Научная статья на тему 'Двухгодичная модель занятий спортивно-оздоровительным туризмом соспортсменами-новичками'

Двухгодичная модель занятий спортивно-оздоровительным туризмом соспортсменами-новичками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЙ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / TRAINING MODEL / SPORT AND HEALTH-IMPROVING TOURISM / LEVEL OF PHYSICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаптарь Виталий Марьянович

Разработана двухгодичная модель занятий спортивно-оздоровительным туризмом со спортсменами-новичками, приведены физические и туристские упражнения общей и специальной физической подготовленности и экспериментально доказано их применение с данной группой занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Two-Year Sport and Health-Improving Tourism Training Model for Beginner Athletes

The two-year sport and health-improving tourism training model is developed for beginner athletes, physical and tourist exercises for common and express physical readiness were given and their application to a given group is experimentally proved.

Текст научной работы на тему «Двухгодичная модель занятий спортивно-оздоровительным туризмом соспортсменами-новичками»

СООБЩЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ (BY YOUNG SCIENTISTS)

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342).

Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 87-93.

УДК 7967012.68

ББК 75.8

ДВУХГОДИЧНАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ТУРИЗМОМ СО СПОРТСМЕНАМИ-НОВИЧКАМИ

В. М. Гаптарь

Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь

Разработана двухгодичная модель занятий спортивно-оздоровительным туризмом со спортсменами-новичками, приведены физические и туристские упражнения общей и специальной физической подготовленности и экспериментально доказано их применение с данной группой занимающихся.

Ключевые слова: модель занятий, спортивно-оздоровительный туризм, уровень физической подготовленности.

Проблема создания и совершенствования системы подготовки туристов, в том числе новичков, в последние десятилетия находится в центре внимания учёных и ведущих специалистов [1—4].

В настоящее время происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области подготовки спортсменов-туристов в рамках образовательных программ. Обобщение данных специальной литературы и передовой практики позволяет утверждать, что ряд определяющих сторон подготовки спортивных туристов, от новичка до спортсмена высокого класса, разработан недостаточно. В связи с этим актуальность данного исследования обусловлена необходимостью решения вопросов концептуальности, методологии и методики подготовки туристов.

Задачи исследования:

1. Разработать двухгодичную модель занятий спортивно-оздоровительным туризмом спортсменов-новичков.

2. Экспериментально обосновать положительное влияние физических и туристских упражнений на увеличение уровня физической подготовленности занимающихся.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняло участие 15 юношей 15-17 лет Минского государственного колледжа железнодорожного транспорта им. Е. П. Юшкевича.

В нашем исследовании эксперимент является последовательным или линейным. В данном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна

и та же группа выступает в нём как контрольная до введения независимой переменной и как экспериментальная после того, как независимая переменная оказала предусмотренное действие.

Для исследования уровня физической подготовленности занимающихся до и после проведения педагогического эксперимента нами были применены преемственные критерии, разработанные Э. И. Савко [9]:

1) задержка дыхания на вдохе (с);

2) задержка дыхания на выдохе (с);

3) скрестное движение ног в горизонтальном положении лёжа на спине (с);

4) наклон вперёд из положения стоя, ноги прямые (3 с держать);

5) вис на перекладине (с);

6) прыжки через скакалку (кол-во раз);

7) бег на месте, высоко поднимая бедро, с хлопком под коленом (10 с);

8) ходьба на лыжах без учёта времени (км);

9) кросс без учёта времени (км);

10) закаливание организма естественными природными факторами.

Оценка результатов исследования осуществлялась при помощи балльной оценки значимости десяти исследуемых критериев. Сумма десяти критериев составляла один из семи уровней оценки физической подготовленности учащихся (табл. 1).

Подготовка туристов — учебно-воспитательный процесс, в котором собственно тренировочный процесс (обеспечение общей и специальной

Таблица 1

Физическая подготовленность в возрасте от 6 до 25 лет (сумма баллов по десяти критериям)

Уровень Возраст (годы)

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20-25

Очень слабый 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 30 30 30 30

Слабый 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40 42 44 46 47

Средний 30 32 34 36 38 40 42 44 46 48 50 52 54 56 58

Хороший 40 42 44 46 47 50 52 54 56 58 60 62 64 66 68

Значительный 50 52 54 56 58 60 62 64 66 68 70 72 74 76 77

Высокий 60 62 64 66 68 70 72 74 76 78 80 82 84 86 88

Очень высокий 70 72 74 76 78 80 82 84 86 88 90 92 94 96 98-100

физической, технической, тактической и психологической подготовленности участников туристских походов и соревнований) сочетается с обучением, включающим теоретическую, организационно-методическую и специальную подготовку, а также вопросы методики организации, подготовки и проведения туристских мероприятий, судейства, гигиены, доврачебной помощи и т. п.

Подготовка туристов расчленяется на годичные циклы и строится на основе перспективного планирования, а годичный цикл — на основе оперативного планирования.

В круглогодичном цикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. Наиболее продолжительный — первый период (8-10 месяцев) имеет целью всестороннюю подготовку участников туристских мероприятий (спортивного похода, соревнований). Сравнительно короткий (до одного месяца — время студенческих каникул или отпуска) второй период — участие в спортивном походе (соревнованиях). Ещё более короткий (одна-две недели) третий период, включающий прохождение участниками туристских мероприятий медицинского контроля, определение цели и задач на следую-

щий годичный цикл, комплектование группы для подготовки к участию в туристских мероприятиях следующего основного периода.

Для проведения учебно-тренировочных занятий с начинающими туристами нами была разработана двухгодичная модель занятий в туристском клубе (табл. 2).

Рассмотрим отдельные составляющие данной модели.

Первый годовой цикл — ознакомительный.

Возраст занимающихся, участвующих в рассматриваемом цикле, 15-16 лет. В нём происходит изучение основ избранного вида туризма.

Идёт привыкание подростков к новым для них видам деятельности, приобретаются элементарные навыки туристской деятельности, происходит накопление информации, проводятся занятия по общей и специальной физической подготовке, осваиваются традиции, нормы поведения.

Главное мероприятие первого годового цикла —участие в четырёхдневном туристском слёте.

В первом годовом туристском цикле мы предлагаем распределение текущих циклов в двухсе-зонных: в осенне-зимнем и зимне-весенне-летнем. В каждом сезонном цикле определено своё главное мероприятие сезона.

Таблица 2

Модель занятий

Перспективообразующая модель туристского клуба (двухгодичный) цикл

Макроцикл — первый год обучения Макроцикл — второй год обучения

мезоцикл — сезонный (осенне-зимний) мезоцикл — сезонный (зимне-весенне-летний) мезоцикл — осенне-зимний мезоцикл — зимне-весенний мезоцикл — весеннне-лет-ний

сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь

Задачи первого годового цикла:

- воспитание у подростков чувства ответственности за порученное дело, дисциплинированности, коллективизма, взаимопомощи, товарищества, долга, уважения к личности, стремления к совершенству, умения не только командовать, но и подчиняться, воспитание патриотизма, любви к своей республике, городу;

- формирование знаний о выбранном виде туризма, его прикладном значении, его связи с другими видами туризма. Формирование начальных туристских умений и навыков: укладывать рюкзак, ставить палатку, разжигать костёр, готовить пищу в походных условиях, организовывать бивуак, дежурство, уборку лагеря. Формирование умений и навыков краеведческой работы;

- повышение уровня общей физической подготовленности.

Второй годовой цикл — информативный, вариативный. Возраст подростков 16-17 лет. Расширяются и углубляются знания в выбранном виде туризма, усложняются требования к навыкам и умениям, предлагается больше познавательных, творческих работ, подростки имеют больше возможностей для самоутверждения, реализации себя, проявления приобретённых нравственных качеств, черт характера.

Главным мероприятием второго года цикла является многодневный спортивно-оздоровительный поход.

Во втором годовом туристско-краеведческом цикле уже текущие циклы распределены в трёх сезонных: осенне-зимнем, зимне-весеннем, весенне-летнем.

Задачи второго годового цикла:

- воспитание решительности, взаимоуважения, взаимопомощи, социальной ответственности, силы воли, дисциплинированности, умения сдерживать себя, умения слушать других, воспитание патриотизма, развитие правдивости, честности, смелости, чувства собственного достоинства, общительности, стойкости, стремления к независимости, любви к людям, стремления к самопознанию, самокритичности, трудолюбия;

- знать особенности пешеходного туризма, ту-ристско-экскурсионные, рекреационные возможности, основные туристские районы Республики Беларусь. Знать характеристику и туристические возможности района предстоящего похода, технику передвижения и страховки, основы планирования нитки маршрута, технику преодоления естественных препятствий. Уметь участвовать в

соревнованиях по туристско-прикладным много-борьям на короткой и длинной дистанциях, спортивному ориентированию, составить ленту похода, проводить бивуачные работы в походе, уметь оказывать доврачебную помощь, функционально выполнять туристские и краеведческие задания;

- повышение уровня специальной физической подготовленности.

При организации процесса занятий с учётом индивидуальных особенностей можно развивать двигательные возможности до оптимального для каждого занимающегося уровня [5-7].

Разрабатывая программу, мы учитывали мнение авторов о том, что совершенствование физической подготовки в большей степени зависит от соответствующих методов и организационных форм занятий, чем от содержания учебной программы. Основу методики повышения двигательной активности составляли специально разработанные комплексы физических и туристских упражнений, предусматривающие использование определённых методов, методических приёмов, организационных форм при оптимизации физической подготовленности на занятиях в туристском клубе.

Учитывая рекомендации [8] и результаты констатирующего эксперимента, комплексы физических и туристских упражнений подбирались таким образом, чтобы создавались условия для направленной компенсации дефицита двигательной активности и совершенствования физической подготовки занимающихся.

При организации занятий созданные комплексы физических и туристских упражнений включались на протяжении всего педагогического эксперимента в подготовительную, основную и заключительную части учебно-тренировочных занятий, причём применение этих комплексов не изменяло времени, отводимого на занятие. Продолжительность занятий — 90 мин.

Содержание и направление разработанных комплексов полностью соответствовали тематике занятий, разработанной на основе программы занятий.

Содержание подготовительной части учебно-тренировочного занятия подбиралось с учётом необходимости постепенного расширения функциональной деятельности систем организма занимающихся.

В содержании основной части учебно-тренировочного занятия использовались различные упражнения, составляющие комплексы: бег,

прыжки, метания, лазание и т. п., выполнялись упражнения, направленные на развитие и совершенствование общей и специальной выносливости, координационных способностей, силы и силовой выносливости, мышц брюшного пресса, рук и плечевого пояса с установленными исходными параметрами нагрузки.

В содержание заключительной части учебно-тренировочного занятия входили ходьба, упражнения в движении и на месте, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения с целью постепенного улучшения функциональной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нормализации тонуса ЦНС.

При разработке комплексов учитывались ана-томо-физиологические особенности занимающихся 15-17 лет, физическая подготовленность, формы работы и пр. Выбор и определение последовательности предусматривали:

- разностороннее воздействие упражнений, для чего использовались упражнения для разных частей тела, направленные на развитие различных физических способностей;

- чередование различных мышечных групп;

- постепенное увеличение нагрузки;

- сложнокоординационные упражнения, требующие внимания и выполняемые с мышечным усилием (сопротивление, отягощение).

Многократное повторение упражнений способствовало закреплению навыков и развитию физических способностей. В каждом комплексе упражнения подбирались от простого к сложному. Многократное повторение одного и того же комплекса упражнений позволяло сократить объяснения и указания, больше внимания уделить качеству выполнения.

Упражнения выполнялись в различных пространственных и временных соотношениях. Кроме того, предлагались упражнения, оказывающие влияние на улучшение функции анализаторов. При этом учитывалось влияние упражнений на развитие нервной системы, быстроты реакции, координационно осознанное овладение движениями.

Специальные упражнения использовались с учётом рекомендаций В. И. Ганопольского [1].

Для воспитания быстроты использовались различные скоростные упражнения: спортивные и подвижные игры, лёгкая атлетика (бег на короткие дистанции, прыжки и метания). Применялись разнообразные упражнения, требующие быстрой реакции на заранее обусловленные сигналы (зву-

ковые, зрительные, тактильные), быстрых локальных движений и кратковременных перемещений.

В качестве средств специальной физической подготовки для воспитания быстроты использовались такие туристские упражнения, как установка палатки на время, вязка узлов, работа со специальным туристским снаряжением, а также упражнения, используемые в туристско-приклад-ных многоборьях на короткой дистанции.

Для развития силы подбирались упражнения, позволяющие нагружать все основные мышечные группы. В упражнениях для развития силы использовались работа на преодоление собственной массы тела, с отягощениями, разнообразные прыжки.

Упражнения, направленные на развитие силы, выполнялись во второй половине основной части занятия, так как к этому времени наиболее полно проявляются функциональные возможности дыхания, кровообращения и других систем организма.

Дозирование нагрузок в комплексах, направленных на развитие силы, осуществлялось за счёт количества подходов и интервалов отдыха между ними.

Специальные силовые упражнения выполнялись с рюкзаком или другим грузом (можно с партнёром) и включали: лазанье по канату, гимнастической стенке, подтягивание на перекладине, преодоление навесной переправы, прыжки через препятствия, приседания, ходьбу и бег, подъём по крутому склону.

Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей (прыжковые упражнения, метания) выполнялись в первой половине основной части занятия. Нагрузка в упражнениях, входящих в комплексы, дозировалась количеством повторений и длительностью интервалов отдыха.

В комплексы, направленные на развитие координационных способностей, включались упражнения, отличающиеся известной степенью трудности в координационно-двигательном отношении. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, применялись в основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

Изменение способа выполнения упражнений достигалось за счёт изменения исходных положений в беге, прыжках, метаниях, изменения усилий, темпа движений, объёма, ритма. Изменение условий выполнения достигалось за счёт посто-

янной смены упражнений, предварительной нагрузки, предварительного раздражения вестибулярного аппарата, дополнительных заданий, комбинирования с другими упражнениями. Так, изменяя способы и условия выполнения упражнений, мы повышали координационную сложность упражнений. Нагрузка регламентировалась количеством повторений и длительностью интервалов отдыха между ними.

Средствами специальной физической подготовки по развитию координационных способностей являлись упражнения, выполняемые, как с грузом, так и без него: ходьба по бревну, тросу, камням, кочкам, соревнования по технике туризма, скалолазанию, туристские упражнения на склонах.

Комплексы упражнений для развития гибкости состояли как из динамических, так и статических упражнений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормирование нагрузок в динамических упражнениях осуществлялось посредством изменения исходного положения. Индивидуализация ритма при сохранении темпа выполнения упражнений на гибкость позволила дифференцировать физические нагрузки. При выполнении упражнений на гибкость статического характера нормирование физических нагрузок осуществлялось величиной отягощения весом собственного тела.

Для развития общей выносливости применялись ходьба, кроссовый бег, прыжки, спортивное ориентирование на местности, передвижение на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, велосипедный спорт. Специальная выносливость воспитывалась всеми средствами технической подготовки: походами выходного дня, участием в соревнованиях по спортивному ориентированию и технике туризма, тренировками с грузом на склонах.

На протяжении всего учебно-тренировочного процесса постепенно увеличивались физические нагрузки с помощью:

- утренней зарядки;

- тренировки на стадионе, в лесопарковой зоне один раз в неделю;

- практических занятий на местности;

- занятий в спортивном зале;

- специальной физической подготовки;

- походов выходного дня;

- участия в соревнованиях по туристской технике и спортивному ориентированию;

- участия в туристских слётах.

Комплексы упражнений обновлялись не реже одного раза в четыре недели, хотя в одном и том же комплексе допускалась замена близких по двигательной структуре и уровню воздействия на кардиореспираторную систему организма.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования уровня физической подготовленности занимающихся по приведённой выше методике представлены в табл. 3.

Таблица 3

Уровень физической подготовленности учащихся

До эксперимента После эксперимента

46 слабый 59 средний

42 слабый 60 средний

51 средний 66 хороший

49 слабый 69 хороший

43 слабый 55 средний

66 хороший 80 высокий

42 слабый 57 средний

43 слабый 58 средний

35 очень слабый 51 слабый

54 средний 74 значительный

36 очень слабый 48 слабый

47 слабый 57 средний

54 средний 64 хороший

35 слабый 58 средний

45 слабый 56 средний

Результаты исследования сравнивались при помощи пакета анализа данных MS Excel 2010 в следующем порядке:

1. С помощью двухвыборочного F-теста для дисперсии сравнивались дисперсии исследуемых выборок.

2. Если Fнабл. < F^., то для дальнейшего сравнения выборок использовался двухвыбо-рочный i-тест с одинаковыми дисперсиями; если Бнабл. > Ркр., то для дальнейшего сравнения выборок использовался двухвыборочный i-тест с различными дисперсиями.

3. В заключение делался вывод: если i-ст. < f-кр., то исследуемые выборки не различались, если i-ст. > ^р., то исследуемые выборки различались.

Уровень значимости: 0,05 (95 %) [10].

В результате исследования определено, что уровень физической подготовленности занимающихся до и после эксперимента статистически достоверно различается. Также статистически достоверно различаются результаты восьми из десяти исследуемых критериев за исключением результатов по исследованию развития гибкости в тесте «наклон вперёд из положения стоя, ноги прямые (3 секунды держать)» и результатов по исследованию закаливания занимающихся. Данный факт можно объяснить, что исследуемый возраст не является сенситивным для развития гибкости,

а закаливание организма — это длительный многолетний процесс.

Выводы. Предложенная модель занятий спортивно-оздоровительным туризмом со спортсменами-новичками показала свою эффективность. Предложенные физические и туристские упражнения общей и специальной физической подготовки способствуют статистически достоверному увеличению уровня физической подготовленности занимающихся и могут быть рекомендованы для занятий с начинающими туристами.

Список литературы

1. Ганопольский, В. И. Туризм и спортивное ориентирование : учеб. для ин-тов и техникумов физ. культуры / В. И. Ганопольский, Е. Я. Безносиков, В. Г. Булатов. М. : Физкультура и спорт, 1987. 240 с.

2. Константинов, Ю. С. Детско-юношеский туризм : учеб.-метод. пособие / Ю. С. Константинов. 2-е изд., стер. М. : ФЦДЮТиК, 2008. 600 с.

3. Остапец, А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся : метод. рекомендации / А. А. Остапец. М. : РМАТ, 2001. 87 с.

4. Федотов, Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм : учебник / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. М. : Совет. спорт, 2008. 463 с.

5. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. М. : Терра-Спорт, 2000. 192 с.

6. Маркосян, А. А. Вопросы возрастной физиологии / А. А. Маркосян. М. : Просвещение, 1974. 223 с.

7. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учеб. для высш. спец. физкультур. учеб. заведений / Л. П. Матвеев. 4-е изд., стер. М. : Лань, 2004. 160 с.

8. Теория и методика физического воспитания : учеб. для техникумов физ. культуры / под ред. Г. Д. Харабуги. М. : Физкультура и спорт, 1974. 319 с.

9. Савко, Э. И. Преемственный уровень физической культуры, здоровья и их критериев / Э. И. Савко // Научное обоснование физического воспитания спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту : материалы VIII Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2005 г. Минск, 2006. С. 137-183.

10. Иванов, В. С. Основы математической статистики : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / В. С. Иванов. М. : Физкультура и спорт, 1990. 165 с.

Сведения об авторе

Гаптарь Виталий Марьянович — аспирант кафедры физического воспитания и спорта Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь. witalgaptar@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 87-93.

THE Two-YEAR SPoRT AND HEALTH-IMPRoVING TouRISM TRAINING MODEL FOR BEGINNER ATHLETES

V. M. Gaptar

Graduate Student of the Department of Physical Education and Sport of Belarusian State University, Minsk, Republic of

Belarus. witalgaptar@mail.ru

The two-year sport and health-improving tourism training model is developed for beginner athletes, physical

and tourist exercises for common and express physical readiness were given and their application to a given

group is experimentally proved.

Keywords: training model, sport and health-improving tourism, level of physical readiness.

References

1. Ganopoljskiyj, V. I. Turizm i sportivnoe orientirovanie [Tourism and orienteering] : uchebnik dlya in-tov i tekhnikumov fizich. kuljturih / V. I. Ganopoljskiyj, E. Ya. Beznosikov, V. G. Bulatov. M. : Fizkuljtura i sport, 1987. 240 s.

2. Konstantinov, Yu. S. Detsko-yunosheskiyj turizm [Junior tourism] : ucheb.-metod. posobie. / Yu. S. Konstantinov. 2-e izd., ster. M. : FCDYuTiK, 2008. 600 s.

3. Ostapec, A. A. Pedagogika i psikhologiya turistsko-kraevedcheskoyj deyateljnosti uchathikhsya [Pedagogy and psychology of tourist and regional studies students] : metod. rekomendacii / A. A. Ostapec. M. : RMAT, 2001. 87 s.

4. Fedotov, Yu. N. Sportivno-ozdoroviteljnihyj turizm [Fitness tourism] : uchebnik / Yu. N. Fedotov, I. E. Vostokov. M. : Sovet. sport, 2008. 463 s.

5. Lyakh, V. I. Dvigateljnihe sposobnosti shkoljnikov: osnovih teorii i metodiki razvitiya [Motor abilities of students: basic theory and techniques of development] / V. I. Lyakh. M. : Terra-Sport, 2000. 192 s.

6. Markosyan, A. A. Voprosih vozrastnoyj fiziologii [Questions age physiology] / A. A. Markosyan. M. : Prosvethenie, 1974. 223 s.

7. Matveev, L. P. Teoriya i metodika fizicheskoyj kuljturih. Vvedenie v predmet [Theory and Methodology of Physical Education. Introduction to the subject] : ucheb. dlya vihssh. spec. fizkuljtur. ucheb. zavedeniyj / L. P. Matveev. 4-e izd., ster. M. : Lanj, 2004. 160 s.

8. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and Methodology of Physical Education] : ucheb. dlya tekhnikumov fiz. kuljturih / pod red. G. D. Kharabugi. M. : Fizkuljtura i sport, 1974. 319 s.

9. Savko, Eh. I. Preemstvennihyj urovenj fizicheskoyj kuljturih, zdorovjya i ikh kriteriev [Successive levels of physical culture, health and their criteria] / Eh. I. Savko // Nauchnoe obosnovanie fizicheskogo vospitaniya sportivnoyj trenirovki i podgotovki kadrov po fizicheskoyj kuljture i sportu : materialy VIII Mezhdunar. nauch. sessii po itogam NIR za 2005 g. Minsk, 2006. S. 137-183.

10. Ivanov, V. S. Osnovih matematicheskoyj statistiki [Fundamentals of Mathematical Statistics] : ucheb. posobie dlya in-tov fiz. kuljtury / V. S. Ivanov. M. : Fizkuljtura i sport, 1990. 165 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.