Научная статья на тему 'Особенности креативности ребенка-дошкольника'

Особенности креативности ребенка-дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5011
1126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коточигова Е.В.

Целью статьи является выделение специфики креативности детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности креативности ребенка-дошкольника»

Особенности креативности ребенка-дошкольника

Коточигова Е.В.,

кандидат психологических наук, заведующая кафедрой дошкольного образования ГОА У ЯО «Институт развития образования»,

Ярославль, Россия

Аннотация. Целью статьи является выделение специфики креативности детей дошкольного возраста.

Одна из насущных задач современного образования - выявление, поддержка и развитие творческой, креативной личности. Соответственно, научная обоснованность, технологическая проработанность формирования творческой, креативной личности в настоящем приобретают актуальность и значимость.

В трудах С.Л. Рубинштейна, Я.А. Пономарева, А.М. Матюшкина, Дж. Гилфорда и др. освещены общетеоретические вопросы психологии творчества. Изучению взаимосвязи «общие - специальные» способности посвящены исследования В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, В.Н. Дружинина.

Существуют труды, описывающие методы, средства развития креативности и творчества: А.М. Матюшкина, Г.С. Альтшуллера, Д.Б. Богоявленской, В.С. Юркевич, Ю.Д. Бабаевой и другие, что особенно ценно для практической деятельности.

Однако до настоящего времени нет в наличии однозначно трактуемого и строго определённого понятия «креативность», не указаны технологии и техники работы педагогов - практиков по формированию рассматриваемого качества (креативность) у детей-дошкольников.

Таким образом, запросы общества, государства, на творческую, креативную личности, с одной стороны, но слабая проработанность основ (теоретической, методологической и методической) формирования данного качества, с другой стороны, определили проблему исследования.

Мы стремились обнаружить специфику креативности детей дошкольного возраста.

Психологический словарь называет креативностью творческие возможности или (способности), проявляющиеся в деятельности, чувствах, мышлении (Психологический словарь, 1990)

«Способности» в психологическом словаре В.В. Давыдова квалифицируются как «индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными успешного осуществления определенного рода деятельности» (Психологический словарь,1983).

Выше сказанное позволяет понимать способность к творчеству как индивидуально-психологическую особенность человека. Благодаря этим «особенностям» возникает готовность к освоению, а затем и выполнению творческой деятельности.

Такого подхода придерживаются как российские, так и иностранные исследователи.

По мысли Платонова К.К., способность к творчеству - высший уровень проявления активности в деятельности. Способность к творчеству - это и «особый способ выполнения интеллектуальной деятельности, характеризующий высшую степень активности мыслящего субъекта» (Платонов К.К., 1986).

Баррон Ф., Харрингтон Д. определили креативность как способность осознавать новое в жизни. При этом процесс может носить «как сознательный, так и бессознательный характер» (Barron F., Harrington D., 1981).

Совершенно другое понимание особенностей творчества можно прочесть в работе Козленко В.Н. Исследователь замечает, что креативность - это набор особенностей психики, обеспечивающих продуктивные преобразования в деятельности

(Козленко В.Н., 1990). Авторская дефиниция отражает соотношение различных форм взаимодействия приспособительного и преобразующего.

Е.П. Торренс определяет креативность как способность к порождению оригинальных идей. Ученый говорит, что креативность - процесс обнаружения проблем в информации (Torrance E., 1988).

Анализируя спектр определений понятия «креативность», К.В. Тейлор их группирует следующим образом. В первой группе акцент делается на возникновении «новой целостности». Вторая группа определений сосредоточивается на «продуцировании нового».

Определения, делающие акцент на самовыражение творца, составляют третью группу.

Характеристика креативности через отношения «Оно», «Я», «Сверх-Я» - так называемые, психоаналитические определения.

«Проблема» стоит во главе угла в определениях, включенных в пятую группу.

И последняя, шестая группа - это те определения, которые не возможно отнести к какой-либо выше названной группе (Taylor C.W., 1988.).

Множественность интерпретаций понятия «креативность» обусловила вариативность подходов к построению структуры креативности.

Операции дивергенции, преобразования, импликации считает Дж. Гилфорд, есть основа креативности (Guilford J.P., 1967). Ученый вычленял четыре параметра креативности:

• оригинальность;

• семантическую гибкость;

• образную адаптивную гибкость;

• семантическую спонтанную гибкость. (Guilford J.P., 1967).

Творческие способности, утверждал А.И. Лук, включают 15 показателей (Лук А.Н., 1976).

Предложенная Ф. Вильямсом модель креативности характеризуется следующими факторами, объединенными в две группы (Туник Е.Е., 2003).

1. Когнитивно-интеллектуальные: беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, разработанность мышления.

2. Личностно-индивидуальные: способность пойти на риск, сложность (комплексность), любознательность, воображение.

Структура креативности по А.М.Матюшкину заключается в компонентах: любознательность, легкость владения языком (как средством формулирования мыслей), интуитивность (Матюшкин А.М., 1989).

Системный подход к выделению структуры креативности изложен в рабочей концепции одаренности (В.Д. Шадриков и др.). «Творческая одаренность» не рассматривается как своеобразный вид одаренности, но характерна для всякого труда. Логично предположить, что, «творческая одаренность» - это не только особенность высшего уровня выполнения деятельности, а и характеристика ее развития (Рабочая концепция одаренности ,1998). Креативность рассматривается как основание развития личности.

На любой возрастной ступени «творческость» (креативность) имеет свою специфику. Разнообразные исследования психологов, педагогов выявляют механизмы формирования воображения, творческого мышления у дошкольников, указывают на специфику творческой одаренности в дошкольном возрасте. Рассматривая проблему развития креативности, ученые подчеркивают значение дошкольного детства в становлении способности к творчеству.

Е.Е. Кравцова при выделении психических новообразований дошкольного периода пишет о том, что творчество вероятнее особенность психического развития дошкольников, чем их индивидуальная характеристика. Е.П. Торренс считал

дошкольный возраст пиком в формировании творчества. Работы, посвященные развитию творчества дошкольников, разворачиваются в следующих направлениях:

1. Исследования детского творческого мышления Н.Н. Поддъякова, Н.Е. Вераксы, Л.Ф. Обуховой; и других;

2. Изыскания специфики воображения детей (О.М. Дьяченко; Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова и др.);

3. Изучение творческой одаренности детей (А.М. Матюшкин).

В каждом из названных направлений затрагиваются проблемы творчества дошкольников, компонентов творческой деятельности, воображения, речи, мышления.

Говоря о возрастных особенностях креативности, Е.И. Николаева утверждает, что для социализации «ребенку нужно пожертвовать собственной уникальностью» (Николаева Е.И., 2006). Процент оригинальных ответов в 4 года отмечается у 50% детей, число их снижается в два раза в начале посещения школы.

Богоявленская Д.Б. выделяет несколько уровней творчества. По ее мнению, нижняя возрастная граница первого, эвристического уровня приходится на дошкольный возраст (Дружинин, В.Н.,2008).

В исследованиях средового воздействия на формирование креативности (В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова) обнаружено: повышение креативности не является поступенчатым и однонаправленным. Ученые пишут, что вслед за существенным повышением креативности можно видеть ее снижение (Дружинин В.Н., 2001).

Рассмотрим различные точки зрения на проблему становления креативности и влияния среды на рассматриваемое качество личности.

Например, Р. Фергюссон говорил, что возможно «высвобождение» творческого потенциала, а не его формирование.

Э. Де Боно считает, что при целенаправленном применении специальных методов, существенно повысится уровень творческих возможностей.

Мы согласны с В.Н. Дружининым, утверждающим, что креативность это свойство, актуализирующееся тогда, когда этому способствует окружающая среда, а становление креативности происходит в специально созданной среде (Дружинин В.Н., 2001).

Обобщая результаты исследований креативной среды, выделим условия, препятствующие возникновению креативности и стимулирующие творчество.

Барьеры формирования креативности:

1. Конформизм. Люди не высказывают оригинальные суждения, чтобы не выделиться среди окружающих.

2. Цензура. Люди не «позволяют» себе брать ответственность за решение проблем.

3. Ригидность не позволяет усовершенствовать существующие решения, увидеть нечто новое в хорошо знакомом.

4. Стремление немедленно дать ответ, в то время как лучшие решения возникают во время «творческой паузы».

5. Семейная среда, где к ребенку предъявляются несогласованные требования.

Факторы, способствующие творчеству:

1. широкий доступ к разнообразной информации;

2. естественная, простая обстановка;

3. образцы креативного поведения;

4. отсутствие строгого контроля, жесткой «заданности»;

5. поддержка любознательности, желания задавать много вопросов;

6. поддержка независимых суждений, поступков, а также независимости;

7. внимание к самостоятельным разработкам, наблюдениям, чувствам, сопоставлениям;

8. билингвистический опыт;

9. родители поддерживают интересы детей.

Таким образом, креативность - интегративная характеристика личности. Для креативности существует сенситивный период - с года до пяти. Креативность проявляется в дошкольном возрасте в условиях специально организованной среды (предметно - информационная обогащенность, образцы креативного поведения).

Эмпирическое исследование особенностей развития креативности в дошкольном возрасте проводилось на базе одного из детских садов г. Ярославля. В исследовании приняли участие 20 дошкольников, разного пола, в возрасте 5-6 лет.

Методы исследования: тест Е.Торренса «Завершение фигуры», опросник Рензулли, методы статистики (первичной).

Интерпретация результатов состоит из анализа показателей креативности: беглости, оригинальности, гибкости и разработанности.

Семнадцать из двадцати детей показали высокий уровень по параметру «беглость». Ими было дорисовано 8 -10 фигур. Три человека - средний уровень (дорисовано 6-7 фигур), детей, которые не выполнили задание или дорисовали менее пяти фигур - нет.

При дорисовывании фигур более половины детей затронули семь и более тем, перечисленных в «каталоге», семь человек - от семи до пяти тем и два человека - менее пяти тем. Таким образом, к порождению разнообразных идей и стратегий, легкости перехода от одного аспекта к другому склонны более половины детей (55%) исследуемой группы. «Негибкость» мышления, бедность кругозора показали два человека из группы (10%).

Девять человек показали высокий уровень способности высказывать идеи, отличающихся от банальных или твердо установленных. Эти дети отличаются оригинальностью решений, могут избегать очевидных и неинтересных ответов. Три человека проявили малую оригинальность и их изображения носили стандартный, общеизвестный характер.

Две трети детей группы показали высокий результат по параметру «разработанность», их работы отличаются детальной проработкой придуманных идей: сложные изогнутые линии при дорисовывании фигур, использовали цвет, дополняли картинку многоплановым сюжетом. Два человека отличаются слабой способностью к проработке фигур. Рисунок дополняется прямыми замыкающими фигуру линиями, без использования цвета, сюжет в картинках отсутствует.

Анализируя, полученные данные мы видим, что большая часть детей имеет высокие показатели развития креативности как, в общем, так и по составляющим креативности: беглости, гибкости, разработанности.

У детей данной группы преобладает фактор креативности «беглость»: 85% испытуемых продемонстрировали «высокий» уровень. Испытуемых, имеющих низкий уровень по этому фактору, не выявлено. Дети способны порождать большое количество версий, идей, предложений.

Наименее выраженный фактор креативности у испытуемых - «оригинальность» (45% детей продемонстрировали «высокий» уровень). «Низкий» уровень обнаружен у 20% детей группы испытуемых. Давать своеобразные, оригинальные ответы, порождать идеи, отступающие от общепринятых норм, способны лишь 45% детей группы испытуемых.

Мы также организовали экспертную оценку сотрудниками ДОУ (специалистами, воспитателями) проявлений креативности детей группы. Опросник Рензулии позволяет выявить проявления креативности.

Использовались критерии оценки: очень высокий - 40-34 балла, высокий - 33-27 баллов, средний - 26-21 балл, низкий - 20-15 баллов, очень низкий - 15-10 баллов.

Мы получили следующие результаты опроса.

Музыкальный руководитель ДОУ: очень высокий уровень - 4 человека, высокий уровень - 2 человека, средний уровень - 5 человек, низкий уровень - 5 человек, очень низкий уровень 4 человека.

Воспитатель группы: очень высокий уровень - 1человек, высокий уровень -бчеловек, средний уровень - 7 человек, низкий уровень - 2 человека, очень низкий уровень 4 человека.

Воспитатель изодеятельности: очень высокий уровень - 4 человека, высокий уровень - 3 человека, средний уровень - 8 человек, низкий уровень - 2 человека, очень низкий уровень 3 человека.

В итоге, суммируя показатели всех трех специалистов, мы получили следующие результаты:

очень высокий уровень - 4 человека (20%), высокий уровень - 2 человек (10%), средний уровень - 7 человек (35%), низкий уровень - 4 человека (20%), очень низкий уровень - 3 человека (15%).

Всех детей группы можно отнести к трем уровням проявления креативности:

1. Высокий показатель креативности: стабильны в проявлении изучаемого качества, способны раскрыть творческий потенциал в различных ситуациях. Расхождение в оценке педагогами 1-2 балла.

2. Средний уровень: отмечаются различия в проявлении креативности в зависимости от рода занятий (изобразительная, музыкальная и другие виды детской деятельности). Расхождение в оценке разными педагогами 3- 4 балла.

3. Низкий показатель. Выражены различия в показателях оценки креативности. Расхождение в оценке разными педагогами 6 и более баллов.

Подводя итоги обследования, можно констатировать следующее:

Шесть детей (30%) показали высокий уровень развития разных видов способностей и творческих проявлений личности.

Десять человек (50%) имеют средний уровень, и 4 человека - низкий (20%) уровень развития творческих проявлений личности.

Таким образом, в группе существуют дети, которые могут реализовать креативность в любой ситуации, не зависимо от условий, они в меньшей степени зависят от созданных условий. Но большая часть детей не могут себя реализовать, они более зависимы от своих личностных характеристик (особенностей темперамента, психофизически показателей, эмоциональности и др.) и от создания определенных психологических и педагогических условий. Такие дети требуют участия педагога для реализации своего творческого потенциала.

Итак, креативность - психологический феномен, имеющий иерархическую структуру. Общепринятое определение феномена «креативность» в настоящем отсутствует, что затрудняет теоретические изыскания и психолого - педагогическую практику.

Дошкольный возраст сензитивен для развития креативности.

Креативность детей - дошкольников развивается под влиянием факторов: наследственность, среда, воспитание.

В ходе проведенного эмпирического исследования были выявлены особенности креативности детей 5-6-летнего возраста: наибольшая выраженность фактора «беглость», наименьшая - «оригинальность».

Безусловно, полученные данные нуждаются в проверке на большей выборке испытуемых. Необходимо также изучение и вербального аспекта креативности.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Варламава Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2002. - 256с.

2. Гальперин, П.Я. К психологии творческого мышления/ П.Я.Гальперин // Вопросы психологии. - 1982. - №5.

3. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура. Диагностика, развитие. -М.:ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. - 224 с.

4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей.З-е изд. - СПб.: Питер, 2008. -368 с.

5. Имаметдинова, Р.Я. Креативные способности детей /Р.Я.Имаметдинова //Одаренный ребенок.- 2006.№6. с.99-101.

6. Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Совершенство, 1990. - С. 131-148.

7. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. - 114с.

8. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. -1989. - №6. - С. 29-33.

9. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб.: Речь, 2006. - 220 с.

10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 254с.

11. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. -М.; Педагогика, 1983. - 448 с.

12. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.

13. Рабочая концепция одаренности. - М.: Магистр, 1998. - 68с.

14. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб.: Речь, 2003. - 96с.

15. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. of Psychol. - 1981. - Vol. 32. - P. 439-476.

16. Guilford J.P. Measurement of creativity // Explorations in creativity. - N.Y., 1967. -P. 101-119.

17. Guilford J.P. The nature of human intelligence. - N.Y., 1967. - Р. 43-57.

18. Taylor C.W. Various approaches to and definions of creativity // The nature of creativity. - Cambridge, 1988. - P. 99-126.

19. Taylor C.W. Various approaches to and definions of creativity // The nature of creativity. - Cambridge, 1988. - P. 99-126.

20. Torrance E. The nature of creativity as manifest in the testing // The nature of creativity. - Cambridge, 1988. - P. 43-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.