Научная статья на тему 'Управление закупочной деятельностью в медиаиндустрии'

Управление закупочной деятельностью в медиаиндустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / СНАБЖЕНИЕ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЛАН ЗАКУПОК / УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ / ЦЕНА / ОБЪЕМ ЗАКУПОК / PROCUREMENT / SUPPLY / LOGISTICS / PROCUREMENT PLAN / PROCUREMENT MANAGEMENT / PRICE / PURCHASE VOLUME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелыгов Александр Владимирович, Койда Оксана Михайловна

Рассматриваются аспекты управления закупочной деятельностью организаций медиаиндустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шелыгов Александр Владимирович, Койда Оксана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT of procurement activities in media industry

This article describes aspects of procurement management in media company.

Текст научной работы на тему «Управление закупочной деятельностью в медиаиндустрии»

УДК 658.7(075.8)

УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В МЕДИАИНДУСТРИИ

Шелыгов Александр Владимирович

доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, кандидат экономических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А shelygov@mail. ги

Койда Оксана Михайловна

студентка института коммуникаций и медиабизнеса Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А ок^апа. коуёа@таИ ги

Аннотация. Рассматриваются аспекты управления закупочной деятельностью организаций медиаиндустрии.

Ключевые слова:. закупки, снабжение, материально-техническое обеспечение, план закупок, управление закупками, цена, объем закупок.

Деятельность медиаорганизации во многом зависит от своевременной поставки необходимых по качеству и количеству материалов, работ и услуг. Осуществление закупок в любой медиаорганизации -это одна из важнейших задач. «Закупка», «обеспечение», «снабжение» и т.д. — это термины, которые взаимозаменяемы. Все это характеризует организационный процесс закупочной деятельности медиаорганизации для обеспечения ее нужд в нужное время и в нужном месте.

Планирование закупок формируется, исходя из целей каждой медиаорганизации, заключается в составлении плана обеспечения материальными нуждами, без которых невозможна ее деятельность (помещение, свет, связь, вода, отопление, мебель и множество других предметов). Формирование плана закупок — это процесс взаимосвязи отделов медиаорганизации с поставщиками, который описывает необходимость в поставке определенных товарах, работах, услугах, выборе поставщика, определение цены, качества, количества и сроков.

Главная цель планирования заключается в оптимизации и в формировании временных и финансовых ресурсов для обеспечения поставок материальных ресурсов точно в срок.

Этапы планирования закупок:

1. определение потребности и установления перечня требований;

2. определение даты начала закупки;

3. график поставки;

4. расчет начальной максимальной цены контракта;

5. способ закупки;

6. контроль.

Как правило, план закупок формируется и утверждается в бюджете медиаорганизации на соответствующий финансовый год, в который вносятся изменения исходя из потребностей, в случаях увеличения или уменьшения начально-максимальной цены кон-

тракта, изменения сроков заключения и исполнения контракта, отмены закупки и других случаях.

Расчет начальной максимальной цены по всем закупаемым материальным ресурсам, в совокупности дает возможность рассчитать приблизительное расходование средств медиаорганизации на данный период. При расчете следует исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения нужд медиаорганизации с учетом принципа эффективности расходования средств с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата.

Расчет начальной максимальной цены контракта производится с использованием следующих методов.

Метод сопоставимых рыночных цен. В данном методе цены приводятся к условиям планируемой закупки с помощью коэффициентов или индексов для пересчета цен работ, услуг или товаров с учетом характеристики товаров и (или) финансовых условий поставок товаров, оказания услуг, выполнения работ. Также могут быть учтены условия:

1. срок исполнения;

2. наличие и размер аванса по контракту;

3. место поставки;

4. срок и объем гарантии качества;

5. изменение базовой комплектации, состава;

6. появление новых позиций;

7. изменение валютных курсов;

8. изменение таможенных пошлин.

Цены прошлых периодов, могут быть приведены к текущему уровню цен путем применения соответствующего коэффициента по формуле 1:

ЮВ+Е^СИЩ1с-1ЯЙ1€1)

где: tф — срок формирования ценовой информации, используемой для расчета; t — месяц проведения расчетов начальной максимальной цены контракта; ИДЛ

_ индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, установленный Федеральной службой государственной статистики (официальный сайт в сети Интернет: http://www.gks.ru).

Данный метод предполагает не менее трех цен товара, работ, услуг предлагаемых исполнителями.

Для определения однородности совокупности значений выявленных цен, используется коэффициент вариации. Коэффициент вариации цены определяется по формуле 2:

ар

(2)

где V- коэффициент вариации цены; с — среднее квадратичное отклонение, которое рассчитывается по формуле 3:

ст =

2

EL (ц■ - >)

n - 1

(3)

где Цi _ цена единицы товара, услуги, работы, указанная в источнике с номером <ц> — средняя арифметическая величина единицы товара, услуги, работы; п — количество значений, используемых в расчете.

Если коэффициент вариации цены превышает 33%, совокупность значений считается неоднородной, необходимо провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации.

Метод сопоставимых рыночных цен определяется по формуле 4:

.

(4)

где V — объем закупки; п — количество значений, используемых в расчете; i — номер источника ценовой информации; к,— коэффициент, применяемый для пересчета цен товаров, услуг, работ , к, = 1, за исключением случаев, когда ценовая информация получена более чем за полгода; ц, — цена единицы товара, услуги, работы, представленная в источнике с номером ,.

Нормативный метод. Применяется в случаях, если требования предусматривают установление предельных цен, осуществляется по формуле 5:

НМЦР?

= V *Ц

.

(5)

где V — объем закупки; Дпред — предельная цена единицы закупки.

Тарифный метод. Определяется по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы и услуги. Например: тарифы на холодную воду, водоотведение, тепловую энергию, электрическую энергию и т.п., осуществляется по формуле 6:

НМЩГарт* = Vlt ц

.

(6)

где V — объем закупки; Цтариф — цена (тариф) единицы закупки, установленного в рамках государственного регулирования цен (тарифов).

Проектно-сметный метод. Данный метод относится к строительству, реконструкции, капитальному

ремонту объекта, стоимость данных работ определяют специализированные организации на основании расчетов.

Определение поставщика — задача довольна сложная и ответственная, поскольку от него во многом зависит репутация медиаорганизации перед ее клиентами. Проблема выбора является наиболее острой для новых медиаорганизаций. Чем новее задача, стоящая перед закупкой, тем больше времени занимает поиск квалифицированных поставщиков.

В зависимости от определения способа закупки будет сделан выбор по определению поставщика. Что касается конкурентных способов:

1. при проведении конкурса побеждает участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта;

2. при проведении электронного аукциона побеждает участник, предложивший наименьшую цену контракта.

Выбор неконкурентного способа решение об определения поставщика зависит от способности удовлетворения качеством, объемом, условиями поставки, цены заказчика.

Поставщики могут быть выбраны из числа тех, с которыми имело место сотрудничество ранее и с которыми имеются деловые связи. Это облегчает выбор отдела материально-технического обеспечения.

Второй вариант состоит в выборе нового поставщика в результате поиска и анализа, для чего необходимы большие затраты времени и ресурсов.

Этапы выбора нового поставщика: • определение источника информации. Основные источники информации анализа рынка поставщика: интернет-сайты, рекламные материалы, выставки, торговые журналы, каталоги, прайс-листы, специализированные информационные агентства, контакты с конкурентами, общение с конкурентами потенциального поставщика; оценка поставщиков по ряду факторов. Факторы, по которым оценивается поставщик: качество продукции; своевременная доставка; цена;

обслуживание; местоположение; возможность компромиссов;

отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков;

отношение к покупателю; послепродажный сервис; условия поставки. В практике, к данным факторам могут относиться несколько поставщиков, в этом случае следует их ранжировать, отталкиваясь от контактов с представителями.

Закупки занимают одно из первых мест среди расходов медиаорганизации. Даже небольшая оптимизация данных закупок принесет существенную выгоду. Необходимость в подборе поставщиков, которые максимально смогут удовлетворить ее потребности, по-

могут получить более высокий результат от своей деятельности.

Для закрепления связей с поставщиком заключается договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества). При заключении договора, цена является твердой и определяется на весь срок исполнения, а в случаях указания ориентировочного значения прописывается максимальное значение цены контракта. Обязательное условие — это включение ответственности заказчика и поставщика при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.

В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных договором, заказчик или поставщик вправе потребовать уплаты пеней (штрафов) [6].

Пеня — штраф за невыполнение в срок каких-либо установленных законом или договором обязательств. Она начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после истечения установленного договором срока исполнения обязательств. Такая пеня устанавливается договором в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы [3].

Расчет пени за просрочку исполнения обязательств договора рассчитываетсяпо формуле 7:

где Ц — цена контракта; В — стоимость фактических выполненных обязательств; С — размер ставки, рассчитывается по формуле 8:

: = :. г ■ I" (8)

где Сцб- размер ставки рефинансирования, установленного Центральным банком на дату начисления пени, определяемый с учетом коэффициента Кпо формуле 9:

где ДП — количество дней просрочки; ДК — срок исполнения обязательств по договору.

Из полученного результата коэффициента определяем по табл. 1 значение с учетом которого рассчитывается Сцб.

Размер штрафа прописывается в договоре фиксированной суммой.

Таблица 1. Вариативность размера ставки рефинансирования

Размер К Размер ставки

0-50% 0,01

50-100% 0,02

100% и более 0,03

В договоре так же прописываются условия о порядке и сроках оплаты товара, услуг, работ, график поставки, комплектность, объем требований, а также

о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. Если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя, в договор включается условие об уменьшении суммы уплаты физическому лицу, на размер налоговых платежей [8].

В случае разногласий стороны могут изменить условия контракта, для обеспечения более выгодных условий каждой стороны.

Особенности исполнения договора включают комплекс мер, которые реализуются после заключения договора и направлены на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия сторон:

• приемку поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы, а также отдельных этапов поставки, предусмотренные договором, проведение экспертизы;

• оплату поставленного товара, работы, услуги;

• взаимодействие сторон при изменении, расторжении договора, применение мер ответственности в случае нарушения заказчиком или поставщиком условий договора.

Исполнитель должен предоставлять достоверную информацию по ходу исполнения своих обязательств, о сложностях, возникших при исполнении, обязан предоставить результаты поставки товара, оказания услуг, выполнения работ.

Для проверки результатов заказчик может провести экспертизу поставки данного объекта закупки, как своими силами, так и прибегнуть к сторонней организации. Результаты данной экспертизы предоставляются в форме заключения, которое должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству. Если по результатам выявлены нарушения, в заключении могут содержаться предложения об их устранении в определенном промежутке времени [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменения условий договора могут происходить только по соглашению сторон, например, изменение срока исполнения, изменение цены единицы товара, объем работ, и т.д. Расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в одностороннем порядке при отказе об исполнении договора, в случае предусмотренного в договоре данного пункта. Если на момент расторжения были выполнены частично условия договора поставщиком, то оплата по данному договору должна быть пропорциональной поставленному товару, работам, услугам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абанкина Т.В. Закупочная деятельность в соответствии с контрактной системой // Контрактная система. — 2014. — № 7. — С. 86-90.

2. Баррат К., Уайтхед М. Покупки для бизнеса. — М.: Олимп-Бизнес, 2011. — 104 с.

3. Бузукова Е.А. Закупки и поставки. — М.: Питер, 2016. — 90 с.

4. Управление закупками и поставками / Джонсон Ф., Линдере М.Р., Флинн А.Е., Фиран Х.Е. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 561 с.

5. Кузнецова Р.А. Заказчику и поставщику, эффективные закупки // Эффективные закупки. — 2015. — № 4. — С. 11—12.

6. Льюис Г. Конкурсы, тендеры и предложения. — М.: Бизнес Букс, 2012. — С. 276—278.

7. Плещенко В.И. Организационно-методические вопросы управления закупками в организациях

промышленности. — М.: Издательские решения, 2016. — 73 с.

8. Родкина Т.А., Аникина Б.А. Управление цепями поставок. — М.: Проспект, 2015. — 119 с.

9. Сергеев В.И., Эльешевич И.П. Логистика снабжения. — М.: Юрайт, 2016. — 341 с.

10. Шрайбферд Д. Эффективное управление запасами: учебник. — М.: Инфра, 2016. — 132 с.

MANAGEMENT OF PROCUREMENT ACTIVITIES IN MEDIA INDUSTRY

Aleksandr Vladimirovich Shelygov

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikovast., 2А

Oksana Mikhailovna Koyda

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikovast., 2А

Annotation. This article describes aspects of procurement management in media company.

Keywords: procurement, supply, logistics, procurement plan, procurement management, price, purchase volume.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.