Научная статья на тему 'Устойчивое управление лесами как инструмент реализации государственной политики в области экологии'

Устойчивое управление лесами как инструмент реализации государственной политики в области экологии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ / ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / NATURAL RESOURCES LEGISLATION / ENVIRONMENTAL COMPONENT / RATIONAL LAND USAGE / EXPLOITATION OF WOODS / PROTECTING OF FAUNA OBJECTS / EARTH OF AGRICULTURAL PURPOSE / ENSURING THE PROTECTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликова Ольга Валентиновна

27 апреля 2013 г. кафедрой земельного и экологического права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» был проведен круглый стол, посвященный Году охраны окружающей среды в Российской Федерации. Со вступительным словом к участникам заседания обратился заведующий кафедрой земельного и экологического права, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор К.Г. Пандаков, который отметил важность и актуальность вопросов, поставленных на обсуждение, и обратил внимание на проблемы и тенденции развития природоресурсного и экологического законодательства в настоящий период. Изменения, которые были внесены в экологическое, земельное, водное, лесное, горное и иное природоресурсное законодательство в последние несколько лет, не только не способствуют улучшению экологической обстановки, а, наоборот, приводят к еще большему антропогенному воздействию на природную среду, отсутствию экономических стимулов к модернизации производств и технологий, что неизбежно ведет к нарастанию напряженности в этой сфере. С основным докладом выступил доктор юридических наук, профессор Л.А. Тимофеев. Им были затронуты вопросы правового обеспечения деятельности рыбохозяйственного комплекса России в условиях вступления во Всемирную торговую организацию. В свете проведения конференции по устойчивому развитию «Рио+20» и принятия ряда программных документов федерального значения в области охраны окружающей среды профессор кафедры Н.И. Махонько в своем докладе уделил внимание основным принципам экологической политики Российской Федерации, которые реализуются с участием всех заинтересованных субъектов. С точки зрения обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов, подвергла анализу нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения в сфере осуществления территориального планирования и градостроительного зонирования, доцент, кандидат юридических наук Е.Ю. Чмыхало, которая сделала вывод о необходимости конкретизации требований экологического законодательства в нормах ГрК РФ, а также активного формирования правового механизма, способствующего их реализации. На заседании круглого стола выступили также: доценты Е.Н. Абанина, Д.А. Агапов, Т.В. Волкова, С.Ю. Королев, О.В. Куликова, Ю.В. Сорокина, Е.А. Сухова, ст. преподаватель Е.А. Тарасова, аспиранты и магистранты кафедры. Круг обсуждаемых вопросов был широк: совершенствование законодательства о рекультивации земель, проблемы предоставлении прав на земельные участки, вопросы охраны животного и растительного мира, развития рыбохозяйственной деятельности, управления лесами, развития атомной энергетики, управления земельными ресурсами и др. По итогам круглого стола был сделан вывод о необходимости дальнейших научных исследований по рассматриваемым проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sustainable Forest Management as a Tool of Implementation of the State Policy in the Field of Ecology

April 27, 2013 the Department of Land and Environmental Law Saratov State Law Academy, a round-table dedicated to the Year of Environment in the Russian Federation. The introductory remarks to the meeting appealed Head of Land and Environmental Law PhD, Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor K.G. Pandakov, who noted the importance and relevance of the topic issues raised for discussion and drew attention to the problems and trends of natural resource and environmental legislation in the current period. The changes that were made to the environmental, land, water, forests and other natural resources legislation in the past few years, not only does not contribute to improving the environmental situation, and, on the contrary, lead to even greater human impact on the environment, lack of economic incentives for the modernization of production and technology, which will inevitably lead to an increase in tension in this area. The keynote speaker was Doctor of Law, Professor L.A. Timofeev. They touched on legal support of the fishing industry in Russia to join the World Trade Organization. In light of the Conference on Sustainable Development «Rio +20» and the adoption of a number of policy documents in the federal environmental, Professor N.I. Makhonko in his report paid attention to the basic principles of the environmental policy of the Russian Federation, which are implemented with the participation of all stakeholders. From the point of view of the protection and rational use of natural resources was analyzed rates of the Town Planning Code of the Russian Federation regulating relations in the sphere of land use planning and zoning, Associate Professor, PhD E.Yu. Chmykhalo, resulting concluded that a specification of the requirements of environmental legislation in the rules GrK Russia, as well as the active form of legal mechanism to facilitate their implementation. At the round table were also made associate professors E.N. Abanina, D.A. Agapov, T.V. Volkova, S.J. Korolev, O.V. Kulikova, Y.V. Sorokina, E.A. Suhova, Art. teacher E.A. Tarasova, graduate students and undergraduates of the department. Terms of the issues was broad: improvement of legislation on land reclamation, the problem of providing land rights, protection of wildlife, the development of fisheries management, forest management, nuclear energy development, land management and other issues. The round table was made certain conclusions about the need for further research on the issues discussed.

Текст научной работы на тему «Устойчивое управление лесами как инструмент реализации государственной политики в области экологии»

13 См.: Кухтин П.В., Левов А.А., Морозов В.Ю. и др. Указ. соч. С. 134-135.

14 Землю в дело // Российская газета (федеральный выпуск). 2012. 25 июля.

15 См.: Козырь М.И. Указ. соч. С. 28-37.

16 См.: О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году. Государственный доклад. М., 2011. С. 53.

17 См.: Там же. С. 54.

18 См.: Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. М., 2001. С. 13.

19 URL: www.rau.su/observer/N» 3-4_97/019.htm (дата обращения 22.08.2012).

20 См.: Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Указ. соч. С. 11-12.

21 См.: Залыгин С.П. Предисловие к русскому изданию книги: Мерри Фешбах, Альфред Френдли-младший. Экоцид в СССР. М., 1992. С. VI-VII.

22 См.: Там же.

23 Кузьмин В. От закона до обеда // Российская газета (федеральный выпуск). 2009. 7 дек.

24 См.: Кто накормит мир? // GEO. 2010. Июнь. С. 66.

25 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 5, ст. 502.

26 См.: Галиновская Е.А. Теоретические и методологические проблемы земельных правоотношений. М., 2009. С. 271-272.

27 См.: Экология и нарушение прав человека: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М., 2002. С. 58.

28 См.: Медведев Д.А. Выступление на выездном заседании Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека (г. Новокуйбышевск, 15 марта 2012 г.) // Официальный сайт Президента РФ. URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 16.03.2012).

О.В. Куликова

УСТОЙЧИВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ с

о т X

s

О

O.V. Kulikova О

т О

SUSTAINABLE FOREST MANAGEMENT AS A TOOL |

OF IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY Г

IN THE FIELD OF ECOLOGY P

о т

го Ф X X

о

В соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федера- Ю

ции1 одной из основных задач в сфере реализации государственной политики в и

области экологии является обеспечение эффективного государственного управ- С

ления охраной окружающей среды. 0

Государственное экологическое управление представляет собой деятельность g

государственных органов по упорядочению (организации) охраны окружающей ¡

среды, использования и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической ¿

безопасности человека и других объектов, осуществляемую на основе законода- (

9

тельства, в соответствии с поставленными целями и задачами2. ~

Управление лесами должно исходить из ряда принципов, одним из которых 3 является устойчивость, т. е. рассмотрение лесов как экосистем, состояние, свойства, функции, ценность и полезность которых должны поддерживаться и приумножаться, в т. ч. с целью удовлетворения нужд общества3.

© Куликова Ольга Валентиновна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: kulikovaov.sgap@rambler.ru 201

Рассматриваемое понятие закрепляется также и в соответствии с международными документами на национальном уровне. Устойчивое управление лесами — формирование и реализация системы мер, регулирующих воздействие на леса и обусловливающих достижение и стабильное поддержание их целевой динамики, обеспечивающей неистощительное многоцелевое лесопользование, сохранение и повышение производительности, устойчивости и биологического разнообразия4.

Несмотря на структурные преобразования в системе органов лесной сферы (в настоящее время специально уполномоченный орган в области лесных отношений — Федеральное агентство лесного хозяйства), ранее изданные ведомственные акты сохраняют свою юридическую силу.

Таким образом, устойчивое управление лесами подразумевает такое их содержание и использование, при котором сохраняется продуктивность лесов, их регенерационная способность, биоразнообразие и потенциал для выполнения лесом экологических, экономических и социальных функций5.

Глава 10 Лесного кодекса РФ определяет систему построения государственного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, основанную на принципах лесного планирования, регламентирования деятельности в лесном секторе, проектирования освоения лесов, учета и проверки их состояния.

Первой среди функций государства в лесной сфере законодатель назвал лесное планирование6. Лесное планирование осуществлялось до революции и после нее. Его название и формы изменялись на разных исторических этапах. Существуют разные оценки эффективности тех или иных шагов в лесном секторе. Однако ни у кого не вызывает сомнений необходимость видеть, ставить и решать проблемы развития лесного хозяйства и лесной промышленности7. § Планирование в рассматриваемой сфере направлено на обеспечение устойчи-

~ вого развития территорий. Оно должно исходить из необходимости обеспечения „ конкурентоспособности российского лесного хозяйства и лесной промышленности. ? Устойчивое развитие территорий — это обеспечение при осуществлении гра-

| достроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедея-| тельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной | деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального ис-£ пользования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений8.

1 К градостроительной деятельности в России относится, кроме всего прочего,

2 территориальное планирование, т. е. планирование развития территорий, в т. ч. § для установления функциональных зон, определения планируемого размещения § объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов | местного значения.

ё Территориальное планирование нельзя сводить исключительно к градострои-

§ тельству, поскольку оно связано с развитием лесного сектора экономики. Связь ? лесного планирования с территориальным вытекает из необходимости решения

задач и достижения целей устойчивого развития территорий. 1 Лесное планирование решает задачи в области развития лесного хозяйства

I и лесной промышленности с учетом развития других отраслей промышленности, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур региона, которые должны регламентироваться территориальным планированием. В свою очередь территориальное планирование зависит от лесного, что обусловливается значительной ролью лесного сектора.

В рамках лесного права устойчивое развитие территорий следует рассма-

202

тривать как обеспечение при осуществлении деятельности в области лесного

хозяйства и лесной промышленности экономических и экологических интересов в целях создания безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохранения окружающей среды и рационального использования ресурсного потенциала лесов в интересах настоящего и будущего поколений9.

Для перехода к устойчивому развитию необходимы управленческие решения и действия, которые должны с опережением приниматься в условиях риска и неопределенности.

«Система управления лесами является главной составной частью национальной, общегосударственной лесной политики России. Национальная лесная политика определяется в большей степени состоянием дел на мировом рынке лесоматериалов и уровнем развития внутреннего рынка, чем положением дел в природно-ресурсном блоке экономики вообще. Другими словами, политика взаимодействия лесной промышленности с лесным хозяйством важнее для устойчивого управления лесом России, чем всё другое»10.

Лесное планирование осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта РФ, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. Цели и задачи лесного плана заключаются в следующем: построение экономической и экологической модели развития лесного сектора региона, включающей в себя элементы развития транспортной и иной инфраструктуры;

установление целевых показателей и оценочных индикаторов выполнения субъектами РФ мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов, созданию и эксплуатации лесной и лесоперерабатывающей ш инфраструктуры; н

экономическая и экологическая оценка осуществления субъектами РФ полно- С

а

мочий в области лесных отношений; т

о

иные. к

о

Обязательным является наличие в лесном плане субъекта РФ объемных и ка- о' чественных показателей мероприятий по осуществлению освоения лесов, в т. ч.: | по использованию лесов; т

' го

по охране, защите и воспроизводству лесов; нн

о

по созданию и эксплуатации лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; Ю по охране и использованию объектов животного мира и водных объектов. и

Лесной план Саратовской области принят в целях повышения количествен- с

к

ных и качественных целевых показателей улучшения состояния лесов. В нем а приведена характеристика состояния лесов и их использования, указаны основ- Л ные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а | также дана оценка экономической эффективности реализации мероприятий по • осуществлению планируемого освоения лесов11. 33

Данный документ состоит из трех частей: ^

характеристика состояния лесов и их использование; §

основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.

Развитие лесохозяйственного производства на базе новых технологий с применением машин и оборудования новых поколений требует наличия квали- 203

фицированной рабочей силы и компетентных менеджеров. В настоящее время на предприятиях области недостаточно квалифицированных специалистов, трактористов, водителей лесовозного транспорта, рамщиков, наладчиков и других специалистов. По оценке руководителей лесхозов, для комплектации квалифицированными кадрами производственных мощностей необходимо до 2018 г. подготовить более 1,2 тыс. специалистов. Подготовку и переподготовку кадров целесообразно осуществлять на базе областного потенциала высших и средних учебных заведений и профессиональных училищ. В этих целях министерством лесного хозяйства области на основании предложений руководителей лесхозов планируется разработка ведомственной целевой программы подготовки квалифицированных кадров для лесного комплекса области. В настоящее время сложившиеся в лесном хозяйстве социальные условия развития лесной отрасли в целом хуже, чем в других отраслях12.

С сентября 2011 г. в России впервые проходит конкурс «Ежегодная общественная премия "Регионы — устойчивое развитие"». Проект, проводимый во исполнение поручения Правительства РФ, должен помочь обрисовать реальную картину инвестиционного климата, сложившегося на территории Российской Федерации, а также представить современные инструменты и механизмы государственно-частного партнерства. Главная цель проекта — объективное информирование руководства страны, регионов, муниципалитетов и предприятий о реальной ситуации, складывающейся вокруг реализации инвестиционных проектов в инфраструктурном секторе экономики13.

24 января 2013 г. состоялась рабочая встреча заместителя председателя Прави-а тельства Саратовской области П.В. Большеданова с председателем Оргкомитета ? Конкурса «Регионы устойчивое развитие» В.И. Шеметовым. На встрече был а. подписан план мероприятий сотрудничества Правительства Саратовской обла-| сти и Организационного комитета конкурса «Ежегодная общественная премия I «Регионы — устойчивое развитие» на 2013 г.

I На встрече обсуждались пути взаимодействия Правительства Саратовской

го

| области и Организационного комитета, объединения усилий государственных

| органов власти, коммерческих и общественных организаций для решения про-

| блем в различных отраслях экономики, стимулирования предприятий и ини-

§■ циативных граждан к созданию высокоэффективных производств на территории

° Саратовской области.

« Государственная политика в области использования и охраны лесов в России

| основана на том, что лесной сектор играет важную роль в экономике страны и

е имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем

1 40 субъектов РФ, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10

0

° до 50 % общего объема промышленной продукции соответствующих регионов14.

(Го

¿5 За 300-летнюю самобытную историю развития лесного хозяйства России на-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 коплен богатый опыт государственного управления лесами в условиях различных I форм собственности на леса при различных формах социально-экономических

отношений. В последнее время мир и лесные проблемы становятся все более сложными. Возросли требования к управлению лесами, которое должно отвечать современным социальным, экологическим и экономическим стандартам. Возрастают угрозы повреждения лесов пожарами, вредителями и болезнями, другими неблагоприятными факторами. Требуют особого внимания вопросы 204 противодействия нелегальному лесопользованию. В совокупности с возможны-

ми изменениями климата это может привести к существенной трансформации российских лесов.

Глобальное экологическое значение, огромный экономический и социальный потенциал лесов России обязывают Российскую Федерацию иметь долгосрочную лесную политику, проводимую государством, понятную и приемлемую как участникам лесных отношений, так и всем гражданам страны, определяющую принципы и основные пути развития лесного сектора России в XXI в.15

Управление должно исходить из принципа упреждения (предосторожности). «В целях защиты окружающей среды в соответствии со своими возможностями государства широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды»16.

Движение нашей страны к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. «В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе... Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»17.

В последнее время изменяются представления о лесе: считавшийся ранее исключительно ресурсом древесины, лес приобретает экологическое значение, что закреплено в качестве принципа лесного законодательства.

1 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р. См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 36, ст. 3510.

2 См.: Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: учебное пособие для вузов. М., 2008. С. 57.

3 См.: Заявление по критериям и индикаторам для сохранения и устойчивого управления умеренных и бореальных лесов // Коми региональный некоммерческий фонд — Серебряная тайга: сайт. URL: http:// www.silvertaiga.ru/content/off_docs/Monrealskij_process.pdf (дата обращения: 15.04.2013).

4 См.: Приказ Рослесхоза от 3 декабря 1998 г. № 203 «Об утверждении отраслевого стандарта ОСТ 56108-98 "Лесоводство. Термины и определения"». Документ опубликован не был. Доступ из с прав.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 См.: Петров А.П., Ловцова Н.В., Вуколова И.А. и др. Устойчивое лесоуправление в современных условиях: учебное пособие. М., 2007. С. 5.

6 См. ст. 85 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 50, ст. 5278; 2012. № 31, ст. 4322.

7 См.: Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии / под ред. Н.В. Комаровой, В.П. Рощупкина. М., 2007. С. 627.

8 См. ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 4 марта 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1, ч. 1, ст. 16; 2013. № 9, ст. 873.

9 См.: Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии / под ред. Н.В. Комаровой, В.П. Рощупкина. М., 2007. С. 629.

10 Писаренко А.И., Страхов В.В. Лесное хозяйство России: от пользования — к управлению. М., 2004. С. 345.

11 См.: Постановление губернатора Саратовской области от 25 июля 2012 г. № 263 «Об утверждении Лесного плана Саратовской области» // Собр. законодательства Саратовской области. 2012. № 26.

12 См.: Там же.

13 URL: http://infra-konkurs.ru/ (дата обращения: 15.04.2013).

14 См.: Правовой режим лесов по законодательству России и зарубежных стран / под ред. Ю.И. Шу-плецовой. М., 2011. С. 106.

15 См.: Лесная политика России // Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства РФ. URL: http://www.rosleshoz.gov.rU/activity/politics/docs/projects/0 (дата обращения: 15.04.2013).

16 См.: Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ riodecl.shtml (дата обращения: 15.04.2013).

17 Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. М., 1944. Т. 18. С. 5.

Ю.В. Сорокина, С.В. Агаренков

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛЕСОВ

Yu.V. Sorokina, S.V. Agarenkov

THE LEGAL PROTECTION OF WILDLIFE IN FOREST'S USE

Российская Федерация чрезвычайно богата природными ресурсами, которые должны не только рационально использоваться в интересах граждан страны, но и всемерно охраняться и защищаться от различных видов негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Одним из принципов охраны окружающей среды в Российской Федерации является принцип охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Наука экологического права в синтезе с рядом смежных наук разработала систему объектов, по поводу которых складываются природоохранные и природоре-сурсные отношения: это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1). Важнейшими природными компонентами являются леса и животный мир, которые составляют неразрывную связь. Биомасса лесной экосистемы обязательно включает такой важнейший компонент, как консументы первого и второго порядка (травоядные и хищные животные соответственно). Животные — неотъемлемая часть леса, без которой не представляется нормальная его жизнедеятельность.

По поводу совместного использования и охраны лесов и животного мира возникают некоторые вопросы, связанные с законодательным определением леса. Так, в соответствии с Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г. под лесом понималась совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение2. В.К. Быковский полагает, что недостатком данного определения являлось включение в него животного мира3. Он обосновывает свою позицию тем, что подобное объединение природных объектов

© Сорокина Юлия Викторовна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: al-sorokin@yandex.ru © Агаренков Сергей Валерьевич, 2013

Студент 2 курса факультета магистратуры (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: 206 praevius@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.