Научная статья на тему 'Особенности внешнего влияния процесса миграции и обеспечение экономической безопасности принимающего государства'

Особенности внешнего влияния процесса миграции и обеспечение экономической безопасности принимающего государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ / ДИАСПОРЫ / РЫНОК ТРУДА / ВЫВОЗ КАПИТАЛА / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / INTERNATIONAL MIGRATION / DIASPORA / LABOUR MARKET / EXPORT OF CAPITAL / THREAT TO ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казиахмедов Г. М., Шишков Г. Б., Кинасова Е. Д.

В данной статье авторы привели основные факторы влияния процесса иммиграции на экономическую безопасность, в том числе, последствия распада СССР, смена сущности и приобретение качественно иной характеристики процессов внешней миграции, широкая экономическая активность диаспор на территории государства, смена государственной миграционной политики и подхода к вопросам влияния внешней миграции на экономическую безопасность государства. В целях определения последствий, авторами были исследованы и выявлены угрозы экономической безопасности, возникающие под влиянием внешней миграции, вместе с тем, данное исследование позволило прийти к важным выводам о положительных аспектах влияния иммиграции на экономику принимающего государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITY OF THE MIGRATION’S EXTERNAL INFLUENCE AND ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF THE RECEIVING STATE

In this article, the author has the main influence factors, including the result of the disintegration of the USSR, the change of the entity of international migration and obtaining of a other characteristics of the processes, broad economic activities of diasporas in the host state, a change of state migration policy and approach to the issues of international migration affecting the economic security of the host state. Investigation of the topic under consideration allows to conclude that the influence factors and effects can be expressed as a causation between the emergence of this fact and the result in the form of threats to economic security. In order to determine the impact, the author has investigated and identified the threats to economic security, emerging under the influence of international migration.

Текст научной работы на тему «Особенности внешнего влияния процесса миграции и обеспечение экономической безопасности принимающего государства»

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО ВЛИЯНИЯ ПРОЦЕССА МИГРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИНИМАЮЩЕГО ГОСУДАРСТВА

Г.М. Казиахмедов,

доктор экономических наук, профессор Московского университета МВД России Научая специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: voin-o@yandex.ru;

Г.Б. Шишков,

кандидат технических наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова;

Е.Д. Кинасова,

соискатель кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России, инспектор по особым поручениям нормативно-правового отдела Правового управления ФМС России Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: kinasova@mail.ru

Аннотация. В данной статье авторы привели основные факторы влияния процесса иммиграции на экономическую безопасность, в том числе, последствия распада СССР, смена сущности и приобретение качественно иной характеристики процессов внешней миграции, широкая экономическая активность диаспор на территории государства, смена государственной миграционной политики и подхода к вопросам влияния внешней миграции на экономическую безопасность государства. В целях определения последствий, авторами были исследованы и выявлены угрозы экономической безопасности, возникающие под влиянием внешней миграции, вместе с тем, данное исследование позволило прийти к важным выводам о положительных аспектах влияния иммиграции на экономику принимающего государства.

Ключевые слова: внешняя миграция, диаспоры, рынок труда, вывоз капитала, угрозы экономической безопасности

PECULIARITY OF THE MIGRATION'S EXTERNAL INFLUENCE AND ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF THE RECEIVING STATE

G.M. Kaziakhmedov,

doctor of economics, professor of the Ministry of Internal Affairs

Moscow university of Russia G.B. Shishkov, candidate technical science, the professor of chair of economy of work and human resource management of the Russian economic university of a name of G.V. Plehanova

E.D. Kinasova, the competitor of chair of economic safety and economy of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the inspector under special commissions of is standard-legal department of Legal department FMS of Russia

Annotation. In this article, the author has the main influence factors, including the result of the disintegration of the USSR, the change of the entity of international migration and obtaining of a other characteristics of the processes, broad economic activities of diasporas in the host state, a change of state migration policy and approach to the issues of international migration affecting the economic security of the host state. Investigation of the topic under consideration allows to conclude that the influence factors and effects can be expressed as a causation between the emergence of this fact and the result in the form of threats to economic security. In order to determine the impact, the author has investigated and identified the threats to economic security, emerging under the influence of international migration.

Keywords: international migration, diaspora, labour market, export of capital, threat to economic security

В целях выявления факторов влияния миграции на экономическую безопасность, представляется целесообразным обратиться к первопричинам рассматриваемого явления.

По мнению авторов, одним из важнейших факторов влияния, а равно и его первопричиной, являются те политические и социальные и экономические перемены, которые произошли в России за последние 20 лет: последствия распада СССР, смена политического режима, переход к рыночной экономике и др. В свою очередь, эти перемены явились причиной развития особенностей миграционных процессов в Российской Федерации в том виде, в котором они существуют сейчас.

В период существования СССР основные миграционные процессы, которые наблюдаются сейчас носили внутригосударственный характер и именовались межреспубликанскими.

Главная особенность указанного фактора заключается в том, что межреспубликанская миграция после распада СССР мгновенно преобразовалась в массовую межгосударственную миграцию.

Как следствие этого явления, перед государством возникли новые соответствующие задачи, требующие разрешения в изменившихся политических и социально-экономических условиях.

Эти и другие сложности, связанные с иммиграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики, которая выразилась в разработке и принятии соответствующих нормативно-правовых актов и принятых в их развитие подзаконных актах, направленных на регулирование процессов внешней миграции населения в новых политических и социально-экономических условиях.

В постсоветский период миграционные процессы можно охарактеризовать возросшей динамикой, однотипностью направления и структурой (в основном странами исхода иммигрантов являются страны — бывшие союзные республики).

Оценки исследователей относительно влияния миграции на различные аспекты социально-экономической жизни страны являются неоднозначными, поскольку, с одной стороны, существуют определенные положительные проявления, которые входят

в основу государственной миграционной политики и учитываются при ее реализации, однако, наряду с этим, чрезмерная, в ее количественном выражении, иммиграция порождает больше негативных последствий, становясь угрозой национальной безопасности страны.

Поимо изложенного, в целях исследования факторов влияния, представляется целесообразным обратиться к положениям Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N° 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (далее — Стратегия), а также к уже утратившей силу Концепции национальной безопасности Российской Федерации, которая была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, в последующей редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 (далее — Концепция).

Концепция в редакции от 17 декабря 1997 года содержит следующие утверждения относительно влияния миграции на безопасность, как таковую:

«К числу факторов, усиливающих угрозу нарастания национализма, национального и регионального сепаратизма, относятся массовая миграция и неуправляемый характер воспроизводства рабочей силы в ряде регионов страны. Основными причинами этого являются последствия распада СССР на национально-территориальные формирования, провалы национальной и экономической политики как в России, так и в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, распространение и эскалация конфликтных ситуаций на национально-этнической почве».

Таким образом, миграция была официально признана явлением, имеющим отношение к национальной безопасности.

В тексте Концепции в редакции от 10 января 2000 года указано, что «Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов».

В тексте Стратегии уже не содержится однозначных утверждений о взаимосвязи миграции с усилением экстремизма, этносепаратизма и т.п. Стратегия преподносит в качестве угрозы национальной безопасности только незаконную миграцию, без явного указания на ее последствия, в то время как Концепция указывала именно на неконтролируемый характер миграции, как угрозы безопасности государства. В целом же анализ Стратегии показывает, что в отличие от ранее действовавшей Концепции, на сегодняшний момент только сохранение условий для незаконной миграции вызывает указанные в Стратегии последствия в виде угроз национальной безопасности в экономической сфере, а также нерациональная организация миграционных потоков как угроза качеству жизни российских граждан.

Как видно, национализм, политический и религиозный экстремизм, этносепаратизм и условия для возникновения конфликтов теперь не являются последствиями, создаваемыми вообще какой-либо миграцией (незаконной или неконтролируемой).

Однако, на основе изучения рассматриваемой проблематики и фактологического материала, можно прийти к выводу, что взаимосвязь факторов влияния и последствий представляет собой причинно-следственную связь между первопричинами возникновения данного явления и создаваемыми угрозами экономической безопасности.

В истории изучения миграции и различных ее аспектов существуют различные подходы как к самому явлению миграции, так и влиянию его на экономику. Среди них наиболее применимым в рамах настоящей темы является экономический подход.

Это, пожалуй, наиболее всесторонний подход к изучению миграции населения, объединяющий значительное количество теорий, концепций, направлений на протяжении нескольких столетий. Такие авторы как Т. Ман, Ж.-Б. Кольбер, А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс, Д. Кейнс, Б. Томас, Дж. Беккер, К. Тэйлор, Дж. Саймон, неоднократно в своих исследованиях обращались к проблематике влияния миграционных процессов на экономическую систему. Чтобы представить, насколько разнообразны и многогранны экономические аспекты миграции, целесообразно обратиться к результатам различных исследований. Среди российских авторов, которые исследовали экономические аспекты миграции можно назвать Л.А. Абалкина, Г.С. Витковскую, Ж.А. Зайончковскую, В.Г. Костакова, Л.Л. Рыба-ковского, А.В. Топилина. Основными положениями их исследований являются следующие. Во-первых, миграция предстает как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения. Во-вторых, она является своеобразным катализато-

ром перераспределения трудовых ресурсов в зависимости от уровня их квалификации. В третьих, она стимулирует конкуренцию на рынке рабочей силы, способствуя тем самым качественному изменению этой силы в соответствии с потребностями общества. В конечном счете, можно резюмировать, что о каких бы видах миграционного движения не шла речь, большинство их обусловлено экономической необходимостью получения средств к существованию и в той или иной мере связано с рынком труда. Но последнее вовсе не означает, что все эти виды миграционного движения являются непосредственно предметом экономической науки; таковой по мнению Кузьмина А.И. становится только экономическая миграция и, прежде всего, миграция рабочей силы1.

Можно заметить, что основные выводы в данном случае касаются вопроса о взаимосвязи миграции и ее влияния на рынок труда, в то время как в действительности же существуют и многие другие аспекты миграции, влияющие на экономическую систему.

Далее рассмотрим наиболее концептуальные основы влияния иммиграции на экономическую безопасность.

По нашему мнению, значительное влияние на экономическую безопасность оказывает деятельность диаспор в сфере экономики, которые образуются вследствие иммиграции, и, следовательно, являются неотъемлемой частью внешней миграции.

Роль диаспор в экономической сфере, как считают исследователи в данной области2, непропорционально значима по сравнению с их величиной. Диаспора является достаточно долговременной общностью. Как субъект она может быть связана с процессом миграции, ассимиляцией, этнической трансформацией и разного рода иными этническими и социальными процессами.

В самом широком смысле Диаспора (греч. 5шолора, «рассеяние») — часть этноса, живущая вне исторической родины и имеющая социально-экономические институты для поддержания и развития своей общности.

Активное влияние диаспор на экономику принимающей страны является уже закономерностью. Данное утверждение объясняется следующими факторами.

Специфические трудовые навыки, присущие представителям диаспоры и отсутствующие у представителей окружающей внешней среды;

Владение диаспорой непропорционально большой долей денежного капитала и собственностью других видов;

Особенности социально-демографической структуры диаспор;

Корпоративность диаспоры как преимущество в экономической деятельности.

Рассмотрим подробнее каждый из приведенных факторов. Специфические трудовые навыки и род экономической деятельности могут быть связаны с конкретными этнокультурными особенностями, носителями которых являются члены диаспор. Но эта закономерность не универсальна.

Диаспоры, как считает С.В.Стрельченко, могут владеть непропорционально большой долей денежного капитала и собственностью других видов. Это дает возможность дальнейшей концентрации собственности и ведет к усилению позиций диаспор в различных отраслях экономики.

Торговые диаспоры занимаются не только торговлей, но и организацией производства. Поэтому их вернее будет назвать в наше время «торгово-производственными».

Социально-демографическая структура диаспор как предпосылка к лидерству в экономике также признаётся одной из важнейших причин увеличенной роли диаспор в экономических процессах. В потоке мигрантов преобладают мужчины трудоспособного возраста, как правило, энергичные и предприимчивые. Таким образом, мигранты экономически более активны в сравнении со средними характеристиками исходной общности.

Корпоративность диаспоры наряду с остальными причинами также считается преимуществом в экономической деятельности. В то время как большая часть индивидуумов окружающего социума социально атомизирована, представители диаспор используют преимущество корпоративности. Она проявляется во взаимопомощи, которую члены диаспоры оказывают друг другу: при адаптации вновь прибывших, включая трудоустройство, льготные финансовые ссуды, предпочтения при деловых контактах и т.д.

Указанная многоплановость создает возможность лоббирования экономических интересов диаспоры.

По мнению Витковской Г. и Панарина С., применительно к России наиболее значимыми представляются следующие создаваемые внешней миграцией угрозы:

1. Миграции способны нанести серьезный ущерб региональным рынкам, созданному ранее в том или ином регионе экономическому и трудовому потенциалу.

2. По причине вызываемого ими сокращения внутреннего спроса межрегиональные миграции могут также усугубить спад производства в отдельных секторах экономики.

3. Чрезмерная концентрация мигрантов в пределах конкретной территории чревата быстрым и рез-

ким обострением проблемы безработицы на соответствующем региональном рынке труда.

4. Из-за того, что некоторая, нередко значительная часть мигрантов не может найти работу или работает не по специальности, реальной становится угроза утраты или нерационального использования квалификационного потенциала мигрантов, возникает также угроза снижения их мотивации к труду.

5. Так как труд определенных категорий иммигрантов используется в теневой экономике, а часть мигрантов-торговцев из стран СНГ и нелегальных мигрантов из дальнего зарубежья прямо вовлекаются в противоправную деятельность, налицо угроза дальнейшей криминализации российской экономики под влиянием миграции.

6. В той мере, в какой внешняя миграция сопровождается вывозом и переводом капитала за рубеж, она может угрожать внешнеэкономическим и финансовым позициям страны.

По нашему мнению, вышеназванные выводы исследователей относительно угроз экономической безопасности, возникающих под влиянием внешней миграции, частично верны, однако некоторые из них, в частности о влиянии на безработицу, являются гипотетическими и требуют дополнительного обоснования. Также вполне возможно, что при более детальном исследовании вышеназванные выводы могут быть опровергнуты.

Следует отметить, что незанятые мигранты зачастую прибегают к незаконным способам добывания средств к существованию, чем способствуют к усилению криминогенной обстановки.

Во время экономического кризиса, в 2009 году преступность среди иностранных граждан, прежде всего выходцев из СНГ возросла. За 9 месяцев 2009 года иностранцами совершено около 47 тыс. преступлений, и это 3,6 % от числа всех преступлений, зарегистрированных в России за указанный период3.

Мигранты, в основном из стран СНГ, совершили в 2008 году 54 тысячи преступлений. Более половины — 30 тысяч зарегистрированы в Центральном федеральном округе, а каждое третье — 16, 5 тысячи в Москве.

При этом, большинство преступлений совершалось незанятыми мигрантами.

Рост преступности среди нелегальных мигрантов составил 134 процента4.

Таким образом, проблема преступности среди иммигрантов во многом обусловлена их незанятостью. В этой связи основной превентивной мерой в данном направлении может служить обеспечение занятости прибывающих иммигрантов и регулярный мониторинг рынка труда иммигрантов, так как безработица среди них ведет к негативным последствиям.

Одновременно, мы полагаем, что к указанным Г.Витковской и С.Панариным угрозам следует добавить следующие:

- эмиграция научно-технических кадров на протяжении не одного десятилетия и в условиях ее масштабности создает угрозу деградации научно-технического потенциала;

- к доводу об угрозе финансовым позициям страны, следует отметить, что именно нелегальная иммиграция является экономическим бременем для налогоплательщиков. Нелегальные иммигранты и их работодатели не уплачивают налоги. Экономический ущерб, причиненный России нелегальной иммиграцией в виде неуплаты налогов, составляет более 8 миллиардов долларов5. Что касается экономического ущерба, наносимого иммиграцией России путем неконтролируемого вывода денежных средств из страны, в подтверждение правильности данного вывода целесообразно привести следующие данные. Согласно исследованию Всемирного банка, в 2006 году иностранными гражданами было отправлено из России в страны своего исхода 11,4 миллиардов долларов, а 2008 год стал рекордным по размеру валютного трафика за границу: 13,31 миллиардов долларов, из них 12, 61 млрд. долл. — в страны СНГ. По нашему мнению, в данном случае угрозу экономической безопасности создают не столько сами переводы денежных средств иностранными работниками за границу, сколько именно неконтролируемый со стороны государства характер этого явления. Возможно, с разрешением в будущем данной проблемы и только после этого, возможно будет найти способы предотвращения неконтролируемого вывода иностранными работниками за рубеж денежных средств из России;

- привлекаемая иностранная рабочая сила, приезжающая в Россию преимущественно из стран СНГ и Китая, обладает низким профессионально-квалификационным уровнем, вследствие чего, конечный продукт, производимый ими на территории России, будет неконкурентоспособен. Кроме того, труд мигрантов не обладает потенциалом научно-технического развития отраслей, и, учитывая то обстоятельство, что наиболее богатые потенциалом умы покидают Россию в целях поиска лучших условий оплаты своего умственного труда, можно прийти к выводу о замедлении темпов инновационного развития экономики. Аналогично этому, отток трудовых ресурсов с территорий выбытия может усугубить спад производства в отдельных отраслях экономики;

- чрезмерное скопление иммигрантов в городах, создает угрозу в сфере труда и занятости не только в виде безработицы среди самих иммигрантов.

В основном из-за такой концентрации иммигрантов, противоречие между спросом и предложением труда разрешается таким образом, что происходит полное замещение многих профессий иностранными работниками, вследствие чего у коренного, в особенности молодого, населения может отсутствовать мотивация к получению образования и трудоустройству по этим профессиям.

В этой связи следует отметить, что в последнее время, вследствие активного привлечения к труду иностранных работников, произошло искусственное удешевление многих профессий, в частности, строительных специальностей, и как следствие этого явления, упоминаемая потеря привлекательности этих профессий для молодого коренного населения страны.

Таким образом, некоторые последствия влияния процессов внешней миграции на экономическую безопасность и создаваемые угрозы возникли под воздействием факторов в виде распада СССР, смены государственной миграционной политики и подхода к рассматриваемому явлению, и, как следствие, образования качественно иной характеристики ввиду того что изложенные проблемы представляют собой несколько иную сущность с точки зрения теории и практики движения миграционных потоков.

На основании исследованного материала авторы справедливо приходят к выводу, что приведенные в статье виды последствий влияния могут создавать угрозы экономической безопасности. Однако, следует отметить, что внешняя миграция, в частности иммиграция, обладает рядом положительных особенностей, и те угрозы экономической безопасности, которые являются в сущности объективной реальностью, нивелируются объемом положительного влияния иммиграции на развитие экономики страны в целом.

1 Кузьмин А.И. Курс лекций «Основы демографии». Лекция 12-Миграция населения.

2 Стрельченко С.В. Диаспора как субъект социально-экономических процессов (Социально-философский анализ наиболее общих тенденций в прошлом и настоящем)//«Энергия», 2006 г., № 7. С. 66.

3 Данные с публикации на сайте агентства экономической информации «Прайм-Тасс» http://www.prime-tass.ru/

4 «Российская газета» — Федеральный выпуск №4927 (103) от 9 июня 2009 г.

5 Данные с публикации от 19 октября 2009 года на сайте http:// news.km.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.