Научная статья на тему 'Туризм: классификация, формы и значение в физическом воспитании студентов'

Туризм: классификация, формы и значение в физическом воспитании студентов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1646
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / THE TOURISM / RECOVERY / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хидиров Анвар Хошимович

В работе рассмотрена проблема комплексного использования средств спортивно-оздоровительного туризма в физическом воспитании студентов. Комплексное использование средств спортивнооздоровительного туризма в физическом воспитании студентов способствует повышению уровня физической подготовленности студентов за счет формирования оптимальных нагрузочных режимов занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Хидиров Анвар Хошимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism: categorization, forms and importance n physical education of students

Problem of the complex draft on funds sport-recovery tourism is considered in physical education student. Complex draft on funds sportrecovery tourism in physical education student promotes increasing a level to physical preparedness student to account of the shaping optimum load mode occupation.

Текст научной работы на тему «Туризм: классификация, формы и значение в физическом воспитании студентов»

ТУРИЗМ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ФОРМЫ И ЗНАЧЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

А.Х. ХИДИРОВ, Самаркандский государственный университет,

Узбекистан

Аннотация

В работе рассмотрена проблема комплексного использования средств спортивно-оздоровительного туризма в физическом воспитании студентов. Комплексное использование средств спортивнооздоровительного туризма в физическом воспитании студентов способствует повышению уровня физической подготовленности студентов за счет формирования оптимальных нагрузочных

режимов занятий.

Ключевые слова: туризм, оздоровление, студенты,

физическое воспитание, физическая подготовленность.

Abstract

Problem of the complex draft on funds sport-recovery tourism is considered in physical education student. Complex draft on funds sport- recovery tourism in physical education student promotes increasing a level to physical preparedness student to account of the shaping optimum load mode occupation.

Key words: the tourism, recovery, students, physical education, physical preparedness.

Проблема использования человеком средств физической культуры с целью оздоровления, восстановления и повышения качества умственной деятельности, повышения физической работоспособности постоянно привлекает внимание специалистов [2, 4, 5, 6].

Всё ускоряющийся научно-технический прогресс стремительно изменяет жизнь современного человека, снижается уровень физической активности при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения. Всё это приводит к ухудшению состояния здоровья, к росту хронических болезней.

С каждым годом увеличивается количество населения. Существующая потребность в повышении адаптивных возможностей организма подчеркивает актуальность исследования. Требуют дальнейшей разработки и решения вопросы использования естественно-средовых факторов и их сочетание с занятиями туризмом оздоровительной направленности, что является одной из актуальных проблем теории и практики физической культуры.

По классификации Всемирной туристской организации (ВТО) все формы туризма (рис.1.) подразделяются на:

лечебный туризм

рекреационным туризм

экскурсионный туризм

научный туризм

деловой туризм этнический туризм

• лечение на курорте

• санатории

• отдых, спортразвлечения

• развлечения

• знакомство с достопримечательностями

• знакомство с достопримечательностями

• изучение флоры и фауны и др.

• деловые встречи

• переговоры

• свидания с родственниками

Рис.1. Классификация форм туризма (по данным ВТО)

Несколько иная классификация туризма представлена в публикации Агаджанян Н.А. (1995). Туризм подразделяется: по степени организованности; по возрастному признаку; по виду туризма; по цели; по социальному признаку; выделяется также лечебный туризм (рис. 2.).

Рассмотрев и проанализировав существующие классификации видов и форм, туризм можно разделить на две основные группы: оздоровительный (активно-

двигательный туризм совершенствующий, развивающий двигательные способности и т.д.) и «пассивный», «нездоровый» туризм - когда турист путешествует в каком-либо транспортном средстве (познавательный, не связанный с движениями).

В некоторых исследованиях отмечается, что особенно глубокий и значительный оздоровительный эффект достигается в результате использования в походной

Рис. 2. Схема форм туризма (по Агаджанян Н.А., 1995)

обстановке естественных сил природы в сочетании с дви- внешней среды, укрепляется нервная система. Необхо-

гательными действиями. Благодаря занятиям туризмом димо отметить, что занятия активным двигательным

укрепляется и закаляется организм туриста, улучшается туризмом - это единый процесс восстановления и раз-

деятельность его сердечно-сосудистой системы, укрепля- вития, проходящий под влиянием перемены деятель-

ется сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям ности.

Рис. 3. Схема основных групп туризма

Чередование занятий и их оптимальная длительность, интенсивность, последовательность обеспечивают не только результативность усилий индивида в регулировании своей деятельности, в повышении работоспособности, но и в укреплении здоровья [1]. Способствует отдыху человека и перемена деятельности, переход от одних занятий к другим, в результате чего развиваются физические и психологические качества. К оздоровительной функции прямое отношение имеет и осуществляемая в туризме пропаганда здорового образа жизни.

Многочисленные исследования подтверждают благотворное воздействие занятий активно-двигательным туризмом на морфофункциональное состояние человека [4, 5, 6]. Возможность правильно дозировать физические нагрузки на людей с учетом их возрастных особенностей к степени физической подготовленности позволяет добиваться значительного оздоровительного эффекта.

Оздоровительное воздействие на организм занимающихся различных видов туризма далеко не одинаково, и требуются специально организованные исследования.

«Пассивный», «нездоровый» туризм - в большинстве своем - это экскурсионные поездки на различных видах транспорта длительностью от нескольких часов до нескольких дней, в ходе которых двигательная активность участников минимальна, а питание участников обильно и калорийно. Оздоровительное значение такого вида туризма ничтожно.

Задача оздоровления, связанная с увеличением двигательной активности населения, может решаться именно посредством такого туризма, как активный отдых на природе. Активный отдых в туристских походах, проводимых в горах, в праздничное, отпускное и каникулярное время, дает возможность повысить состояние здоровья, уровень подготовленности, что определялось тестами контрольных испытаний, позволяет обеспечить эмоциональный подъем и физическую работоспособность студентов.

Активный отдых в горах представляет собой соединение различных эффективных факторов оздоровления, что, несомненно, дает удвоенный результат, способствуя повышению уровня здоровья. А разнообразие форм отдыха в горных условиях, удовлетворяющее всевозможные потребности, позволяет говорить о формах круглогодичного оздоровления и рекреации занимающихся.

Для внедрения программного рекреационного туризма необходим ряд условий:

- разработка типовых циклов рекреационных занятий;

- активное вовлечение существующей туристской инфраструктуры;

- социальный и отраслевой заказ на внедрение программ обслуживания рекреационным объединением.

Организация и подготовка походов - это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, системное выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, решение воспитательных, образовательных и спортивных задач при максимальном оздоровительном эффекте и полной безопасности похода.

Полученные результаты исследования дополняют и расширяют знания по проблеме использования физических упражнений оздоровительной направленности в системе научной организации труда, учебы и т.д.

Выявлено, что в состоянии покоя под влиянием адаптации к горному климату наблюдается тенденция к экономизации физиологических процессов [6]. Под влиянием приспособления к кислородному голоданию в условиях высокогорья организм в состоянии покоя вырабатывает способность к более полному мышечному расслаблению, особенно если гипоксия сочетается с низкой температурой воздуха (гипотермией). У людей, прошедших акклиматизацию в горах, в состоянии покоя наблюдается понижение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и своеобразное «расслабление» центральной нервной системы.

В отличие от состояния покоя физическая нагрузка в горах даже у акклиматизированных лиц вызывает гораздо более выраженную стимуляцию сердечнососудистой системы и аппарата внешнего дыхания по сравнению с условиями равнины.

Расширение резервных возможностей адаптации организма к экстремальным факторам с помощью горного климата объясняется прежде всего снижением парциального содержания кислорода в атмосферном воздухе, которое ведет к кислородному голоданию организма. Но на высоте 1800-2500 м оно довольно умеренно, и, как правило, здоровый человек не заболевает горной болезнью. В то же время острое кислородное голодание лежит в основе перегревания организма, напряженной умственной и тяжелой физической работы. Использование материалов исследования позволяет значительно повысить оздоровительный эффект туристского похода в горах.

Известно, что участие в самодеятельных походах в сочетании с природно-климатическими факторами значительно улучшает показатели внешнего дыхания по сравнению с исходными данными на 200 мл, наблюдается понижение пульса с 78 до 64 уд./мин, происходит снижение показателей артериального давления с 135/80 до 115/70 мм рт. ст.

С целью экспериментальной проверки эффективности предложенной программы использования туризма в сочетании с другими средствами физической культуры с целью оздоровления был проведен основной педагогический эксперимент. Для этого были организованы (на добровольной основе) две группы; контрольная (п = 20) и экспериментальная (п = 20).

Участники эксперимента (контрольная и экспериментальная группы) до начала туристского похода в течение семи дней занимались физическими упражнениями с целью подготовки к походу (было проведено шесть занятий), временные затраты занятий в контрольной и экспериментальной группах были одинаковы.

Основные различия состояли в том, что участники экспериментальной группы вместо разминки выполняли комплекс шести упражнений в статодинамическом режиме основных мышечных групп. Участники контрольной группы в это время выполняли обычную разминку. Основная часть занятия была одинакова в обеих группах. Участники занимались легкоатлетическими упражнениями, основу которых составляла спортивная ходьба. В заключительной части занятия участники экспериментальной группы выполняли обливание холодной водой.

После дня отдыха обе группы приняли участие в туристском походе, продолжительность которого составила восемь дней. В первый день участники эксперимента разбили базовый лагерь на высоте 750 м над уровнем моря и совершили выход в горы до высоты 1900 м. В течение шести последующих дней совершались выходы в горы до высоты 1800-2400 м. Продолжительность выходов составляла 5-8 ч (8-14 км). Маршруты участников контрольной и экспериментальной групп были одинаковы. Отличия были только в организации движения на маршруте. Величина нагрузки определялась по частоте сердечных сокращений, которую туристы измеряли пальпаторно, самостоятельно.

Перед выходом на марш участники экспериментальной группы выполняли комплекс физических упражнений в статодинамическом режиме для поддержания

т

тонуса (один круг). Сразу после возвращения в базовый лагерь они выполняли обливание холодной водой.

Исходный уровень физической подготовленности туристов экспериментальной группы по всем показателям не отличался (р > 0,05) от уровня физической подготовленности участников педагогического эксперимента контрольной группы.

За время эксперимента у туристов экспериментальной группы, как у мужчин, так и у женщин, произошло улучшение уровня физической подготовленности практически по всем тестам: PWC170 - на 15,6% (мужчины) и 13,2% (женщины); ИГСТ - на 18,3 и 12,8%, сгибание и разгибание рук в упоре - на 21 и 19%, время 5 приседаний на одной ноге - на 9,1 и 7,4%, в беге на 3000 и 2000 м - на 12,6 и 8,7%.

В то же время в контрольной группе за время эксперимента произошли значительно меньшие изменения уровня физической подготовленности и составили всего соответственно: PWС170 - 5,4% (мужчины) и 3,8% (женщины); ИГСГ - 6,4 и 4,2%; сгибание и разгибание рук в упоре - 2,5 и 1,7%; время 5 приседаний на одной ноге - 0,9 и 1,1%; в беге на 3000 и 2000 м - 3,2 и 2,1%.

В результате проведенного педагогического эксперимента была апробирована программа, направленная на совершенствование физической и функциональной подготовленности занимающихся оздоровительным видом туризма. Таким образом, примененная программа, которая учитывала исходный уровень подготовленности, на основе которого устанавливалась пороговая величина нагрузки, оказалась эффективной.

Литература

1. Бердинков Г.И. Массовая физическая культура в вузе: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1991. -240 с.

2. Буровых Л.Н. Изменение отдельных показателей функционального состояния организма в ходе туристского похода // Роль и задачи спортивно-массового туризма в физическом воспитании и оздоровлении населения: сб. науч. тр. / под ред. Ю.А. Штюрмера с соавт. - М.: ЦРИБ «Турист», 1990. - С. 109-110.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: учебник. - М., 1991. - 65 с.

4. Наука и спорт: сб. обзорных статей. - М.: Издатель А.Н. Жуков, 1982. - 34 с.

5. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.

6. Суслов Ф.П., Гиппенрейтер Е.Б., Холодов Ж.К. Спортивная тренировка в условиях среднегорья. - М., 1999. - 202 с.

References

1. Berdinkov G.I. Mass physical culture in high school: scholastic manual. - M.: High school, 1991. - 240 p.

2. Bore L.N. Change the separate factors of the functional condition of the organism in the course of tourist march // Role and problems athletic-mass tourism in physical education and recovery of the population: sb. sci. papers / under ed. Ju.A. Shtyurmer et al. - M.: CRIB «Tourist», 1990. - P. 109-110.

3. Matveev L.P. Theory and methods of the physical education: manual. - M., 1991. - 65 p.

4. The science and sport: coll. overview papers. -M.: A.N. Zhukov, 1982. - 34 p.

5. Platonov V.N. Preparation of elite athletes. -M.: Physical culture and sport, 1986. - 286 p.

6. Suslov F.P., Gippenreyter E.B., Kholodov Zh.K. The athletic drill in mountain conditions. - M., 1999. - 202 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.