Научная статья на тему 'Этническая преступность – зона ответственности уголовного розыска'

Этническая преступность – зона ответственности уголовного розыска Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1770
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
противодействие / уголовный розыск / преступность / этническая преступность / организованные преступные группы / counteraction / criminal investigation / crime / ethnic crime / organized crime groups

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щукин А.М., Вагин П.А.

Статья посвящена актуальной научной и практической проблеме этнической преступности. Показано влияние организованных преступных групп и преступных сообществ, сформированных на этнической основе, на криминальную ситуацию в стране. Определены основные виды и оперативно-розыскные признаки этих формирований. Приведены результаты опроса сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел по исследуемой проблеме. Подчеркивается, что ведущая роль в борьбе с преступлениями этнической направленности отводится подразделениям уголовного розыска органов внутренних дел. Названы основные функции вновь образуемых спецподразделений по борьбе с этнической преступностью и незаконной миграцией. Предложены наиболее значимые для подразделений уголовного розыска рекомендации по противодействию этнической преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щукин А.М., Вагин П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC CRIME - THE AREA OF RESPONSIBILITY OF THE CRIMINAL INVESTIGATION

The article is devoted to the topical scientific and practical problem of ethnic crime. The influence of organized criminal groups and criminal communities, formed on the ethnic basis, on the criminal situation in the country is shown. The main types and the crime detection characteristics of these groups are determined. The results of the survey of the employees of the operational units of the internal affairs bodies concerning the analyzed problem are given. It is emphasized that the leading role in the fight against ethnic crime is given to the criminal investigation departments of the internal affairs bodies. The basic functions of the newly established special units to combat ethnic crime and illegal migration are identified. The most significant recommendations on combating ethnic crime for the criminal investigation departments are proposed.

Текст научной работы на тему «Этническая преступность – зона ответственности уголовного розыска»

ЩУКИН А.М., кандидат юридических наук, доцент,

sh.am@bk.ru Кафедра оперативно-разыскной деятельности

и оперативно-технических мероприятий органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, Амурская, 75

ВАГИН П.А., vagin_petr@mail.ru Кафедра оперативно-разыскной деятельности

и оперативно-технических мероприятий органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, Амурская, 75

SHCHUKIN A.M., Candidate of Legal Sciences, associate professor, sh.am@bk.ru

Chair of detective activities and crime detection technical actions of the internal affairs bodies; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

VAGIN P.A.,

vagin_petr@mail.ru

Chair of detective activities

and crime detection technical actions

of the internal affairs bodies;

Tyumen Advanced Training Institute

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049,

Russian Federation

ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА

Аннотация. Статья посвящена актуальной научной и практической проблеме этнической преступности. Показано влияние организованных преступных групп и преступных сообществ, сформированных на этнической основе, на криминальную ситуацию в стране. Определены основные виды и оперативно-розыскные признаки этих формирований. Приведены результаты опроса сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел по исследуемой проблеме. Подчеркивается, что ведущая роль в борьбе с преступлениями этнической направленности отводится подразделениям уголовного розыска органов внутренних дел. Названы основные функции вновь образуемых спецподразделений по борьбе с этнической преступностью и незаконной миграцией. Предложены наиболее значимые для подразделений уголовного розыска рекомендации по противодействию этнической преступности.

Ключевые слова: противодействие; уголовный розыск; преступность; этническая преступность; организованные преступные группы.

ETHNIC CRIME - THE AREA OF RESPONSIBILITY OF THE CRIMINAL INVESTIGATION

Annotation. The article is devoted to the topical scientific and practical problem of ethnic crime. The influence of organized criminal groups and criminal communities, formed on the ethnic basis, on the criminal situation in the country is shown. The main types and the crime detection characteristics of these groups are determined. The results of the survey of the employees of the operational units of the internal affairs bodies concerning the analyzed problem are given. It is emphasized that the leading role in the fight against ethnic crime is given to the criminal investigation departments of the internal affairs bodies. The basic functions of the newly established special units to combat ethnic crime and illegal migration are identified. The most significant recommendations on combating ethnic crime for the criminal investigation departments are proposed.

Keywords: counteraction; criminal investigation; crime; ethnic crime; organized crime groups

Россия - многонациональное, многоконфессиональное государство, на территории которого, по данным Всероссийской переписи 2010 года, проживает более 190

народов и этногрупп. Каждая этническая общность стремится отстаивать свои интересы и соблюдать свои национальные традиции, которые связывают ее с этнической

родиной, своим происхождением, местом проживания, воспитанием, языком, на котором говорит и мыслит, традициями, сохраняющимися в ее памяти, независимо от места ее географического обитания.

Стабильность межнациональных отношений и мирное сосуществование всех этносов, каждый из которых проживал преимущественно на своей малой исторической родине и не осуществлял активную экономическую экспансию и притязания на другие регионы, складывались в России веками. Сегодня выросло новое поколение россиян, к сожалению, не имеющих опыта социально-политического общежития различных наций в новых реалиях.

Зачастую у человека, столкнувшегося с противоправными действиями, совершенными представителем другого этноса, другой культуры, вырабатывается в отношении всех представителей этой национальности настороженность, опасение и даже образ неприятеля. Из опасений разжигания межнациональной розни долгое время влияние национальных факторов на рост и развитие преступности минимизировалось. Однако негативные процессы зашли так далеко, что, по словам В.В. Путина, «...в наших условиях этническая преступность является проблемой не только криминальной, но и проблемой государственной безопасности. И к ней надо соответствующим образом относиться» [1].

Актуальность темы проведенного нами исследования во многом также обусловлена состоянием ее научной разработанности. Теоретическому изучению различных проблем этнической преступности посвящены труды В.В. Лунеева, Р.Г. Чефходзе, Г.М. Геворгяна, М.П. Клейменова, А.М. Зюкова, И.В. Анжирова, М.А. Касьяненко и др. Однако, учитывая происходящие на современном этапе изменения в социально-экономической сфере, масштаб распространения и специфику преступной деятельности участников этнических преступных группировок, тема, на наш взгляд, требует дальнейшего исследования.

Как правило, под этнической преступностью подразумевают преступления, совершаемые в различных сферах жизнедеятельности государства этническими группами двух видов:

- организованными группами, сформированными с целью совершения преступлений;

- неустойчивыми («одноразовыми») группами, сложившимися стихийно, как правило, без предварительного замысла.

К группам первого вида относятся организованные преступные группы (далее - ОПГ), совершающие преступления в корыстных целях, а также образованные для ведения террористической и экстремистской деятельности.

Второй вид образуют группы, которые совершают преступления, главным образом, на бытовой почве, из личной неприязни, из хулиганских побуждений или под влиянием одномоментных порывов криминального характера, в основном в целях завладения чужим имуществом, изнасилования или унижения человеческого достоинства представителя другой национальности. Эти группы составляют, как правило, лица одного или родственных этносов, поддерживающие между собой личные отношения на какой-либо основе (совместная трудовая деятельность, соседство и т.п.). Продолжительность существования таких групп иногда не превышает длительности совершения преступления. Однако они могут перерастать в организованные преступные группы первого вида или поглощаться ими.

конфликты с местным населением, а также преступления на их почве чаще возникают в условиях, когда какие-либо группы отвергают или пренебрежительно относятся к жизненным интересам и культуре других этносов или наций, либо конкретная этническая или национальная группа идентифицируется и социализируется только внутри себя, в связи с чем образует дистанцию между собой и другой (другими) этническими или национальными группами.

На наш взгляд, указанные мотивы в обязательном порядке должны лежать в основе идентификации преступной группы как этнической. Другими словами, не могут считаться этническими (национальными) преступления, совершенные представителями этносов или наций на территории проживания других народов, если они совершены не по указанным выше мотивам. определить ту или иную преступную группу как этническую зачастую позволяют нацио-

нальные особенности поведения ее членов, совпадающие с национальными особенностями соответствующей диаспоры.

По имеющейся информации, с 2004 года государственная и ведомственная отчетность МВД России не предусматривает представление сведений об этнической преступности. В уголовной статистике не выделяются соответствующие разделы. В связи с этим отсутствуют официальные данные об уровне, структуре и динамике этнической преступности. Следовательно, судить о размахе этнической преступности можно лишь по косвенным признакам.

Анализ оперативной обстановки на основе отчетов МВД России по федеральным округам и результаты изучения мнения сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, обучающихся на курсах повышения квалификации в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России*, свидетельствуют о том, что криминальную ситуацию на территории Российской Федерации значительно осложняют организованные преступные группы и преступные сообщества, сформированные на этнической основе. На данное обстоятельство указали 79 % опрошенных нами респондентов. Все это происходит на фоне заметного обострения межнациональных отношений в России, значительного уровня и плохо контролируемой трудовой миграции из стран Закавказья, Средней Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Кроме того, всесторонний анализ ситуации приводит к выводу о том, что имеющиеся статистические данные об уровне преступности не отражают реальную картину в связи с высоким уровнем латентно-сти преступности в России в целом, а тем более этнической.

По мнению оперативных сотрудников, наибольшую криминальную активность проявляют азербайджанские и чеченские организованные преступные группы. Среди этнических преступных групп почти две трети сотрудников органов внутренних дел выделяют выходцев с Кавказа.

Большинство опрошенных оперативных сотрудников (54 %) отмечают тенденцию роста числа групп и преступных сообществ, сформированных на этнической

* Всего опрошено 73 сотрудника оперативных подразделений органов внутренних дел.

основе, в особенности в Южном, Центральном и Северо-Западном федеральных округах.

По результатам анкетирования сотрудников уголовного розыска установлено, что основными направлениями противоправной деятельности этнических преступных групп и преступных сообществ являются преступления общеуголовной направленности, наркоторговля, терроризм, экстремизм, похищение людей с целью получения выкупа и преступления экономической направленности. Под контролем этнических преступных групп и преступных сообществ по-прежнему остаются различные объекты экономической сферы, государственные и коммерческие предприятия. Их участники приобретают непосредственно или через подставных лиц значительное количество коммерческих структур, в основном предприятия торговли, питания, игорно-развлекательного бизнеса. При этом имеющаяся теневая система налич-но-денежного оборота обеспечивает им возможность подкупа государственных и муниципальных служащих, что создает условия для защиты от правоохранительных органов.

Следует отметить, что российские этнические преступные группы находятся в более выгодных условиях, чем преступные группы, сформированные иммигрантами, поскольку они являются гражданами России и вправе свободно перемещаться по стране.

Как правило, участники этнических преступных групп действуют продолжительное время. К основным оперативно-розыскным признакам этих формирований можно отнести их структурно-функциональное построение; повышенную общественную опасность по направленности, видам и способам противоправной деятельности; наличие связей с коррумпированными представителями органов государственной власти и управления; «политизацию» преступной деятельности их лидеров.

На наш взгляд, особая сложность в осуществлении разработки участников этнических преступных групп и преступных сообществ объясняется прежде всего наличием дополнительных оперативно-розыскных признаков, присущих рассматриваемым формированиям. Это, в частности,

определенная принадлежность участников к нации или народности; межрегиональные и международные связи участников (страны СНГ и дальнего зарубежья); криминальная субкультура; национальные традиции и обычаи; вероисповедание участников; наличие криминального профессионализма и др.

как показало проведенное нами исследование, процесс формирования этнических преступных групп и преступных сообществ может происходить в нескольких направлениях:

- по месту жительства участников. Объединенные на национальной, родственной, земляческой основе в целях совершения преступлений рассматриваемые организованные преступные группы достигают высокой степени организованности уже к моменту совершения первого преступления. Особенно это характерно для криминальных формирований, образовавшихся из числа лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, или под их руководством, т.е. лиц, являющихся обладателями значительного криминального прошлого. Предполагая, что за ними будет осуществляться контроль со стороны органов внутренних дел, имея надежные связи в различных регионах страны, участники таких групп хорошо маскируют свою противоправную деятельность, в отдельных случаях переходят на нелегальное положение, расширяя «географию» преступной деятельности;

- в крупных городах, мегаполисах, в приграничных районах. В этих местностях чаще всего проявляется преступная активность «этнических» граждан, находящихся «на выезде», имеющих криминальную установку. При создании таких организованных преступных групп решающее значение приобретает любая, даже случайная встреча в большом городе земляков из числа жителей того или иного региона, национального образования. Зная друг друга, имея общие связи в криминальной среде по месту постоянного жительства, «гастролирующие» граждане объединяются для совершения преступлений, которые требуют значительных физических сил, опыта, наличия связей среди местных выходцев региона (студентов, военнослужащих, нелегалов (находящихся в розыске), родственников и других);

- в местах лишения свободы. В следственных изоляторах, исправительных колониях в период содержания и отбывания наказания создаются идеальные условия для обмена преступным опытом, тщательного отбора и сплочения будущих участников этнических преступных групп и преступных сообществ, прибывших из различных регионов страны. Это обеспечивает им устойчивые, надежные связи в различных городах.

Изучение «географии» противоправной деятельности этнических организованных преступных групп и преступных сообществ позволяет также выделить определенные категории организованных преступных групп в зависимости от выбора ими местности (региона, города, поселка) для совершения противоправной деятельности.

В практической деятельности органов внутренних дел этнические преступные группы и преступные сообщества становятся известны сотрудникам из различных источников, и прежде всего, по этническим или национальным признакам их участников и лидеров, проходящих по оперативной информации.

На территории России в настоящее время действует свыше восьмисот организованных преступных сообществ и групп, относимых в соответствии с приведенными выше признаками к этническим [2, с. 22].

Все эти преступные формирования можно условно разделить на три группы:

- состоящие из граждан России. В них входят представители народностей Дагестана, ингуши, осетины, чеченцы и лица из других этнических групп;

- состоящие из граждан стран ближнего зарубежья - азербайджанцев, армян, грузин, таджиков, узбеков, киргизов, казахов;

- состоящие из граждан стран дальнего зарубежья - вьетнамцев, китайцев, корейцев и представителей некоторых других стран, главным образом Африки и Южной Америки.

Ведущая роль в противодействии этнической преступности отводится органам внутренних дел Российской Федерации.

С начала девяностых годов прошлого века в структуре Главного управления по борьбе с организованной преступностью службы криминальной милиции МВД Рос-

сии существовали специализированные подразделения по разработке этнических организованных преступных групп и преступных сообществ. С учетом криминальной активности этнических преступных формирований работа на территории Российской Федерации проводилась прежде всего среди тех из них, участниками которых были граждане России - выходцы из республик Северного Кавказа, граждане республик Закавказья (Азербайджана, Армении, грузии) и республик Средней Азии (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана).

В настоящее время функции борьбы с этнической преступностью возложены на главное управление уголовного розыска МВД России.

Изменяющаяся ситуация требует от МВД России принятия новых, более эффективных способов и средств противодействия этнической преступности, что невозможно без разработки мер по совершенствованию деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел. В 2013 году МВД России сообщило, что в стране появятся спецподразделения по борьбе с этнической преступностью. Причем в плане работы ведомства на 2014-2018 годы уточнено: такие структуры создадут прежде всего «в регионах со сложной криминогенной обстановкой» [3].

В Управлении уголовного розыска ГУМВД по г. Москве отдел по борьбе с этнической преступностью организован на базе оперативно-розыскного отдела N 23. Как сообщает источник, в оперативно-розыскную часть N 23 вошли оперативные сотрудники из других подразделений Московского уголовного розыска. В основном это сыщики, которые разрабатывали преступных авторитетов и воров в законе, а также работали по бандгруппировкам [4]. Аналогичные подразделения по борьбе с этнической преступностью созданы, например, в Вологодской области, Хабаровском крае.

На наш взгляд, необходимость формирования таких подразделений должна определяться степенью влияния этнической преступности на оперативную обстановку в регионе, поэтому такой процесс не должен быть повсеместным, тем более, что предупреждение и раскрытие преступлений, совершаемых членами этнических криминальных группировок, осуществляют

все оперативные подразделения по своим линиям работы.

Вновь создаваемые структуры должны заниматься в первую очередь организацией работы в регионе по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых криминальными группировками, сформировавшимися на этнической основе, отслеживать и анализировать криминальные процессы, происходящие в среде мигрантов.

Все это невозможно сделать только на основе обычного изучения материалов конкретных уголовных дел. Необходимо с помощью методов информационно-аналитической разведки выяснять структуру и иерархию криминальных формирований, выявлять их межрегиональные и международные противоправные связи, отслеживать и своевременно пресекать опасные проявления и привлекать к ответственности не только исполнителей, но и организаторов преступных сообществ. В связи с этим оперативные сотрудники должны обеспечить четкое ведение литерных дел, в которых будет сосредоточена вся официальная и оперативно-розыскная информация об уголовных проявлениях в среде мигрантов.

Новые специализированные подразделения должны обеспечить оперативное сопровождение основных потоков мигрантов из-за рубежа с момента пересечения ими границ и до прибытия в регион компактного проживания. На оперативных сотрудников должна быть возложена обязанность по борьбе с преступлениями, совершаемыми так называемым вахтовым методом, когда «гастролеры» прибывают в Россию на непродолжительное время, совершают серию дерзких преступлений и исчезают в родных местах, скрываясь от возмездия, а им на смену сразу заступает другая группировка из представителей идентичной национальности. И только регулярное получение информации о готовящемся въезде в регион очередной группы может предупредить новые преступления.

Среди сотрудников подразделений по борьбе с этническими преступлениями должны быть специалисты по взаимодействию с другими правоохранительными органами как в России, так и за ее пределами. Дело в том, что находить среди мигрантов потенциальных преступников

невозможно без тесного взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран и других регионов страны, откуда постоянно перемещаются массы людей. Кроме того, преступные этнические формирования могут быть использованы международными террористическими организациями для дестабилизации политической и экономической обстановки в России, поэтому необходимо постоянное взаимодействие нового подразделения с органами ФСБ России.

Поскольку в условиях ограниченных финансовых возможностей тратить деньги на дублирование функций уже существующих в структуре органов внутренних дел отделов и отделений непозволительно, то, по всей видимости, в большинстве подразделений уголовного розыска сохранится уже существующая система по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых членами этнических криминальных группировок. Другими словами, бороться с этнической преступностью оперативные подразделения будут по своим линиям работы.

Однако в связи с этим крайне важно определиться с кругом их задач и функций по борьбе с этнической преступностью и незаконной миграцией. Кроме того, необходимо постоянное взаимное информирование и совместные операции, и такая работа должна проводиться постоянно и на плановой основе. Пока же взаимное информирование и совместные операции проводятся лишь в рамках конкретных уголовных дел и только благодаря личным контактам.

Предупреждение и раскрытие преступлений, совершаемых многочисленными преступными группами, сформированными на этнической основе, требуют особых организационных и тактических мер, поэтому всем оперативным сотрудникам необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, искать и внедрять новые методы, приемы и подходы в этой непримиримой борьбе.

Наши рекомендации по противодействию этнической преступности совпадают с рекомендациями по усилению борьбы с преступностью в целом, тем не менее выделим те, которые представляются наиболее значимыми для подразделений уголовного розыска.

1. На наш взгляд, работу по обеспечению эффективности противодействия этнической преступности необходимо начать с официального признания существования явления и восстановления в организационном плане деятельности по борьбе с ним.

2. Мы считаем, что существующая система формирования уголовно-правовой статистики об этнической преступности объективно не отражает уровня и социальной опасности этого явления, поэтому в статистике необходимо разработать и ввести новый порядок учета этнической преступности.

3. Мы предлагаем серьезное ужесточение мер наказания за фактически незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации и нелегальное пребывание на суверенной территории Российской Федерации, предусмотрев лишение свободы на срок до 7 лет с отбыванием его в колониях. При этом заработная плата заключенного должна расходоваться не только на его содержание, но и на последующую депортацию в страну, откуда он прибыл. Строгие меры должны быть приняты и в отношении пособников в совершении таких преступлений.

4. В связи с тезисами о наказаниях необходимо отметить, что либеральные рассуждения о том, что строгость наказания не влияет на уровень преступности, необоснованны. Человек, принимая решение, явно или неявно сопоставляет выгоду и затраты. Кроме того, мягкость наказаний снижает в формирующемся мироощущении подрастающего поколения порог нравственной приемлемости тех или иных деяний.

С нашей точки зрения, важно принципиально ужесточить наказания за участие в незаконном обороте наркотических средств и прекурсоров (как одном из основных направлений этнической преступности), а также установить ответственность за употребление наркотиков с 14 лет в виде принудительного лечения, психотерапии и общественно полезного труда в условиях ограничения свободы.

5. По нашему мнению, угроза суверенитету и территориальной целостности России сохраняется и приобретает опасный хронический характер. Поэтому правоохранительные органы должны быть всегда готовы к тому, что регистрируемые

в последнее время факты более резких выступлений против мигрантов, растущее количество бытовых конфликтов коренного населения с выходцами из регионов

Северного Кавказа и Средней Азии при неблагоприятном стечении обстоятельств могут перерасти в масштабные межнациональные конфликты.

Список литературы

1. Путин В.В. Россия: национальный вопрос. URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html (дата обращения: 18 мая 2016 г.).

2. Влияние этнической преступности на общественное сознание, мотивацию социального протеста и имидж руководства страны и региональных органов власти: рекомендации по преодолению негативных последствий. М.: Бастион, 2012. 203 с.

3. Фигура умолчания. Особенности федеральной борьбы с «этническим» уголовным элементом. URL: http://www.ng.ru/editorial/2013-07-08/2_red.html (дата обращения: 18 мая 2016 г.).

3. В Московском уголовном розыске появился отдел по борьбе с этнической преступностью. URL: http://crimerussia.com/gover/65662-v-mure-poyavilsya-otdel-po-borbe-s-etnicheskoj-prestupnostyu/ (дата обращения: 18 мая 2016 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.