Научная статья на тему 'Теоретические основы внедрения рекреационно-оздоровительных технологий в процесс физического воспитания школьников'

Теоретические основы внедрения рекреационно-оздоровительных технологий в процесс физического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1194
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ШКОЛЬНИКИ / ТУРИЗМ / ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / RECREATIONAL AND HEALTH TECHNOLOGIES / SCHOOLCHILDREN / WELLNESS TOURISM / ORIENTEERING / PHYSICAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутенко Галина Александровна, Гончарова Наталья Николаевна

Раскрыто понятие рекреационно-оздоровительных технологий, рассмотрен опыт их использования в процессе физического воспитания. Разработана и теоретически обоснована рекреационно-оздоровительная технология на основе средств оздоровительного туризма и ориентирования, предложены ее структурные составляющие, программное содержание, рассмотрены условия ее внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутенко Галина Александровна, Гончарова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS OF INTRODUCTION OF RECREATIONAL AND HEALTH TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF THE PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The concept of recreation and health technologies and the experience of using them in the process of physical education were disclosed. Recreation and health technology was developed and theoretically justified on the basis of funds of wellness tourism and orienteering, its structural components and content, conditions for its implementation were considered.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы внедрения рекреационно-оздоровительных технологий в процесс физического воспитания школьников»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УДК 796.011.3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Г.А. Бутенко, Н.Н. Гончарова

Раскрыто понятие рекреационно-оздоровительных технологий, рассмотрен опыт их использования в процессе физического воспитания. Разработана и теоретически обоснована рекреационно-оздоровительная технология на основе средств оздоровительного туризма и ориентирования, предложены ее структурные составляющие, программное содержание, рассмотрены условия ее внедрения.

Ключевые слова: рекреационно-оздоровительная технология, школьники, туризм, ориентирование, физическое состояние.

Тенденцией последних лет в сфере физической культуры и спорта является внедрение инновационных средств и методов, подходов к организации процесса физического воспитания с целью оздоровления. В понятийный аппарат специалиста данной сферы плотно вошло понятие рекреационно-оздоровительной технологии.

Под рекреационно-оздоровительной технологией А. Ильин понимает организацию рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности, ориентация на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта, с опорой на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины [6].

Опыт использования рекреационно-оздоровительных технологий раскрыто в научных исследованиях В.В. Смирнова и А. Ильина через разработку и внедрение технологии формирования культуры здоровья молодежи [6, 9]. Инновационные технологии рекреационно-оздоровительной работы в процессе обучения студентов в вузе стали объектом исследования О.И. Елизарьевой [5]. Технология разработки рекреационно-оздоровительных программ в летнем оздоровительном лагере предложена Е.В. Андреевой и А.В. Гакман [2].

Особый интерес привлекают рекреационно-оздоровительные технологии на основе использования средств оздоровительного туризма и

ориентирования. По мнению С.В. Любека [8], Т.И. Гриневой [3], И.О. Денисенко [4], оздоровительный туризм и ориентирование являются универсальным средством, несущим огромный потенциал для успешного обучения, оздоровления и воспитания подрастающего поколения, а также средством повышения уровня физического состояния детей.

Анализ и обобщение данных специальной литературы дает основание утверждать, что использование оздоровительного туризма и ориентирования в процессе физического воспитания школьников может быть эффективным средством повышения физического состояния школьников и обладать широким рекреационным потенциалом. Поэтому разработка и рассмотрение путей внедрения рекреационно-оздоровительных технологий повышения физического состояния детей на основе использования средств оздоровительного туризма и ориентирования являются весьма актуальными.

Цель работы - разработать рекреационно-оздоровительную технологию повышения физического состояния детей школьного возраста и рассмотреть условия ее внедрения в процесс физического воспитания.

Результаты исследования и их обсуждение. Основываясь на результатах анализа научно-методической литературы, опыта работы специалистов в области физической культуры, была разработана рекреационно-оздоровительная технология на основе средств оздоровительного туризма и ориентирования, целью которой является повышение уровня физического состояния детей младшего школьного возраста.

Помимо оздоровительных предусмотрено решение комплекса воспитательных и обучающих задач:

- расширение возможностей для приобретения нового двигательного опыта, совершенствования навыков двигательных действий;

- расширение знаний детей о здоровом способе жизни, физической культуре и спорте, природе и правилах поведения в ней, влиянии двигательной активности и физических упражнений на здоровье человека;

- стимулирование умственной активности в результате включения творческих заданий;

- формирование устойчивой мотивации для участия в оздоровительных программах;

- повышение уровня адаптационно-резервных возможностей организма, физической работоспособности, физической подготовленности, развитие двигательных качеств;

- повышение уровня физического здоровья;

- формирование навыков социальной активности и норм поведения.

При разработке рекреационно-оздоровительной технологии мы

учитывали содержание и объем «Школы активного отдыха (рекреации)», компонента программы по физической культуре для общеобразовательных

учебных учреждений (1-4 классы), разработанной авторским коллективом под руководством Т.Ю. Круцевич [10]. В данной программе содержание «Школы активного отдыха (рекреации)» составляют подвижные игры, а для учащихся 4-х классов введены элементы туризма.

Рекреационно-оздоровительная технология факультативного курса разработана также с учетом содержания учебных предметов общеобразовательной начальной школы «Я и Украина», «Основы здоровья», «Природоведение».

Общая структура разработанной рекреационно-оздоровительной программы на основе средств оздоровительного туризма и ориентирования представлена на рисунке.

Структура рекреационно-оздоровительной технологии с использованием средств оздоровительного туризма

и ориентирования

Компонентностная структура разработанной программы сохранена в соответствии с требованиями программы по физической культуре для 1-4 классов [10] и включает три компонента:

- информационный (общие знания в области физической культуры; знания о здоровье, его сохранении и укреплении; знания о природе и ее охране, правила поведения в природе; знания техники безопасности во время занятий в природных условиях, на соревнованиях, экскурсиях, прогулках, конкурсах и т. д.);

- операционно-деятельностный (двигательная активность детей малого, среднего и высокого уровня различной направленности в соответствии с тематикой, целью и задачами занятия с учетом индивидуальных особенностей физического состояния школьников и на основе их творческой активности);

- мотивационный (участие в социально значимых мероприятиях; удовлетворение личностных потребностей в общении, двигательной активности, творчестве; формирование ориентации на здоровый образ жизни на основе знаний о сохранении и укреплении здоровья).

Взаимосвязь компонентов программы осуществляется через объективный подход к их усвоению, когда оценка конечного результата производится посредством контроля уровня успешности выполнения специальных заданий и упражнений как индивидуальных, так и коллективных. Оценка имеет вербальный характер и может быть вариативной.

Для внедрения рекреационно-оздоровительной технологии на основе средств оздоровительного туризма и ориентирования необходимо формирование такого комплекса условий, который обеспечит ее эффективность. То есть необходимы специфические устойчивые обстоятельства, определяющие основу естественного развития рекреационно-оздоровительной технологии.

Такими устойчивыми обстоятельствами являются социальные, педагогические и организационные условия.

Социальные условия подразумевают набор социальных предпосылок для доступного и свободного использования различных видов двигательной активности в свободное время [7]. Для успешного внедрения рекреационно-оздоровительной технологии на основе средств оздоровительного туризма и ориентирования необходимы следующие социальные условия:

- основным социальным институтом, на базе которого внедряется и развивается рекреационно-оздоровительная технология, является школа. Немаловажное значение имеет ее местонахождение (село, город) и материально-технические возможности (наличие спортивного зала и его оснащение, спортивной площадки, стадиона, пришкольной территории). Имеет значение и наличие туристского снаряжения (палатки, котелки,

карематы), в том числе и специального (веревки, страховочные системы, карабины и т.д.). Участниками рекреационно-оздоровительной технологии являются учащиеся младших классов (3-4 класс);

- в современном обществе активно формируется теория и практика здорового образа жизни и на данный момент можно говорить о социальной престижности участия в оздоровительных программах, что и следует подчеркивать и акцентировать при внедрении рекреационно-оздоровительной технологии в школе;

- участие в рекреационно-оздоровительной технологии дает возможность физического и духовного развития, раскрытия творческого потенциала каждого ее участника - это отображение генерального направления воспитания в обществе, основная социально-педагогическая детерминанта воспитательного процесса личности и общества в целом;

- система социального стимулирования является мотивационной основой участия в рекреационно-оздоровительной технологии (активные участники технологии имеют приоритет участия в соревновательной, конкурсной, экскурсионной, походной деятельности);

- включение детей младшего школьного возраста в социально значимую рекреационно-оздоровительную деятельность имеет большое значение как в физическом, так и в социальном развитии подрастающего поколения, где дети осваивают качественно новые отношения с обществом, что аккумулирует их социальную сущность, а также формирует осознание преимуществ здорового образа жизни;

- взаимодействие социальных институтов, прежде всего школы и семьи, повышает эффективность рекреационно-оздоровительной технологии, а связь с общественными организациями расширяет круг возможностей для физического и духовного развития.

Педагогические условия подразумевают наличие возможности использования разнообразных физических упражнений, методов, проведения занятий различных форм и содержания для успешного внедрения рекреационно-оздоровительной технологии на основе средств оздоровительного туризма и ориентирования. Для достижения данной цели мы выделяем следующие педагогические условия:

- выбор форм занятий, игр, физических упражнений и специальных заданий для достижения оздоровительных, воспитательных и обучающих целей должен носить целостный и непротиворечивый характер действующей системе физического воспитания;

- управление педагогическим процессом носит опережающий и стратегический характер (взаимозаменяемость и вариативность форм занятий в связи с неблагоприятными погодными условиями, содержание занятий согласуется с опорными мероприятиями, походами, соревнованиями и подготовкой к ним);

- в процессе оздоровления опорным дидактическим принципом является сознательность и активность для активизации собственного потенциала личности каждого занимающегося;

- особую актуальность приобретает разработка и внедрение инновационных методов и форм на основе двигательной активности, которые позволяют быстро и эффективно формировать устойчивую мотивацию и как следствие - потребность в двигательной активности.

- современная инновационная технология на основе средств оздоровительного туризма и ориентирования - это модернизированный технологический потенциал руководителя рекреационно-оздоровительной деятельности, именно ему принадлежит ключевая роль в этом процессе, важную роль играют также его интерес к работе, профессиональные способности, компетентность, личностные качества;

- определение адекватности педагогического воздействия и степени оздоровительного эффекта производится с помощью педагогического контроля (предварительного, оперативного, текущего, итогового).

Для успешного внедрения рекреационно-оздоровительной технологии на основе средств оздоровительного туризма и ориентирования необходимы следующие организационные условия:

- формирование группы должно проходить на принципах добровольности и мотивационной приоритетности;

- важной составляющей успешности внедрения рекреационно-оздоровительной технологии является целенаправленное формирование среды, благоприятной для оздоровления, воспитания, обучения (комфортные психологический микроклимат в группе, удобные условия для проведения занятий, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, удобное снаряжение, отвечающее технике безопасности и т. д.);

- учет территориальных возможностей школы необходим для проведения занятий в различных условиях: на свежем воздухе в условиях благоприятных погодных условий (пришкольные территории, городские парки и скверы), в помещении школы без использования специально подготовленных мест (классные комнаты, коридоры школы, спортивный зал), в помещении школы или внешкольного учреждения с использованием специально подготовленных мест (скалодромы, специально оборудованные спортивные залы, помещения с искусственно созданной природной средой или природными препятствиями);

- учет возможностей окружающей среды необходим для проведения прогулок, экскурсий, походов, соревнований и т. д.;

- привлечение старших детей, занимающихся туризмом и ориентированием, к работе с младшими школьниками благоприятно сказывается на успешности внедрения рекреационно-оздоровительной технологии.

Вывод. Разработанная рекреационно-оздоровительная технология на основе использования оздоровительного туризма и ориентирования состоит из трех взаимосвязанных компонентов: информационного, мотивационного и операционно-деятельностного, содержание которых определяется блоками целевой направленности. Для успешного внедрения рекреационно-оздоровительной технологии на основе средств оздоровительного туризма и ориентирования необходимо соблюдение социальных, педагогических и организационных условий, что лежит в основе ее эффективности.

Список литературы

1. Андреева О.В. Теоретико-методолопчш засади рекреацшно1 дiяльностi рiзних груп населення: автореф. дис. ...д-ра наук з фiз. виховання i спорту. Киев., 2014. 44 с.

2. Андреева О.В., Гакман А.В. Технолопя розробки рекреацшно-оздоровчих програм у лггньому оздоровчому таборi // Слобожан. науково-спортивний вюник. 2011. № 4. С. 216-220.

3. Гриньова Т.1. Вплив оздоровчих занять рiзними видами спортивного туризму на формування фiзичного стану дггей 10-13 рокiв: автореф. дис. ...канд. наук з фiз. виховання i спорту. Харкiв, 2014. 20 с.

4. Денисенко 1.О. Використання засобiв спортивно-оздоровчого туризму в шдвищенш фiзичного стану студентiв 18-19 роюв: автореф. дис. ...канд. наук з фiз. виховання i спорту. Дншропетровськ, 2014. 20 с.

5. Елизарьева О.И. Инновационные технологии рекреационно-оздоровительной работы в процессе обучения студентов в вузе // Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования. Том I: мат. межд. учеб.-метод. конф. М.: Изд. центр РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 2014. С. 102-104.

6. Ильин А. Рекреационно-оздоровительные технологии в организации досуга молодежи. URL: http://www.tsutmb.ru/rekreaczionno-ozdorovitelnyie-texnologii-v-organizaczii-dosuga-molodezhi (дата обращения: 19.09.2015).

7. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов вузов физ. воспитания и спорта: в 2 т. Киев, 2003. Т.П. С. 82.

8. Любека С.В. Комплексное использование средств туризма в физическом воспитании школьников подготовительной медицинской группы: автореф. дис. .канд. пед. наук. Хабаровск, 2011. 24 с.

9. Смирнов В.В. Особенности реализации технологии формирования культуры здоровья молодежи в сфере досуга. URL: http://vernadsky.tstu.ru /pdf/2012/05/50.pdf (дата обращения: 19.09.2015).

10. Фiзична культура: Програма для загальноосвггшх навчальних закладiв: 1-4 класи / Т. Круцевич, В. Ермолова, Л. 1ванова та ш. // Здоров'я та фiзична культура. Шкшьний свгг. 2013. № 6. С. 1-24.

Бутенко Галина Александровна, соискатель, shvm-bg@yandex.ru, Украина, Киев, Национальный университет физического воспитания и спорта Украины,

Гончарова Наталья Николаевна, канд. физ. восп., доц., nata infiz@mail.ru, Украина, Киев, Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

THEORETICAL BASIS OF INTRODUCTION OF RECREATIONAL AND HEALTH TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF THE PHYSICAL EDUCATION

OF SCHOOLCHILDREN

H.A. Butenko, N.N. Goncharova

The concept of recreation and health technologies and the experience of using them in the process of physical education were disclosed. Recreation and health technology was developed and theoretically justified on the basis of funds of wellness tourism and orienteering, its structural components and content, conditions for its implementation were considered.

Key words: recreational and health technologies, schoolchildren, wellness tourism, orienteering, physical state.

Butenko Halyna Alexandrovna, competitor, shvm-bg@yandex.ru, Ukraine, Kyiv, National University of Physical Education and Sport of Ukraine,

Goncharova Natalia Nikolaevna, candidate in Physical Education and Sport, associate professor, nata_infiz@mail.ru, Ukraine, Kyiv, National University of Physical Education and Sport of Ukraine

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЖЕНЩИН 20-35 ЛЕТ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ ПО ВЕЛОАЭРОБИКЕ

Н.В. Гамалий

Представлены особенности антропометрии, состава массы тела, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также физической подготовленности женщин 20-35 лет, занимающихся велоаэробикой, а также выявлена специфическая структура межсистемных взаимосвязей между этими показателями.

Ключевые слова: велоаэробика, женщины первого зрелого возраста, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, состав массы тела.

Одной из основных проблем оздоровительной физической культуры в настоящее время является дифференциация физических нагрузок в соответствии с адаптивными возможностями организма занимающихся [3, 4]. По мнению ряда авторов, наиболее значимым критерием дифференциации являются морфофункциональные особенности человека, в частности длина и масса тела, состав массы тела,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.