186
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
ТВОРЧЕСТВО, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КРЕАТИВНОСТЬ - КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
© Христенко Г.И.*
Гжельский государственный художественно-промышленный институт,
г. Гжель
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань
В статье рассматривается понятие творчество с точки зрении философии, психологии и педагогики, а так же устанавливается научная взаимосвязь понятий творчество, творческие способности и креативность.
Творчество - комплексная проблема. Она имеет общенаучный интерес и находится в поле зрения многих наук: философии, психологии, педагогики и др. В современной науке существуют различные подходы к определению терминов «творчество», «творческие способности», «одаренность», «креативность». Разнообразие это обусловлено тем, что подходы к освоению реальности вытекают их объекта отдельно взятой отрасли науки. В последние десятилетия встал вопрос о выделении особой науки - эвристики, которая исследовала бы творческую деятельность человека.
Нижеследующую трактовку творчества и его места в структуре современного общества дает философия.
Творчество - высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия: способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. В истории философии к субъектам творчества относили Бога (Платон, Г. Гегель, Н.А. Бердяев и др.); Природу (Эпикур, Б. Спиноза, А. Бергсон и др.); Человека (К. Гельвеции, К. Маркс, Ж. Сартр и др.). В последние десятилетия проблемы творчества рассматриваются в контексте идеи «глобальной креативности».
Творчеством в обыденном словоупотреблении называют деятельность, порождающую нечто новое, т.е. что-то такое, чего никогда прежде не было. Словари по философии и психологии указывают, что творчество направлено на создание новых ценностей, как материальных, так и духовных. Также необходимо подчеркнуть, что творчество всегда ассоциируется с новизной и актуальностью.
Таким образом, под творчеством мы будем понимать деятельность человека, целью которой является создание в соответствии с потребностями
* Старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Гжельского государственного художественно-промышленного института, аспирант кафедры Педагогики и педагогических технологий Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.
человека и человечества материальных и духовных объектов, обладающих новизной и полезностью [4].
Также необходимо определиться с таким основополагающим понятием, как «творческие способности».
В психологической и философской литературе под способностями понимают индивидуально психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимых к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности.
Количественные измерения способностей характеризуют меру их выраженности. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности.
Помимо этого в психологии есть разделение или условная иерархия способностей. Есть способности общие, специальные, специфические.
На наш взгляд, творческие способности должны быть отнесены к специальным. Специальные способности - свойства отдельных психических функциональных систем, детерминирующие продуктивность отдельных видов активности (математические, музыкальные, лингвистические и т.д.).
Наиболее близким понятием к понятию творческие способности в психологии является понятие «креативность». Креативность (от анг. - creativity) обозначающий способности индивида творчески осмысливать события жизни и собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое [3]. Некоторые авторы отождествляют либо считают близкими понятия «творческие способности», «креативность», «творческость». Так же, как и способности, креативность не является единым и ёмким понятием.
Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
188
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Исследователь проблемы Д.Б. Богоявленская вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Д.Б. Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности; летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.
2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев). Наиболее развитой концепцией рассматриваемого научного вопроса, является «теория интеллектуального порога» Э.П. Торренса: если коэффициент интеллекта ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при показателях интеллекта выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью [2].
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.
Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Тер-мен, Р. Стернберг и другие) [1].
В психологии творческие способности все время пересекаются с интеллектом (либо сливаются с ним). Да, в какой-то мере это правомерно, но исходя из второй точки зрения, в идеальном случае мы получаем такой вариант, что от интеллекта отделяется некая структура, которая и называется творческие способности.
Творческие способности (креативность, творческость) в психолого-педагогической литературе рассматриваются как универсальная познавательная способность, как чувствительность к проблемам, независимость в сложных ситуациях, как компонент общей умственной одаренности, как качество, не сводимое к интеллекту, как способность обнаруживать новые способы решения задач и проблем, порождать новое [5].
На данном этапе развития общества проблема творчества и развития творческих способностей является очень актуальной и значимой. Творческий потенциал личности, интеллект каждого человека - это на данный момент наиважнейший ресурс в масштабе государства. Несмотря на то, что существует много исследований в указанном направлении, тема творчества и творческих способностей требует дальнейшей детальной научной разработки.
Список литературы:
1. Дружинин В.П. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
2. Любард Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности: пер.с фр. - М.: «Когито-Центр», 2009. - С. 215. - (Университетское психологическое образование).
3. Мартишина Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования: дисс. ... д-ра наук. - Рязань, 2009. - С. 383.
4. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Мн.: Харвест, 2003. - С. 432.
5. Рождественкая Н.В., Толшин А.В., Креативность: пути развития и тренинги. - СПб.: Речь, 2006. - С. 320.
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ
© Чернякова Н.Н.*
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
Развитие и поддержка одаренности детей одно из важнейших направлений современной образовательной политики России. В статье представлены различные точки зрения педагогов, психологов, православных педагогов на вопросы развития одаренности дошкольников в аспекте духовно-нравственного воспитания.
Мировое образовательное пространство меняется - мир движется к постиндустриальному обществу. С поиском новых образовательных технологий, обеспечивающих формирование личности, на первый план выходят цели, связанные с поиском, поддержкой и воспитанием талантливой молодежи. На первый план выходят не только проблемы создания системы выявления, поддержки и сопровождения одаренной молодежи, но и вопросы духовно-нравственного воспитания талантливых детей на всех ступенях образования.
В дошкольный период детства личность ребенка находится в стадии становления и развития. Леонтьев А.Н. отмечает изменение социальной позиции дошкольника, нарастание его способности к соподчинению мотивов, проявление мотивов социального характера. Усвоение социальных и морально-этических норм в данный период детства происходит на фоне развития эмоциональной сферы ребенка. Дошкольный период детства характеризуется эмоциональной насыщенностью, способностью к острым переживаниям духовно-нравственного порядка. Как пишет Л.И. Божович, у дошкольников недостаточен социальный опыт, мало развита критичность мышле-
* Доцент кафедры Педагогики и психологии детства, кандидат педагогических наук.