Научная статья на тему 'Реализация идей устойчивого развития в лесном хозяйстве России'

Реализация идей устойчивого развития в лесном хозяйстве России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
352
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ / ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / NATURAL RESOURCES LEGISLATION / ENVIRONMENTAL COMPONENT / RATIONAL LAND USAGE / EXPLOITATION OF WOODS / PROTECTING OF FAUNA OBJECTS / EARTH OF AGRICULTURAL PURPOSE / ENSURING THE PROTECTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пандаков Константин Григорьевич, Абанина Елена Николаевна

27 апреля 2013 г. кафедрой земельного и экологического права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» был проведен круглый стол, посвященный Году охраны окружающей среды в Российской Федерации. Со вступительным словом к участникам заседания обратился заведующий кафедрой земельного и экологического права, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор К.Г. Пандаков, который отметил важность и актуальность вопросов, поставленных на обсуждение, и обратил внимание на проблемы и тенденции развития природоресурсного и экологического законодательства в настоящий период. Изменения, которые были внесены в экологическое, земельное, водное, лесное, горное и иное природоресурсное законодательство в последние несколько лет, не только не способствуют улучшению экологической обстановки, а, наоборот, приводят к еще большему антропогенному воздействию на природную среду, отсутствию экономических стимулов к модернизации производств и технологий, что неизбежно ведет к нарастанию напряженности в этой сфере. С основным докладом выступил доктор юридических наук, профессор Л.А. Тимофеев. Им были затронуты вопросы правового обеспечения деятельности рыбохозяйственного комплекса России в условиях вступления во Всемирную торговую организацию. В свете проведения конференции по устойчивому развитию «Рио+20» и принятия ряда программных документов федерального значения в области охраны окружающей среды профессор кафедры Н.И. Махонько в своем докладе уделил внимание основным принципам экологической политики Российской Федерации, которые реализуются с участием всех заинтересованных субъектов. С точки зрения обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов, подвергла анализу нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения в сфере осуществления территориального планирования и градостроительного зонирования, доцент, кандидат юридических наук Е.Ю. Чмыхало, которая сделала вывод о необходимости конкретизации требований экологического законодательства в нормах ГрК РФ, а также активного формирования правового механизма, способствующего их реализации. На заседании круглого стола выступили также: доценты Е.Н. Абанина, Д.А. Агапов, Т.В. Волкова, С.Ю. Королев, О.В. Куликова, Ю.В. Сорокина, Е.А. Сухова, ст. преподаватель Е.А. Тарасова, аспиранты и магистранты кафедры. Круг обсуждаемых вопросов был широк: совершенствование законодательства о рекультивации земель, проблемы предоставлении прав на земельные участки, вопросы охраны животного и растительного мира, развития рыбохозяйственной деятельности, управления лесами, развития атомной энергетики, управления земельными ресурсами и др. По итогам круглого стола был сделан вывод о необходимости дальнейших научных исследований по рассматриваемым проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of Ideas of a Sustainable Development in Forestry of Russia

April 27, 2013 the Department of Land and Environmental Law Saratov State Law Academy, a round-table dedicated to the Year of Environment in the Russian Federation. The introductory remarks to the meeting appealed Head of Land and Environmental Law PhD, Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor K.G. Pandakov, who noted the importance and relevance of the topic issues raised for discussion and drew attention to the problems and trends of natural resource and environmental legislation in the current period. The changes that were made to the environmental, land, water, forests and other natural resources legislation in the past few years, not only does not contribute to improving the environmental situation, and, on the contrary, lead to even greater human impact on the environment, lack of economic incentives for the modernization of production and technology, which will inevitably lead to an increase in tension in this area. The keynote speaker was Doctor of Law, Professor L.A. Timofeev. They touched on legal support of the fishing industry in Russia to join the World Trade Organization. In light of the Conference on Sustainable Development «Rio +20» and the adoption of a number of policy documents in the federal environmental, Professor N.I. Makhonko in his report paid attention to the basic principles of the environmental policy of the Russian Federation, which are implemented with the participation of all stakeholders. From the point of view of the protection and rational use of natural resources was analyzed rates of the Town Planning Code of the Russian Federation regulating relations in the sphere of land use planning and zoning, Associate Professor, PhD E.Yu. Chmykhalo, resulting concluded that a specification of the requirements of environmental legislation in the rules GrK Russia, as well as the active form of legal mechanism to facilitate their implementation. At the round table were also made associate professors E.N. Abanina, D.A. Agapov, T.V. Volkova, S.J. Korolev, O.V. Kulikova, Y.V. Sorokina, E.A. Suhova, Art. teacher E.A. Tarasova, graduate students and undergraduates of the department. Terms of the issues was broad: improvement of legislation on land reclamation, the problem of providing land rights, protection of wildlife, the development of fisheries management, forest management, nuclear energy development, land management and other issues. The round table was made certain conclusions about the need for further research on the issues discussed.

Текст научной работы на тему «Реализация идей устойчивого развития в лесном хозяйстве России»

Несмотря на относительно недавнее принятие Основ, к их положениям уже апеллируют представители общественности, судебные акты (например, Определение Верховного Суда РФ от 12 сентября 2012 г. № 14-АПГ12-4).

Действительно, Основы содержат большое количество четко обозначенных направлений по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики, прямо названо негативное состояние окружающей природной среды в России, но в то же время с их принятием нельзя ожидать существенного изменения экологической ситуации в стране, реальной активности исполнительных структур. В этой связи уместно привести мнение А.Л. Бажайкина: «Принципы охраны окружающей среды в Российской Федерации — это исторически «руководящие идеи», что снижает эффективность их реализации»5.

К сожалению, определив понятие и принципы государственной экологической политики в Российской Федерации, обратившись к последним сообщениям и действиям международных экологических кампаний, мы можем с определенной уверенностью констатировать только одно — природа и человек по-прежнему говорят на разных языках.

1 Бажайкин А.Л. Принципы охраны окружающей среды — как основополагающие идеи (руководящие положения) экологического права и законодательства, государственной экологической политики // Экологическое право. 2012. № 1. С. 16.

2 Хлуденева Н.И., Цуранова А.И. Государственная экологическая политика и право // Журнал российского права. 2011. № 11. С. 128-129.

3 См.: Мошкало В.В. Перспективы развития « зеленой» экономики // На пути к устойчивому развитию России: бюллетень Института устойчивого развития Общественной палаты РФ. 2012. № 59. С. 30.

4 Апарышев И. Будущее за зеленой экономикой // эж-ЮРИСТ. 2012. № 36. С. 1.

5 Бажайкин А.Л. Указ. соч. С. 17.

К.Г. Пандаков, Е.Н. Абанина

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ

K.G. Pandakov, E.N. Abanina

REALIZATION OF IDEAS OF A SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN FORESTRY OF RUSSIA

Об устойчивом развитии экономики, природопользования и иных сфер в мире заговорили после обнародования Международной комиссией по окружающей среде и развитию доклада «Наше общее будущее»1. Согласно этому докладу устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Сам термин «устойчивое разви-

© Пандаков Константин Григорьевич, 2013

Кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации, заведующий кафедрой земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия). © Абанина Елена Николаевна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская госу-186 дарственная юридическая академия); e-mail: elena-abanina@yandex.ru

тие» был не нов, он возник гораздо раньше. Некоторые исследователи2 говорят о XVIII-XIX вв., приводя в пример Германию, где термин «nachhaltigheit» (устойчивость) означал лесохозяйственный принцип и его употребляли применительно к такому типу лесопользования, которое не влекло истощение древесных ресурсов, позволяло сохранить основные защитные функции лесов, поскольку предусматривало лесовосстановление, компенсирующее те объемы лесных ресурсов, которые были утрачены в результате рубок3.

Реализация идей устойчивого развития в лесном хозяйстве должна в идеале привести к устойчивому развитию лесного хозяйства. Сложность устойчивого развития именно лесного хозяйства заключается в том, что необходимо найти компромисс между использованием лесов (в большей части это касается использования с извлечением древесины) и возобновлением леса с целью сохранения его средообразующих, природоохранных и социальных функций, т. е. необходимо установить баланс между обезлесением и облесением желательно с превышением по площади последнего. Именно из-за мировой проблемы обезлесения территорий теория устойчивого развития «вписалась» в лесное хозяйство. Проблема обезлесения имеет давнюю историю и коснулась практически всех государств, однако до XX в. такое положение имело под собой объективные причины. Так, в средние века масштабы обезлесения в Европе увеличивались: леса вырубались с целью высвобождения земель под пашню; в XVIII-XIX вв. темпы обезлесения оставались высокими — древесина была главным источником энергии для промышленности; обезлесение длилось вплоть до начала XX столетия, когда совершенствование агротехнических приемов повысило производительность и замедлило вырубку лесов для подготовки земель под посевы, а древесина усту- ш пила место ископаемому топливу4. н

Конечно, проблема обезлесения была актуальной и для России. Вопросы С

а

несоответствия объемов рубок объемам лесовосстановления волновали как т

о

практиков-лесничих, так и ученых-лесоводов. Так, в принципе, и зародилась к

о

наука — лесоводство, в которой идеи устойчивого развития нашли воплощение о' через такие понятия, как «неистощительность» и «постоянство». Безусловно, | стоит иметь в виду, что именно о «концепции устойчивого развития» речи не в

шло, и сами идеи о правильном ведении лесного хозяйства не имели такого нн

о

же наименования — «устойчивое развитие лесного хозяйства», однако их со- Ю держание практически совпадает с содержанием международных принципов | в области устойчивого управления. Так, например, П.И. Жудра в 1875 г. отме- с

к

чал: «Облесение вырубок — это обязательное условие всякого рационального а хозяйства»5. К.Ф. Тюрмер в 1883 г., Егоров6 в 1915 г. говорили о возможности д использования леса при условии «удовлетворения требований настоящего и и будущего при разумном хозяйстве»7, «сохранения и удержания лесных богатств • для будущих поколений»8. Г.Ф. Морозов в 1916 г. приводил доводы о том, что 33 особенности лесоводства кроются в «идее постоянства пользования лесом и в • идее возобновления его... для осуществления идеи постоянства пользования не- § которое жизненное и определенное требование — это создание и поддержание устойчивости лесных насаждений»9.

В 1992 г. в целях сохранения многогранной роли и разнообразных функций всех видов лесов, лесных угодий и лесных массивов в программный план (программу) действий, принятый ООН с целью устойчивого развития в XXI в.10, была включена глава «Борьба с обезлесением», к программным областям отно- 187

сились: сохранение многогранной роли и разнообразных функций всех видов лесов, лесных угодий и лесных массивов; совершенствование мероприятий по охране, рациональному использованию и сохранению всех лесов и озеленению подвергшихся деградации районов посредством лесовосстановления, облесения, лесовозобновления и других восстановительных мер. Среди целей программ есть цель, которая призывает к устойчивому развитию лесов и направлена на повышение эффективности мероприятий в области рационального использования, сохранения и устойчивого освоения лесов и принятие действенных мер для обеспечения рационального использования и устойчивого производства лесных товаров и услуг.

Однако, несмотря на научно-технический прогресс, признание проблемы международным сообществом и развитие идей о рациональном лесопользовании, о необходимости превышения объема облесения над обезлесением, в новом веке сокращение площадей лесов продолжилось. В 2010 г. общемировая площадь лесов составляла 4,0 млрд га, а в 1948 г. она составляла примерно 4,4 млрд га11. В период между 1990 и 2010 гг. чистое обезлесение происходило со скоростью примерно 0,16 % в год. Если площадь лесов мира продолжит сокращаться со скоростью 5,2 млн га в год (средняя чистая годовая скорость исчезновения лесов в период между 2000 и 2010 гг.), то потребуется 775 лет, чтобы исчезли все леса мира12.

Говоря об устойчивом развитии процессов, связанных с лесом, необходимо отметить, что в международных и национальных документах, в лесотехнической и юридической литературе употребляются различные определения, содержащие термин «устойчивое» по отношению к лесам: устойчивое управление лесами, а устойчивое лесоводство, устойчивое лесопользование, устойчивое развитие лес? ного хозяйства, устойчивое освоение лесов. На первый взгляд, все приведенные а. словосочетания являются синонимами, однако это не так. Важно определить

т

ц равнозначность или неравнозначность указанных терминов, поскольку от их

I точного определения зависит состояние лесов в отдельном государстве (напри-

1 мер, принимая на себя международное обязательство по «устойчивому развитию

го

| лесного хозяйства» на национальном уровне, государство реализует «устойчивое

§ освоение лесов», а это не одно и то же, и конечный результат этих двух процессов

| тоже будет неодинаков).

2 Наиболее часто употребляемым и принятым российским законодателем тер° мином является «устойчивое управление лесами». Как отмечает Н.А. Моисеев, « «... нет строгого, общепринятого его определения, он многоаспектен, многомерен, | «многолик». Но ... все имеющиеся определения устойчивого управления лесами е имеют одну фундаментальную основу — принцип постоянства»13.

° Термин «устойчивое управление лесами» (далее — УУЛ) был принят Кон-

0

° ференцией по вопросам охраны лесов в Европе на уровне министров в 1993 г. и

(Го

¿5 означал управление лесами и лесными угодьями и их использование такими

1 способами и в таких масштабах, которые обеспечивают сохранение их био-| логического разнообразия, продуктивности, способности к восстановлению,

жизнеспособности и потенциала выполнять в настоящее время и в будущем соответствующие экологические, экономические и социальные функции на местном, национальном и глобальном уровнях и которые не наносят ущерба другим экосистемам14.

Провозглашенный принцип «устойчивое управление лесами» был воспринят

188

органами управления в области лесного хозяйства России и «прижился» в спе-

циальных нормативных актах. Так, Федеральная служба лесного хозяйства РФ в 1998 г. устойчивое управление лесами определила как формирование и реализацию системы мер, регулирующих воздействие на леса и обусловливающих достижение и стабильное поддержание их целевой динамики, обеспечивающей неистощительное многоцелевое лесопользование, сохранение и повышение производительности, устойчивости и биологического разнообразия15.

Рослесхоз, утверждая Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации16, также дал определение УУЛ, под которым предлагал понимать целенаправленное, долговременное, экономически выгодное взаимоотношение человека и лесных экосистем. УУЛ предполагает многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование лесных ресурсов, функций и свойств лесов, как имеющих рыночную стоимость (древесина, продукты побочного пользования и т. п.), так и не имеющих таковой (например, воздействие на духовное здоровье народа или сохранение исторических традиций).

Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 20032010 гг.17 была направлена на создание условий, обеспечивающих устойчивое управление процессами воспроизводства лесов при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, сохранение ресурсного, рекреационного, экологического потенциала лесов и их биологического разнообразия.

Такое видение развития концепции устойчивого развития в лесном хозяйстве воспринял и новый Лесной кодекс РФ 2006 г., закрепив среди принципов лесного законодательства принцип устойчивого управления лесами18. ш

Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до н 2020 года19 к основным целям развития также относит обеспечение устойчивого С

а

управления лесами. т

о

Государственная программа РФ «Развитие лесного хозяйства» на 2013- к

о

2020 годы»20 признает, что организация устойчивого управления лесами являет- О' ся стратегически важной задачей и достижение основных целей развития лесного | хозяйства неразрывно связано с обеспечением устойчивого управления лесами. В

Еще одним документом, который, возможно, официально определит устой- н

о

чивое управление лесами, может стать Национальная лесная политика. В Ю соответствии с проектом документа «лесная политика направлена на обеспече- и ние устойчивого управления всеми лесами страны. Государство обеспечивает с

к

устойчивое управление лесами в области их использования, охраны, защиты и воспроизводства, направленное на обеспечение сбалансированного развития Л

е

экономики и улучшения состояния окружающей природной среды, рациональ- | ного, непрерывного и неистощительного использования лесов»21. •

Исходя из приведенных определений, довольно сложно определить, что же 33 такое устойчивое управление лесами, является ли оно синонимом, составной ^ частью, целью или средством к достижению цели устойчивого развития лесного § хозяйства? Несмотря на необходимый формализм в отношении законодательных определений, все приведенные термины, их содержание и средства достижения «устойчивости» различны. Безусловно, в сравнении с практическими проблемами использования и охраны лесов эти терминологические различия не так и страшны, если бы они не были целью развития такой важной отрасли хозяйства и сектора экономики, как лесной комплекс. И более того, если бы на 189

достижение такой цели не выделялись бы бюджетные средства. Упомянутая Стратегия развития лесного комплекса РФ говорит о потребности в инвестициях на период 2008-2020 гг. по варианту инерционного развития лесного комплекса — 673,3 млрд руб., в т. ч. в лесное хозяйство — 19,3 млрд руб. Государственная программа РФ «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы» и подпрограмма «Воспроизводство лесов» говорят о необходимом финансировании в 2013-2020 гг. в размере 125,3 млрд руб., в 2013-2014 гг. — 27,8 млрд руб. и тот и другой документ среди целей называют достижение устойчивого управления лесами. Думается, что практически сложно да и невозможно будет проконтролировать достаточность средств и направления их расходования для достижения устойчивости управления лесами. Для того чтобы система индикаторов и показателей достижения целей, на которые выделяются бюджетные деньги, была понятна и позволяла оценить эффективность устойчивого управления лесами, должно быть изначально четко определено, что такое устойчивое управление и с помощью набора каких средств оно реализуется.

Относительно недавно истек срок Концепции развития лесного хозяйства РФ на 2003-2010 годы, целью которой тоже было создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами. По утверждению Правительства РФ, «все основные ее мероприятия выполнены»22, а значит, цели достигнуты? Для достижения устойчивого управления лесами были названы следующие мероприятия: подготовка и принятие нормативных правовых актов субъектов РФ, необходимых для реализации Лесного кодекса РФ; формирование новых основных территориальных единиц управления; преобразование лесхозов из го-3 сударственных учреждений в иные организационно-правовые формы; контроль и S надзор в установленном порядке за осуществлением уполномоченными органами S государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий; разработка | и реализация субъектами РФ региональных программ воспроизводства лесов; i организация эффективного межведомственного взаимодействия. Формально, все | мероприятия проведены, но привело ли это к достижению цели? Представляется, i что нет, о чем свидетельствует статистика, административная, прокурорская и

§ судебная практика, научные работы и высказывания специалистов-практиков,

ф

| да и самих представителей органов государственной власти. Наоборот, все свиде-| тельствует об ухудшении ситуации в лесном хозяйстве. Кстати, напомним, что '§ действовавшая до Концепции Программа «Леса России»23 также своих целей | не достигла (Программа была направлена на обеспечение рационального и не-Ц истощительного использования лесного фонда, охраны, защиты и воспроизвод-g ства лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами), несмотря на '§ значительный объем финансирования (на выполнение работ в 1997 г. — 151,4; I в 1998 г. — 147,8; в 1999 г. — 151,7; в 2000 г. — 160,0 млрд руб. в ценах 1997 г.). § Не утверждая, что вся негативная ситуация сложилась только от непонима-

| ния и неправильной реализации идей устойчивого развития в лесном хозяй-J стве России, все же отметим следующее. Любая экологически и экономически значимая деятельность должна начинаться с постановки точно определенных целей и задач. Приведенные нормы лесного законодательства показывают, что государство формально внедряет идеи устойчивого развития, провозглашенные международным сообществом, даже не собираясь воплощать их в реальность и, не разбираясь, что в российской действительности результативнее: «устойчиво 190 управлять лесом» или «устойчиво развивать лесное хозяйство». На наш взгляд,

однозначно, второе. Не зря, лицами, не имеющими отношения к официальным правотворцам, а именно, специалистами Гринпис24, участниками Международного семинара по устойчивому лесоводству25 были разработаны «Принципы и критерии устойчивого, экологически и социально ответственного лесоводства и лесопользования в России» и «Принципы экологически устойчивого ведения лесного хозяйства и использования лесов», в самом наименовании отличные от принятого государственными органами — «устойчивое управление лесами», призывающие не управлять, а вести лесное хозяйство.

Отдавая себе отчет в том, что ограниченный объем публикации не позволяет критически проанализировать приведенные определения, что короткие выдержки не могут привести к однозначному выводу, что, не исследуя исторические предпосылки принятия упомянутых нормативных актов, довольно сложно оценить их эффективность, авторы принимают настоящую публикацию за отправную точку в исследовании вопроса об устойчивом развитии лесного хозяйства России.

1 См.: Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / пер. с англ. М., 1989.

2 См.: УрсулА.Д. Устойчивое развитие: концептуальная модель // Национальные интересы. 2005. № 1. URL: http://ni-journal.ru/archive/2005/n1_05/5324690e/d93f12df/ (дата обращения: 01.04.2013).

3 Дословно — forstwirtschaftliches Prinzip, nach dem nicht mehr Holz gefällt werden darf, als jeweils nachwachsen kann. См.: Jacob Grimm/Wilhelm Grimm: Deutsches Wörterbuch, Band 7, Leipzig, 1869. S. 69.

4 См.: Состояние лесов мира 2012. Документ ФАО по лесному хозяйству. Рим, 2012. С. 10-18.

5 Жудра П.И. Вопросы дня // Лесной журнал. 1875. Вып. 4. С. 4.

6 Имени и отчества в настоящее время не представляется возможным узнать. — прим. автора.

7 Тюрмер К.Ф. Важность искусственного лесовозращения // Лесной журнал. 1883. Вып. 1. С. 34.

8 Егоров. О будущности лесов Архангельской губернии в связи с существующими приемами лесного хозяйства // Лесной журнал. 1915. Вып. 6-7. С. 1008.

9 Морозов Г.Ф. О лесоводственных устоях // Лесной журнал. 1918. Вып. 9-10. С. 36-49.

10 См.: Повестка дня на XXI век: принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года // Организация объединенный наций: официальный сайт. URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21_ch11a.shtml (дата обращения: 01.04.2013).

11 См.: Глобальная оценка лесных ресурсов 2010: Основной отчет. Рим, 2010. С. 10.

12 См.: Состояние лесов мира 2012. Документ ФАО по лесному хозяйству. Рим, 2012. С. 19.

13 Моисеев Н.А. Будет ли в России устойчивое пользование и управление лесами? И что для этого надо бы сделать? // Лесной форум Гринпис России. 2012. 20 сент. URL: http://forestforum.ru/viewtopic. php?f=44&t=13068 (дата обращения: 01.04.2013).

14 См.: Резолюция H1: Общие руководящие принципы устойчивого управления лесами в Европе, 1993. URL: www.unece.org/fileadmin/DAM/timber/docs/jc.../2004-4-ru.pdf (дата обращения: 01.04.2013).

15 См.: Приказ Федеральной службы лесного хозяйства от 3 декабря 1998 г. № 203 «Об утверждении ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16 См.: Приказ Рослесхоза от 5 февраля 1998 г. № 21 «Об утверждении Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17 См.: Распоряжение Правительства РФ от 18 января 2003 г. № 69-р «О Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы» (в ред. от 28 сентября 2007 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 4, ст. 364; 2007. № 41, ст. 4919.

18 См.: Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 50, ст. 5278; 2012. № 31, ст. 4322.

19 См.: Приказ Минпромторга РФ № 248, Минсельхоза РФ № 482 от 31 октября 2008 г. «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

20 См.: Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2593-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 2, ст. 124.

21 Сайт Федерального агентства лесного хозяйства РФ. Новая лесная политика. URL: http://www. rosleshoz.gov.ru/activity/politics/docs/projects/0/Novaya_Lesnaya_politika__29.03.2012.pdf (дата обращения: 01.04.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 См.: Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2593-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 2, ст. 124.

23 См.: Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1240 «О Федеральной целевой программе "Леса России" на 1997-2000 годы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 41, ст. 4706.

24 См.: Принципы и критерии устойчивого, экологически и социально ответственного лесоводства и лесопользования в России // FOREST.RU — Все о российских лесах: сайт. URL: http://www.forest.ru/rus/ sustainable_forestry/what_is/gp.html (дата обращения: 01.04.2013).

25 См.: Принципы экологически устойчивого ведения лесного хозяйства и использования лесов в Европейской части России // FOREST.RU — Все о российских лесах: сайт. URL: http://www.forest.ru/rus/ sustainable_forestry/what_is/kostomus.html (дата обращения: 01.04.2013).

Т.В. Волкова

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

T.V. Volkova

LEGAL POLICY OF LAND MANAGEMENT

Правовая политика в сфере самостоятельного правового обеспечения процесса государственного управления земельными ресурсами ведет свой признанный отсчет с 1922 г., когда был принят первый Земельный кодекс РСФСР. В советский период она подвергалась различным изменениям, когда указанный Кодекс практически не действовал (за исключением некоторых институтов, относящихся к землеустройству). В тот период государство заявило себя в качестве собственника земли не только «на бумаге», но и в реальности1.

Односторонность государственных мер по отношению к земле особенно отчетливо проявилась с принятием Конституции СССР 1936 г., в которой был провозглашен принцип бесплатного пользования землей, и сдача в аренду земельных участков не допускалась.

К концу 80-х гг. ХХ в. в полной мере обнаружились назревавшие в социально-экономической структуре общества глубокие противоречия в развитии земельных отношений, порожденные монополией исключительной государственной собственности на землю. Это предопределило необходимость конкретных изменений в земельных отношениях на основе проведения земельной реформы2.

В начале 1990-х гг. ХХ в. начались кардинальные перемены в земельном законодательстве. Земля снова была признана имуществом, был восстановлен институт аренды земли, введен земельный налог. В связи с отменой монополии и права государства на землю начал постепенно развиваться институт купли-продажи земельных участков.

В настоящее время продолжающаяся земельная реформа в России требует новых форм государственного регулирования земельных отношений, иной формулировки понятия и содержания процесса управления в сфере закрепления прав на земельные участки. Государство несет ответственность за их состояние, использование и охрану, несмотря на то, что собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах.

© Волкова Татьяна Владимировна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент, судья Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, доцент 192 кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.