Научная статья на тему 'Ведущие методы экологического воспитания дошкольников'

Ведущие методы экологического воспитания дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2153
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF ADULTS / ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА / GREEN ZONE / НАБЛЮДЕНИЯ / OBSERVATIONS / THE DEVELOPING ECOLOGICAL CIRCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саид С.Т., Осокина В.Н.

В статье анализируются современные методы экологического воспитания дошкольников: экологическая среда в детском саду, совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне, содержание наблюдений.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article modern methods of ecological education of preschool children are analyzed: the ecological environment in kindergarten, joint activity of adults and children in a green zone, the content of observations.

Текст научной работы на тему «Ведущие методы экологического воспитания дошкольников»

научный журнал

УДК 37

С.Т. Саид, В.Н. Осокина

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводске, г. Железноводск, Россия.

ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье анализируются современные методы экологического воспитания дошкольников: экологическая среда в детском саду, совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне, содержание наблюдений. Ключевые слова: экологическое воспитание, развивающая экологическая среда, экологическое сознание взрослых, зеленая зона, наблюдения.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденною в процессе обсуждения. Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, по мнению С.Н. Николаевой, В.Н.Осокиной, Н.А. Рыжовой, Ситак Л.А. строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания.

Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными исследованиями, которые являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ [1, 2]. По мнению В.Н. Осокиной, Ситак Л.А. «экологические знания развивают экологическое сознание, ценностные ориентации к действию в окружающей среде.» [3,8].

Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материала, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления.

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр кинофильмов, диапозитивов. Эти методы наиболее

научный журнал

эффективны, поскольку они соответствуют познавательным возможностям дошкольников.

Практические методы: моделирование, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами.

Словесные методы: беседа, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и воспитателя. Основная функция их - расширение знаний о природе а также формирование положительного отношения к ней.

Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

Другой метод в экологическом воспитании детей - совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ. С. Н. Николаева отмечает, что создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ [1, 2].

Основным методом формирования у детей динамических представлений о росте и развитии живых существ является наблюдение.

Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы[4, 5].

Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения[7].

С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение -это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С.Л. Рубинштейн, опирается на более или

научный журнал

менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.

Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных - разных форм поведения); определение свойств и характеристик особенностей поверхности, выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе [2, 6].

Таким образом, экологическое воспитание детей в дошкольный период следует рассматривать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников и решающих различные вопросы дошкольного воспитания.

Библиографический список

1. Николаева С.Н. О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 12. - С. 51-54.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 224 с.

3. Осокина В.Н. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2004. - 20 с.

4. Осокина В.Н. Педагогические технологии в экологическом образовании бакалавров // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017. С. 149-152.

5. Осокина В.Н. Интегрированные занятия как технология формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017. С. 152-154.

6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2001. 432 с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 703 с.

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРА ЛИ ГМД научный журнал

8. Ситак Л.А.Развитие представлений о взаимодействии человека с природой Социально-гуманитарные знания. 2016. №12. Часть 1. С. 78-87.

S.T. Said, V.N. Osokina

Leading methods of ecological education of preschool children

Abstract. In article modern methods of ecological education of preschool children are analyzed: the ecological environment in kindergarten, joint activity of adults and children in a green zone, the content of observations. Keywords: ecological education, the developing ecological circle, ecological consciousness of adults, a green zone, observations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.