Научная статья на тему 'Влияние изменения параметров заявки на эффективность применения способа перевозок грузов автомобилями'

Влияние изменения параметров заявки на эффективность применения способа перевозок грузов автомобилями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ / СПОСОБЫ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ / ПОМАШИННЫЕ ОТПРАВКИ / МЕЛКИЕ ОТПРАВКИ / СМЕШАННЫЕ ОТПРАВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Витвицкий Евгений Евгеньевич, Кабанец Дмитрий Юрьевич

В статье представлено доказательство гипотезы о том, что изменение заявки может изменять эффективность применения способа перевозок грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Витвицкий Евгений Евгеньевич, Кабанец Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CHANGE OF THE DEMAND ON EFFICIENCY OF APPLICATION WAY OF TRANSPORTATION OF GOODS CARS

In article the hypothesis proof that change of the demand can change efficiency of application of a way of transportation of goods is presented.

Текст научной работы на тему «Влияние изменения параметров заявки на эффективность применения способа перевозок грузов автомобилями»

РАЗДЕЛ I

ТРАНСПОРТ.

ТРАНСПОРТНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ

УДК 656.13

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЗАЯВКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СПОСОБА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЯМИ

Е. Е. Витвицкий, Д. Ю. Кабанец

Аннотация. В статье представлено доказательство гипотезы о том, что изменение заявки может изменять эффективность применения способа перевозок грузов.

Ключевые слова: автотранспортные системы перевозок грузов, способы перевозок грузов, помашинные отправки, мелкие отправки, смешанные отправки.

Введение

Перевозки грузов осуществляются в различных автотранспортных системах (АТСПГ), помашинные отправки перевозятся в средней АТСПГ (Scp), мелкие отправки перевозятся в развозочной АТСПГ с центральным пунктом погрузки (SPM) или в простой АТСПГ [1,2,3].

Исследование выполнено по схеме:

1 Определение исходных данных для проведения исследования

2 Обоснование способа перевозки грузов

2.1 Определение наличия отправок, по-

машинных и (или) мелких.

2.2. Формулировка гипотезы о способе перевозки груза;

- Если отправки груза кратны грузоподъёмности транспортного средства - то способ перевозки помашинными отправками (проектируется Scp (этап 2.3));

- Если отправки груза меньше грузоподъёмности транспортного средства - то способ перевозки мелкими отправками (проектируется SPM или Sn (простая) (этап 2.4));

- Если одновременно имеются отправки помашинные и мелкие, то должна проектироваться АТСПГ смешанных отправок (Sco) (этап 2.5).

2.3 Проектирование Scp.

2.4 Проектирование SPM или Sn.

2.5 Проектирование АТСПГ смешанными отправками.

3 Расчёт затрат на перевозку груза.

4 Принятие решения по применению способа перевозки грузов (помашинными (Scp) или

мелкими ^рц или Sп), или смешанными (отправки помашинные и мелкие) отправками ^со)).

Основная часть

Ежедневно, при получении новой заявки, могут изменяться - перечень клиентов; адреса разгрузки; объём заявки в тоннах; номенклатура заявки; расстояния перевозок грузов; время погрузки-разгрузки автомобилей

(вследствие разного объёма загружаемого груза в кузов), время использования автомобилей в смену работы [3,4].

Вышеперечисленные изменения обуславливают необходимость ежедневного решения задачи оперативного планирования перевозок грузов. Для решения настоящей задачи используем вышеприведенную схему исследования, однако необходимо отметить, что при выполнении данного исследования АТСПГ проектируются под грузовместимость используемого автомобиля, поэтому, при каждой новой заявке, необходимо заново спланировать ветви Sco и разработать новый план работы, как отдельным автомобилям, так и в Sco [3,6].

Для исследования влияния заявки на эффективность применения способа перевозок грузов был взят факт отгрузок готовой продукции со склада по данным ООО ЗЖБИ-7 г. Омска за самый напряженный месяц (август 2011 г.) с разбивкой по дням недели, представленный в таблице 1. Для перевозки используется имеющийся на предприятии автопоезд в составе седельного тягача КамАЗ-54115 и полуприцепа Нефаз-9334-10, грузоподъёмностью 19 тонн.

Таблица 1 - Фрагмент заявки на перевозку грузов

Дата и номер грузополучателя Название грузополучателя и адрес Объём перевозок, т

01.08.11

Б5 СМУ-Бальса (Космичекий проспект 146 к. 5) 19

Б7 Вашкель В. Г. (Космичекий проспект 146 к. 4) 183

Б8 Визит-3 (Пархоменко 7/1) 66

Б9 Воронцов Д.А. (8-я линия 94) 73

Б10 ГИФАС-СИБИРЬ(Биофабрика пос,1 к. 1) 52

Б11 Гранит (А. Нейбута 103) 88

Итого 481

Исходные данные - время работы системы (Тс) 8 ч, среднетехническая скорость (V) - 24 км/ч, коэффициент статического использования грузоподъёмности ^) 1,0. Величины времени погрузки-выгрузки (Эпв) 0,95 ч [7].

Расчет показателей функционирования АТСПГ и потребности в подвижном составе

для каждого дня работы выполним, используя процедуру расчёта результатов работы автомобилей в 5ср и Брц [2,3]. Решение задачи маршрутизации в Spц выполнено по методу «Ближайшего соседа» [5,8], результаты расчётов представлены в таблицах 2-5 и на рисунках 1 - 4.

Таблица 2 - Результаты расчета работы автомобилей (19 т) в Scp за смену

Номера обслуживаемых ветвей Номер автомобиля QД, т Рд, ткм Loбщ, км Тнф, ч

10,10,9,9 1 76 874 92 7,48

9,5,7,7 2 76 779 82 8,80

7,7,7 3 57 570 60 6,80

7,7,7 4 57 380 60 6,80

7,8,8,8 5 76 703 74 8,40

11,11,11,11 6 76 608 144 8,30

Итого 6 418 3914 512 46,58

Таблица 3 - Результаты расчета работы автомобилей на ветви Spц

Ветвь Spц Груз, т Расстояние, км Р, ткм Эоб, ч

1 п 2п 3п Q, т Ьп ЬГ2 Ьгэ Ьветві/ь КМ

3-7-8-3 12 7 - 19 10 1 - 8 19 197 1,13

3-8-10-9-3 2 14 3 19 9 2 2 11 24 211 1,36

3-9-11-3 13 6 - 19 11 2 - 8 21 221 1,22

3-11-3 6 - - 6 8 - - 8 16 48 0,58

Таблица 4 - Результаты расчета работы автомобилей (19 т) в Spц за смену

Порядок обслуживания грузополучателей на ветвях Spц Номер автомобиля Qpц, т Ррц, ткм Ьобщ, км АЧр, ч

Завод-9-11-Завод Завод-8,10-Завод Завод-9,7,8-Завод Завод-11-Завод 1 63 677 80 4,29

Таблица 5 - Результаты расчета работы автомобилей в Sco за смену

Номера зада- ний Номера обслуживаемых клиентов по заданию Номер автомоби- ля QД, т Рд, ткм Loбщ, км Тнф, ч

1 10,10,9,9 1 76 874 92 7,48

2 9,5,7,7 2 76 779 82 8,80

3 7,7,7,11 3 63 618 72 7,28

4 7,7,7 4 57 380 60 6,80

5 7,8,8,8 5 76 703 74 8,40

6 11,11,11,11 6 76 608 144 8,30

7 Завод-9-11-Завод Завод-8,10-Завод Завод-9,7,8-Завод 7 57 629 68 3,81

Итого 7 481 4591 592 50,87

Рис. 1. График совместной работы автомобилей и погрузочно-разгрузочных

средств ^ср) 01.08.11

Аэ, ед

...1

9 10 11 12 13 14 Ш 0-11-о 15 . . 16 1 7 Т. Ч

Рис. 2. График совместной работы автомобилей и погрузочно-разгрузочных средств ^рц) 01.08. где 3-9-11-3 означает ветвь с порядком объезда Завод-9-11-Завод

Аэ, ед

в 9 10 11 12 13 14 15 16 1 ■ т, Ч

Рис. 3 . График совместной работы автомобилей и погрузочно-разгрузочных

средств ^со) на 01.08.11

32000

27000

22000

Затраты, руб.

Дни

18. 2:3 Щ 4.8 .3.? ЩіР 3.&■ 8 \1р;811 '8-12.8ДЗ.-?’ 141 б .8 Д71932а.;8 21 2^-.§-^3В-24Д^3{взв2» 2Е“-.§ 30,3 3і .8.

Рис. 4 . Влияние заявки на затраты при перевозке груза разными способами

^ср + Spц) и Sco))

В случае изменения заявки ранее разра- ты транспортных средств за каждый день ме-

ботанный план перевозок применить не представляется возможным [1,2,3 и др.], поэтому при каждой новой заявке требуется проектировать Sco заново. Расчёты выполнены аналогично вышеизложенным, результаты рабо-

сяца представлены в таблице 6. Выполним расчёт затрат, используя отраслевую методику. Результаты расчётов затрат представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Результаты функционирования АТСПГ за каждый день месяца (фрагмент)

Да- та Наимено- вание АТСПГ Аэ, ЄД А Аэ, ЄД Xn, ЄД А Хп, ЄД Qcpefl, т Рсред, ткм ^бщ, км АЧр , ч ААЧ Р, ч 3, руб АЗ, руб

07. авг Sep 8 2 4З7 6099 642 56,2 18644

SP4 З 1 95 1617 169 16,2 5828

Scp+Spq 11 З 5З2 7716 811 72,4 24472

Sco 10 -1 З 0 5З2 7716 811 72,4 0 2415З -З19

08. авг Sep 11 З 494 6878 724 82,9 251З8

SP4 4 1 85 1265 З28 З1 10299

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Scp+Spq 15 4 579 814З 1052 11З, 9 З54З8

Sco 14 -1 З -1 579 814З 1052 112, 5 0,6 З5050 -З88

09. авг Sep 12 З 627 9690 1020 92,З 29762

SP4 З 1 96 1444 181 50 6087

Scp+Spq 15 4 72З 111З4 1201 109, З5 З5849

Sco 1З -2 З -1 72З 111З4 1201 109, 6 +0,2 5 З5З2З -526

Продолжение Таблицы 6 - Результаты функционирования АТСПГ за каждый день месяца

(фрагмент)

10. авг 5ср 12 3 570 5320 560 87 24710

Spц 2 1 59 1091 139 13,7 5 4786

Scp+Spц 14 4 629 6411 699 100, 75 29496

5со 13 -1 3 -1 629 6411 699 101, 55 +0,8 29325 -171

11. авг Scp 8 2 551 5890 620 56,7 18536

Spц 5 1 73 921 376 39,1 5 12645

Scp+Spц 13 3 624 6811 996 95,8 5 31180

5со 13 0 3 0 624 6811 996 98,6 + 57 31516 +336

13. авг Scp 8 2 606 6479 682 62 24851

Spц 5 1 80 1013 414 43,1 3681

Scp+Spц 13 3 686 7492 1096 105, 4 28532

5со 13 0 3 0 686 7492 1096 98,6 -6,8 28126 -406

Итого - -12 - -14 - - - - - - -

По данным таблицы 6 построим графические зависимости изменения заявки на затраты при перевозке груза разными способами ^ср + Spц) и Sco . По результатам расчётов получено, что в течении исследуемого периода (таблица 6, столбец 4) можно было высвободить 12 единиц транспортных средств и один пост погрузки в течении 14 дней (таблица 6, столбец 6) из 27 рабочих дней.

При этом может быть получен дополнительный доход для случая сдачи автомобилей в аренду:

Д = Аэ • Тн • Т (1)

где Т - тариф за 1 час работы автомобиля, руб. [10]

Д = 12 • 8 • 800 = 76800 руб.

Предприятием также может быть получен дополнительный доход от увеличения возможного продаж продукции. В настоящее время, в смену с трёх постов погрузки предприятие отгружает в среднем 329 тонн ЖБИ на сумму 822215 рублей. Тогда эффект за счёт увеличения возможных продаж продукции предприятия ООО ЗЖБИ 7, с высвобожденного одного поста погрузки в течение 14 дней, может составить 142111,23 рублей.

Таким образом, выгода ООО ЗЖБИ 7, за счёт применения метода перевозок грузов смешанными отправками, может составить 142111,23 + 76800 = 218911,23 рублей за месяц.

Заключение

По результатам исследования установлено:

1. Применение метода перевозок грузов смешанными отправками позволяет высвобо-

дить и использовать для выполнения дополнительной работы и получения дополнительного дохода за счёт сдачи в аренду 12 транспортных средств в течение месяца.

2. Применение метода перевозок грузов смешанными отправками позволяет высвободить 1 пост погрузки в течение 14 дней работы предприятия, что составляет 51,85 % количества рабочих дней в плановом периоде (27 рабочих дней). В указанный период предприятие может оказать услуги дополнительной клиентуре и получить дополнительный доход от увеличения возможных продаж продукции.

3. Затраты на применение сравниваемых способов перевозок грузов различаются в смену от +1,1 (11 авг.) до -5,3 (16 авг.). За рассматриваемый период (август 2011 года) суммарные затраты в случае разработки плана перевозок грузов смешанными отправками меньше на 1,5 % (11597 руб.), чем суммарные затраты в случае разработки планов на перевозку грузов помашинными и мелкими отправками, что подтверждает правомерность ранее выдвинутых гипотез.

4. За рассматриваемый период наблюдений (27 рабочих дня) в 23 днях (95,83 %) случаев плановые затраты на перевозку грузов смешанными отправками меньше, чем плановые затраты на перевозку грузов помашинными и мелкими отправками в размере от - 3 руб. до -672 руб., соответственно от -0,017 % до -2,03 % от сменных затрат на перевозку груза.

5. Установлено, что применение метода перевозок грузов смешанными отправками может удорожать план перевозок, в рамках рассмотренного примера удорожание наблюдается в одном дне из 27, то есть 3,7 % процента случаев наблюдений, на 336 руб., что составляет 1,1 % от затрат в смену выполнения перевозок грузов.

Библиографический список

1. Николин В. И., Витвицкий Е. Е., Мочалин С. М. Грузовые автомобильные перевозки: Омск: Ва-риант-Сибирь, 2004. - 482 с.

2. Мочалин С. М. Развитие теории радиальных автотранспортных систем перевозок грузов: монография. - Омск: СибАДИ, 2003. - 205 с.

3. Витвицкий Е. Е. Развозочно-сборные автотранспортные системы перевозки грузов: монография. СибАДИ - Омск: Вариант-Сибирь, 2003-274 с.

4. Вельможин А. В., Гудков В. А., Миротин Л. Б. Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для вузов - М.: Горячая линия - Телеком, 2006. - 560 с.

5. Шаповал Д. В., Витвицкий Е. Е. Проверка методики маршрутизации в развозочно-сборных автотранспортных системах с центральными грузовыми пунктами // Вестник СибАДИ. - 2012. - № 1 (23) - С. 23-27.

6. Войтенков С. С. Применение методики оперативного планирования работы автомобилей в совокупности средних автотранспортных систем при перевозках песка и щебня // Вестник СибАДИ.-2012. - № 2 (24).- С. 11-18.

7. Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей / Центральное бюро норма-тивов по труду Гос. комитета СССР по труду и социальным вопросам. - Введ. с 13.03.87 по 1993. - М.: Экономика, 1990. - 48 с.

8. Хаксевер К, Б. Рендер, Р. Рассел. Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. В. В. Кулибановой. - СПб.: Питер, 20О2. - 752 с.

9. Витвицкий Е. Е., Кабанец Д. Ю., Обоснование способа построения расписания работы автомобилей в средней автотранспортной системе перевозок грузов // "Модернизация и инновационное развитие архитектурно-строительного и дорожнотранспортного комплексов России: фундаментальные и прикладные исследования": сб. науч. тр. № 4 / СибАДИ. - Омск: СибАДИ, 2011. с.

10. Расчет стоимости заказа перевозки.

http://www.auto-zakaz.ru/tarif/ (дата обращения:

20.02.2007)

INFLUENCE OF CHANGE OF THE DEMAND ON EFFICIENCY OF APPLICATION WAY OF TRANSPORTATION OF GOODS CARS

E. E. Vitvitsky, D. Y. Kabanets

In article the hypothesis proof that change of the demand can change efficiency of application of a way of transportation of goods is presented.

Витвицкий Евгений Евгеньевич - доктор тех. наук, доцент, заведующий кафедрой Организация перевозок и управление на транспорте ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Основные направления научной деятельности: теория автотранспортных систем перевозки грузов. Общее количество опубликованных работ: 169. e-mail: kaf_oput@sibadi.org

Кабанец Дмитрий Юрьевич - старший преподаватель кафедры Организация перевозок и управление на транспорте ФГБОУ ВПО « СибА-ДИ». Основные направления научной деятельности: обоснование эффективности применения способов перевозок грузов. Общее количество опубликованных работ: 8. e-mail: sfinga@inbox.ru .

УДК 621.87:681.5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОСНОВНЫХ МЕХАНИЗМОВ МОСТОВЫХ КРАНОВ

Н. С. Галдин, С. В. Ерёмина, О. В. Курбацкая

Аннотация. Приведены основные сведения о расчете полезной мощности механизмов передвижения и подъема груза мостовых кранов.

Ключевые слова: мостовой кран, мощность, механизм передвижения, механизм

подъема груза Введение

Мостовые краны (рис. 1.) предназначены для выполнения массовых погрузочноразгрузочных работ и являются одними из наиболее универсальных средств механизации монтажных и погрузочно-разгрузочных работ на промышленных предприятиях [1, 2, 5].

Поэтому большое значение имеет совершенствование мостовых кранов, направленное на повышение их основных параметров: грузоподъемности; производительности и

точности выполнения работ; расширение номенклатуры по грузоподъемности; использование различных видов приводов; улучшение их технических характеристик и качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.