Научная статья на тему '«Монополии как деструктивный институт влияния на экономическую деятельность»'

«Монополии как деструктивный институт влияния на экономическую деятельность» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОНОПОЛИИ / ИНСТИТУТЫ / РОСТ ВВП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакас Уулу Бахтыяр, Чубурова Жаныл Темировна

В статье анализируется влияние монополий на экономическую деятельность в Кыргызской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Монополии как деструктивный институт влияния на экономическую деятельность»»

3. Вовлечение сотрудников. Весь персонал - от высшего руководства до рядового сотрудника - должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. В концепции TQM персонал рассматривается как главный ресурс предприятия, которое должно создать все условия для максимального использования его творческого потенциала.

4. Процессный подход. Процесс как деятельность, преобразующая входы в выходы, может быть любого рода: планирование, проектирование, производство, торговля, администрирование, исследования и т. п.

5. Постоянное совершенствование. Необходимо осуществлять постоянное улучшение качества всех процессов, приводящее к улучшению качества выходного продукта. Непрерывное улучшение качества является одним из основных элементов успеха стратегии качества.

6. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Каждое предприятие тесно связано со своими поставщиками, поэтому целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения в целях дальнейшего расширения возможностей деятельности предприятия.

Таким образом, Всеобщее управление качеством представляет собой подход к управлению предприятием, ориентированный на качество, в основу которого положено участие всего персонала всех подразделений, и направлено на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для персонала предприятия и общества. Список использованной литературы:

1. Белошапка М.И. Технология ресторанного обслуживания.- М.: ИЦ «Академия», 2004. - 224 с.

2. Бережная Н.В. Управление общественным питанием. - М.: Экономика 2000 г. - 416 с.

3. Васюкова А.Т., Пивоваров В.И., Организация производства и управление качеством продукции в общественном питании.- М.: Дашков и Ко, 2006 г. -296 с.

4. Ефимов С.Л., Кучер Л.С. Ресторанный бизнес в России: технология успеха. Изд.3.- М.: Росконсульт, 2007. - 512 с.

© Чеченина С.В., 20015

УДК 330.341.44

Чубурова Жаныл Темировна,

д.э.н., профессор КЭУ Бакас уулу Бахтыяр, к.э.н., и.о. доцента МУК, Кыргызская Республика e-mail: bakhtyiar.bakasuulu@gmail. com

«МОНОПОЛИИ КАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ ИНСТИТУТ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Аннотация

В статье анализируется влияние монополий на экономическую деятельность в Кыргызской Республике.

Ключевые слова

Монополии, институты, рост ВВП.

Советская экономика, как известно, была государственно- монополистической, ликвидация государственной монополии стала главным содержанием рыночного реформирования экономики. Однако, в результате проведенных реформ в Кыргызской Республике на место государственного монополизма пришел олигархический монополизм, и сегодня республика имеет не менее монополизированную экономику, чем в советское время. Различие состоит в том, что на место государственной монополии, пришла капиталистическая монополия. Если деятельность социалистических объединений, прежде всего, была

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

ориентирована на реализацию общественных, государственных интересов, то главной финансовой целью капиталистических монополий служит максимизация прибыли, которая нередко достигается за счет ущемления интересов населения и государства.

Как и в случае с политической монополией, в республике отмечается высокий уровень монополизации экономики. Так, в государственный реестр Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики внесено 198 компаний, из которых 39 естественных и 16 разрешенных монополии.

Рассуждая о монополизации экономики, в первую очередь следует принимать во внимание, факт высокой зависимости республики от внешних поставок энергоресурсов, в частности страна ввозит более 90% всех потребляемых углеводородов. Республика импортирует 66% угля, 92% газа, 89% дизельного топлива, 96% автомобильного бензина, 75% топочного мазута и 100% авиационного керосина (ежемесячно страна потребляет приблизительно 18 тысяч тонн дизельного топлива и 27 тысяч тонн бензина, причем все автомобильное топливо российского производства). Это обусловливает высокую зависимость экономики от колебания мировых цен на нефть, нефтепродукты и газ.

Количественный расчет значения монополий в экономике Кыргызской Республики произведен на основании оценки налогов выплачиваемых крупными монополиями в бюджет республики. В 2011 году 13 крупнейших компаний, признанных в качестве монополий произвели налоговых отчислений в бюджет в суммарном объеме в 16,3 млрд. сомов, что в объем объеме налоговых поступлений в 22,8 млрд. сомов составило 71%. В 2012 году этими же предприятиями произведено налоговых отчислений на сумму 16,9 млрд. сомов, что заняло долю в 63% от всех налоговых отчислений в республике, что идентично отчислениям 2013 года. В 2014 году с суммой 13,9 млрд. сомов, отчисления 13 монополистов составили 48% от всех отчислений в республиканский бюджет страны, или половину всех налогов (табл.1).

Таблица 1

Налоговые отчисления крупнейших компаний- монополистов.8

Наименование хозсубъекта 2011 2012 2013 2014

ЗАО «Кумтор Голд Компании» 8 077 308 000,00 6 068 686 830,00 5 347 938 070,00 5 370 220 000,00

ЗАО «Альфа Телеком» 1 096 079 194,27 1 913 253 741,07 2 362 939 328,48 2 436 868 653,02

ОсОО «СкайМобайл» 1 027 434 611,44 1 569 916 932,03 1 527 451 482,98 1 664 054 487,20

ОсОО «Газпром Нефть Азия» 3 079 688 852,91 3 894 173 963,98 3 937 431 562,68 4 276 038 557,33

ОАО «Реемстма-Кыргызстан» 651 410 727,46 319 718 527,23 215 072 897,06 223 989 694,44

ОАО «Кыргызгаз» 226 288 354,80 259 882 352,71 405 139 944,76 243 197 308,15

ОАО «Кыргызтелеком» 349 927 923,22 354 252 986,76 415 122 800,73 332 403 067,36

ОАО «НЭСК» 241 568 426,20 520 113 662,48 320 169 532,90 430 190 180,39

ОАО «Аэропорт Манас» 592 614 630,11 381 569 168,34 751 557 313,65 177 587 542,37

ГП НК «Кыргыз Темир Жолу» 333 865 786,02 594 778 127,15 393 697 652,28 488 325 760,17

ОсОО ТД «Народный» 178 840 347,34 244 982 222,44 299 299 445,83 327 833 163,07

ОАО «Кыргызалтын» 225 229 940,66 260 928 037,20 261 454 226,91 114 771 515,38

ОАО «Электрические станции» 241 568 426,20 520 113 662,48 320 169 532,90 350 307 364,36

Итого: 16 321 825 220,63 16 902 370 312,87 16 557 443 791,16 13 998 918 640,22

Доходы бюджета всего: 64 558 902 900,00 72 802 170 120,00 86 149 177 200,00 93 651 699 030,00

Налоговая служба: 22 880 393 900,00 26 823 108 540,00 26 228 194 020,00 29 422 572 830,00

Таможенная служба: 23 674 802 740,00 30 079 172 860,00 36 958 361 410,00 42 586 125 340,00

Доля 13 предприятий:

Доля от всех доходов: 25% 23% 19% 15%

Доля от налоговых доходов: 71% 63% 63% 48%

Доля Кумтор в налогах: 35% 23% 20% 18%

8

Авторские расчеты: По данным интернет- портала Открытый бюджет https://budget.okmot.kg/ru/inc_inn/index.html

При этом любопытным являются налоговые выплаты компании «Кумтор», чья доля в налоговых отчислениях в последние годы постепенно снижается (в 2011 году- 35%, 2012 году- 23%, 2013 году- 20% и в 2014 году-18%).

Господство экономических монополий привело к тому, что доминирующей моделью рынка стала несовершенная конкуренция, при которой механизм спроса и предложения глубоко деформирован. Рыночную долю монополий в отрасли и цены определяет не рынок, а она сама.

© Чубурова Ж.Т., Б. Бакас уулу, 2015

УДК 330.131

Шавшина Светлана Анатольевна

к.э.н., доцент, Факультет информатики и информационных технологий ФГБОУВПО Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Р Ф

E-mail: student_dgu_it@mail.ru Омарова Индира Гаджиевна студентка Факультета управления ФГБОУВПО Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, РФ

E-mail: chimagomedova95@mail.ru

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация

В данной статье выделены основные особенности корпоративных информационных систем (КИС), факторы, повышающие вероятность успеха их внедрения, барьеры при внедрении и использовании КИС, обобщён опыт внедрения КИС в России.

Ключевые слова

Корпоративная информационная система, комплексная корпоративная информационная система, особенности корпоративных информационных систем.

Как свидетельствует мировой опыт, экономический рост государства существенно связан с развитием и использованием в экономике современных средств и технологий автоматизации. Успешное ведение бизнеса сегодня практически невозможно без использования современных информационных систем. В наиболее развитых странах именно сектор высоких технологий обеспечивает их процветание и богатство.

Современные корпоративные информационные системы (КИС) играют в наше время такую же роль, какую сыграло появление машин в XIX веке. Фактически, они стали основной движущей силой научно -технической революции и развития современной мировой экономики. Умело выбранная и внедренная КИС существенно улучшает управляемость предприятия и повышает эффективность его работы.

Корпоративная информационная система (КИС) — это «управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию предприятия (с выстроенной для ее реализации структурой) и передовые информационные технологии». Основную роль играет отработанная структура управления, автоматизация исполняет второстепенную, инструментальную роль [1].

Основная задача КИС состоит в поддержке функционирования и развития предприятия. Смыслом существования любого коммерческого предприятия, как известно, является получение прибыли. Несмотря на то, что сферы деятельности предприятий (производство, услуги) могут быть самыми различными, в общем виде задачи управления схожи. Они заключаются в организации управления поступающими на вход предприятия ресурсами для получения на выходе необходимого результата.

Аналитики AMR Research считают, что лидером на ERP-рынке будет не компания, которая сможет предоставить лучшую Корпоративно Информационную Систему, а фирма, оказывающая максимально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.