их качество; эффективность использования ресурсов; технологическое обеспечение перехода от преимущественного использования невоспроизводимых природных ресурсов к преимущественному использованию воспроизводимых природных ресурсов. Эти показатели определяют не только нынешнее состояние экономики, но и возможности ее развития в будущем;

в) показатели, по которым можно судить об устойчивости развития экономики: уровень и темпы инфляции; уровень безработицы; степень стабильности национальной валюты; размеры валютных резервов; степень плюрализма форм собственности и уровень правовой защищенности; масштаб дефицита бюджета; эффективность и гибкость налогового механизма; характер и степень вовлеченности страны в международные экономические отношения; размер государственного долга (как внутреннего, так и внешнего): сальдо торгового и платежного баланса страны; масштабы теневой экономики;

г) показатели социальной ориентированности экономики: доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в общей численности населения; соотношение минимальной зарплаты и прожиточного минимума; доля оплаты труда в общих доходах населения; доля населения, проживающего в зонах природных катастроф и экологического загрязнения, в общей численности населения; доля расходов на социальные программы в национальном продукте; доля тяжких преступлений в общем количестве преступлений; доля раскрытых преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений.

Рассмотрев взгляды различных ученых по поводу основных индикаторов экономической безопасности, выявляем наличие большого количества показателей влияющих на экономическую безопасность страны. Все они, конечно же значимы и верны, но на наш взгляд система предложенная Т. Маглакелидзе имеет более полный упорядоченный вид, но и она требует определенных дополнений.

Нами предлагается рассматривать внешнюю трудовую миграцию как один из индикаторов экономической безопасности страны.

Во-первых, трудовая миграция имеет количественную характеристику, следовательно поддается мониторингу. Количественная составляющая влияет на уровень отклонения экономической безопасности от ее оптимальных параметров. На-

пример, избыточное количество мигрантов на определенной территории ведет к:

- политической и социальной дестабилизации;

- сужению доступа к жилью и социальным услугам;

- возникает ситуация безработицы на соответствующем региональном рынке труда;

- социальной дифференциации населения;

- маргинализации новой его части и еще большего ухудшения положения групп, уже оттесненных на обочину социальной жизни.

- формированию групп обособленных от местного населения, которые не поддаются правовому регулированию, что в результате:

а) может привести к межэтническим напряжениям и конфликтам;

б) как правило, основным источником дохода данных диаспор является участие в наркобизнесе, контрабанде, торговле оружием, угоне транспортных средств, отмывании «грязных денег», финансовых мошенничествах, организации проституции, торговля людьми и др., а это очень негативно отражается на экономической безопасности страны в целом.

В то же время оптимальный приток мигрантов благотворно влияет на экономику в целом.

Во-вторых, изменение показателей внешней трудовой миграции, ведет к изменению показателей других индикаторов, таких как:

- формирование ВВП;

- уровень занятости;

- уровень безработицы;

- производительность труда;

- уровень оплаты труда;

- уровень цен на региональных рынках труда;

- налоговую составляющую;

- уровень преступлений;

- уровень цен на товары и услуги в конкретном регионе;

- девиантное поведение;

- влияние на общие социальные показатели;

- влияние на общие демографические показатели и т. д.

Таким образом, можно отметить взаимодействие трудовой миграции со многими индикаторами между собой. По нашему мнению, внешняя трудовая миграция является интегрирующим фактором во взаимодействии индикаторов и ее можно считать показателем (индикатором) экономической безопасности.

Литература

1. Атаманчук Г. В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 2007. С. 309.

2. Ворона-Сливинская Л., Лобанов М. В. Проблемы выбора индикаторов экономической безопасности государства и определение их пороговых значений // Проблемы управления рисками в техносфере. 2009. № 4. С. 96-100.

3. Глазьев С. Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный рефор-мационный курс // Российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 3-19.

4. Илларионов А. И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 35-58.

5. Колосов А. В. Экономическая безопасность хозяйственных систем: учебник. М., 2001.

6. Лапшин В. Ю. «Средний» класс как индикатор экономической безопасности страны // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 3. С. 123-127.

7. Маглакелидзе Т. О задачах и критериях обеспечения экономической безопасности // Общество и экономика. 2001. № 1. С. 110.

8. Марков М. Технология и эффективность социального управления: пер с бол. М., 1982. С. 204.

9. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 29 апр. 1996 г. № 608. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru

10. Олейников Е. А. Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность). М., 1997. С. 51-55.

11. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник. Изд. 2-е. М., 2005.

* * *

EXTERNAL LABOUR MIGRATION AS THE

INDICATOR OF ETONOMIC SAFETY OF RUSSIA

N. V. Dementyev

The estimation of economic safety of the country allows defining qualitative potential of a society, feature of use of manpower, efficiency of investments into their development. For this purpose, it is important to establish its criteria and indicators. For the ground moment there is a set of opinions of various scientists concerning the basic indicators of economic safety of the country, but nobody has given proper attention to such indicator as external labor migration. We offer to consider the given concept and to include it in the basic list of indicators influencing economic safety as a whole.

Key words: economic safety, indicator, criterion, economy, migration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.