Научная статья на тему 'Виктимологический аспект противоправной и конфликтной деятельности организованных этнических групп'

Виктимологический аспект противоправной и конфликтной деятельности организованных этнических групп Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ / ГРУППА / ЖЕРТВА / ПРЕСТУПНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / НЕЛЕГАЛЬНОЕ "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО" / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАЩИТА / ETHNIC / GROUP / VICTIM / CRIME / ECONOMIC INDICATORS / ILLEGAL "ENTREPRENEURSHIP" / REGULATION / PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмина Н.В.

В настоящей работе изучается виктимологический аспект противоправной и конфликтной деятельности организованных этнических групп, выявляется взаимосвязь между деятельностью преступных этнических групп и степенью правовой защищенности предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Viktimological aspect of the opposite and conflict activity of organized ethnic groups

In the present work, the victimological aspect of unlawful and conflicting activities of organized ethnic groups is studied, the relationship between the activity of criminal ethnic groups and the degree of legal protection of entrepreneurs is revealed.

Текст научной работы на тему «Виктимологический аспект противоправной и конфликтной деятельности организованных этнических групп»

"^^^УДК 343.988+343.91 Виктимология 2(12) / 2017, с. 30-34

Кузьмина Н. В.

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОТИВОПРАВНОЙ И КОНФЛИКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗОВАННЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

В настоящей работе изучается виктимологический аспект противоправной и конфликтной деятельности организованных этнических групп, выявляется взаимосвязь между деятельностью преступных этнических групп и степенью правовой защищенности предпринимателей.

Ключевые слова: этническое, группа, жертва, преступность, экономические показатели, нелегальное «предпринимательство», регулирование, защита.

Противоправная и конфликтная деятельность этнических групп в современной России носит преимущественно экономический характер. Анализ материалов уголовных дел свидетельствует о том, что сегодня в значительной степени основой деятельности преступных сообществ является экономика. За период с января по ноябрь 2016 было выявлено 106 000 преступлений экономической направленности. Их удельный вес в общем числе зарегистрированных преступлений за указанный период составил 31,5%. Организованными группами или преступными сообществами за период с января по ноябрь 2016 года было совершено 11500 тяжких и особо тяжких преступлений [1].

Угрожающий для России размах приобрели международный терроризм, захват заложников, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, легализация доходов, полученных преступным путем, торговля оружием и другие преступления. В большинстве своем они совершаются организованными преступными группами и сообществами, в том числе имеющими однородный этнический состав.

Преступная деятельность этнических групп экономической направленности является одним из видов этнической юридической антикультуры. Говоря об этноюридической антикультуре, следует, прежде всего, обращать внимание на ту совокупность антиправовых ценностей, которая сформировалась в рамках вне-правовых обычаев отельных этносов, этнических групп или представителя конкретного этноса, этнического самосознания, этнической идеологии, конфликтной и противоправной этнической деятельности. Следовательно, под этноюри-дической антикультурой мы будем понимать совокупность этнических антиправовых ценностей.

По своей природе виды юридической антикультуры подразделяются на правонарушения (противоправные деятельности) и юридические казусы, юридические конфликты, ошибки, пробелы и коллизии в праве и правосознании, злоупотребления субъективными правами и субъективными юридическими обязанностями, юридический нигилизм и фетишизм, догматизм и цинизм, инфантилизм и нигилизм, романтизм и др.

В нашем исследовании мы настаиваем на необходимости выделять этническую преступность и деликты как тип этнических правонарушений.

Это можно сделать на основании того, что они имеют признак, отличающий их от других типов правонарушений. Таким признаком можно считать мотив национальной или религиозной ненависти или вражды, имеющий особую общественную опасность, либо принадлежность к определенной этнической группе.

Деятельность этнических организованных преступных групп направлена на вовлечение малого и среднего бизнеса, а также отдельного предпринимателя в теневую экономику. В связи с этим особое внимание следует уделять разработке криминолого-виктимологическому направлению этнической девиантологии. Это связано с системным изучением характера преступной деятельности этнических групп и коррупции в регионах и их причин. Развитие данного направления затрудняется тем фактом, что в уголовной статистике отсутствуют разделы по этнической преступности и ее отдельным видам. Мотив национальной и религиозной ненависти и вражды, а также совершение преступления группой лиц одной национальности пока не является тем признаком, по которому можно было бы выделять этническую преступность в отдельный раздел [2, с. 182], соответственно не просчитываются ее уровень, структура и динамика. Что касается собственно виктимологического аспекта проблемы (victima — жертва преступления), то важность его обусловливается изучением виктимно-криминогенной среды функционирования отдельного предпринимателя, малого и среднего бизнеса (коррупция, организованная преступность, экономическая преступность, общеуголовная преступность и другие формы), необходимостью разработки механизмов противодействия вовлечению законного предпринимательства в преступность.

Основной целью криминолого-викти-мологического направления этнической девиантологии является выявление корреляционных и функциональных связей между деятельностью преступных этнических групп и степенью правовой защищенности предпринимателей; разработка рекомендации по технологическому

обеспечению безопасного функционирования малого и среднего бизнеса в регионах. Достижение данной цели возможно через выработку и внедрение региональных механизмов формирования государственно-правовой политики в борьбе с организацией этнических преступных сообществ, осуществляющих свою деятельность в сфере экономики.

В данном срезе проблемы необходимо решать следующие задачи:

— изучение системы детерминант преступной экономической деятельности этнических групп, в том числе террористического и экстремистского характера в современной России и отдельных регионах;

— комплексный анализ федерального и регионального законодательства, ведомственных актов по противодействию организованной преступности, экстремизму и терроризму;

— выявление дефектов техники законодательства в изучаемой сфере и разработка методики их устранения;

— анализ имеющихся в правоприменительной практике организационных форм противодействия терроризму и экстремизму, разработка на основе полученных результатов новых форм противодействия терроризму и экстремизму.

— изучение психологического аспекта организованной этнической преступности и ее деятельности по ослаблению экономики страны.

Следует отметить, что высокими темпами растет активность преступных организаций, сформировавшихся по этническому признаку. Их антисоциальная деятельность и устойчивость значительно выше, чем у преступных объединений с разнородным этническим составом. Такие преступные группы формируются в основном в тех регионах, где имеются разветвленная коммерческая инфраструктура, приносящая высокие прибыли, а также коррумпированные связи в среде органов государственной власти и управления из числа земляков и лиц сходной национальности.

По мнению Л.С. Арутюнова, на 2004 г. в России существовало более двух тысяч преступных группировок, созданных по национальному «неславянскому» признаку, т.е. в их состав до 95% входили лица одной национальности (неславянской). Преступления, совершенные чле-

нами этих группировок, составляли в

2004 г. около 64 % от общего числа совершенных преступлений. Общая численность этих группировок составляет, по приблизительным оценкам, около 7500 человек [3].

Криминологи указывают на устойчивую деятельность в современной России азербайджанских, чеченских, грузинских, таджикских, китайских группировок. Эти группировки, как правило, стремятся к «специализации» своей криминальной деятельности. Так, например, «азербайджанские» группировки стремятся расширить свой контроль над наркобизнесом, азартными играми и торговлей на рынках; «армянские» — над торговлей крадеными автомашинами, группами мошенников разного рода. «Грузинские» преступные группировки являются лидерами по числу краж автотранспортных средств, довольно высока их активность при организации финансовых афер и в осуществлении незаконной торговли наркотиками и оружием [4, с. 25]. «Чеченские» преступные группировки стремятся контролировать топливно-энергетический и автомобильный бизнес, финансово-кредитные учреждения и предприятия, добывающие и торгующие редкоземельными металлами [5, с. 73].

В последнее время все чаще начинают появляться преступные группировки из числа участников вооруженных формирований, которые по различным причинам покидают зоны межэтнических конфликтов в бывших республиках Союза и перемещаются в Россию. Такие группы хорошо вооружены, дисциплинированы, имеют опыт ведения боевых действий и, как правило, находятся на нелегальном положении. Например, в Республике Дагестан в

2005 г. сотрудниками правоохранительных органов УБОП разрабатывались 3 преступных сообщества: 2 — экстремистской и террористической направленности и 1 — на стыке общеуголовной и экономической направленности [6, с. 33].

Преступная экономическая деятельность этнических групп и организаций носит транснациональный характер, что ослабляет экономические показатели России, препятствует развитию законной предпринимательской деятельности. По некоторым данным ежегодно транснациональные преступные сообщества незаконно вывозят более 1 млн нелегальных

мигрантов, доходы от этой преступной деятельности превышают 3,5 млрд долларов США Общий стоимостной объем операций в наркобизнесе в год в конце 90-х годов превысил 500 млрд долларов США. Около 90 млрд долларов США, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, отмывается и используется в качестве легальных инвестиций. А всего, по оценкам Международного валютного фонда, в мире ежегодно отмывается около 600 млрд долларов США, полученных незаконным путем [7].

Общественная опасность легализации преступно приобретенных денежных средств и другого имущества состоит в возникновении неконтролируемого «серого», или «теневого» сектора экономики, приносящего ущерб финансовым интересам государства, нарушающего правила конкуренции на рынке [8, с. 22].

Накопление капитала преступными формированиями, в том числе преступными этническими группами, внедрение его в легальный гражданский оборот, а также использование за пределами страны позволяет получать значительные преимущества в конкурентной борьбе, создает неблагоприятный климат для любых инвестиций и ведет к подрыву национальной экономики. Привлечение средств из незаконных финансовых источников вызывает, в свою очередь, дестабилизацию кредитных организаций, угрожает самостоятельности банковской системы в целом.

Организованные этнические преступные группы в целях расширения своего влияния над малым и средним бизнесом, индивидуальными предпринимателями внедряют так называемый мафия-метод, направленный на ослабление государственного, социального и иного контроля. К основным элементам этого метода следует отнести:

1) профессиональное использование основных государственных и социально-экономических институтов, действующих в стране, в целях создания внешней законности преступной деятельности (официальное прикрытие в виде совместных предприятий, фондов, фирм и т.п.);

2) информационную базу, позволяющую иметь сведения о выгодных и безопасных направлениях преступной деятельности, применение специальных методов разведки и контрразведки;

3) создание «ниш для отхода» в системе государственных, в том числе правоохранительных органах;

4) определенную иерархическую структуру, отделяющую руководство от непосредственных исполнителей;

5) финансовую базу в виде общих денежных фондов, недвижимости и т.п., для решения «общих» задач, позволяющую, кроме того, обеспечивать высокую техническую оснащенность, и другие элементы.

В целях обеспечения правовой защищенности отдельных предпринимателей, малого и среднего бизнеса в целом и безопасности их деятельности требуется создание единой системы противодействия организованной этнической преступности. Считаем, что эта система должна формироваться на основе развития целого ряда направлений. Объем статьи не позволяет нам остановиться на рассмотрении данных направлений.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Состояние преступности январь-ноябрь 2016 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа : URL: Ьй^://мвд.рф/герой^/й«т/9116063/. (Дата обращения 10.01.2017)

2. Кузьмина, Н.В. Система и организационно-правовые механизмы противодействия организованной этнической преступности и кровной мести / Н.В. Кузьмина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. - 2011. - № 20 (91). -Выпуск 15. - С.182.

3. Арутюнов, Л. С. О некоторых причинах возникновения и развития этнической преступности / Л.С. Арутюнов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://web. archive.org/web/20071012011102/http://kgti.org/dxct8bsifq/uploads/Arutyunov.pdf.

4. Ткач, Е.В. Нелегальная миграция и этническая преступность //Труды академии управления МВД России / Е.В. Ткач. 2008. № 8.

5. Полицейское сотрудничество стран Центральной и Восточной Европы / Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати). - М., 2001. - С.73.

6. Рашидханов, Р.К. Проблемы борьбы с преступными сообществами в Республике Дагестан / Р.К. Рашидханов // Российский следователь. 2005. № 4. С. 33.

7. Гуров, А. XXI век против глобализации преступности / А. Гуров // Московские новости. - 2000. - 27 ноября.

8. Верин, В.П. О некоторых вопросах судебной практики по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем / В.П. Верин // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. № 2. С. 22.

КУЗЬМИНА Наталья Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, Костромской государственный университет. E-mail: kuzmina.nat@yandex.ru

Kuzmina N. V.

VIKTIMOLOGICAL ASPECT OF THE OPPOSITE AND CONFLICT ACTIVITY OF ORGANIZED ETHNIC GROUPS

Annotation. In the present work, the victimological aspect of unlawful and conflicting activities of organized ethnic groups is studied, the relationship between the activity of criminal ethnic groups and the degree of legal protection of entrepreneurs is revealed.

Keywords: ethnic, group, victim, crime, economic indicators, illegal <entre-preneurship», regulation, protection.

KUZMINA Natalia Vladimirovna, Candidate of Law, Associate Professor, Kostroma State University. E-mail: kuzmina.nat@yandex.ru

34

BMKTMMOflOiMfl № 2(12) / 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.