Научная статья на тему 'Современное состояние изучения социально-культурной анимации в российской педагогической науке: аналитико-библиографический обзор'

Современное состояние изучения социально-культурной анимации в российской педагогической науке: аналитико-библиографический обзор Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1474
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ANIMATION / SOCIOCULTURAL ANIMATION / SOCIAL CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасов Л. В.

В статье представлены результаты аналитико-библиографического обзора современных российских монографий, учебных пособий и диссертаций по социально-культурной анимации. Проведен анализ современного состояния исследований по данной тематике, выявлены тенденции в изучении социально-культурной анимации в педагогической науке, выдвинуты предположения о перспективах развития знания о социально-культурной анимации и об особенностях ее осмысления в теории социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents results of the analytical-bibliographic review of modern Russian monographs, manuals and dissertations on sociocultural animation. The analysis of a current state of research on the given subjects is carried out, tendencies in studying of sociocultural animation in pedagogy are revealed, as well as assumptions of prospects of development of knowledge on sociocultural animation, features of judgement of sociocultural animation in the theory of sociocultural activity are put forward.

Текст научной работы на тему «Современное состояние изучения социально-культурной анимации в российской педагогической науке: аналитико-библиографический обзор»

Л.В. Тарасов

Современное состояние изучения социально-культурной анимации в российской педагогической науке: аналитико-библиографический обзор

В статье представлены результаты аналитико-библиографического обзора современных российских монографий, учебных пособий и диссертаций по социально-культурной анимации. Проведен анализ современного состояния исследований по данной тематике, выявлены тенденции в изучении социальнокультурной анимации в педагогической науке, выдвинуты предположения о перспективах развития знания о социально-культурной анимации и об особенностях ее осмысления в теории социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: анимация, социально-культурная анимация, социально-культурная деятельность.

Введение термина «анимация» в поисковой системе Российской государственной библиотеки выдает целый ряд источников, которые можно систематизировать по трем основным блокам: анимационное кино, компьютерная анимация и анимация в педагогической науке (социально-культурная анимация). Первое направление касается производства мультипликационных фильмов, второе - создания компьютерных изображений, а третье - оживления, одухотворения различных сфер социально-культурной жизни людей.

Социально-культурная анимация уже в течение нескольких десятилетий активно развивается в России как сфера практической деятельности. Библиографический обзор книг и диссертаций по направлению, которое можно обобщенно назвать «социально-культурная анимация», обнаружил в общей сложности 33 наименования, из них: 20 - диссертационные исследования; 2 - монографии; 11 - учебные и учебно-методические пособия.

В современной российской науке все диссертационные исследования по социально-культурной анимации защищались в разделе педагогических наук. Значительные результаты достигнуты по двум научным специальностям: «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» и «Теория и методика профессионального образования». Именно здесь видно начало систематического исследования данной темы, рассматриваемой как перспективное направление развития науки и практики.

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

Важно отметить, что исследования социально-культурной анимации в России начались с диссертации Е.Б. Мамбекова «Организация досуга во Франции: анимационная модель», защищенной в 1992 г. в Санкт-Петербургском государственном институте культуры. В этой работе автор провел анализ системы организации досуга во Франции, и до сих пор это исследование является единственным, посвященным изучению социально-культурной анимации за рубежом. После этого в исследованиях анимации по специальности «Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности» был большой перерыв. Продолжились данные исследования в 2005 г. работами, в которых видны тенденции решения социально-значимых задач через реализацию воспитательного потенциала технологически организованных средств культуры и искусства. В основе этих исследований лежат теории А. Д. Жаркова, М. А. Ариарского,

Н.Н. Ярошенко и др.

В исследованиях по специальности «Теория и методика профессионального образования» основной акцент делается на решении задач развлечения и рекреации средствами туристической деятельности, хотя воспитательная задача тоже не исключается. Многие исследователи обращаются к выводам В. А. Квартальнова, который рассматривает аниматора как специалиста нового типа в области туризма, способного оказывать влияние на развитие общественных движений и повышение социальной активности граждан, способствовать усвоению людьми правил здорового образа жизни в процессе организации туристической деятельности, в том числе заботиться об их нравственном здоровье [2].

Например, по данному направлению анимационные идеи ярко отражаются в диссертации А. В. Дегтяренко, в которой представлены модели использования культурного потенциала региона со следующими целями: патриотического воспитания личности; утверждения гуманистических начал в общественной среде; развития эмпатийных умений и креативных способностей личности. Профессионал-аниматор в сфере туризма обладает умением «органически соединить материальное и духовное в одном объекте культурно-исторического наследия, будь то памятник архитектуры, природная зона, народная традиция» [1, с. 12]. В соединении материального и духовного как неразрывной целостности и состоит одна из важнейших задач анимационной деятельности, которая, как правило, реализуется через восстановление исторической памяти, возрождающей духовное содержание объекта в сознании личности. Основная задача аниматора в сфере туризма - «донести духовное содержание туристского объекта и организовать взаимодействие человека с ценностью» [1, с. 12].

В настоящее время начинается этап теоретических исследований. Книга И.И. Шульги «Педагогическая анимация: развитие профессионального образования организаторов досуга» посвящена профессиональным компетенциям современного социально-культурного аниматора, особенностям и технологиям их формирования [5]. В работе Л.В. Тарасова «Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность» предпринята попытка изучения философских и историко-культурных основ возникновения анимации как самоорганизующегося общественно-педагогического движения, направленного на утверждение в обществе духовных ценностей [4].

Всего за период 2000-2008 гг. российскими учеными подготовлено одиннадцать учебных и учебно-методических пособий для студентов вузов по данной теме. Первое учебное пособие по социально-культурной анимации было подготовлено в Московском государственном университете культуры и искусств доктором педагогических наук, профессором Н.Н. Ярошенко. Здесь впервые в российской педагогической науке социально-культурная анимация представлена не в контексте развлечения и рекреации, а как социальная практика, содействующая духовному развитию и гражданской активности населения, даны основные определения, намечены философско-педагогические подходы к осмыслению данного явления [6].

Среди основных характеристик учебно-методической литературы по социально-культурной анимации можно отметить ее сугубо прикладной, методический характер, а также ориентацию на формирование специалиста как организатора отдыха и развлечений населения в сфере индустрии туризма. С нашей точки зрения, в условиях современного российского общества и в соответствии с тенденциями развития социально-культурной анимации в мире недостаточно оснастить специалистов-аниматоров методическим инструментарием для организации зрелищ и развлечений. Для обеспечения устойчивого развития современного общества необходимо формирование социально-культурных аниматоров с глубоким гуманитарным (философско-педагогическим, культурологическим) образованием, являющихся носителями духовно-нравственных ценностей, деятельно реализующими их.

Подготовка досуговых аниматоров в настоящее время является приоритетным направлением развития практики социально-культурной анимации, т.к. имеет под собой более простые и понятные экономические механизмы. Как правило, в настоящее время работа в индустрии развлечений достойно оплачивается, что и привлекает специалистов.

Иная ситуация складывается с социальными аниматорами, которые содействуют интеграции социально уязвимых категорий населения или

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

реализуют программы по мобилизации местных сообществ. Экономический механизм их поддержки намного более сложен, т.к. связан с деятельностью некоммерческих организаций и благотворительных фондов, с грантами и тендерами, и требует наличия у аниматора проектных компетенций, большого опыта работы, а также готовности вкладывать собственные ресурсы. Это направление остается слабо развитым в нашей стране, однако есть и положительные примеры работы аниматорских организаций в данном направлении, в частности, Центр педагогической анимации «Зеленая дорога» в г. Новосибирске или Центр социокультурной анимации «Одухотворение» в г. Москве.

Таким образом, социально-культурная анимация занимает все более важное место в педагогической науке, это видно по увеличению количества исследований по данной теме за прошедшее десятилетие. В последние годы отмечается появление теоретико-методологических работ, что означает начало работы по формированию теоретических основ данной практической деятельности. Заметен интерес к этому направлению и в сфере подготовки профессиональных кадров: как по количеству исследований, так и по количеству изданной учебно-методической литературы. Однако учебное пособие, в котором были бы сбалансированно представлены как философско-методологические, так и технолого-мето-дические аспекты анимации, пока отсутствует.

Ярко прослеживается развитие социально-культурной анимации в области туристической деятельности, однако появились исследования и в области решения социальных проблем, в частности, работы с девиантными подростками, с молодыми инвалидами. Несмотря на то, что в большинстве работ анимация рассматривается в контексте развлечений и отдыха, прослеживается тенденция придания ей более глубокого смысла, связанного с развитием личности и обращением ее к духовным ценностям. Постепенно происходит осмысление социально-культурной анимации как общественно-педагогической деятельности по утверждению в обществе духовно-нравственных начал.

Наконец, важно отметить существование значительного разрыва между небольшой областью современных исследований социально-культурной анимации в России и большим научным и практическим багажом социально-культурной деятельности. Непонимание сущностных характеристик социально-культурной анимации долгое время мешало ученым установить связь социально-культурной анимации с отечественной педагогической наукой, однако в настоящее время появились подходы, которые позволяют эту связь проследить, обозначив ряд существенных категорий, среди которых можно выделить следующие: самореализация, досуг, общение,

духовно-нравственные ценности, гражданская активность, общественнопедагогические движения, общественно-государственное управление и др. Анализ этих и других категорий позволит сформировать теоретико-методологические основы социально-культурной анимации в России XXI в.

Можно говорить о существовании мощного анимационного потенциала в теории российской педагогики XIX в. и внешкольного образования конца

XIX - начала XX вв., в советской педагогике и теории культурно-просветительной работы, в деятельности общественно-педагогических движений

XX в., в теории культурно-досуговой деятельности конца XX в.

Особое внимание следует обратить на современную теорию социальнокультурной деятельности, в которой разрабатываются концепции, имеющие глубокую взаимосвязь с социально-культурной анимацией. Современная социально-культурная деятельность все больше внимания уделяет ценностям культуры как фактору стабилизации и укрепления духовнонравственного потенциала России, преодоления социокультурных кризисов в нашей стране и сохранения ее духовной безопасности средствами активизации социокультурного творчества населения на основе самореализации личности и развития общественных движений.

Мы предполагаем, что одной из важнейших тенденций ближайших десятилетий будет тесное сближение социально-культурной анимации и социально-культурной деятельности. Социально-культурная анимация сможет найти в теории социально-культурной деятельности необходимые теоретико-методологические основы для развития в России, а социально-культурная деятельность - обнаружить в социально-культурной анимации тот необходимый и достаточный набор характеристик, который позволит ей наиболее эффективно решать задачи общественного развития. В некоторой степени может произойти трансформация социально-культурной деятельности в социально-культурную анимацию, и наоборот, социально-культурная анимация даст новый импульс развитию теории социально-культурной деятельности.

Библиографический список

1. Дегтяренко А.В. Культурно-историческое наследие региона в профессиональной подготовке специалистов туристской анимации: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.

2. Квартальнов В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристической деятельности: Дис. . д-ра пед. наук. М., 2000.

3. Мамбеков Е.Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1992.

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

4. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность. М., 2008.

5. Шульга И.И. Педагогическая анимация: развитие профессионального образования организаторов досуга: Монография. Новосибирск, 2008.

6. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учеб. пособие. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.