ББК Ч518.1+Ч721.37
ТУРИЗМ КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М.С. Локтева ЮУрГУ
В статье рассматривается сущность социально-культурной деятельности, ее функции и особенности, туризм как составная часть социально-культурной деятельности.
Туризм стал явлением, которое вошло в наши дни в повседневную жизнь сотен миллионов человек. Роль туризма в современном мире колоссальна. Она затрагивает все сферы деятельности современно общества, в том числе экономику, культуру, социальную жизнь.
В работах В.А. Квартального подчеркивается, что туризм - это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессиональноделовых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте [3].
В современных условиях развитие туризма в России определяется рядом факторов, среди которых основными являются следующие:
- изменение приоритетов в системе культурных и духовных ценностей общества;
- изменение теоретической концепции использования свободного времени населением;
- высвобождение части доходов из семейного бюджета на релаксацию и отдых;
- возможность свободного выбора страны посещения;
- развитие информационных и коммуникативных технологий;
- развитие транспортных сетей.
Отношение человека к своему свободному времени как к богатству привело к тому, что изменились место и роль туризма в структуре потребностей общества. Туризм постепенно становится не привилегией избранных, а потребностью большинства. Вместе с этим, меняется и характер туристских потребностей: от примитивных - к более возвышенным, от средства восстановления физической силы - к способу реализации человеком своих индивидуальных способностей и удовлетворения интеллектуальных запросов.
Все это приводит к развитию новых видов туризма и увеличению спроса на специфические виды услуг в индустрии туристской деятельности и гостеприимства.
В классификации туризма различают следующие виду туристского спроса: рекреационный, культурный, спортивный, деловой, коммуникационный.
Многие из них в свою очередь делятся на мелкие подвиды. Выбор того или иного вида (подвида) туризма зависит от мотивации человека. Но очень часто бывает так, что сложно провести четкую границу между отдельными сегментами по мотивации: деловой туризм может сочетаться с познавательным туризмом; спортивный - с культурным и т.д.
Современный туризм представляет собой сложноорганизованную многоаспектную систему, что обусловливает множественность подходов к выявлению и обоснованию сущности данного социального феномена. В настоящее время туризм рассматривается и изучается с точки зрения экономики и бизнеса, управления и менеджмента, гостеприимства и права, особой сферы социальных коммуникаций - и это далеко не полный перечень существующих подходов. Комплексный анализ литературы, посвященной туризму, позволяет выделить несколько главных аспектов исследования данного феномена:
- социальный (с точки зрения вовлеченности в туристско-экскурсионную деятельность различных слоев и групп населения);
- экономический (туризм как отрасль экономики);
- географический (выделение и использование территорий для туризма);
- организационный (с точки зрения уровней и субъектов организации международного и регионального туризма);
- гуманитарный (с точки зрения вклада туризма в процесс физического развития и духовного обогащения личности).
Теория и методика профессионального образования
В этой связи весьма актуальным видится представление туризма как разновидности социально-культурной деятельности, осуществляемой в условиях свободного времени.
Однако прежде чем рассмотреть туризм как сферу социально-культурной деятельности необходимо дать понятие социальнокультурной деятельности.
Социально-культурная деятельность как целостное явление может быть описана в трех значениях: как общественная практика, в которой в настоящее время задействовано множество профессий, необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилием ученых и практиков.
Понятие «социально-культурная деятельность» имеет комплексный характер, выражающийся в его связях с понятиями и идеями таких наук, как философия, социология, педагогика, психология, экономика и др. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологии и других.
Категория «социально-культурная деятельность» - это не только философское, но, прежде всего, социологическое, культурологическое понятие, широко используемое в педагогической, социально-психологической науке.
Основу содержания социально-культур-ной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-исследователей, социально-
культурная деятельность должна базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для содержания и организации социально-культурных процессов [1,2].
Социально-культурная деятельность, выделяясь из ряда других видов человеческой деятельности, имеет свои характерные черты:_____________________________________
- она осуществляется в свободное время;
- отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;
- обусловлена национально-этническими, религиозными особенностями и традициями;
- характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;
- отличается глубокой личностной направленностью;
- носит гуманистический, культурологический и развивающий характер.
Социально-культурная деятельность выполняет ряд постоянных функций: коммуникативную, информационно-просветительскую, культуротворческую и рекреативнооздоровительную. Однако в зависимости от профессионального и непрофессионального, индивидуального и коллективного характера деятельности, от специфики ее содержания и наличия возрастных, этносоциальных, профессиональных и прочих условий основные функции в каждом конкретном случае дополняются отдельным рядом специально востребованных вспомогательных функций, благодаря которым, в конечном счете, обеспечивается достижение конечного результата.
Социально-культурная деятельность является важным фактором реализации сущностных сил человека, становится частью конкретно-исторической программы развития личности, что создает предпосылки для ее интеграции в мировую социокультурную среду.
Социокультурная среда - это многомерное пространство, окружающее объекты культуры, а также совокупность условий, в которых протекает деятельность объектов культуры и людей, выполняющих эти условия. Социокультурная среда - динамическое образование, меняющееся в зависимости от запросов общества. Она по своей природе интегративна и стремится к объединению в единое целое всех социокультурных элементов.
В настоящее время в российской действительности утверждается система принципов социально-культурной деятельности, обусловленная общими процессами, происходящими в обществе. Наиболее важными из принципов указанной системы являются:
- принцип приоритета общечеловеческих ценностей в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;
- принцип всеобщего массового культу-ротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;
- принцип гуманизации содержания и всего воспитательного процесса, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности;
- принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национальноэтнического опыта, традиций, инноваций;
- принцип общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-досуговой сфере.
Эти принципы в полной мере оказываются задействованными и в сфере туризма.
Анализ сущности социально-культурной деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих ее своеобразные уровни, которые можно классифицировать так:
- творческий: преобладание творческих моментов в деятельности;
- репродуктивно-творческий: открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;
- репродуктивный: простое воспроизведение готовых, отработанных ранее обществом форм, вещей, способов и т.д.
Многозначность понятия «социальнокультурная деятельность» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется. Общим, интегрирующим для этих областей общественной практики, родовым является понятие «социально-культурная сфера». Структура соци-ально-культурной сферы определяется различными видами социально-культурной деятельности.
Для более точного определения границ, масштабов и наполнения понятия «социальнокультурная сфера» необходимо соотнести его с целым рядом других адекватных терминов: «непроизводственная сфера», «социальная сфера», «отрасль культуры».
Являясь составной частью непроизводственной сферы, социальная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более
узкие, но практически оправданные определения социальной сферы:
- деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;
- деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;
- совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.
Понятие социально-культурная сфера входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социальнокультурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социально-культурная реабилитация, средства массовой информации, туризм, гостиничный и ресторанный сервис, общественное питание, природоохранная деятельность и другие.
Многие из областей социальнокультурной сферы, такие как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения экономических наук [5, 6].
Туризм как часть социально-культурной деятельности, поскольку является в какой-то степени хранителем достижений человеческой культуры, природных ценностей, открывает вместе с окружающими рекреационными, социокультурными, историческими объектами возможность формирования нового пространства, обладающего воспитательным потенциалом особого свойства, что отражает его феноменальность.
Туристское пространство позволяет создать условия, в которых культурные и общечеловеческие ценности будут активно влиять на воспитуемого, стимулируя процессы его самоактуализации, самореализации и самосовершенствования.
Туристское воспитательное пространство имеет уникальные возможности для развития и формирования личности воспитуемого:
Теория и методика профессионального образования
- свобода принятия воспитуемым решения о вхождении в туристское воспитательное пространство;
- свобода выбора вида туристской деятельности, такой, которая позволила бы вос-питуемому достичь наивысшего самовыражения или самоудовлетворения;
- построение диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;
- более интенсивное проживание социальных ролей;
- выбор различных коллективов, общностей и их интенсивная смена;
- освоение подпространств: культурного, информационного, природного и т.д.
Отличительной особенностью туризма также является то, что воспитательное воздействие в туристском воспитательном пространстве происходит в свободное время, которое в современных условиях является настоящей ценностью. Ценность - это повседневный ориентир, с помощью которого человек сообразует свои мысли и действия с социальной действительностью. Это то, что побуждает его и чем он руководствуется в своей жизнедеятельности. Естественно, что ценностные ориентации существуют у человека и по отношению к свободному времени.
Развитие туризма как вида социальнокультурной деятельности определяется целым рядом факторов.
К социальным факторам можно отнести: возраст, социальное положение, профессиональную деятельность, социальный статус.
Культурные факторы можно подразделить на мегакультурные, к которым можно отнести: этнос, менталитет, общество, государство; мезо-культурные, такие как: субкультура, тип поселения, толпа и микро культурные: семья, воспитательные институты, микросоциум, группы сверстников.
Природные факторы представлены следующими элементами: страна; регион; ландшафт.
Эти составляющие оказывают влияние на становление сознания человека, на специфику его психологии, на развитие потребностей, интересов, предпочтений и т.п., то есть они формируют от начала до конца субъекта туристской деятельности, определяют наличие социально-культурной среды.
Туризм, как вид социально-культурной деятельности со специфическим, присущими ему целями, формами организации, взаимоот-
ношениями людей, выступает как своеобразный феномен, свойственный, прежде всего, развитым урбанизированным обществам, способствует:
- восстановлению сил и трудоспособности человека и, соответственно, психофизиологических ресурсов общества;
- рациональному использованию свободного времени;
- увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного населения;
- обогащению социально-экономической инфраструктуры и межнационального сотрудничества стран,государств, народов.
Социально-культурная сущность современного туризма проявляется в том, что он способствует организации досуга населения, сглаживанию различий и предупреждению конфликтов в обществе; обеспечивает формирование новых связей между отдельными людьми и группами; создает условия для образования и повышения культурного уровня населения; способствует распространению культурных ценностей. Социально-культурный эффект туризма во многом отражается в рационализации свободного времени населения, расширении его духовных и физических способностей.
Раскрытию содержания и специфики туризма как вида социально-культурной деятельности и формы досуга предшествует уточнение таких понятий, как «свободное время», «отдых», «досуг», а также понятия иерархии потребностей, лежащих в основе человеческой активности, включая различные формы и виды культурно-досуговой деятельности.
Туризм, как особая форма культурнодосуговой деятельности, осуществляемой в свободное время, органично соединяя интересы и потребности личности и общества, реализует следующие
взаимосвязанные функции:
- гносеологическую функцию познания действител ьности;
- аксеологическую функцию формирования ценностного отношения к различным сторонам окружающего мира;
- просветительную функцию распространения знаний о сути наиболее значимых событий и явлений истории, культуры;
- коммуникативную функцию обеспечения духовного общения людей на базе восприятия ценностей природы, истории, культуры;
- гедонистическую функцию стимулирования душевного подъема и чувства наслаждения;
- рекреационно-восстановительную функцию [4].
Таким образом, туризм представляет собой одну из форм проявления социальнокультурной активности личности, отражающих ее потребности в познании окружающей действительности, в новых впечатлениях, в расширении круга общения, в сочетании рекреации и духовного развития. Важным моментом при этом является осознание личностью эффективности использования для реализации всех этих потребностей именно путешествий, экскурсий и иных динамичных видов свободного времяпрепровождения.
Привлечение населения, и особенно молодежи, к участию в туризме имеет большое воспитательное значение; знакомство с памятниками отечественной истории и культуры, воинской славы, объектами индустрии и новыми промышленными городами развивает и углубляет патриотические чувства в подрастающем поколении.
Литература
1. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - М.-СПб.: Невский фонд, 1999.-315 с.
2. Зорин, КВ. Энциклопедия туризма / ИВ. Зорин, В.А. Квартальное; рос. акад. ме-ждународ. туризма. -М.: Финансы и статистика, 2001. - 364 с.
3. Квартапьнов, В.А. Туризм: учебник /
B.А. Квартальное. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 314 с.
4. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. -539 с.
5. Рябова, Т.В. Особенности социальных коммуникаций е сфере туризма / Т.В. Рябова // Социальные коммуникации в XXI веке: теория, практика, технологии: тез. докладов на-уч.-практ. конф. - СПб.: Питер, 2001. -
C. 14-16.
6. Рябова, Т.В. Туризм как вид социально-культурной деятельности / Т.В. Рябова // Состояние и перспективы развития туризма в СНГ: материалы ежегод. науч.-практ. конф.
- СПб.: Питер, 2002. - С. 112-114.