Научная статья на тему 'Гостиничная инфраструктура в Кемеровской области как фактор развития туристско-рекреационного потенциала региона'

Гостиничная инфраструктура в Кемеровской области как фактор развития туристско-рекреационного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ И РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС / СОСТОЯНИЕ ГОСТИНИЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / TOURISM AND RECREATION POTENTIAL / HOTEL COMPLEX / STATE OF HOTEL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старикова Анна Владимировна, Поликарпова Лада Александровна, Лавров Кирилл Александрович

Рассматривается инфраструктура гостиницы как фактора развития туристско-рекреационного потенциала и привлечения дополнительных ресурсов через приток туристов. Сделан вывод, что теперь в Кемеровской области есть условия для развития туристско-рекреационного потенциала в форме окружающей среды, однако гостиничная инфраструктура требует совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOTEL RESOURCES INFRASTRUCTURE IN KEMEROVO REGION AS FACTOR OF ITS TOURISM AND RECREATION POTENTIAL DEVELOPMENT

Hotel infrastructure is considered one of the factors of developing tourism and recreation potential and attracting additional resources by increasing the inflow of tourists. The author concludes that now Kemerovo region can provide environmental conditions for developing tourism and recreation potential, but hotel resources infrastructure needs to be improved.

Текст научной работы на тему «Гостиничная инфраструктура в Кемеровской области как фактор развития туристско-рекреационного потенциала региона»

УДК [640.4:379.85](571.17) ББК У9(2Рос-4Ке)

А.В. Старикова Л.А. Поликарпова К.А. Лавров

О

(N

ГОСТИНИЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Рассматривается инфраструктура гостиницы как фактора развития туристско-рекреационного потенциала и привлечения дополнительных ресурсов через приток туристов. Сделан вывод, что теперь в Кемеровской области есть условия для развития туристско-рекреационного потенциала в форме окружающей среды, однако гостиничная инфраструктура требует совершенствования.

Ключевые слова: туристический и рекреационный потенциал, гостиничный комплекс, состояние гостиничной инфраструктуры.

A.V. Starikova L.A. Polikarpova K.A. Lavrov

HOTEL RESOURCES INFRASTRUCTURE IN KEMEROVO REGION AS FACTOR OF ITS TOURISM AND RECREATION POTENTIAL

DEVELOPMENT

ssi

2sê Es = КнН H£ï н51

ОЙ"

°i<s ^ 1

Ps ü

^ n £

« P I

8s! ИН 25 о

СнО!

£м§|

E40 f ЙИ-I

Sffle

К

H

H

о

H

PQ

СО

H

Hotel infrastructure is considered one of the factors of developing tourism and recreation potential and attracting additional resources by increasing the inflow of tourists. The author concludes that now Kemerovo region can provide environmental conditions for developing tourism and recreation potential, but hotel resources infrastructure needs to be improved.

Keywords: tourism and recreation potential, hotel complex, state of hotel infrastructure.

Одномерное определение туризма, связанное, прежде всего с туристами и организацией туристских поездок в настоящее время уступает место многомерному понятию — индустрия гостеприимства, в рамках которого объединяются все родственные отрасли экономики, специализирующиеся на обслуживании людей через специализированные предприятия: отели и рестораны, транспортные компании и туристские агентства, зрелищные, спортивные, культурные, развлекательные и игорные заведения. В Этимологический термин «гостеприимство» в английском оригинале «hospitality» восходит к латинскому «hostel», откуда, собственно, происходит французское «hotel» — гостиница. Таким образом, индустрия гостеприимства ассоциируется, в первую очередь, с гостиницами и с теми, кто имеет отношение к ним. Поэтому, говоря об индустрии гостеприимства, мы имеем в виду обслуживание и сервис. Рост общего числа туристов оказал заметное воздействие на развитие инфраструктуры туризма в регионе и ее основного компонента — гостиничного сектора.

Гостиничная индустрия — это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы

© А.В. Старикова, ЛА. Поликарпова, КА. Лавров, 2011

О

«К1

2нё Яз =

§«!■

Ой"

^ 1

I

^ Л £ ё§!

« ¡г I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям. Таким образом, индустрия гостеприимства является собирательным понятием для многочисленных и разнообразных форм предпринимательства, которые специализируются на рынке услуг, связанных с приемом и обслуживанием гостей. Можно выделить четыре основных направления, ассоциирующихся с этой индустрией: размещение, общественное питание, перевозка и отдых (рекреация). Гостиничная индустрия является основой всей туристической сферы и играет ведущую роль в экономике туризма. Она включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение проживания в средствах размещения. Туристские потоки непосредственно зависят от размера этого сектора индустрии туризма, а также качества предлагаемого размещения. Средствами размещения являются любые объекты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки. В международной практике принята стандартная классификация средств размещения, разработанная специалистами Всемирной туристской организации. В соответствии с ней все средства размещения делятся на две категории: коллективные и индивидуальные, причем отнесение к тем или иным средствам размещения определяется законодательными актами и нормативными документами каждой страны. К коллективным средствам размещения относятся:

- гостиничные предприятия и аналогичные средства размещения;

- специализированные заведения;

- прочие предприятия размещения.

Гостиничное предприятие — это коллективное средство размещения, которое регулярно или иногда предоставляет туристам размещение.

Гостиницы как коллективные средства размещения, состоящие из определенного количества номеров, имеющие единое руководство, представляющие набор услуг, сгруппированные в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров можно классифицировать по следующим основаниям:

- вместимость номерного фонда;

- функциональное назначение гостиничного предприятия;

- по продолжительности работы;

- по уровню цен;

- по уровню комфорта.

В настоящее время в РФ насчитывается более 6 тыс. гостиниц, тогда как в 2004 г. их насчитывалось только 4 тыс. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тыс. В Кемеровской области в 2008 г. было зафиксировано 188 коллективных средств размещения (рис. 1). Коллективные средства размещения — гостиницы и аналогичные средства размещения (мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.) и специализированные средства размещения (санаторно-курортные организации, организации отдыха, турбазы и др.) — занимают центральное место в туристской инфраструктуре. В себестоимости туристического продукта, измеряемой затратами туристических фирм при организации туристических поездок, доля затрат по приобретению услуг сторонних организаций по размещению и проживанию составляет более 50%.

В регионе пик введения гостиниц в эксплуатацию произошел в 2006 г., когда коллективные средства размещения возросли на 23%. В последую-

щие годы динамика сошла на убыль. Стоимость услуг, оказанная гостиничными комплексами региона также демонстрирует практически трехкратный рост за рассматриваемый период, что является не следствием увеличения количества гостиниц, а подорожанием гостиничных услуг. Так, в 2005 г. увеличение товарооборота гостиниц составило практически 60% при росте самих средств размещения на 23%, что свидетельствует о том, что в регионе оказываются относительно дорогие услуги.

2008 2007 2006 2005

У

0 50 100 150 200

Рис. 1. Коллективные средства размещения в Кемеровской области,

2004-2008 гг.

«К1

Яз = Дн К

«31

I

Ой"

^ 1

I

«л*

ь ё! « ¡г I

8Н!

о

ЕнО а

£м§ц

МО I

И

н

н

о

н

м

со

Н

Тенденцией развития гостиничной инфраструктуры в регионе в последние годы стало появление малых отелей. Малые отели в гостиничном бизнесе стран Европы не только прочно заняли свою нишу, но и стали одним из ключевых элементов гостиничной индустрии. Преимущество мини-гостиниц в предоставляемой клиенту возможности выбора. Постоялец может подобрать себе отель, не только исходя из стоимости номера, набора услуг и местоположения, но и с учетом эстетических пристрастий.

Основная особенность гостиничного бизнеса малого формата — возможность создать индивидуальную атмосферу уюта и комфорта, клиент чувствует себя как дома, а такое ощущение в большой гостинице порой трудно получить даже за очень большие деньги. Малые отели позволяют оптимизировать объем предоставляемых услуг, оперативно контролировать их качество и количество, а также выбирать наиболее эффективное соотношение числа сотрудников и посетителей.

Рассматривая структуру потребляемых услуг размещенных в средствах коллективного размещения, мы видим, достаточно стабилен поток по деловому и профессиональному сегменту. Также отмечается устойчивый рост потребления услуг именно в сфере досуга, рекреации и отдыха. А вот лечение/профилактика имеет тенденцию к снижению, что объясняется слабой санаторно-курортной базой в регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В структурном отношении цели поездок в период 2004-2008 гг. представлены на рис. 2.

Основной контингент размещенных в гостиницах и прочих средствах коллективного размещения в Кемеровской области останавливается на 1-3 дня. Это означает, что по функциональному признаку, большая часть гостиниц в регионе должна быть отнесена либо к деловым, либо к рекреационным выходного дня.

Гостиницы делового назначения должны отвечать следующим условиям: месторасположение вблизи административных, культурных центров города; преобладание одноместных номеров; наличие в номере «рабочей зоны»; наличие номеров — апартаментов; наличие технического оборудования; наличие конференц-залов, центров коммуникаци-

онных технологий; наличие служб финансового обеспечения; наличие стоянок, гаражей.

О

(N

SS1

2нё Яз =

Н£ї

«Зі

ОЙ"

^ 1

5s І

«Л*

g§!

h Е « ЕҐ I

8s! M 25 о

СнО!

£м§|

E40 f ЙИ-І See

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

Прочие цели Лечение/профилактика Деловые и профессиональные Досуг, рекреация, отдых

2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 2. Цели поездок, размещенных в коллективных средствах

размещения, %

Таким образом, можно констатировать, что гостиничная инфраструктура в регионе динамично развивается, вместе с тем, нет сбалансированного подхода к формированию сетей гостиниц по территории с учетом емкости въездного и внутреннего туризма и рекреационного потенциала. В настоящее время актуальной остается проблема нехватки средств размещения как комфортабельных гостиниц 3-5 звезд, так и гостиниц туристического класса.

Это обосновывает необходимость применения принципов маркетинга при реализации комплексного подхода к развитию туристско-рекреационного потенциала на территории региона, и, в частности, гостиничной инфраструктуры как его важнейшего элемента.

Информация об авторах

Старикова Анна Владимировна — кандидат экономических наук, исполнительный директор Бизнес-школы, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, e-mail: avstarikova@yandex.ru.

Поликарпова Лада Александровна — кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой маркетинга, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, e-mail: lada_polikarpova@mail.ru.

Лавров Кирилл Александрович — аспирант, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, e-mail: lavrov@kemsu.ru.

Authors

Starikova Anna Vladimirovna — PhD in Economics, Executive Director, Business School, Kemerovo State University, Kemerovo, e-mail: avstarikova@yandex.ru.

Polikarpova Lada Aleksandrovna — PhD in Economics, Associate Professor, Depute Chairholder, Chair of Marketing, Kemerovo State University, Kemerovo, e-mail: lada_polikarpova@mail.ru.

Lavrov Kirill Aleksandrovich — post-graduate student, Kemerovo State University, Kemerovo, e-mail: lavrov@kemsu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.