Научная статья на тему 'Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'

Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2129
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / GOVERNMENT PROCUREMENT / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН / RESPONSIBILITY OF THE PARTIES / НЕУСТОЙКА / ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / PENALTIES / SETTLEMENT OF LIABILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юзефович Ж.Ю., Дулатова К.А.

Рассматриваются проблемы, связанные с реализацией Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части, касающейся ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Исследуются вопросы о том, при каких условиях наступает ответственность сторон; пристальное внимание уделено особенностям расчета размера ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The responsibility of the parties for non-performance or improper performance of contractual obligations in the field of procurement of goods, works and services for state and municipal needs

This article deals with the problems associated with the implementation of the Federal Law of April 5, 2013 N 44-FZ “On the contract system in the area of procurement of goods, works and services for state and municipal needs” in the part concerning the responsibility of the parties for non-performance or improper performance contractual obligations in the field of procurement of goods, works and services for state and municipal needs. It deals with questions about the conditions under which comes the responsibility of the parties. Also paid attention to the peculiarities of calculating the amount of liability.

Текст научной работы на тему «Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

УДК 34 ББК 67

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО КОНТРАКТУ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

ЖАННА ЮРЬЕВНА ЮЗЕФОВИЧ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя E-mail: zhannayuzefovic@yandex.ru; ДУЛАТОВА КРИСТИНА АНДРЕЕВНА, слушатель международно-правового факультета Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя

E-mail: kdulatova@mail.ru Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право, семейное право;

международное частное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются проблемы, связанные с реализацией Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части, касающейся ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Исследуются вопросы о том, при каких условиях наступает ответственность сторон; пристальное внимание уделено особенностям расчета размера ответственности.

Ключевые слова: государственные закупки, ответственность сторон, неустойка, исполнение обязательств.

Annotation. This article deals with the problems associated with the implementation of the Federal Law of April 5, 2013 N 44-FZ "On the contract system in the area of procurement of goods, works and services for state and municipal needs" in the part concerning the responsibility of the parties for non-performance or improper performance contractual obligations in the field of procurement of goods, works and services for state and municipal needs. It deals with questions about the conditions under which comes the responsibility of the parties. Also paid attention to the peculiarities of calculating the amount of liability.

Keywords: government procurement, responsibility of the parties, penalties, settlement of liabilities.

В процессе реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 возможны нарушения исполнения обязательств по договору, которые всегда приводят к ущемлению интересов добросовестного контрагента. Для восстановления возможно нарушенного баланса интересов сторон и предусмотрены меры направленные на их защиту.

С целью обеспечения должного исполнения обязательств сторонами в контракт включаются обязатель-

ные условия об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Сторона контракта освобождается от ответственности, если докажет, что обязательство, предусмотренное контрактом, не исполнено или ненадлежаще исполнено вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Статья 34 Закона N 44-ФЗ устанавливает ряд обязательных требований к условиям об ответственности сторон по контракту.

Таблица

Условия об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту

Субъект Нарушение Ответственность

Заказчик Просрочка исполнения обязательств (ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) Пеня. Начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со следующего дня после истечения срока исполнения. Пеня устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы

Заказчик Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, за исключением просрочки их исполнения (ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) Штраф. Устанавливается в виде фиксированной суммы. Ее размер определяется по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»1

Поставщик Просрочка исполнения обязательств (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) Пеня. Начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со следующего дня после истечения срока исполнения. Пеня устанавливается контрактом в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на стоимость фактически исполненных поставщиком обязательств. Порядок определения размера пени приведен в Правилах № 1063

Поставщик Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, за исключением просрочки их исполнения (ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) Штраф. Устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы. Ее размер определяется по Правилам № 1063

Поставщик Несоблюдение 10-дневного срока предоставления поставщиком заказчику информации о соисполнителях, субподрядчиках, цена договора с каждым из которых или общая цена договоров с которыми составляет более 10% от цены контракта. Указанная информация предоставляется, если цена контракта превышает: — 1 млрд руб. — при закупках для федеральных нужд; — 100 млн руб. — при закупках для нужд субъектов РФ, муниципальных нужд (ч. 23, 24 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 04 сентября 2013 № 775) Пеня. Начисляется за каждый день просрочки предоставления информации. Пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены договора, заключенного поставщиком с соисполнителем, субподрядчиком

Поставщик Неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ) Штраф. Устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы. Ее размер определяется по Правилам № 1063

При применении формулы расчета размера пени, приведенной в п. п. 6 — 8 Правил N 1063, возникает ряд спорных вопросов. В частности, периоды исполнения обязательства и его просрочки согласно формуле определены только в днях. Однако заказчик вправе установить срок исполнения обязательства и в иных единицах измерения времени, например в часах (ст. 190 ГК РФ). В этом случае для расчета размера пени часы необходимо перевести в дни (1 час равен 1/24 дня). Подобный способ расчета предлагает использовать Минфин России в Письме от 11.12.2014 N 02-02-04/63862. В связи с этим мы предлагаем внести изменения в ч. 7 ст. 34 Закона N 44 ФЗ и изложить ее в следующей редакции: «Пеня начисляется за каждый день (час) просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня (часа), следующего после дня (часа) истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).».

Также возникают трудности при использовании интервалов значений коэффициента К, поскольку верхние и нижние границы этих интервалов совпадают. Минфин России в Письме от 23.04.2015 N 0202-04/23193 предлагает к интервалу "0 — 50 процентов" относить значения коэффициента от 0 до 49%, а к интервалу "50 — 100 процентов" — значения от 50 до 99%.

В Постановлении Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 определено, в каких случаях и в каком порядке заказчики в соответствии с ч. 6.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в 2015 г. предоставляют поставщикам отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списывают задолженность по ним.

Так, заказчик предоставляет отсрочку и (или) списывает задолженность, если обязательства, предусмотренные контрактом (за исключением гарантийных), поставщик полностью исполнил в 2015 г. Суммы неустоек не могут быть списаны, если в 2015 г. стороны на основании ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменяли условия контракта, например, срок его исполнения и (или) цену (п. п. 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 05.03.2015 N 196).

Заказчик осуществляет отсрочку и (или) списание в порядке, предусмотренном в п. 3 Постановления

Правительства РФ от 05.03.2015 N 196:

При сумме неуплаченных неустоек не более 5% от цены контракта отсрочка не предоставляется и списывается вся сумма неуплаченных неустоек;

При сумме неуплаченных неустоек более 5, но не более 20% от цены контракта отсрочка предоставляется до конца текущего финансового года и списание происходит, если до окончания текущего финансового года поставщик погасил 50% от суммы задолженности по неустойкам, остальная часть задолженности списывается;

При сумме неуплаченных неустоек более 20% от цены контракта отсрочка предоставляется до конца текущего финансового года, при этом списание не осуществляется.

О предоставлении отсрочки и (или) списании задолженности заказчик обязан уведомить поставщика в письменной форме (п. 4 Постановления Правительства РФ от 05.03.2015 N 196).

Заказчик списывает принятую к учету задолженность по неустойкам независимо от срока ее возникновения. Порядок списания с учета задолженности по денежным обязательствам поставщиков перед заказчиками, осуществляющими закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, устанавливает соответствующий финансовый орган (п. 5 Постановления Правительства РФ от 05.03.2015 N 196).

Порядок осуществления заказчиком в 2015 г. списания сумм неустоек по контрактам, заключенным для обеспечения федеральных нужд, утвержден Приказом Минфина России от 29.06.2015 N 98н. Чтобы принять решение о списании задолженности, заказчику необходимо сверить с поставщиком суммы задолженностей по неустойкам. Основаниями для списания являются документы, подтверждающие, что поставщик полностью исполнил обязательства по контракту в 2015 г., и сведения о погашении им 50 или более процентов указанной задолженности (если такое погашение является условием списания оставшейся части задолженности). Уведомление о списании необходимо направить поставщику не позднее 20 рабочих дней с момента наступления соответствующего основания. Если поставщик не подтвердит наличие задолженности, неустойка не будет списана.

Таким образом, проанализировав действующее законодательство, мы с уверенностью можем сделать вывод, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, сторонами всегда неизбежно наступает ответственность. Однако невозможно не заметить существующую проблему в применении нормативно — правовых актов, поскольку использование той или иной

нормы невозможно без отсылки к другим правовым актам и различным разъяснениям компетентных ведомств и организаций, что в свою очередь создает не только сложность в грамотном применении законодательства, но и волокиту во времени. Так, например, чтобы рассчитать пеню за просрочку исполнения обязательств (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ) заказчику необходимо обратиться к Правилам N 1063, в которых установлен порядок определения размера пени, при этом, в случаях, когда срок исполнения обязательства установлен в часах необходимо использовать Письмо Минфина России от 11.12.2014 N 02-02-04/63862, в котором установлен подробный способ расчета данной неустойки. На наш взгляд, данную проблему возможно решить путем осуществления кодификации, в частности, внесения изменений в Закон N 44-ФЗ, связанных с установлением обязанности включения формулы расчета неустойки в контракт.

1 Далее — Правила N 1063

Литература

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015), (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Опубликовано в «Собрании законодательства РФ» 05.12.1994, N 32, ст. 3301;

2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 21.07.2014 N 224-ФЗ) // Опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 08.04.2013 г.;

3. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежаще-

го исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» // Опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 28.11.2013 г.;

4. Постановление Правительства РФ от 5 марта 2015 г. N 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» // Опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 10.03.2015 г.

5. Письмо Минфина России от 11.12.2014 N 02-0204/63862;

6. Письмо Минфина России от 23.04.2015 N 0202-04/23193 // Опубликовано в «Строительство: акты и комментарии для бухгалтера» 2015 г. , N 6;

7. Приказ Минфина России от 29 июня 2015 г. № 98н «О порядке осуществления заказчиком в 2015 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» // опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 18.08.2015 г.;

8. Порядок списания заказчиком в 2015 году начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2015 г. № 98н) // опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo. gov.ru) 18.08.2015 г..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.