Научная статья на тему 'Внедрение инноваций в туризме'

Внедрение инноваций в туризме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепкина О. И.

В статье рассматриваются проблемы развития культурного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение инноваций в туризме»

Литература

1. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: учебное пособие для вузов / Д.И. Кокурин, И.П. Николаева, В.М. Шепелёв, Г.Д. Ковалёв; под ред. д. э. н., проф. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 318 с.

2. Коноплёв С.П. Инновационный менеджмент: учебное пособие / С.П. Коноплёв. - М.: ТК Велби: Проспект, 2007. - 128 с.

3. Les Plates-Formes d'Initiative Lócale: Un outil au service du developement local durable // http: // www. fir. asso. fr / outil. asp.

4. Bolko von Otinger. Strategic Management. WHU (Wissenschaftliche Hochschule für Unternehmensführung, Koblenz, Germany), Spring 2006.

5. Ralf Moldenhauer. Krisenbewaltigung in der New Economy. - Wiesbaden: Gabler, 2004.

6. Раевский С.В., Третьяков А.Г. Инвестиционная активность в регионе: монография / С.В. Раевский, А.Г. Третьяков. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. - 158 с.

7. Иванов И.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / И.А. Иванов. - Ростов н/Д.: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2001. - 288 с.

8. Watkins Alfred J. Science, technology and innovation: capacity building for sustainable growth and poverty reduction / edited by Alfred Watkins, Michael Ehst. - Washington: World Bank, cop. 2008.

9. Science & Engineering Indicators. - 2006. NSB. Wash. D. C. - P. 4-11.

10.Spotlight Bio Valley, Nature- international weekly journal of science // http: // www. nature. com / nature jobs / spotlight / bio valley.

11.Стратегическая инициатива «Инновационная Америка» // Человек и труд. - 2009. - № 2. - С. 59-64.

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ТУРИЗМЕ

Щепкина О.И.

Воронежский институт высоких технологий г. Воронеж, Россия

В статье рассматриваются проблемы развития культурного туризма.

Культурный туризм получил широкое распространение во второй половине XX в., когда многие развитые страны перешли от индустриального к постиндустриальному обществу, одной из особенностей которого является значительное расширение доступа к культурным благам. Расширению культурного туризма в наше время способствуют развитие транспортных линий, межрегиональные и международные культурные контакты, становление и совершенствование индустрии туризма в нашей стране.

В течение последних десяти лет в России наблюдается стремительное развитие гостиничного бизнеса. В крупные города приходят международные отельеры, растет число маленьких частных отелей, реконструируются старые советские гостиницы. Правда, количественный рост далеко не всегда сопровождается одновременным повышением качества обслуживания и уровня сервиса. Гостиничное хозяйство- наиболее динамично развивающаяся отрасль сферы обслуживания, приносящая многомиллионные прибыли в масштабах национальных экономик многих государств, -гостиничный бизнес. Как часть туристического бизнеса, гостиничный бизнес несет в себе огромный потенциал развития и для российского рынка. Он является системообразующей отраслью, создающей сложный комплекс финансово-хозяйственных отношений между хозяйствующими субъектами различного направления.

Экономическая и политическая ситуация в России стабилизировалась и страна стоит на пороге серьезного инвестиционного подъема. Сфера туризма и гостиничного хозяйства пока ещё не стала объектом пристального внимания крупного капитала, хотя первые сигналы об этом уже прозвучали. В тоже время в банковском и финансовом секторе скопился большой навес рублевых и валютных средств, не задействованных в реальной экономике и требующий своей ниши приложения, что позволяет привлечь заимствования под реально невысокие проценты, имеющие тенденцию к снижению на фоне нестабильности мировых валютных рынков. Наличие большого количества неприватизированных гостиниц (54 %), то есть не имеющих эффективного собственника от-

крывает широкие возможности для успешной реализации проектов по формированию национальных гостиничных цепей.

Наиболее перспективным направлением представляется создание центров культурной, научной, просветительской, туристической деятельности на базе археологических, этнографических, архитектурных, природно-ландшафтных (а в оптимальном варианте комплексных) музеев под открытым небом. Богатый опыт создания таких объектов накоплен в зарубежных странах (Флево в Голландии, Лейр в Дании, Батсер-Хилл в Англии, Дюппель в ФРГ, Памунки в США). В последние годы музеефицированные комплексы начали создаваться и в России (Костенки в Воронежской, Аркаим в Челябинской областях и др.). Такие центры, по сути, представляют собой новую модель деятельности культурных институтов регионов с практически неограниченными ресурсами и возможностями. На их базе может быть создана принципиально новая для многих регионов сфера отдыха и развлечений.

Гостиничное хозяйство России развивалось по другим, отличным от западных, законам в условиях плановой экономики, поэтому в России до перестройки не получили широкого развития некоторые виды гостиниц, широко распространённые на Западе. Так в СССР официально не было гостиниц типа В&В, клубных гостиниц, апартаментов длительного проживания, практически не было мотелей и отелей при дорогах С другой стороны была широко распространена такая форма предприятия гостиничного типа, как общежитие - 807 предприятий в РФ , относящиеся к категории некатегорийных. Кроме собственно гоетииичных предприятий в СССР а, в последующем и в России, существовали и существуют санаторно-курортные организации и организации отдыха (4795 единиц, около 760 тыс. мест) к которым относят :

• санатории и пансионаты с лечением -1231 единиц, 301 тыс. мест;

• санатории-профилактории - 1161,107 тыс. мест;

• дома и пансионаты отдыха- 387,91 тыс. мест;

• базы отдыха - 1819, 227 тыс. мест;

• туристические базы - 173, 32 тыс. мест.

Однако с началом перестройки и, в особенности в конце 90-х годов 20-го века вместе со всей экономикой начал перестраиваться и гостиничный сектор индустрии туризма, перенимая у развитых стран их опыт и всевозможные способы ведения гостиничного бизнеса.

По данным Госкомстата России в гостиничном секторе России на данный момент насчитывается 4120 предприятий гостиничного типа, из них только 3306 являются настоящими гостиницами, остальные - общежития, мотели и кемпинги.

Реальный гостиничный фонд может быть оценен приблизительно в 50 тыс. номеров по всей России. Всего же суммарная общероссийская потребность оценивается в 500-600 тыс. номеров. Как мы видим существует колоссальный разрыв между спросом на качественные средства размещения и их предложением4. Ёмкость рынка более, чем десятикратна. Не каждая отрасль Российской экономики может предложить инвесторам такой потенциал роста.

Из существующих 3306 гостиниц только 23 имеют категорию 5*(в Москве - 8; Санкт-Петербурге - 3); 64 гостиницы - категории 4*; 211 - 3*; 185 - 2*, остальные не сертифицированы. Средств размещения с номерами без удобств имеют наибольшую долю имеют в гостиничном секторе Сибирского (31,8 %) и Дальневосточного (28,8 %) федеральных округов. Однако при этом Дальний Восток занимает второе место после Центрального по количеству 5-ти звездных гостиниц -там их 6.

По формам собственности: 576 гостиниц - это собственность государства; в муниципальной собственности находятся 1211 гостиниц; в частной собственности - 880; смешанной российской собственности - 517; совместная российская и иностранная собственность - 114; чисто иностранная собственность - 8.

Загрузка у российских гостиниц также неравномерна и колеблется от 30 % в Южном федеральном округе до 73 % в Москве. При этом среднегодовой коэффициент загрузки гостиниц по России составляет 42 % . Так среднегодовая заполняемость московских гостиниц в 2002 г. в зависимости от сегмента колебалась от 67 до 80 %, что значительно выше среднемирового уровня, отели Санкт-Петербурга могут похвастать загрузкой 61 % : от 43,9% в «Прибалтийской», до 73,25 % в «Рэдиссон САС Ройал Отель».

Как часть туристического бизнеса, гостиничный бизнес несет в себе огромный потенциал развития и для российского рынка. Он является системообразующей отраслью, создающей слож-

ный комплекс финансово-хозяйственных отношений между хозяйствующими субъектами различного направления. Фактором отсутствия очередей в российские гостиницы является не достаточное их количество, а высокая цена обслуживания. Однако цена гостиничного обслуживания не может быть ниже суммы объективных стоимостных составляющих, если заведение претендует на солидный статус. Поэтому в качестве методов поддержания стабильности бизнеса начинают выступать технологии информационного воздействия на потребителей. На основании всего этого были сделаны следующие выводы: индустрия гостеприимства это мощная система хозяйства, как страны, так и региона в целом, важная доходная составляющая экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.