Научная статья на тему 'Маркетинг в сфере транспортных услуг'

Маркетинг в сфере транспортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3981
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ / MARKETING IN THE SERVICE SECTOR / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / QUALITY OF SERVICE / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / РЫНОК / MARKET / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / TRANSPORTATION SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагапетьянц Рафаэль Нестерович

Подробно раскрыта роль маркетинга в сфере транспортных услуг, как одного из важных направлений развития экономики стран. Реализация маркетинговой деятельности в сфере транспортных услуг позволит обеспечить высокий уровень конкурентоспособности предприятий и повышение эффективности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing in the field of freight services

Detailed description of the role of marketing in the field of transportation services, as one of the important directions in the development of national economy. Implementation of marketing activities in the field of transportation services will provide a high level of competitiveness of enterprises and improving the efficiency of their operations.

Текст научной работы на тему «Маркетинг в сфере транспортных услуг»



Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989. С. 49.

2. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. М., 2002. С. 138.

3. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000. С. 72.

4. Коренев А.П. Основы управления в органах внутренних дел. Учебник. М.: Щит, 1999. С. 206.

5. Студеникина М.С. Государственные инспекции в СССР. М., 1987. С. 51.

6. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. № 4. С. 11—12.

7. Гапоненко В.Ф., Беспалько А.А. Аудит, консалтинг и экономическая безопасность государства // Закон и право. 2005. № 9. С. 34, 37.

References

1. AnsoffI. Strategic management. M, 1989. P. 49.

2. Malin A.S., Mukhin V.I. Research of control systems. M, 2002. P. 138.

3. Grachyova E.Yu. Problems of legal regulation of the state financial control. M.: Law, 2000. P. 72.

4. Korenev A.P. Bases of management in law-enforcement bodies. Textbook. M.: Board, 1999. P. 206.

5. Studenikina M.S. the State inspections in the USSR. M, 1987. P. 51.

6. Chirkin V.E. Control power//State and right. 1993. № 4. P. 11—12.

7. Gaponenko V.F., Bespalko A.A. Audit, consulting and economic security of the state//Law and right. 2005. №. 9. P. 34, 37.

1 Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989. С. 49.

2 Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. М., 2002. С. 138.

3 Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000. С. 72.

4 Коренев А.П. Основы управления в органах внутренних дел. Учебник. М.: Щит, 1999. С. 206.

5 Студеникина М.С. Государственные инспекции в СССР. М., 1987. С. 51.

6 Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. № 4. С. 11—12.

7 Гапоненко В.Ф., Беспалько А.А. Аудит, консалтинг и экономическая безопасность государства. Закон и право. 2005. № 9. С. 34.

8 Гапоненко В.Ф., Беспалько А.А. Аудит, консалтинг и экономическая безопасность государства // Закон и право. 2005. № 9. С. 37.

УДК 33 ББК 65

МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

РАФАЭЛЬ НЕСТЕРОВИЧ НАГАПЕТЬЯНЦ,

доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента Белгородского университета кооперации, экономики и права

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)

E-mail: n.nagapetyance@mail.ru Рецензент: Каменева Н.Г., доктор экономических наук, профессор

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Подробно раскрыта роль маркетинга в сфере транспортных услуг, как одного из важных направлений развития экономики стран. Реализация маркетинговой деятельности в сфере транспортных услуг позволит обеспечить высокий уровень конкурентоспособности предприятий и повышение эффективности их деятельности.

Ключевые слова: маркетинг в сфере услуг, транспортное обслуживание, конкуренция, рынок, качество обслуживания, эффективность.

Annotation. Detailed description of the role of marketing in the field of transportation services, as one of the important directions in the development of national economy. Implementation of marketing activities in the field of transportation services will provide a high level of competitiveness of enterprises and improving the efficiency of their operations.

Keywords: marketing in the service sector, transportation services, competition, market, quality of service, efficiency.

Сфера услуг — одна из перспективных и развивающихся отраслей экономики страны. Сегодня уже практически каждое предприятие в той или иной степени соприкасается со сферой услуг. К услугам следует отнести вид деятельности, в процессе выполнения которой не создается новый продукт, а изменяется лишь качество уже имеющегося, ранее созданного продукта.

Известный ученый Ф. Котлер дает следующее определение услуги: «Услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде»1.

К числу наиболее древних видов услуг следует отнести транспортные, медицинские, финансовые и отдельные виды бытовых услуг. На современном этапе значительное развитие получили информационные, компьютерные, научные, консалтинговые, аудиторские и другие виды услуг.

Рынки товаров, рынки услуг значительно отличается. Это объясняется тем, что сама услуга не существует до момента ее предоставления. Поэтому оценить услугу и дать ей оценку до ее получения не представляется возможным.

Следует отметить, что существует постоянный возрастающий спрос на услуги по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства. В большинстве развитых стран сфера услуг опережает производственную сферу не только по темпам роста, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.

Повышение роли услуги в современной экономике объясняется, прежде всего, появлением новых видов деятельности в сфере услуг в связи с влиянием научно-технического прогресса, усложнением производства и насыщением рынка новыми технически сложными товарами. Это вызывает необходимость создания комплекса дополнительных услуг при сбыте товаров, увеличения финансовых, транспортных, информационных и других видов услуг в связи с развитием производства.

В результате роста сферы услуг, свыше 40% размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг. Эти вложения про-

изведены, в основном, в торговлю, банковские и страховые услуги, а доля сферы услуг в ВВП развитых стран достигает 70%. При этом прирост новых рабочих мест за счет роста сферы услуг доходит до 80—90%.

Доминирующее положение в мировой практике по росту сферы услуг занимают такие страны как: США, Германия, Франция, Япония и Южная Корея, предоставляющие преимущественно финансовые, телекоммуника-ционные, информационные, образовательные услуги. На долю этих стран приходится более 50% мировой торговли услугами.

В нашей стране сфера услуг также растет опережающими темпами. Так за период 2005—2012 гг. темпы роста платных услуг на душу населения составили 266%, транспортных услуг — 243%, услуги связи — 268%, туристские услуги — 360%.

С учетом особенностей рынка сферы услуг определяют и особенности маркетинга в сфере услуг, который призван оценить предоставляемые потребителям услуги и оказать содействие в правильном их выборе. Использование маркетинга услуг позволяет определиться, как достигать максимальной экономии, какую часть прибыли следует направлять на развитие производства и качество обслуживания потребителей.

Значительную экономию средств предприятия получают за счет использования маркетинга в сфере транспортных услуг, поскольку сфера деятельности транспорта связана с предоставлением множества различных видов услуг предприятиям и организациям, посредническим фирмам и другим организациям, нуждающимся в различных видах услуг.

Транспортные операции обычно рассматриваются в неразрывной связи с торговыми сделками, в качестве средств для их реализации. В тоже время транспортные операции, являясь самостоятельным видом предпринимательской деятельности, имеют свои специфические особенности и свою проблематику маркетинга.

Оптовая торговля средствами производства и рыночные отношения между грузовладельцами, как правило, влияют на увеличение уровня неравномерности перевозок и приводят к неопреде-

ленности транспортно-экономических связей, по сравнению с централизованной системой распределения.

Свобода выбора поставщика потребовала определенной свободы выбора транспорта, способа и условий перевозок. Все это предопределило необходимость нового подхода к планированию перевозок с учетом рыночных отношений.

Решению этих задач во многом может способствовать применение маркетинга, его принципов и методов управления.

Известно, что транспорт не увеличивает вещественно-натурального объема товарного продукта. Поэтому общество заинтересовано в сокращении транспортных затрат, присоединяемых к стоимости товара в процессе их перемещения. Продукция транспорта, обладая спецификой только ей присущей, в то же время является товаром а, следовательно, объектом маркетинга.

Применительно к практике рыночной экономики роль маркетинга можно оценивать с двух позиций: во-первых, с позиции изучения рынка, спроса, потребителей, ориентации производства на эти требования, адресности выпускаемой продукции; во-вторых, с точки зрения активного воздействия на существующий рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Основными причинами, вызывающими необходимость внедрения маркетинга на отечественном транспорте является необходимость оптимизации эксплуатационных расходов и получения максимальных доходов. Растущая диспропорция между спросом и предложением на рынке перевозок требуют перестройки управленческой деятельности с ориентацией на рынок.

Маркетинговая деятельность на транспорте должна включать комплексное изучение рынка, приспособление производства к потребностям рынка и продвижение транспортных услуг на рынок. Это позволит реализовать системный подход к использованию принципов маркетинга для совершенствования деятельности предприятий транспорта.

Следует отметить, что сегодня уже в достаточной степени сложился рынок покупателя транспортных услуг. Вместе с тем, покупатель предъ-

являет и новые требования и условия к работе транспорта.

Основная задача маркетинга услуг на транспорте сводится к тому, чтобы убедить потребителей в приобретении этих услуг. Интересами потребителя определяется основная деятельность транспорта. Предприятия транспорта должны ориентироваться на конъюнктуру рынка, максимальное приспособление разрабатываемых условий к нуждам потребителей, удовлетворению их интересов.

Маркетинг на предприятиях транспорта, прежде всего, выполняет сбытовую деятельность, направленную на продвижение услуг от продавца к потребителю. При этом маркетинг можно рассматривать, как процесс организации и управления всей деятельностью предприятия, направленный на оказание таких услуг, которые соответствуют потенциальному спросу.

Центральной фигурой является потребитель, который предъявляет определенные требования к транспортным услугам. Поэтому основные направления маркетинговых исследований на транспорте могут быть сведены к двум: максимальное удовлетворение интересов потребителей транспортных услуг; формирование спроса на транспортные услуги.

Продуктом деятельности предприятий транспорта является оказание различного рода услуг, которые связаны с перевозкой грузов, пассажиров, транспортно-экспедиционных услуг и др. К услугам в широком понимании можно отнести не только перевозку, но также доставку, складирование, хранение и упаковку. Поэтому услуги по перевозкам относят к основным видам услуг. К ним примыкают услуги по погрузке и разгрузке, экспедирование, обеспечение сохранности и др. Кроме того, к транспортным услугам могут быть отнесены услуги коммерческого характера: сдача зданий в аренду, земельных участков, складских помещений, осуществление технического обслуживания, ремонт автомобилей и др. В последние годы стали развиваться услуги по страхованию транспорта, юридические консультации.

Цены на услуги транспорта определяются тарифами, которые дифференцированы по видам транспорта, перевозимым грузам, дальности пере-

возок. Выбор того или иного тарифа определяется конкретными условиями поставки грузов и перевозки пассажиров. Вместе с тем, цены на услуги формируются на рынке и периодически могут меняться.

Минимальная цена на услуги определяется издержками транспорта и формируется по принципу обеспечения возмещения затрат. Закладывая в тариф определенную прибыль, общую стоимость услуги можно записать в следующем виде:

Цут = Цмин + Пр ,

Однако, цены на транспортные услуги могут быть и пониженными. Это бывает в случаях, когда возникает потребность в больших объемах услуг или массовых перевозках. Здесь возникает возможность получения дополнительной прибыли за счет роста производительности труда и снижения издержек. Вместе с тем, на отдельные разовые заявки применяют повышенные тарифы.

Цена на транспортные услуги может быть установлена исходя из величины средних издержек плюс прибыль, или на основе уровня текущих цен, в зависимости от вида оказываемых услуг.

Комплексное изучение рынка транспортных услуг включает в себя исследование оптимальных вариантов доставки грузов, действие транспортных предприятий как внутри страны, так и внешних перевозок. Оптимальное планирование материальных потоков и рационализация перевозок — одно из важнейших направлений оптимизации сферы обращения и задач маркетинговой деятельности. Оптимизация материальных потоков — это важное направление по выявлению и устранению излишних, нерациональных перевозок продукции, которое должно быть выгодно всем.

Принципы маркетинга могут найти широкое применение в формировании материальных потоков и планировании перевозок грузов на транспорте. Это относится, прежде всего, к формированию объективного потребительского спроса на перевозки. В условиях реального снижения объемов железнодорожных перевозок грузов необходимо расширять работу по развитию транспортных услуг, развитию

нетрадиционных форм хозяйственной деятельности для получения дополнительной прибыли. В составе соответствующих служб, в структуре управления на транспорте должны быть организованы маркетинговые отделы, которые занимались бы изучением рынка транспортных услуг, формированием спроса на перевозки. Особое внимание следует уделить повышению качества транспортного обслуживания населения за счет внедрения новых технологий на транспорте. Важно, чтобы дополнительная прибыль была получена не за счет увеличения цен, а за счет расширения сферы дополнительных услуг и повышения качества обслуживания.

Для этого следует изучать рынок услуг, организовывать, рекламировать их на принципах маркетинга. Так, транспортные организации по оказанию услуг в перевозках скоропортящихся грузов и грузов в контейнерах связаны с оперативной доставкой скоропортящихся грузов в промышленные центры, которая должна быть четко согласована с работой железных дорог. Диверсификация деятельности транспортных организаций, например сдача в аренду временно пустующих складов, вагонов на время спада перевозок, организация гостиниц в пассажирских вагонах в зимний период для различных малых предприятий и др. Все это дополнительные услуги, оказываемые организациями транспорта.

Маркетинговые подходы к организации работы на автомобильном транспорте имеют различные формы. Это связано с созданием единого рынка автотранспортных услуг, расширением и развитием работы автотранспорта в условиях рынка, организации страхования, лизинговых операций и др.

В условиях роста масштабов деятельности автотранспорта и увеличения парка автотранспортных средств, улучшения методов обслуживания потребителей происходит расширение зоны транспортного обслуживания.

Во многих оптово-посреднических организациях система доставки товаров организуется с учетом расстояния и времени на перевозку. Наличие местных и дальних перевозок предъявляет и различные требования к их обслуживанию.

На практике существуют два метода транспортного обслуживания потребителей. Пер-

вый — когда при доставке грузов используется собственный транспорт. При этом и обслуживающий персонал входит в состав посреднической организации. При втором методе используется транспорт коммерческого транспортного агентства, которое на договорной основе осуществляет обслуживание той или иной посреднической структуры.

В ряде случаев, грузы могут быть вывезены со складов посреднических организаций собственным транспортом, что является менее эффективным способом доставки материалов.

Решение о создании собственного транспортного хозяйства или использовании транспорта специализированных агентств принимается руководством оптово-посреднической фирмы. При этом рассчитываются все возможные расходы и поступления при содержании собственного транспорта.

Доставка товаров потребителям организуется в зависимости от их местонахождения, а частота доставки грузов зависит от потребностей грузополучателей и может производиться, либо ежедневно, либо еженедельно или раз в месяц, в зависимости от заранее согласованного с потребителем графика поставок.

Минимальный уровень обслуживания считается в том случае, когда осуществляется только одна поставка грузов. Однако, потребителям могут быть оказаны и дополнительные услуги, связанные не только с поставкой грузов, но и с оказанием дополнительных услуг по размещению товаров на складе потребителя, маркировке товаров, ознакомление с новыми товарами, разработкой товарного ассортимента и др. Уровень обслуживания зависит от количества потребителей и места их расположения.

Разработка маршрутов доставки грузов должна учитывать специфику географической зоны, в пределах которой осуществляется обслуживание: расположение потребителей в зоне обслуживания; возможности использования транспортных средств.

Учет перечисленных особенностей по доставке грузов потребителям позволяет более правильно установить уровень обслуживания и организовать ритмичную систему доставки продукции. При этом

ни одно действующее оптово-посредническое предприятие не может успешно работать на товарном рынке без квалифицированного применения маркетинга. При этом элементы маркетинга, применяемые на крупных предприятиях, не могут быть в равной мере использованы для средних и мелких предприятий.

Реализация маркетинговой деятельности в сфере транспортных услуг позволит обеспечить более высокий уровень конкурентоспособности предприятий и повышение их эффективности.

Литература

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.

2. Гаджинский A.M. Логисика, учебник, М., 2012.

3. Герчикова И.О. Методика проведения маркетинговых исследований // Маркетинг, № 3. 2003.

4. Крепкий Л.М. Организация коммерческого успеха. М., «Экономика», 1999.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга, «Прогресс», 1990.

6. Марктинг в отраслях и сферах деятельности. / Под ред. Нагпетьянца Н.А., «Инфра-М», 2013, С. 192—196.

References

1. Azoev G.L. Competition: analysis, strategy and practice. M.: The center of economy and marketing, 2006.

2. Gadzhinskiy A.M. Logistics, textbook, М., 2012.

3. Gerchikova I.O. Methodology of marketing research // Marketing, № 3. 2003.

4. Krepkiy L.M. Organization of commercial success. M., «Economics», 1999.

5. Kotier P. Principles of Marketing, «Progress», 1990.

6. Marketing in the industries and spheres of activity — edited by Nagapetyance N.A., «Infra-M», 2013.

1 Ф. Котлер. Основы маркетинга. М:. Изд-во «Прогресс», 1990, С. 638.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.