Научная статья на тему 'Влияние маркетинговой деятельности на развитие транспортных услуг в России'

Влияние маркетинговой деятельности на развитие транспортных услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5039
585
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ УСЛУГА / РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / МАРКЕТИНГ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДВИЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ / ГРУЗЫ / ПАССАЖИРЫ / ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / TRANSPORT SERVICE / MARKET AND MARKETING TRANSPORT SERVICES / MARKETING RESEARCH / MARKETING ANALYSES / PRICE POLICY / PROMOTION / FREIGHT RATES / CARGO / PASSENGERS / TRADE AND INTERMEDIARY ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тультаев Тимур Алексеевич, Зубин Сергей Игоревич

C началом экономических преобразований в нашей стране, формированием рыночной экономики и интенсивным развитием нематериального производства, рынок транспортных услуг прочно выделился в масштабную сферу деятельности, весьма привлекательную для отечественных и зарубежных инвестиций. В современных условиях постепенной интеграции России в мировое экономическое пространство, отечественные предприятия транспортной сферы испытывают острую потребность в действенных механизмах и методах обеспечения собственной конкурентоспособности, и в значительном повышении эффективности своей деятельности на рынке. Одним из таких перспективных методов по праву считается маркетинг. В статье проведен анализ динамики развития отечественного рынка транспортных услуг, выявлены факторы внешней и внутренней среды, оказывающие на него непосредственное воздействие, определены механизмы применения инструментов маркетинга для повышения конкурентоспособности рыночных субъектов и дальнейшего развития отечественной транспортной сферы. На основании проведенных исследований и анализа рынка транспортных услуг были сформированы маркетинговые стратегии развития транспортной сферы, как по отраслям, так и по отдельным предприятиям транспорта, которые позволяют найти наиболее эффективные пути для дальнейшего развития компаний на данном конкурентном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The marketing activities influence on transport services development in Russia

The twenty-first century brings big changes in Russian and in the World`s market. Most changes happened in service area, include transportation. This kind of service attracts capital-expenditure expansion, because of their scale. In Russian and European integration modern terms, transport companies lack for tools and methods of competitive advantages. One of these things is marketing, of course. In the article, realized domestic transport`s market dynamic analyses, discover internal and external environment influent factors; determined marketing tools for market players competitive ability raise and market developing in the whole; created marketing strategies for transport services market, on the research base.

Текст научной работы на тему «Влияние маркетинговой деятельности на развитие транспортных услуг в России»

УДК 338.46

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)

Тультаев Тимур Алексеевич

ФГБОУ ВПО Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Россия, Москва Доцент кафедры Маркетинга и коммерции Кандидат экономических наук, доцент E-Mail: timtult@mail.ru

Зубин Сергей Игоревич

ФГБОУ ВПО Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Россия, Москва Доцент кафедры Маркетинга и коммерции E-Mail: SZubin@mesi.ru

Влияние маркетинговой деятельности на развитие транспортных услуг в России

Аннотация: C началом экономических преобразований в нашей стране,

формированием рыночной экономики и интенсивным развитием нематериального производства, рынок транспортных услуг прочно выделился в масштабную сферу деятельности, весьма привлекательную для отечественных и зарубежных инвестиций. В современных условиях постепенной интеграции России в мировое экономическое пространство, отечественные предприятия транспортной сферы испытывают острую потребность в действенных механизмах и методах обеспечения собственной конкурентоспособности, и в значительном повышении эффективности своей деятельности на рынке. Одним из таких перспективных методов по праву считается маркетинг.

В статье проведен анализ динамики развития отечественного рынка транспортных услуг, выявлены факторы внешней и внутренней среды, оказывающие на него непосредственное воздействие, определены механизмы применения инструментов маркетинга для повышения конкурентоспособности рыночных субъектов и дальнейшего развития отечественной транспортной сферы. На основании проведенных исследований и анализа рынка транспортных услуг были сформированы маркетинговые стратегии развития транспортной сферы, как по отраслям, так и по отдельным предприятиям транспорта, которые позволяют найти наиболее эффективные пути для дальнейшего развития компаний на данном конкурентном рынке.

Ключевые слова: Транспортная услуга; рынок транспортных услуг; маркетинг транспортных услуг; маркетинговые исследования; маркетинговый анализ; ценовая политика; продвижение; транспортные тарифы; грузы; пассажиры; торгово-посреднические организации.

Идентификационный номер статьи в журнале 45EVN613

Timur Tultaev

FSBEI HPE Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Russia, Moscow E-Mail: timtult@mail.ru

Sergey Zubin

FSBEI HPE Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Russia, Moscow E-Mail: SZubin@mesi.ru

The marketing activities influence on transport services development in Russia

Abstract: The twenty-first century brings big changes in Russian and in the World's market. Most changes happened in service area, include transportation. This kind of service attracts capital-expenditure expansion, because of their scale. In Russian and European integration modern terms, transport companies lack for tools and methods of competitive advantages. One of these things is marketing, of course.

In the article, realized domestic transport's market dynamic analyses, discover internal and external environment influent factors; determined marketing tools for market players competitive ability raise and market developing in the whole; created marketing strategies for transport services market, on the research base.

Keywords: Transport service; market and marketing transport services; marketing research; marketing analyses; price policy; promotion; freight rates; cargo; passengers; trade and intermediary organizations.

Identification number of article 45EVN613

Введение

Современное состояние рынка транспортных услуг и тенденции его развития, являются одним из показателей эффективности функционирования государства. Экономическое значение транспорта в жизни общества заключается в обеспечении развития, связи и координации работы всех отраслей экономики.

Транспорт представляет собой важнейшую составляющую экономики государства, обеспечивающую ее эффективное функционирование и способствующую динамичному развитию общественного производства. Ведущая роль отводится транспорту и в решении множества социальных проблем, в обеспечении деловых, культурных и туристских поездок общества, в развитии культурного обмена, как внутри страны, так и за рубежом. Транспорт оказывает существенное воздействие на развитие международных экономических отношений, обеспечивая реализацию проектов по взаимовыгодному обмену между различными странами.

Вместе с тем, эффективное функционирование транспортной сферы немыслимо без применения современных технологий маркетинга и реализации маркетинговой политики. Качественно новые подходы в управлении транспортной сферой требуют широкого применения современных приемов и методов, позволяющих обеспечить удовлетворение потребностей потребителей, в условиях рационального использования имеющихся ресурсов.

Переход к современным, цивилизованным формам развития отечественного рынка, заставляет российских предпринимателей все чаще обращаться к возможностям маркетинга, внедрять его принципы и методы в повседневную деятельность транспортных компаний. Главная роль в этом вопросе отводится современным средствам маркетинговых коммуникаций, брендингу, принципам взаимодействия с клиентами, маркетинговому ценообразованию и целому ряду других инструментов маркетинга, от успешного применения которых, напрямую зависит и степень эффективности бизнеса предприятий транспортной сферы.

В Российской Федерации значение транспортного маркетинга объективно выше, чем в других странах мира. Это объясняется колоссальной по своим размерам территорией нашей страны, а также чрезвычайно растянутыми транспортными коммуникациями.

1. Особенности и классификация транспортных услуг

В соответствии с законодательством большинства государств с развитой рыночной экономикой (стран Западной Европы, США, Японии и Канады), транспортные услуги, предоставляемые предприятиями и организациями транспортной сферы, относятся к числу приоритетных, предоставляемых путешественникам, наряду с основными услугами сферы гостеприимства - питанием и размещением. Вместе с тем, большинство транспортных компаний предоставляет свои услуги отнюдь не одним только туристам, а, прежде всего, обеспечивает перевозки обычных пассажиров и грузов, не имеющих никакого отношения к туризму.

Однако, при этом важно понимать, что любой потенциальный потребитель транспортной услуги (будь то пассажир, которого транспортная организация берется перевезти из пункта отправления в пункт назначения, или организация, желающая территориально переправить свой груз) - является ее клиентом, т.е. тем, от кого, с точки зрения организации эффективной маркетинговой политики, зависит принятие решения о покупке.

Таким образом, можно констатировать, что маркетинговая деятельность оказывает существенное воздействие на развитие всей транспортной сферы в России.

По категориям транспорт подразделяется на:

• Воздушный транспорт. Данный вид транспорта осуществляет авиационные рейсы как на основании расписания воздушных перевозок пассажиров по установленным маршрутам, так и вне расписания (преимущественно чартерные, а также другие, осуществляемые без привязки к расписанию рейсы). Аренда воздушных судов с экипажем (маршрутные и индивидуальные авиатакси, заказные и индивидуальные чартерные перевозки) также относятся к категории воздушного транспорта.

• Сухопутный транспорт. Включает в себя железнодорожный, автомобильный (вместимостью до 8 человек) и автобусный виды транспорта. Движение сухопутного транспорта может происходить как в соответствии с расписанием регулярных перевозок, так и осуществляться вне расписания (например, дальние чартерные или экскурсионные автобусные рейсы, а также специальные туристские поездки). Выделяют также трансферы, представляющие собой специализированный автодорожный транспорт (автобусы, микроавтобусы, легковые автомобили), осуществляющие перевозки туристов по маршрутам аэропорт (вокзал) - гостиница (город) и прокат автотранспортных средств в стране временного пребывания клиентов.

• Водный транспорт. К данной категории относят морской, а также внутренний водный транспорт. На морском транспорте особый интерес представляют круизные суда. Основной акцент при организации круизов делается на получение положительных эмоций от пребывания туристов на борту судна, а не от скорости прибытия туриста в пункт назначения. В ряде случаев для привлечения туристов используются также и паромные суда, перевозящие не только самих туристов, но и их личные автомобили (транспортные средства).

В настоящее время, по данным Федеральной службы государственной статистики, транспортная сеть нашей страны насчитывает:

• 755 тыс. километров автомобильных дорог с твердым покрытием;

• около 90 тыс. километров железных дорог общего пользования;

• более 800 тыс. километров авиалиний;

• более 100 тыс. километров внутренних водных судоходных путей;

• около 2 млн. километров автобусных маршрутов;

• более 1 млн. километров морских судоходных линий.

Транспортом общего пользования по этим коммуникациям ежесуточно перевозится около 56 млн. пассажиров и более 20,5 млн. тонн грузов (Таблица 1, 2).

Таблица 1

Перевозка пассажиров по видам транспорта общего пользования (млн. человек)

Вид транспорта Годы

1992 1995 2000 2005 2007 2009 2011

Весь транспорт 47 885 44 943 44 745 29 390 23 078 22 351 20 426

В том числе:

Автобусный 24 874 22 817 22 892 15 636 12 559 12 112 11 278

Троллейбусный 8 619 8 475 8 759 4 653 2 972 2 733 2 414

Трамвайный 8 071 7 540 7 421 4 123 2 660 2 537 2 217

Таксомоторный 266 66 16 6 8 7 7

Метрополитены 3 567 4 150 4 186 3 574 3 528 3 594 3 307

Железнодорожный 2 372 1 833 1 419 1 339 1 282 1 296 1 137

Воздушный 63 32 23 37 47 51 47

Морской 9 3 1,1 1,3 1,4 1,4 1,5

Внутренний водный 44 27 28 21 21 20 17

В транспортном комплексе страны занято более 4 млн. человек. Полная балансовая стоимость основных фондов транспорта составляет около 12% от всех основных фондов российской экономики. Доля пассажирского транспорта в общем объеме услуг, оказываемых населению, составляет 28%. Доля транспорта в валовом внутреннем продукте Российской Федерации превышает 10%.

Все это придает особую актуальность транспортному маркетингу.

Опубликованные Федеральной службой государственной статистики данные, свидетельствуют, что за годы рыночного реформирования экономики Российской Федерации спрос на транспортные услуги сократился более чем в два раза: с 15 737 млн. тонн в 1992 г. -до 7 469 млн. тонн в 2011 г. (Таблица 2).

Таблица 2

Перевозка грузов по видам транспорта общего пользования (млн. т.)

Вид транспорта Годы

1992 1995 2000 2005 2007 2009 2011

Весь транспорт 15 737 8 814 7 907 9 167 9 450 9 451 7 469

В том числе:

Автомобильный 12 750 6 786 5 878 6 685 6 861 6 893 5 240

Железнодорожный 1 640 1 028 1 047 1 273 1 345 1 304 1 109

Морской 91 71 35 26 28 35 37

Внутренний водный 308 145 117 134 153 151 97

Воздушный 1,4 0,6 0,8 0,8 1,0 1,0 0,9

Трубопроводный 947 783 829 1 048 1 062 1 067 985

Сам транспортный процесс включает, по меньшей мере, три основных операции:

1) погрузка (посадка пассажиров);

2) перевозка;

3) выгрузка (высадка пассажиров).

Поэтому организация процесса перевозки объединяет целый комплекс мероприятий: от выбора типа транспортного средства и маркетинга перевозки, до обеспечения безопасности движения, контроля и устранения сбоев при транспортировке.

2. Транспортные тарифы

Цены на транспортные услуги дифференцируются по видам транспорта, формам организации перевозок, расстояния перевозки и по другим признакам. Их чаще всего называют транспортными тарифами т.е. размером (ставкой) денежной оплаты за транспортные услуги, предоставляемые гражданам и предприятиям со стороны государства или коммерческих организаций, хотя на морском транспорте - это фрахт, на автомобильном - цена перевозки, и т.д.

Маркетинговое изучение транспортных тарифов показывает, что монопольное

положение транспортных организаций на отечественном рынке транспортных услуг позволяет им поддерживать монопольно высокий уровень тарифов.

Наибольшие темпы роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки приходились на период 1991-1998 гг., когда Министерство путей сообщения (МПС)

практически бесконтрольно индексировало их уровень. Если цены на производимую

продукцию за этот период увеличилась в 15,3 раза, то железнодорожные тарифы - в 35,6 раза. Для сравнения заметим, что темпы роста индекса тарифов на воздушном транспорте были в 2,5 раза ниже, чем на железнодорожном [7].

Один из способов решения проблемы диспаритета цен на товары и транспортные услуги - достижение компромисса между транспортными организациями и клиентами (грузоотправителями и грузополучателями). Установление взаимоприемлемых тарифов позволяет существенно снизить себестоимость продукции.

Тарифные соглашения должны сочетаться с активной поддержкой транспортных организаций со стороны государства. Должно предусматриваться не только установление приемлемых цен на материально-технические ресурсы, потребляемые предприятиями

транспорта, но и финансирование убыточной социальной сферы транспортных организаций, установление минимальных ставок налогов, закупку и передачу пассажирского подвижного состава на баланс транспортных организаций и многое другое.

3. Маркетинговые стратеги развития транспортных услуг

Транспортные услуги, как правило, рассматриваются в качестве средства реализации различных торговых сделок. Вместе с тем, широкий ассортимент транспортных услуг, оказываемых предприятиями транспортной сферы, представляя собой самостоятельный вид предпринимательской деятельности, имеет свои характерные особенности и специфику маркетинговой деятельности.

Транспортный маркетинг (маркетинг транспортных услуг) представляет собой совокупность мероприятий направленных на эффективное удовлетворение потребностей потребителей в транспортных услугах, а также в смежных услугах, обеспечивающих повышение качества основной услуги. Это деятельность, направленная на продвижение транспортных услуг на рынок.

С точки зрения маркетинга, стратегия развития транспортной сферы должна разрабатываться как по отраслям, так и по отдельным предприятиям транспорта.

Водный транспорт

Маркетинговые механизмы развития водного транспорта предусматривают необходимость существенного обновления и пополнения транспортного флота.

Целесообразно ввести в действие портовые мощности по переработке грузов на 1 млн.

тонн.

Приоритетным направлением является и реализация программы, направленной на повышение качества транспортного обслуживания юридических и физических лиц, за счет внедрения новых технологий. Для этого необходимо начать строительство пяти новых морских портов в Балтийском и Азово-Черноморском бассейнах для перевалки массовых внешнеторговых грузов, следующих через порты государств Прибалтики, Украины и Финляндии, а также в Каспийском бассейне.

Извлечение дополнительной прибыли должно происходить за счет расширения сферы дополнительных услуг и повышения качества обслуживания, а не за счет увеличения цен.

Воздушный транспорт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воздушный транспорт призван обеспечивать надежные регулярные авиасообщения между регионами страны, устойчивое функционирование местных воздушных линий, способствовать расширению объемов перевозок на международных авиалиниях. В этих целях необходимо обновлять парк воздушных судов на базе не только зарубежной, но также и отечественной авиационной техники (SSJ 100 - Sukhoi Superjet 100-95, ТУ-204, ИЛ-114), осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение зданий аэропортов, широко применять новейшие технологии и технические средства (спутниковые системы навигации, наблюдения и связи), а также многое другое.

Важная роль в решении задачи повышения эффективности и качества обслуживания клиентов отводится сервисному обслуживанию пассажиров. Причем, необходимо подчеркнуть, что сервисное обслуживание должно происходить не только в воздухе, но и на земле (в терминалах аэропорта).

Весьма показателен в этом вопросе опыт авиакомпании «Трансаэро». Авиакомпания предоставляет для своих клиентов принципиально новый и уникальный класс обслуживания пассажиров - «Империал».

На борту воздушного судна в просторном салоне класса «Империал» пассажира будет окружать то, что сегодня не имеет аналогов и создано специально для этого проекта. Представленное на сайте компании предложение гласит: «Класс «Империал» - это совершенно новый уровень качества обслуживания пассажиров. Он сочетает лучшие традиции гостеприимства российских императорских семей с самыми современными технологиями и высшими достижениями сервиса мировой гражданской авиации. Данный класс обслуживания предназначен для тех клиентов, кто умеет ценить изысканность, роскошь, и дорожит эксклюзивностью получаемых услуг. Он действует на флагманских судах парка «Трансаэро» - самолетах нового поколения - Боинг-777 и Боинг-747-400.

Особое внимание необходимо уделять и ценовой политике на услуги отечественных авиаперевозчиков. За последние годы, в сфере предоставления транспортных услуг российскими и зарубежными авиакомпаниями, существенно возросла конкуренция между этими участниками рыночного процесса. На фоне начавшегося во второй половине 2008 года экономического кризиса и сокращения пассажиропотока, цены на авиабилеты снизились в среднем на 20%.

Стремясь привлечь как можно большее число клиентов, многие авиакомпании сделали акцент на доступности своих тарифов. Это послужило дополнительным стимулом к возникновению и развитию в Российской Федерации рынка «low-coast» (бюджетных авиакомпаний, которые предлагают крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг).

Концепция «low-cost» («лоу-кост») зародилась в Соединенных Штатах Америки, когда на рынок воздушных перевозок вышла авиакомпания «Pacific Southwest Airlines». Ее первый рейс датирован 6 мая 1949 года. Эта компания по праву считается первым успешным low-cost перевозчиком в мире. Второй, после «Pacific Southwest Airlines», на рынок бюджетных авиакомпаний вышла «Southwest Airlines», ставшая крупнейшей низкобюджетной авиакомпанией в мире и одной из крупнейших среди всех авиакомпаний (4-е место в мире).

Среди европейских авиаперевозчиков, наибольшую известность получили авиакомпания «Ryanair» (Ирландия), осуществляющая полёты по низким ценам с 1990 г., и «EasyJet Airline Company Limited», более известная как «easyJet», созданная в 1995.

В России основателем рынка низкобюджетных пассажирских перевозок была авиакомпания «SkyExpress», основанная в марте 2006 года и ставшая первым low-coast перевозчиком в нашей стране. 29 января 200? года состоялся первый рейс авиакомпании, по маршруту Москва - Сочи. «SkyExpress» осуществляла рейсы по направлениям: Москва, Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Мурманск, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Сочи, Тюмень, Челябинск.

30 июля 2009 года на рынок бюджетных перевозок вышла авиакомпания «Авианова», ставшая вторым лоукост проектом России. С середины августа 2009 г. на официальном сайте компании появилась возможность покупки билетов онлайн.

Однако в условиях нестабильной экономической ситуации в стране, закрепиться на российском рынке оба перевозчика так и не сумели.

На протяжении без малого двух лет эта ниша на рынке услуг авиакомпаний оставалась не заполненной, до тех пор пока 23 сентября 2013 г. свой первый полет в России не совершила венгерско-польская авиакомпания Wizz Air, поразившая общественность своими низкими тарифами на предоставляемые услуги перевозки пассажиров, по маршруту Москва -Будапешт - Москва. Цена одного билета, включая все сборы, сегодня начинается с отметки в 29 евро.

В 2013 г. авиакомпания «Аэрофлот» приступила к активному осуществлению проекта по созданию дочерней компании, которая будет осуществлять низкобюджетные перелеты под брендом «Добролет». Дискаунтер уже начал набирать летный и управленческий персонал, объявил тендер на создание сайта для новой авиакомпании и заказал разработку системы бронирования билетов для пассажиров.

Система бронирования должна быть готова к концу марта 2014 года. В качестве примеров, на которые хочет ориентироваться «Добролет», сайты крупнейших лоукостеров, таких как Ryanair, easyJet, Germanwings, Wizz Air и др. Как и крупнейшие зарубежные дискаунтеры, «Добролет» собирается зарабатывать на дополнительных услугах: на сайте авиакомпании, помимо собственно авиабилетов, можно будет забронировать отели, такси, арендовать автомобили, выбрать место в салоне, оплатить дополнительное место багажа, питание, страховку.

В начале октября 2013 г. новая низкобюджетная авиакомпания «Добролет» была зарегистрирована и со второй половины 2014 года начнет совершать рейсы в города-миллионники Европейской части России. В первый год работы «Добролет» планирует

освоить девять направлений (включая популярные маршруты Москва - Санкт-Петербург и Москва - Екатеринбург), а через три года маршрутная сеть будет включать уже 26 пунктов. В том числе на второй-третий год работы запланирован выход на зарубежные рынки (Киев, Ереван, Стамбул).

Это дает основание полагать, что будущее отечественных низкобюджетных авиаперевозчиков не настолько туманно, как о том можно было подумать еще два - два с половиной года назад.

Англо-американское понятие «low-cost» употребляется во многих языках мира и применяется к любым авиакомпаниям с низким уровнем цен на билеты, а также ограниченным набором услуг, но при этом не имеет отношение к региональным авиакомпаниям, летающим на короткие расстояния.

В туристических направлениях лоу-кост авиакомпании конкурируют с чартерными авиакомпаниями. Все это способствует возникновению и развитию рынка. Ситуация складывается таким образом, что под влиянием целого ряда факторов, тарифы на услуги отечественных авиакомпаний для пассажиров оказываются более приемлемыми и привлекательными, нежели аналогичные тарифы на услуги отечественного монополиста в сфере железнодорожного транспорта - компании ОАО «Российские железные дороги».

Железнодорожный транспорт

Рыночное реформирование железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с утвержденной от 15.05.1998 г. за № 448 Постановлением Правительства РФ «Концепцией структурной реформы федерального железнодорожного транспорта». Согласно ее положениям, главной целью реформы является снижение затрат рядовых пассажиров на перевозки железнодорожным транспортом, путем:

• рационализации в оказании транспортных услуг;

• разработки новых маршрутов;

• усиления контроля государства в вопросах установления тарифов на

железнодорожном транспорте. Тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров должны быть экономически обоснованы.

• пресечения злоупотреблений монопольным положением на рынке транспортных услуг, а также на сопутствующем рынке по производству товаров для нужд и потребностей железнодорожного транспорта;

• разработки и формирования программ по эффективному функционированию предприятий и организаций в данной сфере.

Одним из наиболее важных факторов, направленных на снижение транспортных расходов, является развитие конкурентных взаимоотношений на железнодорожном транспорте. Наибольшую сложность представляет определение монопольных и конкурентных секторов железнодорожного транспорта.

К производственно-технологическому сектору, являющемуся по своему характеру монопольным, принято относить:

• инфраструктуру железнодорожного транспорта, включающую в себя железнодорожные пути и путевое хозяйство, устройства и системы по электроснабжению, а также станции, системы сигнализации и связи, пункты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и обслуживающие

их депо, локомотивное хозяйство и т.д.;

• совокупность услуг, оказываемых предприятиями, имеющими непосредственное отношение к инфраструктуре железнодорожного транспорта;

• комплекс технических и информационных систем, обеспечивающих процесс управления движением электропоездов;

• централизованная регулируемая система разработки графика движения

электропоездов и проектировки расписания;

• комплекс Автоматизированной Системы Управления «Экспресс» [8] и

технологии обслуживания подвижного состава в пути следования.

К конкурентному сектору железнодорожного транспорта относят:

• услуги по доставке пассажиров и грузов;

• транспортно-экспедиционные услуги, а также услуги, оказываемые грузовыми и пассажирскими компаниями.

В стратегическом плане, процессы по реформированию всей структуры железнодорожного транспорта должны осуществляться на основе четкого разграничения конкурентного и монопольного сектора, с перспективой отказа от дальнейшей реализации одними и теми же хозяйствующими субъектами конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности.

Важная роль, с точки зрения применения инструментов маркетинга, отводится многогранным процессам ребрендинга, осуществляемого отечественным монополистом в данной сфере - компанией ОАО «Российские железные дороги».

Усилия в сфере транспортного маркетинга могут обеспечить ожидаемый результат, если предприятия транспорта располагают достаточными мощностями для удовлетворения нужд и потребностей клиентов.

Учитывая, что состояние многих транспортных железнодорожных средств достигло критического уровня (средний возраст локомотивов и вагонов составляёт более 20 лет, замены требует более трети электровозов, половина тепловозов и почти 40 тыс. вагонов), необходимо их радикальное обновление. Министерство путей сообщения России планирует начать массовый выпуск и обновление грузового и пассажирского подвижного состава нового поколения.

Для грузовых составов это будут скоростные вагоны большой грузоподъемности, обеспечивающие сохранность и гарантированные сроки доставки продукции.

Для пассажирских - строительство новых и обновление старых вагонов по современным европейским стандартам, с использованием экологически чистых и безопасных для жизни человека материалов.

Так, например, 1 ноября 2013 г. из Москвы в Адлер торжественно отправился первый в истории железных дорог России двухэтажный пассажирский поезд дальнего следования. Двухэтажный поезд РЖД вмещает до 830 человек. В вагонах имеется бесплатный беспроводной доступ к сети Интернет (Wi-Fi), три туалетные комнаты, специальное купе для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями, система отопления и кондиционирования, увеличенные мусоросборники, система очистки воздуха. В РЖД отмечают высокую экономическую эффективность состава. Новые поезда вмещают в два раза больше пассажиров, чем одноэтажные. За счет большей вместимости в двухэтажных поездах

удалось установить специальные тарифы - стоимость билетов в купе новых составов на треть ниже, чем в одноэтажных поездах.

Автомобильный транспорт

Маркетинговая стратегия развития транспорта предполагает принятие необходимых мер по дальнейшей коммерциализации предприятий автомобильного пассажирского транспорта. Вместе с этим должна развиваться сеть автомобильных дорог.

Реализация программы «Дороги России», принятой тем же Федеральным законом, содействует развитию экономики отдаленных населенных пунктов, повышению экономической эффективности хозяйственных связей, безопасности движения и улучшению транспортного обслуживания населения.

Очевидным является необходимость повышения эксплуатационных свойств и долговечности автомобильных дорог, путем совершенствования норм их проектирования, технологии строительства, ремонта и содержания, улучшения конструктивных решений и применяемых материалов.

Маркетинговые возможности при осуществлении профессиональной деятельности на автомобильном транспорте способствуют:

• формированию единого рынка автотранспортных услуг;

• расширению и развитию работы автомобильного транспорта;

• организацию страховой деятельности;

• эффективному осуществлению лизинговых операций;

• рациональному использованию автотранспортных средств, увеличению сроков их эксплуатации;

• проектировке новых перспективных маршрутов;

• повышению эффективности бизнеса предприятий автомобильного транспорта и др.

В современных условиях роста автомобильного парка и полномасштабного развития автотранспортной системы, заметно улучшаются и совершенствуются методы обслуживания потребителей, расширяется сфера транспортного обслуживания.

Большинство оптово-посреднических компаний осуществляют организацию системы доставки товаров с учетом расстояний и времени перевозки.

С учетом наличия местных и дальних перевозок, предъявляются и различные требования к уровню их обслуживания.

Принято выделять два основных метода транспортного обслуживания потребителей:

1. Применяя собственный транспорт при доставке грузов. В данной ситуации обслуживающий персонал представляет посредническую организацию;

2. Использование транспортных средств коммерческого транспортного агентства, обслуживающего различные посреднические организации на договорной основе.

Решение о выборе метода обслуживания потребителей принимает руководство оптовопосреднической компании. При содержании собственного транспорта должны быть учтены все возможные расходы и поступления.

Доставка товаров потребителям организуется в зависимости от их местонахождения, а частота доставки грузов зависит от потребностей грузополучателей и может производиться ежедневно, еженедельно или ежемесячно.

Заключение

Подводя итоги, стоит отметить, что успешная реализация комплекса намеченных программ, а также высокий уровень сервиса, предоставляемый транспортными организациями, позволит вновь заговорить об отечественном транспорте, как об одном из наиболее перспективных и конкурентоспособных направлений отечественной сферы услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данченок Л.А., Мхитарян С.В., Зубин С.И. Стратегический маркетинг. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2010.

2. Киселев В.М., Красюк И.Н., Плющева Л.В. Моделирование процесса

маркетинговых коммуникаций // Маркетинг. №2. 2008.

3. Макаренкова Е.В. Электронный бизнес на международном рынке товаров и услуг. Учебно-практическое пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010.

4. Пригара О.Ю. Анализ привлекательности международных рынков во

внешнеэкономической деятельности предприятия - Курск, Сборник статей III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика», 2011.

5. Романов А.А., Васильев Г.А. Массовые коммуникации: учебное пособие. -Москва: Вузовский учебник, 2009.

6. Старостіна А.О., Кравченко В.А., Пригара О.Ю. Маркетингові дослідження національних і міжнародних ринків: Підручник. - Київ: ТОВ «Лазарит-Поліграф», 2012.

7. Тультаев Т.А. Маркетинг услуг. - Москва: Инфра-М, 2012.

S. Тультаев Т.А., Тультаева И.В. Роль инноваций в обеспечении маркетинговой

деятельности на предприятиях сферы услуг. - Москва: Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. № 5. 2013.

9. Тультаева И.В. Современное состояние и тенденции развития мобильного Интернета. - Москва: Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. №

4. 2012.

10. Ягудин С.Ю., Орехов С.А., Бебрис А.О. Формирование механизмов оценки конкурентного потенциала венчурных фирм в рамках стратегии инновационного развития. - Москва: Вопросы статистики. № 4. 2011.

Рецензент: Орехов С.А., д.э.н., профессор кафедры Общего менеджмента и

предпринимательства Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Danchenok L.A., Mhitarjan S.V., Zubin S.I. Strategicheskij marketing. - M.: Izd. Centr EAOI, 2010.

Kiselev V.M., Krasjuk I.N., Pljushheva L.V. Modelirovanie processa marketingovyh kommunikacij // Marketing. №2. 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Makarenkova E.V. Jelektronnyj biznes na mezhdunarodnom rynke tovarov i uslug. Uchebno-prakticheskoe posobie. - M.: Izd. centr EAOI, 2010.

Prigara O.Ju. Analiz privlekatel'nosti mezhdunarodnyh rynkov vo vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti predprijatija - Kursk, Sbornik statej Ill Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy razvitija social'no-jekonomicheskih sistem: teorija i praktika», 2011.

Romanov A.A., Vasil'ev G.A. Massovye kommunikacii: uchebnoe posobie. -Moskva: Vuzovskij uchebnik, 2009.

Starostina A.O., Kravchenko V.A., Prigara O.Ju. Marketingovi doslidzhennja nacional'nih i mizhnarodnih rinkiv: Pidruchnik. - Kiiv: TOV «Lazarit-Poligraf», 2012.

Tul'taev T.A. Marketing uslug. - Moskva: Infra-M, 2012.

Tul'taev T.A., Tul'taeva I.V. Rol' innovacij v obespechenii marketingovoj dejatel'nosti na predprijatijah sfery uslug. - Moskva: Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. № 5. 2013.

Tul'taeva I.V. Sovremennoe sostojanie i tendencii razvitija mobil'nogo Interneta. -Moskva: Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. № 4. 2012.

Jagudin S.Ju., Orehov S.A., Bebris A.O. Formirovanie mehanizmov ocenki konkurentnogo potenciala venchurnyh firm v ramkah strategii innovacionnogo razvitija. - Moskva: Voprosy statistiki. № 4. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.