Научная статья на тему 'Управление качеством - стратегический ресурс предприятий общественного питания'

Управление качеством - стратегический ресурс предприятий общественного питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ПЕРСОНАЛ / СЕРВИС / СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеченина Светлана Валерьевна

В статье говорится о важности и необходимости постоянного повышения и контроля качества обслуживания на предприятиях общественного питания для успешной их работы на современном рынке. Выделен комплекс мероприятий, которые следует проводить для наилучшего управления качеством сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством - стратегический ресурс предприятий общественного питания»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Выход на основную роль политических и социальных факторов может привести к глубинным социальным процессам в форме реформ, революций, в ходе которых первоначально идут изменения на макроуровне, а затем они транспортируются на микроуровень. Данная ситуация характерна для трансформационных процессов в России, начавшихся в 90-е годы прошлого столетия, в ходе которых первоначально были модифицирована политическая система, провозглашен отказ от господствующей роли государственной собственности, а затем начались процессы на микроуровне, к сожалению, чаще всего носящие негативный характер.

Следовательно, модернизация - многогранный процесс, обусловленный совокупностью взаимосвязанных факторов и нацеленный на повышение эффективности функционирования всех сфер общественной жизни. Процесс модернизации, с одной стороны, порождается указанными факторами, а, с другой, призван нейтрализовать негативное воздействие указанных факторов на процессы жизнедеятельности хозяйствующих субъектов. То общество, которое эффективно воздействует на указанные факторы, обеспечивает перманентную модификацию технологического уклада и развитие на этой основе социально-экономических отношений и не ввергается в продолжительные кризисные явления.

У современного общества существует комплекс методов и инструментов воздействия на данные процессы. Примером эффективного использования служат Япония и Китай, которые в последние годы последовательно воздействуют на факторы модификации всех уровней и добиваются позитивных результатов. Сложная современная экономическая ситуация в России, обусловленная неэффективной структурой национальной экономики и усиленная санкционной войной, настоятельно требует ее модификации на всех уровнях, основу которой должны составить институциональные преобразования, изменение структуры экономики, технико-технологическое совершенствование производства. Список использованной литературы:

1. Гавров С.Н. Модернизация // Социокультурная антропология: история, теория, методология. М.: Академический проект, Константа, 2012.

2. Иноземцев В. Что такое модернизация и готова ли к ней Россия? // Модернизация России: условия, предпосылки, шансы. Выпуск 1. Москва: Центр исследований постиндустриального общества, 2009. с. 5 -6.

© Чернецова Н.С., 2015

УДК 642:658.62.018:001.5

Чеченина Светлана Валерьевна

магистрант, «Стратегии и инновации в коммерции» Хабаровский университет экономики и права, г.Хабаровск

Olg-chchenina@ mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПРЕДПРИЯТИЙ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Аннотация

В статье говорится о важности и необходимости постоянного повышения и контроля качества обслуживания на предприятиях общественного питания для успешной их работы на современном рынке. Выделен комплекс мероприятий, которые следует проводить для наилучшего управления качеством сервиса.

Ключевые слова Качество обслуживания, персонал, сервис, стандарты

В настоящее время в развитых странах повышение качества расценивается как решающее условие дальнейшей интенсификации экономики, повышения эффективности производственных процессов и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

производительности труда, обеспечения конкурентоспособности на мировых и внутренних рынках, с чем и связана переоценка роли и места фактора качества производимого продукта в развитии экономики.

Обеспечение качества рассматривается в развитых странах как проблема общенационального характера, ведется большая аналитическая, исследовательская, образовательная, воспитательная и пропагандистская работа силами общественности и государственными организациями.

Подобное внимание к вопросам качества не случайно, оно закономерно для современного этапа постиндустриального развития в условиях научно- технического прогресса, высокой степени общественной интеграции и глубокого взаимопроникновения социально-культурной, научно- технологической и образовательной сфер человеческой деятельности и отражает как позитивные, так и негативные моменты этого процесса. Однако, главная причина пристального интереса к качеству обслуживания связана с изменением условий, форм и методов конкурентной борьбы за рынки сбыта.

Важнейшим элементом системы управления является политика предприятия в области качества обслуживания, которая должна разъяснять и определять задачи, основные направления и цели предприятия общественного питания в конкурентной среде. При этом руководство несет ответственность за реализацию политики и должно обеспечить ее развитие и доведение до всех структурных подразделений и работников предприятия общественного питания в виде официальной документации.

На первом уровне находится «Руководство по качеству», основу которого составляет сформулированная политика предприятия общественного питания в области качества.

К документам второго уровня относятся общеорганизационные и процедурные документы, регламентирующие деятельность в элементах системы качества. Документы данного уровня устанавливают распределения ответственности и полномочий в области качества и информационные потоки в системе управления качеством, эти документы не содержат технические требования, они носят организационный характер.

К документам третьего уровня относятся рабочие процедуры и инструкции, подробно описывающие порядок и методы выполнения отдельных работ в системе управления качеством.

Все документы системы управления качеством по ее назначению подразделяется на две группы:

- документация, предназначенная для построения ифункционирования системы управления качеством, обеспечивающая понимание протекающих в ней процессов. Основными документами этой группы являются «Руководство по качеству», стандарты предприятия, процедуры качества, методики качества, инструкции по качеству и план качества;

- документация, предназначенная для подтверждения соответствия установленным требованиям по качеству, а также для проверки эффективности самой системы.

Политика предприятий общественного питания в области качества обслуживания должна быть направлена на реализацию следующих основных задач:

- удовлетворение требований потребителя;

- непрерывное повышение качества обслуживания;

- учет требований общества;

- реализация философии ведения предпринимательской деятельности.

В основу системы управления качеством обслуживания на предприятиях общественного питания должна быть положена философия Всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). Цель TQM заключается в достижении долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников и общества. Основополагающими элементами TQM являются принципы, которые также лежат в основе стандартов серии ИСО 9000.

В связи с этим данные принципы целесообразно рассмотреть более подробно.

1. Ориентация организации на потребителя. В условиях рыночной экономики успешность бизнеса определяется правильностью понимания потребностей рынка, в связи с этим любая организация должна выполнять запросы потребителей и стремиться превзойти их ожидания.

2. Роль руководства. Руководители должны создать в предприятии такую среду, при которой персонал будет максимально вовлечен в процесс достижения поставленных целей, в том числе в области качества.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

3. Вовлечение сотрудников. Весь персонал - от высшего руководства до рядового сотрудника - должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. В концепции TQM персонал рассматривается как главный ресурс предприятия, которое должно создать все условия для максимального использования его творческого потенциала.

4. Процессный подход. Процесс как деятельность, преобразующая входы в выходы, может быть любого рода: планирование, проектирование, производство, торговля, администрирование, исследования и т. п.

5. Постоянное совершенствование. Необходимо осуществлять постоянное улучшение качества всех процессов, приводящее к улучшению качества выходного продукта. Непрерывное улучшение качества является одним из основных элементов успеха стратегии качества.

6. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Каждое предприятие тесно связано со своими поставщиками, поэтому целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения в целях дальнейшего расширения возможностей деятельности предприятия.

Таким образом, Всеобщее управление качеством представляет собой подход к управлению предприятием, ориентированный на качество, в основу которого положено участие всего персонала всех подразделений, и направлено на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для персонала предприятия и общества. Список использованной литературы:

1. Белошапка М.И. Технология ресторанного обслуживания.- М.: ИЦ «Академия», 2004. - 224 с.

2. Бережная Н.В. Управление общественным питанием. - М.: Экономика 2000 г. - 416 с.

3. Васюкова А.Т., Пивоваров В.И., Организация производства и управление качеством продукции в общественном питании.- М.: Дашков и Ко, 2006 г. -296 с.

4. Ефимов С.Л., Кучер Л.С. Ресторанный бизнес в России: технология успеха. Изд.3.- М.: Росконсульт, 2007. - 512 с.

© Чеченина С.В., 20015

УДК 330.341.44

Чубурова Жаныл Темировна,

д.э.н., профессор КЭУ Бакас уулу Бахтыяр, к.э.н., и.о. доцента МУК, Кыргызская Республика e-mail: bakhtyiar.bakasuulu@gmail. com

«МОНОПОЛИИ КАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ ИНСТИТУТ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Аннотация

В статье анализируется влияние монополий на экономическую деятельность в Кыргызской Республике.

Ключевые слова

Монополии, институты, рост ВВП.

Советская экономика, как известно, была государственно- монополистической, ликвидация государственной монополии стала главным содержанием рыночного реформирования экономики. Однако, в результате проведенных реформ в Кыргызской Республике на место государственного монополизма пришел олигархический монополизм, и сегодня республика имеет не менее монополизированную экономику, чем в советское время. Различие состоит в том, что на место государственной монополии, пришла капиталистическая монополия. Если деятельность социалистических объединений, прежде всего, была

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.