Научная статья на тему 'Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с объектами природы'

Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с объектами природы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1354
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / СОДЕРЖАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ / CONTENTS OF KNOWLEDGE OF THE NATURE / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ECOLOGICAL REPRESENTATIONS / ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ / EMOTIONALLY POSITIVE RELATION TO SURROUNDING / ЭКОЛОГИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECOLOGICALLY DIRECTED ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодей А.Н.

В статье проведен анализ исследований по теории и методике экологического воспитания, связанный с отбором и систематизацией содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the analysis of researches on the theory and a technique of ecological education connected with selection and systematization of content of knowledge of the nature for children of preschool age is carried out.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с объектами природы»

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

УДК 37

А.Н. Колодей

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводск г. Железноводск, Россия.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ

Аннотация: В статье проведен анализ исследований по теории и методике экологического воспитания, связанный с отбором и систематизацией содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: экологическое воспитание, содержания знаний о природе, экологические представления, эмоционально позитивное отношение к окружающему, экологически направленная деятельность.

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. В дошкольной педагогике велись исследования по отбору и систематизации знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы. Это работы И.А. Хайдуровой, С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой, З.П. Плохий, Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Комаровой и др..

Главная направленность этих исследований - отбор и систематизация экологически значимого содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении дошкольников с природой. Формирование экологического сознания, экологической культуры - это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни.

В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы - оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.

Исследованиями также доказано, что дошкольники способны овладеть умениями и навыками разнообразной деятельности, имеющей экологически ориентированный характер осознанно-бережного отношения к объектам растительного и животного мира.

В современных исследованиях Л.Д. Бобылевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, В.Н. Осокиной, Ситак Л.А., В.А. Ясвина и др. отмечается,

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу должны быть положены знания и представления. В исследованиях В.Н. Осокиной отмечается, что экологические знания помогают осознать важность экологических проблем, развивают экологическое сознание, ценностные ориентации к действию в окружающей среде [3, 4,,5,7].

Одной из актуальных проблем является выявление представлений о росте и развитии живых существ. Дошкольный возраст по С.Н. Николаевой [2], является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Ведущую роль в экологическом воспитании, по мнению Л.Д. Бобылевой [1], играет формирование у детей познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых умений, знаний, чувств, а от них - к интересу на более высокой ступени.

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности. В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе) [2].

Для социально-нравственного развития дошкольника очень важно дать правильное направление развитию эмоций и чувств, обеспечить накопление положительного эмоционального опыта взаимодействия с миром. Огромные возможности для накопления дошкольников ценных эмоциональных переживаний предоставляет общение с природой.

Наблюдения показывают, что ярко проявляя положительные эмоции к живым существам в благоприятном состоянии, многие дети остаются эмоционально глухими к их плохому самочувствию и страданию.

Между тем дошкольный возраст - это период, когда ребенок открыт миру. Накопленный в этот период опыт эмоционально позитивного отношения к окружающему человек пронесет через всю жизнь[6].

Поначалу ребенок учится сопереживать: отражает чувства, эмоционально передаваемые взрослыми, - «заряжается» его эмоциями.

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

Поэтому взрослый должен стать для детей примером эмоционально позитивного отношения к природе: проявлять удивление, интерес к ней, удовольствие от общения с ней; восхищаться природными объектами, явлениями, добрыми поступками людей; испытывать радость от хорошего самочувствия живого существа, сочувствовать живому, находящемуся в беде, и т. п.

Наконец, взрослому важно поддерживать стремление детей к проявлению адекватных ситуациям эмоций как импульса к совершению гуманных поступков по отношению к природе. Этому способствует включение дошкольников в разнообразную деятельность экологической направленности, в которой они смогут «проживать» положительные эмоции и чувства, проявлять их, обогащая тем самым личный опыт взаимодействия с природой [7].

Таким образом, экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Библиографический список

1. Бобылева Л.Д. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 10-15.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 2005. - 224 с.

3. Осокина В.Н. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2004.- 20с.

4. Осокина В.Н. Педагогические технологии в экологическом образовании бакалавров. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017.- С. 149-152.

5. Осокина В.Н. Интегрированные занятия как технология формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017. - С. 152-154.

6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001. - 432 с.

7. Ситак Л.А.Развитие представлений о взаимодействии человека с природой Социально-гуманитарные знания 2016 № 12- Часть 1, с78-87.

8. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000 - 456 с.

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРА ЛИ ГМД научный журнал

A.N. Kolodey

Ecological education of preschool children at acquaintance with nature objects

Abstract. In article the analysis of researches on the theory and a technique of ecological education connected with selection and systematization of content of knowledge of the nature for children of preschool age is carried out. Keywords: ecological education, contents of knowledge of the nature, ecological representations, emotionally positive relation to surrounding, ecologically directed activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.