Научная статья на тему 'Проблема формирования экологической культуры в дошкольном возрасте'

Проблема формирования экологической культуры в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
924
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ / ECO-FRIENDLY PERSONAL EXPERIENCE / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / THE ECOLOGICAL POSITION OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситак Л.А., Алабова М.А.

В статье рассматривается проблема формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Изучаются экологически ориентированный личный опыт ребенка. проявления экологической позиции личности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the problem of formation of ecological culture of children of preschool age. Studied ecologically oriented personal experience of the child. of environmental position of the individual

Текст научной работы на тему «Проблема формирования экологической культуры в дошкольном возрасте»

Электронный научный журнал

УДК 37

Л.А. Ситак, М.А. Алабова

Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске, Россия

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Изучаются экологически ориентированный личный опыт ребенка. проявления экологической позиции личности.

Ключевые слова: экологическая культура, экологически ориентированный личный опыт, экологическая позиция личности

В детском саду закладываются основы экологической культуры. Дошкольный возраст - этап формирования основ нравственно-экологического мировозрения личности, проявления которой имеют свою специфику и на трех условно выделенных «ступенях роста» данного возрастного периода. Дошкольники проявляют высокий познавательный интерес к окружающему миру, и он может стать фундаментом в воспитании экологической культуры.

В процессе формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста можно выделить три этапа. В качестве основных параметров роста следует указывать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с природой и следующие проявления экологической позиции личности:

- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с природой, преобразования большей их части в привычки ребенка;

- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое использование их;

- потребность в общении с представителями флоры и фауны, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, сочувствия к людям, природе;

- бережное отношение ко всему окружению ребенка;

- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в креативной деятельности;

- проявление инициативы в решении экологических проблем микрорайона.

Старший дошкольник приобретает экологически ориентированный личный опыт за счет:

- наблюдения различных состояний природы, сопровождающихся пояснениями педагога;

- первоначальных оценок деятельности человека (на уровне хорошо -плохо);

- выполнения предложенных педагогом норм поведения;

- общения с представителями флоры и фауны и эмоциональных переживаний;

- эстетического наслаждения красотой природы и креативного воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках;

- ощущения потребности в знаниях экологического содержания;

- бережного отношения к используемым предметам ;

- наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению состояния окружающей среды и собственного участия в ней.

Повышение экологической культуры детей, формирование у них навыков экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома - планеты Земля - вот главное в жизни.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности старших дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

Ученые Л.Д. Бобылёва, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печеи. Л.А. Ситак выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура, по мнению Л.Д. Бобылёвой - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования,

обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

И.В. Цветкова считает, что экологическая культура включает:

- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы .

Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе и ее охране;

- эстетические и нравственные чувства к природе;

- позитивная деятельность в природе;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе [1] .

Ситак Л.А. считает, что формирование экологической культуры - это целенаправленный процесс формирования в каждом человеке экологической культуры на основе знаний закономерностей функционирования экологических систем, понимания уникальности природы и человеческой жизни, а также формирование готовности к активной природоохранной деятельности, осознание себя как части природы [2].

Очевидно, что наиболее надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения страны. Важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать комплексное экологическое воспитание, предусматривающее постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами. Формирование экологической культуры детей должно стать важнейшей педагогической задачей. В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства -сравнительно короткому по времени отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни.

Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и

трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. А такую возможность представляют буквально все занятия. В детском саду дети знакомятся с тем, что находится вокруг них, учатся наблюдать за природой.

Необходимо, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета - наш дом и о нем надо заботиться.

Библиографический список

1.Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 7. - С. 10.

2.Ситак Л.А. Актуальные вопросы формирования экологической культуры студентов - будущих педагогов // Таврический научный обозреватель Ялта / 2016. № 1-3 (6). С. 24-28.

L. A. Sitak., A.M.Alabova

The problem of formation of ecological culture in the preschool years

Abstract. In the article the problem of formation of ecological culture of children

of preschool age. Studied ecologically oriented personal experience of the child, of environmental position of the individual/

Keywords: ecological culture, eco-friendly personal experience, the ecological position of the individual

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.