Научная статья на тему 'Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности и развития кадрового потенциала в сфере науки, техники и высоких технологий'

Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности и развития кадрового потенциала в сфере науки, техники и высоких технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеркунов С. А.

В работе представлен заслуживающий интереса опыт Франции, ФРГ, Испании, Японии и США по государственному регулированию инновационной деятельности, организации подготовки кадров науки и инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности и развития кадрового потенциала в сфере науки, техники и высоких технологий»

Тем не менее в долгосрочной перспективе такая технология приведет (в силу того, что способ передачи информации будет становиться все доступнее) к увеличению количества телевизионных каналов (открытие новых мультиплексов). Но увеличение количества каналов коммуникации не приводит к увеличению разнообразия содержания (контента).

Соответственно, процессы дигитализации отечественного телевидения будут происходить в рамках тенденции усиления информационного отчуждения личности, которое можно преодолеть только через понимание социально-гносеологической природы коммуникационного процесса формирования личности в современном мире.

Литература

1. Маркс К. Философские рукописи 1844 года // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.42, стр. 41174.

2. Пескин А. Е., Смирнов А. В. Цифровое телевидение. От теории к практике. - М., 2005.

3. Смирнов А. В. Основы цифрового телевидения. - М., 2001.

4. Шайхутдинова С.К. Информационное общество и «ситуация человека»: Эволюция феномена отчуждения. - Казань, 2004.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СФЕРЕ НАУКИ, ТЕХНИКИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Шеркунов С.А.

ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет» г. Владимир, Россия

В работе представлен заслуживающий интереса опыт Франции, ФРГ, Испании, Японии и США по государственному регулированию инновационной деятельности, организации подготовки кадров науки и инноваций.

Одним из основных сдерживающих факторов развития инновационной деятельности в нашей стране является недостаточно активная роль государства в инновационном процессе. Это выражается, главным образом, в отсутствии сложившейся системы управления инновационной деятельностью, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

По убеждению Д.И. Кокурина, И.П. Николаевой, В.М. Шепелёва и Г.Д. Ковалёва повышение роли государства в развитии инновационной сферы создаст надёжные предпосылки для устойчивого экономического роста в России [1, с. 4].

К функциям государственных органов по регулированию инновационной деятельности С.П. Коноплёв относит кадровое обеспечение инноваций. По справедливому замечанию С.П. Коноплёва, содержание учебных программ должно быть направлено как на развитие творческого потенциала людей, так и восприимчивости дипломированных специалистов к нововведениям [2, с. 66-67].

Передовые страны мира предъявляют все более высокие требования к уровню профессионализма и компетентности специалистов, подготовке кадров для сферы НИОКР и высоких технологий.

Определённый интерес представляет опыт Франции по созданию межотраслевых полюсов конкурентоспособности в рамках региональной инновационной системы [3].

В ФРГ, обладающей значительным инновационным потенциалом, в последнее время несколько снизились объёмы капиталовложений в новые технологии, что вызывает обеспокоенность ряда немецких учёных и специалистов в области инновационной деятельности, а также, представителей широкой общественности. В целях сохранения завоёванных позиций на рынке высоких технологий, экономисты вышли с предложением к федеральному правительству о незамедлительном принятии мер, направленных на стимулирование НИОКР. Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере науки, техники и высоких технологий, по убеждению экспертов, должно стать увеличение финансирования и совершенствование системы профессионального обучения и повышения квалификации кадров [4,5].

Правительство Испании в качестве основного стимула прибегает к субсидиям для инвестиций, осуществляемых отечественными и зарубежными фирмами в определённых регионах и секторах экономики, призванных способствовать справедливому распределению доходов по стране. Субсидии могут использоваться для покрытия расходов на подготовку кадров [6, с. 68].

Программа стратегического развития страны должна иметь значимый ориентир и отражать перспективу развития всех сфер хозяйственной деятельности. Такой ориентир имеет стратегическая программа Японии, опубликованная в 1991 году в виде прогноза технологического развития страны до 2010 года «Оценка влияния технологий будущего на промышленность и экономику Японии». Особенностью Японии является то, что государство достаточно активно участвует в управлении экономикой. Экономика этой страны «пронизана сетью стратегических правительственных планов». По мнению И.А. Иванова планово-рыночная политика правительства Японии, направленная на «постоянную инновационную деятельность», обеспечивает высокий жизненный уровень населения, рекордную продолжительность жизни и достойна изучения в нашей стране [7, с. 133].

Даже в США - стране с незыблемостью её либеральных и демократических ценностей, на самом высоком уровне приходит убеждённость в том, что в условиях нынешнего финансового и экономического кризиса возрастает роль государства в регулировании научно-технической и инновационной деятельности. В большинстве проанализированных источников говорится о необходимости поиска новых, более эффективных методов государственного регулирования в сфере науки, техники и высоких технологий [8,9,10].

Реализация инновационной стратегии США на общегосударственном и региональном уровнях осуществляется благодаря институциональной поддержке Национальной ассоциации губернаторов штатов (NGA) и Совета по повышению конкурентоспособности США в мировой экономике, членами которого являются руководители крупных предприятий, университетов и лидеры профсоюзов. В функции Совета входит выработка рекомендаций губернаторам штатов по сохранению и повышению уровня инновационной активности, применению методов стратегического планирования в управлении экономическим развитием регионов, поддержанию благоприятного климата для развития предпринимательства, обсуждение вопросов реформирования системы образования и т.д.

В США на региональном уровне положительно зарекомендовал себя опыт разработки и реализации кластерных стратегий экономического развития.

Изучая опыт США по функционированию и развитию региональных кластеров, приходим к заключению, что ключевым фактором роста и динамических изменений в инновационной сфере является состояние кадровой системы. В стратегических планах развития региональных кластеров, как правило, задействован «пул опытных и квалифицированных работников», предусмотрено развитие эффективной, ориентированной на производство, системы подготовки, переподготовки, стажировки и повышения квалификации кадров, формирование и реализация программ совершенствования профессионального уровня сотрудников [11, с. 64].

Под эгидой Национального фонда науки в США работают образовательные Центры передовых технологий, которые активно вовлекаются в инвестиционные проекты, в частности, направленные на поддержку региональных кластеров. В целях привлечения образовательных учреждений к решению вопросов развития кадрового потенциала в региональных кластерах, действует федеральная программа «Инновация рабочей силы в региональном экономическом развитии».

Изучение опыта США, Великобритании, Австралии и других стран по развитию сетей кластеров и интеграционного взаимодействия между организациями, свидетельствует о том, что очень часто фирмы устанавливают взаимосвязи с целью совершенствования системы профессионального обучения, переобучения, стажировки и повышения квалификации кадров.

К числу основных задач по формированию инновационной экономики России следует отнести совершенствование деятельности по развитию кадрового потенциала предприятий, организаций и учреждений. Значительные ресурсы государства должны быть направлены на повышение качества подготовки специалистов для работы в сфере реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий.

Литература

1. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: учебное пособие для вузов / Д.И. Кокурин, И.П. Николаева, В.М. Шепелёв, Г.Д. Ковалёв; под ред. д. э. н., проф. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 318 с.

2. Коноплёв С.П. Инновационный менеджмент: учебное пособие / С.П. Коноплёв. - М.: ТК Велби: Проспект, 2007. - 128 с.

3. Les Plates-Formes d'Initiative Lócale: Un outil au service du developement local durable // http: // www. fir. asso. fr / outil. asp.

4. Bolko von Otinger. Strategic Management. WHU (Wissenschaftliche Hochschule für Unternehmensführung, Koblenz, Germany), Spring 2006.

5. Ralf Moldenhauer. Krisenbewaltigung in der New Economy. - Wiesbaden: Gabler, 2004.

6. Раевский С.В., Третьяков А.Г. Инвестиционная активность в регионе: монография / С.В. Раевский, А.Г. Третьяков. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. - 158 с.

7. Иванов И.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / И.А. Иванов. - Ростов н/Д.: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2001. - 288 с.

8. Watkins Alfred J. Science, technology and innovation: capacity building for sustainable growth and poverty reduction / edited by Alfred Watkins, Michael Ehst. - Washington: World Bank, cop. 2008.

9. Science & Engineering Indicators. - 2006. NSB. Wash. D. C. - P. 4-11.

10.Spotlight Bio Valley, Nature- international weekly journal of science // http: // www. nature. com / nature jobs / spotlight / bio valley.

11.Стратегическая инициатива «Инновационная Америка» // Человек и труд. - 2009. - № 2. - С. 59-64.

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ТУРИЗМЕ

Щепкина О.И.

Воронежский институт высоких технологий г. Воронеж, Россия

В статье рассматриваются проблемы развития культурного туризма.

Культурный туризм получил широкое распространение во второй половине XX в., когда многие развитые страны перешли от индустриального к постиндустриальному обществу, одной из особенностей которого является значительное расширение доступа к культурным благам. Расширению культурного туризма в наше время способствуют развитие транспортных линий, межрегиональные и международные культурные контакты, становление и совершенствование индустрии туризма в нашей стране.

В течение последних десяти лет в России наблюдается стремительное развитие гостиничного бизнеса. В крупные города приходят международные отельеры, растет число маленьких частных отелей, реконструируются старые советские гостиницы. Правда, количественный рост далеко не всегда сопровождается одновременным повышением качества обслуживания и уровня сервиса. Гостиничное хозяйство- наиболее динамично развивающаяся отрасль сферы обслуживания, приносящая многомиллионные прибыли в масштабах национальных экономик многих государств, -гостиничный бизнес. Как часть туристического бизнеса, гостиничный бизнес несет в себе огромный потенциал развития и для российского рынка. Он является системообразующей отраслью, создающей сложный комплекс финансово-хозяйственных отношений между хозяйствующими субъектами различного направления.

Экономическая и политическая ситуация в России стабилизировалась и страна стоит на пороге серьезного инвестиционного подъема. Сфера туризма и гостиничного хозяйства пока ещё не стала объектом пристального внимания крупного капитала, хотя первые сигналы об этом уже прозвучали. В тоже время в банковском и финансовом секторе скопился большой навес рублевых и валютных средств, не задействованных в реальной экономике и требующий своей ниши приложения, что позволяет привлечь заимствования под реально невысокие проценты, имеющие тенденцию к снижению на фоне нестабильности мировых валютных рынков. Наличие большого количества неприватизированных гостиниц (54 %), то есть не имеющих эффективного собственника от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.