Научная статья на тему 'Видовые особенности этнической юридической антикультуры'

Видовые особенности этнической юридической антикультуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКУЛЬТУРА / ЭТНОС / ПРАВО / ТИПОЛОГИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ANTICULTURE / ETHNOS / LAW / TYPOLOGY / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмина Наталья Владимировна

В работе ставится вопрос о необходимости исследования явления этнической юридической антикультуры и ее видов. Автор впервые проводит научную типологию данного явления. Указывается, что типологическое описание этнической юридической антикультуры возможно на основе анализа ее пространственной культуры. В качестве оснований выделения отдельных видов этноюридической антикультуры в статье используются природа, исторические предпосылки формирования, отдельные элементы системы права, носители антикультуры, наличие или отсутствие научного подхода, отклонения правового характера, массовость, характер этнического поведения, уровень господства той или иной этнической группы, отрицательные последствия, степень общественной опасности, способы внешнего проявления, причины возникновения, степень завершенности, формы проявления, степень интеграции в правовую систему. Разработанная научная типология может явиться основанием для дальнейшего предупреждения этнической юридической антикультуры и ее наиболее опасных проявлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific types of ethnic juridical anti-culture

The question about the need of investigating the phenomenon of the ethnic juridical anti-culture and its forms is raised in the current work. The author for the first time carries out the scientific typology of this phenomenon. It is indicated that the typological description of ethnic juridical anti-culture is possible on the basis of the analysis of its three-dimensional culture. The nature, historical prerequisites of formation, separate elements of the system of right, carriers of anti-culture, presence or absence of scientific approach, deviation of lawful nature, mass character, the nature of ethnic behaviour, the level of the supremacy of one or other ethnic group or another, negative consequences, the level of public hazard, the methods of external manifestation, reason for appearance, the degree of perfection, form of manifestation, the degree of integration into the lawful system are used in the article as the basis of the isolation of the separate forms of ethnojuridical anti-culture. The developed scientific typology can be founded for further prevention of ethnic juridical anti-culture and its most dangerous manifestations.

Текст научной работы на тему «Видовые особенности этнической юридической антикультуры»

УДК 340.12

Кузьмина Наталья Владимировна

кандидат юридических наук, доцент Костромской государственный университет kuzmina.nat@yandex.ru

ВИДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ АНТИКУЛЬТУРЫ

В работе ставится вопрос о необходимости исследования явления этнической юридической антикультуры и ее видов. Автор впервые проводит научную типологию данного явления. Указывается, что типологическое описание этнической юридической антикультуры возможно на основе анализа ее пространственной культуры. В качестве оснований выделения отдельных видов этноюридической антикультуры в статье используются природа, исторические предпосылки формирования, отдельные элементы системы права, носители антикультуры, наличие или отсутствие научного подхода, отклонения правового характера, массовость, характер этнического поведения, уровень господства той или иной этнической группы, отрицательные последствия, степень общественной опасности, способы внешнего проявления, причины возникновения, степень завершенности, формы проявления, степень интеграции в правовую систему. Разработанная научная типология может явиться основанием для дальнейшего предупреждения этнической юридической антикультуры и ее наиболее опасных проявлений.

Ключевые слова: антикультура, этнос, право, типология, предупреждение.

Этническая юридическая антикультура представляет собой сложное социально-правовое явление. В развитие предыдущих положений о содержании, признаках и предпосылках формирования данного явления [3, с. 47-51], в настоящей работе проводится изучений видового разнообразия этноюридической антикультуры.

Видовое исследование этноюридической антикультуры возможно при анализе ее пространственной структуры. Считаем правильным выводить типы, виды и подвиды этноюридической антикультуры, основываясь на понимании пространственной структуры - понятии, которое предлагает профессор В.Н. Карташов при изучении юридической антикультуры [1, с. 233-234]. Он считает правильным типологизировать юридическую антикультуру по ряду оснований.

В зависимости от природы юридической антикультуры ее виды подразделяются на правонарушения и правовые казусы, юридические конфликты, пробелы в праве и деформации в правосознании, юридический нигилизм и фетишизм, догматизм и цинизм, инфантилизм и нигилизм, романтизм и др.

В нашем исследовании мы настаиваем на необходимости выделять этническую преступность и деликты как тип этнических правонарушений. Это можно сделать на основании того, что у данных явлений выделяется признак, в зависимости от которого они отделяются от других типов правонарушений. Данным признаком можно признать мотив национальной или религиозной ненависти или вражды, представляющий особую общественную опасность, либо принадлежность к определенной этнической группе.

Отдельно следует проводить типологию этнических конфликтов как разновидности этнического девиантного поведения.

Этническая юридическая антикультура может зарождаться и существовать в различных национальных государствах, территориальных анклавах,

этнических общностях. Исходя из этого возможно выделение этноюридической антикультуры различных национально-государственных систем, этнических меньшинств, национально-культурных автономий.

Типологию этноюридической антикультуры также возможно проводить на основе выделения отдельных элементов системы права (право, юридическая практика, правосознание). В отдельных государствах характеристикой правовой системы могут явиться и некоторые видовые проявления юридической антикультуры, например, пробелы и противоречия в праве и законодательстве, правовой вакуум и другие. В ситуациях отсутствия сильной политической власти, военных действий регулятором общественных отношений могут явиться сложившиеся веками национальные обычаи (кровная месть, куначество, абречество). Например, на Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX вв. в сознании горских народов сложилось пробельное и неточное представление об абреке - человеке, выполняющем «благородную миссию» с помощью разбоя, целью которого являлась кара жестоких российских управленцев и местной знати и передача добычи бедным общинникам. Абреки не представляли собой копию русских разбойников или грабителей, в связи с чем был создан особенный романтический образ абрека. Вместе с тем, абречество подчас ничем могло не отличаться от обычного уголовного бандитизма. По мнению Д.В. Новикова, «в действительности в "политическом абречестве" практически всегда присутствуют признаки обычных уголовных преступлений. В последнем случае абреки экстремистскими методами (терроризм, разбой) боролись против пореформенных социальных и этнорелигиозных противоречий» [4, с. 66].

По носителям этноюридической антикультуры можно выделять такие ее типы, как индивидуальную (представителя отдельного этноса); конкретной этнической группы, этноса или народа; националь-

258

Вестник КГУ ^ № 3. 2018

© Кузьмина Н.В., 2018

Видовые особенности этнической юридической антикультуры

ную (антикультура татар, чеченцев, дагестанцев, русских и др.) и национально-государственную (российскую, грузинскую, азербайджанскую, украинскую и др.). Особое место в этом ряду занимает этноюридическая антикультура экстремистских и террористических группировок, которые, выступая как оппозиционные силы, имеют ложные правовые представления, применяют ошибочное толкование права, используют противоправные юридические действия. Все это влечет за собой насилие, грубейшее нарушение прав и законных интересов граждан и национально-этнических групп.

Исходя из наличия или отсутствия научного подходя к пониманию этноюридической антикультуры, можно выделять обыденный и теоретический уровни ее проявления.

Следует также выделять различные отклонения правового характера в профессиональной и непрофессиональной типах юридической этнической антикультуры. Примером могут послужить непрофессиональные лозунги национальных движений о разъединении Карачаево-Черкесии в период распада СССР. В октябре 1991 года Съездом депутатов Карачая всех уровней Карачаево-Черкесия была провозглашена Карачаевской Республикой. Ответной реакцией прозвучало провозглашение Батал-пашинской (казачьей) республики (август), Черкесской и Абазинской республик (октябрь 1991 г.) и Урупско-Зеленчукской республики (ноябрь).

В декабре 1991 г. Совет народных депутатов Карачаево-Черкесии провел опрос, который показал отсутствие популярности идей данных национальных движений и незначительные пределы их влияния. Большинство участников референдума (78,6%) высказалось за сохранение единства республики [5, с. 70].

В полиэтническом обществе следует выделять массовую правовую культуру конкретного этноса и культуру национальных элит. Массовая правовая этническая культура несет в себе как положительный, так и отрицательный смысл. Последний заключается в том, что этническим группам и нациям навязываются такие формы юридического знания, которые могут приводить к деформации правосознания и пренебрежению существующим легализованным законодательством.

В культуре национальных или этнополитиче-ских элит, которую несут отдельные национальные лидеры, политики, общественные деятели, присутствует множество различных деформаций: ложных юридических понятий, националистических идей, этнорелигиозных предубеждений, безграмотных действий.

На основе представленной нами типологии этнического поведения в правовой системе целесообразно выделять этноюридическую антикультуру населения в целом, деликтную этноюридическую антикультуру, а также наиболее общественно опас-

ный вид - юридическую антикультуру этнических преступных групп, осуществляющих противоправную деятельность.

В зависимости от того, какая группа антиценностей превалирует на той или иной территории проживания этносов или наций, в этноконфликт-ном пространстве, следует выделять господствующую и подчиненную ей этноюридическую антикультуру. Выделение данных видов значимо при изучении этнокриминальной антикультуры.

Многообразные проявления этноюридической антикультуры, исходя из их отрицательных последствий, целесообразно группировать по степени их результативности в социальной и юридической сферах, а также в зависимости от того, насколько эти результаты могут быть ожидаемыми или нет, временными или устоявшимися, главными или побочными.

По степени общественной опасности для кон -кретного гражданина, отдельных этнических групп и организаций, конкретного государства и общества в целом этнические девиации возможно подразделять на существенные и незначительные, особо опасные (например, радикализм этнических движений, этническая преступность) и другие.

По способам внешнего проявления выделяются такие виды этноюридической антикультуры, как открытые и латентные.

В зависимости от причин возникновения этно-юридических деформаций выделяют объективные и субъективные юридические аномалии в сфере межэтнических отношений, а также дефекты, возникающие в результате комплексного воздействия на национальные отношения экономических и политических, социально-демографических, духовных и организационных, конфессиональных, юридических и иных факторов.

По степени завершения этнодевиантного юридического поведения имеет смысл говорить об оконченных и неоконченных правонарушениях и преступлениях по мотиву национальной или иной ненависти и вражды, этноюридические конфликты и другие разновидности этноюридической антикультуры.

Проявления этноюридической антикультуры в правовой системе общества можно разграничить на типичные (бандитизм, организация этнических преступных сообществ) и нетипичные (этнорелигиозный экстремизм, попытки создания новых национально-государственных образований). Профессор В.Н. Карташов совершенно правильно указывает, что «типичными считаются наиболее распространенные дефекты, характеризующиеся обобщенными чертами. К нетипичным относятся такие юридические аномалии, которые необычны для той или иной сферы жизнедеятельности, имеют значительное своеобразие, стоят особняком в юридической антикультуре» [1, с. 235].

Этническими группами, этносами, национальной элитой могут игнорироваться различные по своей природе юридические нормы и предписания. Исходя из этого, целесообразно выделять юридические погрешности указанных субъектов, связанные с нарушением национально-правовых норм и положений, принципов и норм международного права, нормативно-правовых и интерпретационных, индивидуально-конкретных и других предписаний.

Этноюридическая антикультура проявляется в различных сферах жизнедеятельности, в соответствии с чем необходимо выделять этноюридические девиации и деликты в социально-экономической и политической системах, конфессиональной и духовной среде, государственном управлении и осуществлении правосудия. Также имеет значение классификация видов этноюридической антикультуры в зависимости от сферы проявления: в частной или публичной сферах жизнедеятельности.

Центральное место в структуре элементов эт-ноюридической антикультуры занимает конфликтная и противоправная этническая деятельность. Последняя представляется наиболее общественно опасной, в связи с чем следует определиться с ее пониманием.

Этническую противоправную деятельность нельзя отделять от правомерной, их необходимо изучать в единстве. Как считает Е.Л. Ковалева «противоправное и правомерное поведение представляют собой пусть разные, но все же стороны одного явления - деятельности человека, - диалектически взаимосвязанные и взаимодействующие. Правовое поведение - это единство противоположностей, изучать которые необходимо в тесной взаимосвязи между собой и с условиями жизни общества. Научное исследование обеих форм правового поведения необходимо для того, чтобы повысить эффективность действия права» [2, с. 4].

Также следует учитывать, что этническая деятельность признается правомерной или противоправной в зависимости от конкретных исторических условий и времени. Категории «правомерность» и «противоправность» относятся к оценочным понятиям, они могут быть изменчивы и условны.

Под противоправной этнической деятельностью в данном исследовании понимается совокупность общественно опасных, виновных, нарушающих юридические нормы и предписания действий, реализующихся в процессе этнического делинк-вентного и преступного поведения, наносящих вред личности, обществу и государству в целом. Теоретико-правовое и криминологическое значение имеет уяснение природы, отдельных признаков, содержания и причин совершения этнической

противоправной деятельности, ее внешней и внутренней стороны.

Кроме рассмотренных выше типов этнической юридической антикультуры существуют еще и другие ее проявления. Их детальное изучение позволит выявить иные особенности данного негативного правового явления и будет способствовать определению механизмов по предупреждению или минимизации действия многообразных проявлений этноюридической антикультуры.

Библиографический список

1. Карташов В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров. - Ярославль: ЯрГУ, 2012. - 274 с.

2. Ковалева Е.Л. Правомерное и противоправное поведение : их соотношение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 25 с.

3. Кузьмина Н.В. Этническая юридическая антикультура: понятие, признаки и предпосылки формирования на муниципальном и региональном уровнях // Муниципалитет: экономика и управление: Екатеринбург, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС). - 2017. -№ 3 (20). - С. 47-51.

4. Новиков Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия. Политико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003.

5. ТишковВ.А. Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад. - М.: Авиаиздат, 1999. - 186 с.

References

1. Kartashov VN. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnoe posobie dlya bakalavrov. - YAroslavl': YArGU, 2012. - 274 s.

2. Kovaleva E.L. Pravomernoe i protivopravnoe povedenie : ih sootnoshenie: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2002. - 25 s.

3. Kuz'mina N.V. EHtnicheskaya yuridicheskaya antikul'tura: ponyatie, priznaki i predposylki formirovaniya na municipal'nom i regional'nom urovnyah // Municipalitet: ehkonomika i upravlenie: Ekaterinburg, Rossijskaya akademiya narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii» (RANHiGS). - 2017. -№ 3 (20). - S. 47-51.

4. Novikov D.V. EHtnoreligioznyj ehkstremizm na Severnom Kavkaze: metody protivodejstviya. Politiko-pravovoj aspekt: dis. ... kand. yurid. nauk. -M., 2003.

5. Tishkov V.A. Puti mira na Severnom Kavkaze. Nezavisimyj ehkspertnyj doklad. - M.: Aviaizdat, 1999. - 186 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.