Научная статья на тему 'Экономическая эффективность внешней трудовой миграции'

Экономическая эффективность внешней трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC EFFICIENCY / ИММИГРА-ЦИЯ / IMMIGRATION / ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / EXTERNAL LABOR MIGRATION / ВВП / GDP / ВЫВОЗ КАПИТАЛА / CAPITAL EXPORT / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIME / ИММИ-ГРАЦИОННАЯ ЕМКОСТЬ / IMMIGRATION CAPACITY / УРОВЕНЬ ИММИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ / LEVEL OF IMMIGRATION FLOWS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кинасова Е.Д.

В статье приведена методика определения экономической эффективности внешней трудовой миграции (иммиграции) на основе экономико-математического модели-рования, с учетом индикативной системы экономической безопасности. Автором разработана методика определения общего влияния иммиграции на экономику и экономическую безопасность России, предложены: совокупный индикатор «имми-грационная емкость экономики принимающего государства» и индикатор «уровень иммиграционных потоков».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic efficiency of external labor migration

The paper provides a methodology for determining the economic efficiency of external labor migration (immigration) on the basis of economic and mathematical modeling, taking into account the indicative system of economic security. The author has developed a meth-odology for determining the overall impact of immigration on the economy and economic security of Russia, proposed: a cumulative indicator of the "immigration capacity of the economy of the receiving state", and an indicator "the level of immigration flows".

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность внешней трудовой миграции»

Вестник Института экономики Российской академии наук

5/2017

Е.Д. КИНАСОВА кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита НОУ ВО «Московская Академия Экономики и Права»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

В статье приведена методика определения экономической эффективности внешней трудовой миграции (иммиграции) на основе экономико-математического моделирования, с учетом индикативной системы экономической безопасности. Автором разработана методика определения общего влияния иммиграции на экономику и экономическую безопасность России, предложены: совокупный индикатор «иммиграционная емкость экономики принимающего государства» и индикатор «уровень иммиграционных потоков».

Ключевые слова: экономическая безопасность, экономическая эффективность, иммиграция, внешняя трудовая миграция, ВВП, вывоз капитала, безработица, преступность, иммиграционная емкость, уровень иммиграционных потоков.

1БЬ: Е17, Е24, Е27, Б22, Б24, 111.

Изменение парадигмы развития национальных хозяйств и происходящий процесс глобализации обусловливают новые тенденции трансформации всей мировой экономической системы за последние десятилетия, неотъемлемой частью которых являются процессы миграции.

Исследование вопросов эффективности экономической иммиграции является важнейшей составляющей анализа социально-экономического развития России и имеет огромное значение для реализации целенаправленной государственной политики в рассматриваемой сфере. По нашему мнению, основную проблематику данного исследования целесообразно рассматривать через взаимосвязь экономической эффективности внешней трудовой миграции и ее влияния на состояние экономической безопасности принимающего государства.

Данное исследование раскрывает не только фактическую экономическую эффективность внешней трудовой миграции, но и предлагает методику ее определения, что является существенным вкладом в изучаемое явление.

1. Методика определения состояния экономики принимающего государства под воздействием внешней трудовой миграции (иммиграции)

Рост экономики государства характеризуется системой результирующих макроэкономических показателей (индикаторов), отражающих состояние национальной экономики. Именно макроэкономические показатели системы национальных счетов характеризуют уровень экономической безопасности страны и ее благосостояние. Раскрывая вопрос влияния процесса иммиграции на российскую экономику, необходимо определить те показатели, на которые иммиграция напрямую или косвенно влияет. В качестве индикаторов экономической безопасности нами были использованы показатели, отражающие тенденции изменения выбранных индикаторов экономической безопасности, т. е. отношение показателей экономической безопасности в динамике (см. табл. 1).

Таблица 1

Выбранные индикаторы экономической безопасности

*

и их пороговые значения

Наименование пороговых значений экономической безопасности Уровень пороговых значений

Уровень роста ВВП по сравнению с предыдущим периодом, % 100

Уровень роста ВВП на душу населения, % 100

Уровень безработицы по методологии МОТ, % 7

Уровень преступности (число преступлений на 100 тыс. населения), тыс. 3

Уровень вывоза капитала, % к ВВП 2

Дефицит федерального бюджета, % ВВП 0,5

* Подробное обоснование выбранных критериев изложено в диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: Кинасова Е.Д. Иммиграция и экономическая безопасность России: см. [5, с. 68-82].

Бесспорно, одним из основных макроэкономических показателей, оценивающих результаты экономической деятельности, является валовой внутренний продукт (ВВП).

Иммигранты на территории Российской Федерации в большинстве своем участвуют в производственном процессе, тем самым влияя на уровень ВВП.

В то же время стоит заметить, что одними из главных показателей, от которых зависит ВВП, являются капитал, численность экономически активного населения, производительность труда. На протяжении

2000-х годов численность экономически активного населения росла за счет вступления в трудоспособный возраст людей, родившихся еще в СССР в 80-е. Но начиная с 2010 г. в трудоспособный возраст вступают те, кто родился в 90-е. А в этот период в стране уровень рождаемости был очень низок. По данным Минэкономразвития, через 3 года численность экономически активного населения сократится на миллион, а населения в трудоспособном возрасте - на 3 миллиона [6]. Учитывая тенденцию, можно предположить, что через 15 лет экономически активное население в России сократится почти на четверть. При этом стоит отметить неизбежность данного процесса, т. к. при очень малой скорости роста производительности труда, несмотря на попытки ее увеличения путем «модернизации» экономики, единственным выходом из данной ситуации останется привлечение иммигрантов.

Однако при изучении иммиграционных процессов необходимо обратить особое внимание на уровень безработицы среди самих иностранных граждан в России. Безработные иммигранты не производят товар, не осуществляют вклад в ВВП страны. А так как в России не предусмотрены выплаты пособий по безработице иммигрантам, то иностранные граждане, не имеющие работы и постоянного источника дохода, лишившиеся средств к существованию, вовлекаются в преступную деятельность и создают дополнительную угрозу экономической безопасности государства. Поэтому в нашем исследовании мы поставили задачу определить степень влияния иммиграции на ВВП и связанные с ним показатели - ВВП на душу населения, уровень безработицы и преступности, для чего методами статистического анализа было доказано существование взаимосвязи между ними.

Полученные нами статистические данные были систематизированы по методу группировки, используя в качестве группировочного признака:

• для ВВП - численность иностранных граждан, так как ВВП является показателем абсолютным;

• для ВВП на душу населения, уровня безработицы и преступности - «плотность иммиграции»1, так как данные показатели являются относительными.

На рис. 1 и 2 представлены результаты сводки по группировочным признакам. На рис. 2 отображены показатели в сравнении с аналогичным показателем при плотности иммигрантов менее 50 иммигрантов на 1000 коренного населения.

1

«Плотность иммиграции» - термин, введенный автором, определяется на основе расчетов по данным внутренней статистической отчетности ФМС России (на период исследования) как отношение количества иммигрантов к числу коренного населения (в динамике и по федеральным округам). Подробнее: см. [5, с. 109-110].

30000,0 25000,0

менее 1500 1500-3000 3000-4500

иммигранты (тыс. человек)

Рис. 1. Зависимость ВВП/ВРП от численности иностранных граждан.

более 4500

10

о С

од

-й-

менее 50

50-100

100-130

130-200

200-250 □

-4

более 250

ВВП/ВРП на душу нас. □ Безработица

Преступность

Рис. 2. Зависимость относительных показателей от плотности иммиграции.

Из данных графиков следует, что при увеличении плотности иммиграции показатель ВВП/ВРП на душу населения увеличивается пропорционально увеличению показателя плотности иммиграции. Общий уровень безработицы, наоборот, уменьшается с увеличением плотности иммигрантов. В то же время наблюдаются незначительные изменения показателя уровня преступности в зависимости от увеличения плотности иммиграции.

С помощью методов корреляционного и регрессионного анализа автором выявлено наличие зависимости между показателями иммиграционных потоков и значениями показателей экономической безопасности2. Так, о взаимосвязи численности иммигрантов и ВВП/ВРП свидетельствует высокое значение коэффициента корреляции, равное 0,97, о взаимосвязи плотности иммигрантов и ВВП/ВРП на душу насе-

2 Выполнялся статистический анализ приращений указанных показателей. Подробнее: см. [5, с. 112-115].

ления свидетельствует значение коэффициента корреляции, равное 0,79, о взаимосвязи плотности иммигрантов и уровня безработицы коренного населения свидетельствует отрицательное значение коэффициента корреляции, равное -0,77, что в последнем случае позволяет прийти к определенному выводу об односторонности данной взаимосвязи, а именно: согласно полученным результатам, чем больше уровень иммиграционных потоков, тем меньше общий уровень безработицы. Проведенный регрессионный анализ показал значительное влияние процесса иммиграции на уровень преступности (коэффициент детерминированности данной регрессии равен 0,993).

Вместе с тем использованные для анализа данных взаимосвязей методы эконометрики и статистики обусловили необходимость поиска путей для выявления характера влияния процесса иммиграции на состояние экономической безопасности, что было выражено через функции от переменной количества иммигрантов, дающих в качестве результата показатели состояния экономической безопасности под воздействием иммиграции.

Далее остановимся на функциях по каждому из вышеуказанных показателей экономической безопасности.

1.1. Так, функция, характеризующая зависимость показателей ВВП от численности иммигрантов, выражена следующей предложенной автором3 формулой:

Y (M, t) = p( t) (( (t) + M x kpm x (1 - u)), (1)

где: Y - ВВП; p(t) - функция производительности труда коренного населения от времени t; ^(t) - численность занятого коренного населения; М - численность иммигрантов; - коэффициент, равный отношению производительности труда коренного жителя и иммигранта; (1-u) - доля занятых среди иммигрантов4.

Основой является предложенный коэффициент k^m. Его разработка является результатом сравнения производительности труда коренного населения и иммигрантов, что является фундаментальной основой векторов развития рынков труда - национального и иностранных трудовых ресурсов. Таким образом, в настоящий момент это позволяет прийти к обоснованному выводу о дезинтеграции рынков труда и необходимости в будущем их интегрировать, что означает сдвиг самой парадигмы рынка труда.

Проведенные расчеты (ф. 1) и сравнительный анализ показали совпадение их результатов с реальными показателями ВВП в период

3 См. [1, с. 86].

4 Методика расчета показателей производительности и доли занятых среди иммигрантов подробно изложена в: [5, с. 128].

с 2000 г. по 2006 г. (см. рис. 3). Наибольшая разница между теоретическими и фактическими значениями ВВП приходится на периоды сильного воздействия иных факторов: цены на нефть в 2006-2008 гг. и мирового экономического кризиса.

Рис. 3. Сравнение фактического и теоретического уровня ВВП.

Проведенное исследование [1, с. 81-90] позволяет прийти к выводам о значительном влиянии иммиграционных потоков на ВВП страны-реципиента, наличии определенной зависимости между количественными показателями иммиграции и ВВП.

Одними из наиболее весомых показателей экономической безопасности Российской Федерации являются уровень вывоза капитала и дефицит бюджета.

Ежегодно иммигранты из стран СНГ вывозят из России свыше 10 млрд долл. Отсутствие механизмов мониторинга в этой сфере и бесконтрольный характер данного явления служат фундаментом для роста и прогрессирования угроз экономической безопасности государства по данному показателю.

1.2. Расчет масштабов утечки капитала из России в зависимости от деятельности иммигрантов следует производить через функцию, характеризующую взаимосвязь показателей вывоза капитала и численности иммигрантов, выраженную следующей формулой5:

К(М) = £срктоМ(1 - и), (2)

где: t - средняя длительность пребывания иммигрантов в России, в месяцах; к - доля зарплаты иммигрантов, отправляемая за границу; ю - заработная плата иностранных работников с учетом роста; М -количество иммигрантов; (1-и) - доля занятых среди иммигрантов.

5 См,: [5, с. 130].

Как показали проведенные расчеты (ф. 2), в 2016 г. иммигрантами было вывезено (переведено) за пределы Российской Федерации 1,55 трлн руб., что составило 1,8 % от ВВП. Процесс иммиграции затрагивает как расходные, так и доходные статьи бюджета Российской Федерации. Формулы, характеризующие зависимость показателей дефицита бюджета от показателей иммиграции, представлены через анализ бюджетных доходов и расходов в рассматриваемой сфере в следующем виде6:

Доходы:7

В = ВММ + ВЕ(1 - и)М, (3)

где В - доходы бюджета Российской Федерации, Вм - средняя сумма, поступающая в бюджет Российской Федерации от одного мигранта, сложенная из пошлин и прочих платежей; М - численность иммигрантов; Ве - средняя сумма, поступающая в бюджет Российской Федерации от одного занятого иммигранта; (1-и) - доля занятых среди иммигрантов.

Расходы:8

Я = ВЯ х М, (4)

где Я - расходы бюджета Российской Федерации, Вк - средняя сумма израсходованных на одного иммигранта средств бюджета Российской Федерации; М - численность иммигрантов.

Вклад в бюджет будет положительным при любом количестве иммигрантов и будет вычисляться по (ф. 5)9 как:

У(М) = В - Я, (5)

где V - вклад иммигрантов в структуру бюджета; В - доходы бюджета Российской Федерации; Я - расходы бюджета Российской Федерации.

1.3. Влияние численности иммигрантов на уровень преступности.

Исследование данного влияния было проведено нами методом регрессионного анализа. Этот статистический метод исследования позволяет описать влияние одной или нескольких независимых переменных на зависимую переменную, которой в рассматриваемом случае выступит количество преступлений. Цель применения данного метода заключается в определении степени детерминированности вариации числа преступлений. В свою очередь это позволит, с опре-

6 См.

7 См.

8 См.

9 См.

[5, с. 136-140]. [5, с. 138]. [5, с. 139]. [5, с. 139].

деленной долей вероятности, прогнозировать уровень преступности в зависимости от масштабов миграции в России.

Таким образом, формула, характеризующая зависимость показателей преступности от численности иммигрантов, предложена на основе проведения регрессионного анализа данных о численности населения в трудоспособном возрасте, численности занятых в экономике и лиц без постоянного источника дохода, численности иммигрантов, а также о количестве преступлений за период 2005-2015 гг. в виде следующей линейной функции10:

где Р(М) - количество преступлений, -0,0386 - частный коэффициент корреляции количества преступлений и численности занятого населения, Х1 - численность занятых в экономике страны, 0,239 - частный коэффициент корреляции количества преступлений и численности лиц без постоянного источника доходов, Х2 - численность населения без постоянного источника дохода, 0,087 - частный коэффициент корреляции количества преступлений и численности иммигрантов, Х3 -численность иммигрантов. При этом коэффициент детерминированности данной регрессии равен 0,993.

Данная регрессия может служить инструментом совершенствования механизма прогнозирования уровня преступности в России в зависимости от количества иммигрантов.

Влияние иммиграции на уровень преступности существенно, однако более значимым является влияние количества граждан Российской Федерации без постоянного источника дохода. При этом отсутствуют основания полагать, что иммиграция является фактором, «выталкивающим» в криминогенную среду представителей коренного населения.

Результаты проведенного исследования позволяют прийти к выводу, что иммиграция положительно сказывается на таких показателях экономической безопасности, как ВВП, ВВП на душу населения и дефицит бюджета. и негативно сказывается на уровне оттока капитала и уровне преступности. Одновременно с этим на зависимость ВВП страны и ВВП на душу населения от количества иммигрантов оказывает влияние предельная полезность иностранных граждан, выраженная в уровне безработицы среди них.

10 См.: [2, с. 102].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р(М) = -0,0386Х1 + 0,239Х2 + 0,087Х;

(6)

2. Рынок труда и методика выявления безработицы среди иммигрантов

Характеристика рынка труда иммигрантов и некоторых процессов, происходящих внутри данного рынка, была раскрыта автором на основе ДМП-модели, адаптированной применительно к изучаемым процессам для выявления выходного параметра данной модели - показателя уровня безработицы среди иммигрантов, оказывающего существенное влияние на экономическую безопасность страны-реципиента. Как уже было изложено выше, занятость иммигрантов на территории принимающего государства приобретает в современных условиях особую важность, равно как и не менее важным является разработка механизма контроля за занятостью среди иностранных граждан.

Многими статистическими исследованиями были выявлены показатели незначительной безработицы среди иностранных граждан, однако данные результаты были получены при недостаточно значительном количестве иммигрантов. Например, большое количество иммигрантов в Германии уже давно привело к тому факту, что уровень безработицы среди них в этой стране выше, чем у коренных жителей.

Иностранные граждане на территории Российской Федерации образовали собственный рынок труда под влиянием таких факторов, как: социальная нетерпимость к иммигрантам, деятельность диаспор, значительность теневого сектора в экономике. В этой связи не только иммигрантам практически невозможно заменить гражданина России на его рабочем месте, но и коренным жителям непросто устроиться на рабочие места, которые потенциально по уровню заработной платы и иным характеристикам предназначены для иммигрантов.

Для выявления уровня безработицы иммигрантов (и) необходимо использовать экономические модели, описывающие процессы трудоустройства на рынке труда. В качестве основной экономической модели рынка труда иммигрантов была использована ДМП-модель, приведенная в исследованиях зарубежных ученых П. Даймонда, Д. Мортен-сена и К. Писсаридеса.

Адаптированное автором на основе ДМП-модели в общем случае уравнение определения уровня безработицы представлено (ф. 7)11 как:

где - число заключения новых трудовых договоров за определенный период времени, б - экзогенный показатель скорости увольнения работника, характеризующий количество расторгнутых трудовых

11 См.: [4, с. 221].

ш1 = бМ(1 - и),

(7)

договоров за определенный период времени, М - численность всех иммигрантов, (1 - и) - доля занятых иммигрантов.

С учетом того, что М(1 - и) = Е, где Е - количество занятых иммигрантов, данная формула была преобразована в следующую12:

ц ■ (М - Е)в ■ (V - Е)1-в = Е (8)

где ¡л - численный постоянный коэффициент, определяемый эмпирически и зависящий от длины изучаемого периода времени, М - численность всех иммигрантов, Е - количество занятых иммигрантов, в -коэффициент характеризующий положение работника (численное выражение его влияния на работодателя - от 0 до 1), V - число вакансий для иммигрантов, б - экзогенный показатель скорости увольнения работника, характеризующий количество расторгнутых трудовых договоров за определенный период времени.

На основании ДМП-модели были выявлены процессы, происходящие на рынке труда иммигрантов при изменении их численности, в том числе изменение показателя уровня безработицы среди иностранных граждан, оказывающего существенное влияние на экономическую безопасность страны-реципиента. Так, зависимость показателя уровня безработицы и изменения численности иммигрантов является прямой.

Очевидна обоснованность метода применения данной модели при разрешении вопросов и практических задач в области труда и занятости иностранных граждан на территории Российской Федерации. Так, методом экономического моделирования можно прогнозировать количество прибывающих иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности и в смежных целях в определенные периоды времени, и, меняя параметры применяемой ДМП-модели, регулировать их численность. Данная модель позволяет обосновать нахождение иммигрантов на рынке труда и сократить среди них долю нелегальных.

3. Индикатор «иммиграционная емкость экономики принимающего государства»

Одним из критериев достижения экономической эффективности внешней трудовой миграции для принимающего государства является вопрос об экономической целесообразности нахождения на территории России иммигрантов, рассматриваемой в контексте экономической безопасности.

Данное обстоятельство обусловило необходимость выработки механизма определения оптимального и порогового значений численности иммигрантов для экономики Российской Федерации.

12 Там же.

Остановимся на положении о выборе оптимального количества иммигрантов для экономики страны-реципиента, разработанном нами на основании полученных ранее результатов: так как невозможно, меняя значения численности иммигрантов, «улучшить» выбранные показатели экономической безопасности (при повышении числа иммигрантов «улучшается» показатель ВВП, но «ухудшается» показатель преступности), приходится решать, какое значение численности иммигрантов необходимо для наилучшего состояния экономической системы.

Для определения оптимального количества иммигрантов необходимо использование совокупного индикатора иммиграционной емкости экономики принимающего государства (далее - совокупный индикатор), объединяющего все представленные выше показатели и описывающего состояние экономики через показатели экономической безопасности.

Данный совокупный индикатор выражает способность экономики «принять» определенное количество иммигрантов, т. е. пребывание на территории принимающего государства иммигрантов в количестве большем, чем выявляет максимальное значение совокупного индикатора, является нецелесообразным, так как в таком случае экономическая выгода от нахождения на территории страны иностранных граждан нивелируется либо поглощается негативными последствиями и возрастающим уровнем угроз экономической безопасности.

Совокупный индикатор обладает унифицированным свойством и позволяет соизмерить и обеспечить эффективность экономики в условиях, когда имеет место одновременное воздействие негативных факторов (рост показателей вывоза капитала и уровня преступности) и благоприятствующих (рост ВВП и ВВП на душу населения), и определяет такое количество иммигрантов, необходимых России в целом, максимальное значение которого является критерием достижения оптимального состояния экономической системы под воздействием иммиграции, что, в свою очередь, определяет возможность выбора данного количества иностранных граждан для экономики страны-реципиента с учетом объективно существующих угроз.

В общем виде совокупный индикатор представляет собой функцию зависимости объединенных показателей экономической безопасности от показателя численности иммигрантов, максимальное значение которой является критерием достижения оптимального состояния экономической системы под воздействием иммиграции.

Оптимальное значение численности иммигрантов было определено путем поиска максимума совокупного индикатора с учетом предложенных коэффициентов, характеризующих критерии важности для экономической безопасности страны. При определении формулы совокупного индикатора была учтена разнородная природа и масштабы показателей экономической безопасности.

Формула совокупного индикатора представлена в следующем

где: I (М) - совокупный индикатор; 0,15 - коэффициент важности показателей ВВП и дефицита бюджета; У(М) - значение функции ВВП при М иммигрантах; У' - значение ВВП предыдущего периода; У(М) - вклад в бюджет Российской Федерации М иммигрантов; 52 - масштабный коэффициент; 0,2 - коэффициент важности уровня преступности; Р(М) -количество преступлений при М мигрантах; 0,5 - масштабный коэффициент; Рс - среднее число преступлений в России; 0,25 - коэффициент важности показателей вывоза капитала и ВВП на душу населения; К(М) -объем вывезенного М иммигрантами капитала; 2,22 - масштабный коэффициент; у(М) - показатель ВВП на душу населения при М иммигрантах; у' - показатель ВВП на душу населения предыдущего периода.

Каждый из показателей, включенный в (ф. 9) необходимо рассматривать отдельно, определяя согласно (ф. 1), (ф. 2), (ф. 3) и (ф. 6) пороговые значения численности иммигрантов, при которых выбранные индикаторы экономической безопасности находятся в пределах своих допустимых значений.

Рассмотрим подробнее пороговые значения численности иммигрантов для каждого из выбранных показателей экономической безопасности. Так, пороговые значения численности иммигрантов для ВВП установлены на основании решения (ф. 1) и составляют: для 2012 г. - не менее 8 900 000 иммигрантов (или не менее 62 иммигрантов на 1000 жителей коренного населения); для 2013 г. - не менее 5 600 000 иммигрантов; для 2014 г. - не менее 2 900 000 иммигрантов. На основе проведенных расчетов было определено необходимое количество иностранных граждан для 5%-ного роста ВВП и приведен соответствующий прогноз (см. рис. 4).

Вклад иммигрантов в экономику России в предыдущие периоды и прогнозируемый ВВП, созданный только гражданами Российской Федерации, рассчитан с учетом сохранившегося уровня роста производительности труда и падающей численности трудоспособного населения.

Пороговые значения численности иммигрантов для показателя уровня преступности установлены на основании решения (ф. 6).

13 См.: [3, с. 58-60].

(9)

Рис. 4. Прогноз динамики показателя ВВП, созданного гражданами Российской Федерации и иммигрантами.

Функция зависимости количества преступлений от показателей численности различных групп населения может служить средством для обоснования порогового значения численности иммигрантов на территории Российской Федерации, исходя из влияния иммиграционных потоков на уровень преступности. Для уровня преступности существует пороговое значение в 5000 преступлений на 100 тыс. населения (так для России пороговым числом преступлений будет 7 млн преступлений, а для Москвы - 575 тыс. преступлений). Данные пороговые значения для России достигают при исключительно «теоретических» 65 млн иммигрантов, а для Москвы - при вполне вероятных 4,2 млн иммигрантов. Если пороговое значение в 65 млн иммигрантов не носит практического характера, так как при нем, очевидно, изменится уровень их занятости, а значит и увеличится уровень вовлечения иностранных граждан в криминальные процессы, то пороговое значение для Москвы является актуальным - в некоторые периоды численность иммигрантов в Москве приближалась к значению 3 млн человек, что значительно влияло на уровень преступности.

Пороговые значения численности иммигрантов для показателя уровня вывоза капитала установлены исходя из расчетов по (ф. 2). Пороговым значением для уровня вывоза капитала является 2% от ВВП. Выявленное предельное количество иммигрантов для обеспечения уровня вывозимого капитала менее 2% от ВВП значительно меньше, чем необходимое для обеспечения 5%-роста экономики. Такое количество иммигрантов способно обеспечить средний рост ВВП только на 3,8%.

Показатель дефицита бюджета страны для расчета порогового значения иммигрантов не применяется, в связи с тем что они в целом приносят бюджету доходы.

Определение оптимального значения численности иммигрантов производится путем поиска максимума совокупного индикатора по (ф. 9) и объединяет в себе все показатели экономической безопасности, с учетом предложенных коэффициентов «масштаба» и коэффициентов критериев важности.

Например, оптимальное количество иммигрантов определено для 2012 г. и составляет 23 млн иностранных граждан, в то же время данное значение больше порогового значения по показателю уровня вывоза капитала. Совокупный индикатор описывает состояние экономики через показатели экономической безопасности. Его практическое использование предоставляет возможность выбора оптимального количества иммигрантов для экономической системы страны-реципиента.

При этом, согласно результатам вычислений по (ф. 9) и анализу изменения общего состояния экономики страны под влиянием иммиграции (количества иммигрантов), чем большее значение принимает данный совокупный индикатор, тем благоприятнее состояние экономической системы, без учета пороговых значений индикаторов экономической безопасности.

Приведенные выше результаты исследования свидетельствуют о значительном влиянии иммиграции на экономическую безопасность.

Таким образом, на основании предложенных формул зависимости индикаторов от численности иммигрантов и совокупного индикатора, были получены результаты - пороговые и оптимальные значения численности иностранных граждан для России.

При соблюдении пороговых значений численности иммигрантов пороговые значения самих индикаторов экономической безопасности принимающего государства не превышаются. Однако неограниченные в количественных параметрах иммиграционные потоки создают условия для дестабилизации экономической системы: превышаются предельные значения важных индикаторов экономической безопасности, вследствие чего возникают соответствующие угрозы в виде повышения уровня преступности и увеличения оттока капитала. При этом проведенное нами исследование позволяет прийти к выводу об отсутствии однозначного негативного влияния иммиграции на другие выбранные индикаторы экономической безопасности (ВВП, ВВП на душу населения, дефицит бюджета) и создания соответствующих угроз. Более того, для таких показателей, как дефицит бюджета, ВВП, ВВП на душу населения, влияние иммиграции является в целом положительным.

4. Индикатор «уровень иммиграционных потоков»

Процесс иммиграции, рассматриваемый как межгосударственное движение рабочей силы, является элементом институциональной

Рис. 5. Совокупный индикатор иммиграционной емкости экономики принимающего государства.

структуры рынка труда. Одновременно рынок труда, осуществляемого иностранными гражданами, является неотъемлемой составляющей экономики принимающего государства, а также важнейшей компонентой одного из классических факторов производства, в связи с чем сделаны выводы о влиянии иммиграции не только на отдельные взаимосвязанные составляющие институциональной структуры рынка труда, но и на институциональную среду в целом.

Следует отметить, что на количество иммигрантов в первую очередь влияют законы рынка труда. Так, на предложение рабочей силы (количество иммигрантов) влияние оказывают спрос на труд (количество вакантных рабочих мест) и цена на труд (средняя заработная плата по региону).

Таким образом, регулируя среднюю заработную плату (увеличение или снижение налоговой базы) и количество вакантных рабочих мест (запрет заниматься определенными видами деятельности иностранным гражданам), можно, даже с учетом наличия «нелегального» рынка, оказывать влияние на численность иммигрантов в стране или регионе.

Проведенное исследование позволило прийти к выводам о наличии факторов, способствующих в будущем частичной интеграции рынков труда иностранных работников и коренного населения.

В условиях острой демографической ситуации в стране привлечение иностранных граждан имеет важное значение не только в целях восстановления количественной составляющей экономически активного населения, но и играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы на стадиях ее формирования, распределения, обмена и использования.

Иммиграция в настоящее время является важнейшим ресурсом, способствующим развитию глобализации и укрепления мирохозяйственных связей. Поэтому стоит говорить о роли иммиграции как

людском ресурсе развития экономики принимающего государства, имеющем стратегическое назначение.

На основании изложенного, а также в связи с объективной необходимостью регулирования процесса иммиграции автором было предложено включить в индикативную систему экономической безопасности еще одну составляющую - индикатор «уровень иммиграционных потоков» - и установить для него пороговые значения, при соблюдении которых иммиграция выступает как ресурс экономической безопасности. При этом иммиграция только тогда является людским ресурсом экономической безопасности страны-реципиента, когда пороговые значения предлагаемого индикатора экономической безопасности -уровня иммиграционных потоков - не превышены.

Иммиграция как ресурс экономической безопасности страны-реципиента должна учитываться при составлении баланса трудовых ресурсов страны в процессе формирования экономически безопасной институциональной структуры рынка труда в России.

В связи с тем что влияние иммиграции на показатели экономической безопасности полярно, что выражается в положительном влиянии на ВВП и одновременно негативном влиянии на отток капитала, возникает проблема, заключающаяся в недостаточном для роста ВВП количестве иммигрантов, ограниченном необходимостью снизить отток капитала. Одними из выходов из данной ситуации могут быть меры по «удорожанию» жизни в России иммигрантов. Такими мерами могут быть повышение госпошлин и налогов.

Результаты проведенного исследования позволяют прийти к выводу, что процесс иммиграции обладает своими пороговыми значениями, превышение которых неизбежно ведет к превышению значений некоторых индикаторов экономической безопасности.

В этой связи в индикативную систему экономической безопасности включен индикатор «уровень иммиграционных потоков» и установлено пороговое для него значение (см. табл. 1).

В абсолютных показателях пороговые значения иммиграционных потоков для индикатора уровня преступности соответствует 65 млн иностранных граждан, а для индикатора уровня вывоза капитала - 16 млн иностранных граждан. Стоит учесть, что для обеспечения постоянного роста ВВП (что требует пороговое значение индикатора) достаточно текущего уровня роста производительности труда коренного населения.

Таким образом, значение иммиграции для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации несоизмеримо велико, в связи с чем необходимо признать ее процессом, влияющим на экономическую безопасность, способным быть либо фактором ее угроз, при несостоятельности мер управления, либо ее ресурсом, при обоснованном регулировании.

Таблица 1

Индикатор «Уровень иммиграционных потоков» в системе индикаторов экономической безопасности

Индикаторы экономической безопасности Пороговое значение индикаторов Соответствующее пороговое значение предлагаемого индикатора - уровня иммиграционных потоков

Уровень роста ВВП по сравнению с предыдущим периодом, % 100% Не менее 62 иммигрантов на 1000 жителей коренного населения

Уровень роста ВВП на душу населения, % 100% Не менее 62 иммигрантов на 1000 жителей коренного населения

Уровень безработицы по методологии МОТ, % 7% -

Уровень преступности (число преступлений на 100 тыс. населения), тыс. 5 Не более 500 иммигрантов на 1000 чел. коренного населения

Уровень вывоза капитала, % к ВВП 2 Не более 112 иммигрантов на 1000 чел. коренного населения

Дефицит федерального бюджета, % ВВП 0,5 -

Уровень иммиграционных потоков (иностранных граждан на 1000 чел. коренного населения) Не более 112 иммигрантов на 1000 чел. коренного населения

Предложенная методика расчета позволяет адекватно рассчитать экономическую эффективность внешней трудовой миграции (иммиграции), а также дает общее представление о необходимости использования иностранной рабочей силы в экономике России.

Данная методика предполагает возможность внесения в нее корректив, в случае смещения целей экономического развития, изменением коэффициентов в функции совокупного индикатора экономической безопасности. Проблему дефицита трудовых ресурсов, которая начинает проявляться уже сейчас и достигнет своего максимума через 20 лет, позволит решить вопрос о привлечении иностранных граждан в количестве, определенном с помощью вышеизложенной методики, при соблюдении баланса между положительными последствиями иммиграции, такими как прирост ВВП, и негативными, такими как рост преступности и отток капитала.

Результаты, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы при разработке фундаментальных основ методологии и совершенствовании методики оценки экономической эффективности внешней трудовой миграции и ее влияния на экономическую безопасность России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кинасова Е.Д. Методика оценки влияния иммиграции на ВВП страны-реципиента // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 81-90.

2. Кинасова Е.Д. Методика оценки влияния иммиграции на уровень преступности в России в целях обеспечения экономической безопасности // Интеграл. 2012. № 1 (63). С. 101-103.

3. Кинасова Е.Д. Иммиграция как ресурс стратегического назначения и экономической безопасности России // Интеграл. 2012. № 3(65).

4. Казиахмедов Г.М., Кинасова Е.Д. Некоторые аспекты влияния иммиграции на рынок труда // Сборник выступлений и докладов. II Социальный форум «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития». М., 2012. С. 220-222.

5. Кинасова Е.Д. Иммиграция и экономическая безопасность России / диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Кина-сова Е.Д. М., 2013.

6. Численность экономически активного населения РФ к 2020 году сократится на 1 млн человек // ТАСС, 20.05.2017. tass.ru/ekonomika/

E.D. KINASOVA

PhD in economics, associate professor of the Department of finance and credit of Moscow

academy of economics and law, Moscow, Russia

kinasova@mail.ru

ECONOMIC EFFICIENCY OF EXTERNAL LABOR MIGRATION

The paper provides a methodology for determining the economic efficiency of external labor migration (immigration) on the basis of economic and mathematical modeling, taking into account the indicative system of economic security. The author has developed a methodology for determining the overall impact of immigration on the economy and economic security of Russia, proposed: a cumulative indicator of the "immigration capacity of the economy of the receiving state", and an indicator "the level of immigration flows".

Keywords: economic security, economic efficiency, immigration, external labor migration, GDP, capital export, unemployment, crime, immigration capacity, level of immigration flows. JEL: E17, E24, E27, F22, F24, J11.

С. 58-60.

4286883.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.