Научная статья на тему 'Совершенствование методики планирования перевозок грузов автомобилем на маятниковых и кольцевых маршрутах'

Совершенствование методики планирования перевозок грузов автомобилем на маятниковых и кольцевых маршрутах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ГАРАНТИРОВАННОСТЬ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ / НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА / МЕТОДИКА / FREIGHT AUTOMOBILE TRANSPORTATION / SECURITY OF TRANSPORTATION OF GOODS / UNEVENNESS OF TRANSPORT PROCESS / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самусова Т. В., Витвицкий Е. Е.

Разработана методика как неотъемлемая часть методики оперативного планирования, позволяющая определить объемы невыполнимых обязательств по договору перевозки из-за возможных отклонений в транспортном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самусова Т. В., Витвицкий Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODS OF TRANSPORT PLANNING ACROSS THE SHUTTLE ROUTES AND ROUNDABOUTS

The new method is developed as an integral part of operational planning, which allows determination of excused obligations under a transportation contract due to failures in the transportation process.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики планирования перевозок грузов автомобилем на маятниковых и кольцевых маршрутах»

ТРАНСПОРТ

УДК 656.13

Т.В. Самусова, Е.Е. Витвицкий

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЕМ НА МАЯТНИКОВЫХ И КОЛЬЦЕВЫХ МАРШРУТАХ

Разработана методика как неотъемлемая часть методики оперативного планирования, позволяющая определить объемы невыполнимых обязательств по договору перевозки из-за возможных отклонений в транспортном процессе.

Грузовые автомобильные перевозки, гарантированность перевозок грузов, неравномерность транспортного процесса, методика

T.V. Samusova, E.E. Vitvitsky

IMPROVING THE METHODS OF TRANSPORT PLANNING ACROSS THE SHUTTLE ROUTES AND ROUNDABOUTS

The new method is developed as an integral part of operational planning, which allows determination of excused obligations under a transportation contract due to failures in the transportation process.

Freight automobile transportation, security of transportation of goods, unevenness of transport process, technique

Практика перевозок грузов, по общему мнению ученых и практиков, характеризуется существенной неравномерностью. Ежедневно доказательством этого являются разные результаты работы одинаковых транспортных средств в одних и тех же условиях эксплуатации. В оперативном планировании перевозок грузов на практике и в теории грузовых автомобильных перевозок используются средние величины технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), что препятствует учету неравномерности перевозок грузов.

Согласно классификации, разработанной в СибАДИ, практика перевозок грузов одним автомобилем на маятниковом маршруте с обратным негруженым пробегом отождествлена с функционированием микроавтотранспортной системы перевозок грузов (микроАТСПГ). Практика перевозок грузов одним автомобилем на любом маятниковом (кроме маятникового маршрута с обратным негруженым пробегом) или кольцевом маршруте отождествлена с функционированием особо малой АТСПГ [1 и др.].

В результате исследований практики выполнения перевозок грузов в микро АТСПГ и особо малой АТСПГ установлено:

а) в течение времени ездки могут одновременно изменяться несколько показателей, например: средняя техническая скорость [2] и время выполнения погрузочно-разгрузочных работ, а не раздельно и изолированно, как рассматривали предыдущие исследователи [1 и др.];

б) на практике наблюдается равновозможное сочетание разных единовременных изменений нескольких показателей, например, события: «Ут плюс А и 1пв плюс А»; «Ут минус А и tra минус А»; «Ут плюс А и 1пв минус А»; «Ут минус А и to плюс А»;

в) в результате вышеуказанных изменений показателей наблюдается разная выработка транспортного средства ежесменно в микроАТСПГ и особо малой АТСПГ [1, 3 и др.].

Обзор состояния теории и практики грузовых автомобильных перевозок в городах позволяет утверждать: перевозчик крайне заинтересован не только в том, как определить свои возможности (провозную способность) по будущему договору перевозки грузов, но, прежде всего, в определении

137

области, где его обязательства по договору перевозки могут оказаться неисполненными (из-за возможных отклонений в транспортном процессе), и причин, условий и объемов невыполнимых обязательств. Тогда требуется ставить и решать задачу определения гарантированности перевозок грузов [1, 3-5 и др.].

По результатам исследований, выполненных в СибАДИ, установлено:

1. «Негарантированность перевозок грузов» - возможность невыполнения плана перевозок грузов (рассчитанного с использованием средних величин технико-эксплуатационных показателей) вследствие действия причин объективного характера, например неравномерности транспортного процесса, наблюдаемой в практике работы транспортных средств.

2. «Негарантированность перевозок грузов» неоднородна, поэтому следует различать:

- «общую негарантированность перевозок грузов», которая наблюдается в интервале возможных значений исследуемого показателя (кроме значения ±0,5Д, [6], соответствующего минимальному отклонению от среднего значения);

- «негарантированность перевозок грузов при любом изменении ТЭП», которая наблюдается при минимальном отклонении от среднего значения исследуемого показателя (в настоящем исследовании о ±0,5 Д) [7-9].

Целью оперативного планирования является разработка плана перевозок грузов на следующую смену (сутки) работы, определение средств его реализации: количества транспортных средств, ездок, требуемой выработки в тоннах и в тонно-километрах, необходимого времени работы и пробега, денежных средств. Именно этот подход и стал отправной точкой настоящего исследования, поэтому разработанная методика расчета гарантированности перевозок грузов в микро АТСПГ и особо малых АТСПГ является неотъемлемой частью методики оперативного планирования перевозок грузов в городах.

Методика оперативного планирования в микроАТСПГ и особо малых АТСПГ:

а) при заключении договора на перевозку грузов:

1 этап. Нахождение, подготовка и проверка исходных данных (заявка клиента единственная).

2 этап. Расчет плана перевозок с использованием модели микросистемы (проф. В.И. Николин) [1 и др.] и средних величин ТЭП.

3 этап. Расчет негарантированности перевозок грузов по разработанной методике.

4 этап. Фиксация результатов расчета, определение количества негарантированности перевозок грузов. Принятие решения о параметрах будущего договора для выполнения плана перевозок.

5 этап. Согласование полученного решения с клиентом. Если согласие есть, то переход в этап 6, если нет, то переход в этап 1.

6 этап. Подписание договора на перевозку груза и передача параметров Договора в исходные данные оперативного планирования (см. ниже п. б, 1 этап);

б) при оперативном планировании.

1 этап. Нахождение, подготовка и проверка исходных данных (множество заявок транспорт-но-однородного груза).

2 этап. Расчет плана перевозок грузов в различных АТСПГ, в том числе в микроАТСПГ и особо малых АТСПГ [1 и др.], при средних величинах ТЭП.

3 этап. Идентификация микроАТСПГ и особо малых АТСПГ.

4 этап. Расчет гарантированности перевозок грузов отдельно в каждой микроАТСПГ и особо малой АТСПГ по разработанной методике.

5 этап. Фиксация результатов расчета, определение количества «негарантированности перевозок грузов» в каждой микроАТСПГ и особо малой АТСПГ. Принятие решения о выполнении плана перевозок в каждой микроАТСПГ и особо малой АТСПГ.

6 этап. Согласование принятого решения с клиентом по каждой микроАТСПГ и особо малой АТСПГ. Если согласие есть, то переход в этап 7, если нет, то переход в этап 1.

7 этап. Выдача планового задания на автомобиль для исполнения в каждой микроАТСПГ и особо малой АТСПГ.

Вышеизложенные этапы, в том числе, отражают потребность учета множества требований и ограничений, зачастую противоречащих друг другу, особенностей технологий перевозок грузов, обусловленных схемой применяемого маршрута, выполнения значительного количества взаимосвязанных вычислительных процедур, что определяет необходимость проведения расчетов в строго определенном порядке, т.е. требуется наличие методики расчета гарантированности перевозок грузов в мик-роАТСПГ и особо малых АТСПГ.

Разработанная методика расчета гарантированности перевозок грузов в микроАТСПГ и особо малых АТСПГ

а) при заключении договора на перевозку грузов:

1 этап. Нахождение, подготовка и проверка исходных данных для расчета гарантированности перевозок грузов в микроАТСПГ (средние величины УТ и принятые к процессу планирования перевозок грузов, расстояние перевозки груза, грузоподъемность транспортного средства, класс груза, установление размаха [6], обоснование шага и количества изменяемых Ут и п в интервале их значений, установление наличия ограничений, например по Ут, определение применяемых событий в расчете, время в наряде, модель вероятностной в микро АТСПГ [10]).

2 этап. Расчет плана перевозок грузов в микро АТСПГ заново в каждом событии, заново для каждой пары значений Ут и ^в из рассматриваемого интервала.

3 этап. Фиксация результатов расчета, определение количества «негарантированности перевозок грузов» в микроАТСПГ.

б) при оперативном планировании:

1 этап. Нахождение, подготовка и проверка исходных данных для расчета «негарантированности перевозок грузов» в каждой микроАТСПГ и особо малых АТСПГ (средние величины УТ и принятые к процессу планирования перевозок грузов, расстояние перевозки груза, грузоподъемность транспортного средства, класс груза, установление размаха [6], обоснование шага и количества изменяемых УТ и в интервале их значений, установление наличия ограничений, например по УТ, определение применяемых событий в расчете, время в наряде, модель вероятностной микро АТСПГ или особо малой АТСПГ [10]).

2 этап. Расчет плана перевозок грузов в каждой микроАТСПГ или особо малой АТСПГ заново, в каждом событии, заново для каждой пары значений Ут и п из рассматриваемого интервала.

3 этап. Фиксация результатов расчета, определение количества «негарантированности перевозок грузов» в каждой микроАТСПГ или особо малой АТСПГ.

Применение разработанной методики при заключении договоров на перевозку грузов и в оперативном планировании работы автомобиля в микроАТСПГ и особо малых АТСПГ позволяет счетным путем, до опыта, учитывать неравномерность перевозок грузов и определять наличие, условия и количество «негарантированности перевозок грузов», тем самым способствуя минимизации затрат ресурсов и потерь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Николин В.И. Грузовые автомобильные перевозки: монография / В.И. Николин, Е.Е. Витвиц-кий, С.М. Мочалин. 2-е изд., перераб. и доп. Омск: Вариант-Сибирь, 2004. 480 с.

2. Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей. М.: Экономика, 1990. 48 с.

3. Самусова Т.В., Совершенствование оперативного планирования автомобильных перевозок грузов помашинными отправками в городах / Т.В. Самусова, Е.Е. Витвицкий // Вестник СибАДИ.

2012. № 5 (27). С. 15-20.

4. Самусова Т.В. Исследование одновременного вероятностного влияния среднетехнической скорости и времени погрузки-разгрузки на гарантированность перевозок грузов в особо малой автотранспортной системе / Т.В. Самусова, Е.Е. Витвицкий // Автотранспортное предприятие. 2013. № 10. С. 50-52.

5. Исследование одновременного влияния вероятностных величин среднетехнической скорости и времени погрузки-разгрузки на «гарантированность перевозок грузов» в микро- и особо малой автотранспортных системах: отчет о НИР (промежуточный) / СибАДИ; науч. рук. Е.Е. Витвицкий, отв. исполнитель Т.В. Маркелова. Омск, 2014. 25 с.

6. Афанасьев Л.Л. Единая транспортная система и автомобильные перевозки / Л.Л. Афанасьев, Н.Б. Островский, С.М. Цукерберг. М.: Транспорт, 1984. 333 с.

7. Самусова Т.В. О гарантированности перевозки груза / Т.В. Самусова, Е.Е. Витвицкий // Актуальные проблемы автотранспортного комплекса: межвуз. сб. науч. тр. Самара: Самар. гос. техн. ун-т,

2013. С. 222-225.

8. Исследование проблем обеспечения эффективности и качества работы автомобильного транспорта: отчет о НИР (промежуточный) / СибАДИ; науч. рук. Е.Е. Витвицкий, отв. исполнитель Т.В. Маркелова. Омск, 2010. 5 с.

9. Галушко В.Г. Вероятностно-статистические методы на автотранспорте: учеб. пособие / В.Г. Галушко. Киев: Вищ. шк., 1976. 232 с.

10. Ловыгина Н.В. Оптимизация планирования перевозок грузов помашинными отправками с учетом влияния вероятностных факторов: автореф. дис.... канд. техн. наук / Н.В. Ловыгина. Тюмень, 2010. 19 с.

Витвицкий Евгений Евгеньевич -

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация перевозок и управление на транспорте» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии

Evgeny E. Vitvitsky -

Dr. Sc., Professor,

Head: Department of Transport Management and Control,

Siberian State Automobile and Road Academy

Самусова Татьяна Владимировна -

соискатель кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии

Tatyana V. Samusova -

Postgraduate

Department of Transport Management and Control, Siberian State Automobile and Road Academy

Статья поступила в редакцию 15.07.14, принята к опубликованию 25.09.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.