УДК 379.85 ББК 75.81
Максютина К.Н.
ТУРИЗМ КАК СФЕРА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Определение дефиниций понятий «досуг», «культурно-досуговая деятельность», «социально-культурные ресурсы», «культура», «туризм» как исходная база анализа процессов и явлений происходящих в сфере туризма в современных российских условиях.
Ключевые слова: понятия, досуг, культурно-досуговая деятельность, социально-культурные ресурсы, культура, туризм, дефиниции
Maksyutina K.N. Tourism as a sphere of cultural-leisure activity: the basic concepts
Definition of concepts «leisure», «cultural-leisure activity», «socio-cultural resources», «culture», «tourism» as an initial base of the analysis ofprocesses and occurrences in the sphere of tourism in modern Russian conditions.
Keywords: concepts, leisure, cultural-leisure activity, socio-cultural resources, culture, tourism, definitions
Туризм - это специфический вид досуговой деятельности личности, который все больше привлекает к себе внимание исследователей различных специальностей [1,2,4, 6,7,9,13].
Для рассмотрения туризма как сферы культурно-досуговой деятельности
необходимо провести уточнение таких понятий как «досуг», «культурно-досуговая деятельность», «социокультурные ресурсы», «культура», «туризм». Определение смысловых границ данных понятий позволит на основании предлагаемых дефиниций более последовательно и конкретно рассмотреть и проанализировать процессы и явления, происходящие в сфере туризма в современных российских условиях.
Социальное время индивида распадается на две диалектически взаимосвязанные сферы — рабочее время, включающее процессы обучения и производственной деятельности, и досуговое (свободное) время.
Понятие «досуг» — важное понятие социологии, педагогики, эстетики. Досуг наряду с отдыхом и развлечением выполняет функцию развития личности. А. Шопенгауэр назвал досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я» [25].
В литературе существует различная трактовка понятия «досуг». В теории и практике социально-культурной
деятельности после многолетних дискуссий о сути, природе и функциях досуга утвердилось его научно-обоснованное определение: досуг - это деятельность в условиях свободного времени, которая обеспечивает отдых и дальнейшее развитие личности [8].
Исследователи выделяют две органично связанные и взаимодополняющие социальные функции досуга: рекреативную, обеспечивающую снятие физического, психического напряжения и восстановление сил посредством активного отдыха; развивающую, которая находит свое выражение в вовлечении личности в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, самоутверждения и
самореализации своих творческих потенций [11].
Среди наиболее эффективных и социально значимых видов досуга существенное место принадлежит туризму. Рассмотрение взаимосвязей досуга и туризма позволяет, таким образом, более глубоко проникнуть в сущность туристской деятельности и более четко представить ее социально-культурные компоненты. Система ценности досуга, вмещающая в себя относительно самодостаточные элементы, как то: отдых, развлечение, просвещение, творчество, созерцание, праздник, в целом, по мнению Г.И. Афонина, пред-ставляет возможность системного видения ценностей
туризма [1].
Большинство исследователей
единодушны в том, что туризм будет неуклонно и стремительно развиваться как одна из форм активного отдыха и как разновидность индустрии досуга, направленной на удовлетворение потребностей личности в познании, духовнокультурном развитии, общении, развлечениях и т.д. [24]. По мнению известного американского футуролога Г. Кана, именно туризм превратится в индустрию досуга номер один [18].
Социальной составляющей туризма является обеспечение потребностей в различных услугах: культурнопознавательных, коммуникативных,
организации активного и творческого отдыха, путешествий и др.
И, по мнению исследователей, одним из более подходящих для этой роли сегодня представляется туризм как один из эффективных инструментов комплексного всестороннего развития личности, объединяющий в себе многообразие форм, формирующих активную личность [3].
Туризм способствует удовлетворению социальных потребностей, связанных не только с использованием свободного времени, но и таких как образовательные занятия и освоение накопленных ценностей культуры
[14].
Культурно-досуговая деятельность
является качественной характеристикой туристской деятельности, которая выступает одним из важнейших средств приобщения туристов к культуре, развивает и порождает у них новые духовные потребности.
Ценности в сфере туризма как вида культурно-досуговой деятельности
позволяют удовлетворять потребности в обучении, познании, развлечении, а также самовыражении, самоутверждении личности и повышении ее культурного уровня.
Социокультурная эффективность туризма
- это степень удовлетворения личности в результате реализации этих потребностей
[19].
Для восстановления физических и психологических сил человека необходима особенная социокультурная инфраструктура, включающая предметно-пространственное
окружение человека (архитектура, памятники истории и культуры, природа), информационную (художественная,
эстетическая, этическая информация) и ценностно-ориента-ционную составляющую (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).
Социокультурные ресурсы туризма - это социально-культурные, исторические,
архитектурные и археологические, научные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в культурно-досуговой деятельности [5].
Социокультурные ресурсы для каждой территории являются специфическими, отражают представление о культуре разных сегментов общества, расширяют кругозор человека, углубляют его эстетические, художественные и природные ценности и способствуют знакомству с историей, природой и культурой страны.
В.А. Квартальнов, культурное, историческое и природное наследие делит на следующие категории: достояние,
используемое в основном туристами (фестивали, представления, памятники и ит.д.); достояние смешанного пользования (менее значительные исторические
памятники и музеи, театры, заповедники и пр.); достояние, используемое в основном местным населением (гражданские
сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки и др.) [10].
Отождествляя освоение мира с культурно-досуговой деятельностью, можно говорить о культурных ценностях, которые создаются, сохраняются и распространяются в процессе освоения мира. Они используются субъектом для дальнейшего познания и преобразования мира и его самого. Их критическое осмысление, отбор и освоение в процессе деятельности приводит к
формированию культурного слоя, который, в свою очередь, выступает как совокупность норм и ценностей, выработанных народом, которые осваиваются, закрепляются,
развиваются и используются в зависимости от конкретных задач.
Наличие социокультурных ресурсов играют очень важную роль в культурноисторическом наследии страны. Памятники
истории, культуры и природы являются национальным достоянием. Многие регионы России богаты такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой
архитектуры, исторические постройки,
историко-культурные памятники и др.
Социокультурная потребность в туризме
- это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах,
необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности [19].
Характерным признаком исследований последнего времени является пристальное внимание к разработке вопросов культуры в более узком ее смысле - как совокупности ценностей, норм и идеалов, которые выполняют как конструктивную, так и регулятивную роль в том или ином
конкретном обществе [20].
Культурные установки относительно подвижны. Каждый раз со сменой живущих поколений происходит и определенная модернизация культурных установок, хотя в культуре каждого народа остаются элементы, имеющие многовековую историю.
В социологии, философии наряду с понятием культура рассматривается понятие духовная культура. Духовная культура -прагматически незаинтересованная
деятельностная способность человека к сознанию и приобщению к высоким общечеловеческим ценностям [16]. На различных этапах развития общества элементами духовной сферы являются наука, искусство, философия, религия, образование и воспитание.
Совершенно очевидно, что любые фрагменты духовной жизни человечества могут и должны раскрываться в своем живом взаимодействии с индивидом с точки зрения их непосредственного вплетения в жизнедеятельность человека.
Известный исследователь туризма американский социолог Д. Макканел считает туризм важным компонентом социального статуса, который является одним из эффективных средств, способствующих удовлетворению культурно-досуговых
потребностей [22].
В процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия. Рассматривая понятие «туризм» можно сказать, что существует множество определений туризма.
Туризм - это вид досуга, связанный с временным перемещением людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны. Оно осуществляется в свободное время, с целями получения удовольствия, познания, отдыха,
оздоровления, лечения, посещения гостей, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания [3].
В.А. Квартальнов сформулировал следующее определение: «Туризм —
временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или
профессиональных целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте» [10].
А.С. Кусков и соавторы рассматривают туризм, как деятельность, связанную с массовым туристским движением, осуществляемая с использованием природноклиматических и историко-культурных туристских ресурсов, материальнотехнической базы туризма и других важных факторов, которые определяют уровень и качество обслуживания [13].
В зарубежной литературе наиболее распространенным и общепризнанным является определение туризма американского профессора Дж. Уоркера: «Туризм — наука, искусство и бизнес привлечения, обустройства и развлечения людей, путешествующих ради удовольствия или по делам» [21].
В России в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. приняты следующие определения основных понятий туризма. Туризм - временные выезды (путешествия), граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в
оздоровительных, познавательных,
профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Согласно закону период временного пребывания от 24 часов до 6 месяцев или не менее одной ночевки [15].
В международных правовых актах, национальных законодательствах, а также в научной литературе приводятся и другие определения туризма.
В современной литературе
культурологический смысл туризма рассматривается, как форма развития личности. Туризм расширяет границы человеческого познания, способствует этнокультурной самоидентификации
человека, раскрытию собственных, в том числе латентных потребностей, развивает и трансформирует социокультурную сферу деятельности человека [19,23,26]. Следует отметить, что множественность
концептуальных подходов имеет место в первую очередь при определении сущностных характеристик феномена туризма.
На основе рассмотрения различных подходов к исследованию туризма, А.П. Осауленко, А.М. Кивал сделали следующие выводы. Туризм — это, прежде всего социальный феномен призванный реализовать важнейшие социальные, в том числе и духовно-культурные функции [17].
Итак, существуют разнообразные понятия о категориях «досуг», «культурнодосуговая деятельность», «социокультурные ресурсы», «культура», «туризм». Сложность в определении основных понятий, связанных с культурно-досуговой деятельностью и туризмом, обусловлена тем, что
исследованием данного явления занимаются специалисты различных отраслей знания -психологи, социологи, философы, экономисты и др.
Относительно проблемы
рассматриваемой в данной работе досуг, часть свободного времени, используемое по усмотрению индивида на достижения различных целей: развлечения,
самосовершенствование, развитие духовного мира человека, получение удовольствия от
познания ценностей культуры.
Особенность туризма как области культурно-досуговой деятельности в том, что туризм строится на и вокруг культурных ценностей: памятники истории, культуры, природы, он не мыслим без взаимодействия с музеями, культурными программами этнографического характера.
Таким образом, туризм сложное многогранное явление. Во-первых, туризм — социальная практика. Во-вторых, туризм — это сфера досуга. В-третьих, туризм является формой потребления. В-четвертых, туризм есть культурный феномен.
Литература
1. Афонин Г.И. Туризм как социально-культурное явление: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Г.И. Афонин. - Казань, 2006. -19 с.
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - СПб.,1999. - 378 с.
3. Гулян А.Э. Воспитание толерантности средствами культурных традиций / А.Э. Гулян,
B.И. Флоря // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2007. - № 2. - С.100-102.
4. Жарков А.Д. Парадигмальный подход к развитию современной культурно-досуговой деятельности / А.В. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 3. - С. 144-150.
5. Зеленова Е.В. Туризм как разновидность социокультурных технологий / Е.В. Зеленова // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2007. - № 5. - С.76-82.
6. Зелетдинова Э.А. Туризм в регионе: состояние, проблемы, перспективы / Э.А Зелетдинова // Социологические исследования.- 2005. - № 11. - С.96-105.
7. Зорин А.И. Концепты туризма: опыт структурно-семантического анализа / А.И. Зорин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 11. - 380 с.
8. Измайлова Д.А. Реализация развивающего потенциала досуга средствами культурнопознавательного туризма / Д.А. Измайлова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007.- № 1. - С.72-74.
9. Квартальнов В.А. Биосфера и туризм: в 2 т. / В.А. Квартальнов. - М.: Наука, 2002.
10. Квартальнов В.А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М., 2000. - 268 с.
11. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Т.М. Красильникова. - М., 2004. - 539 с.
12. Кузнецов Ю.В. Методические основы маркетингового подхода к формированию региональной туристской политики / Ю.В. Кузнецов, И.И. Черкасова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - № 1.- С. 119-122.
13. Кусков А.С. Рекреационная география / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. -М., 2005. - 282 с.
14. Новиков В.С. Менеджмент в туризме / В.С. Новиков. - М., 2006. - 402 с.
15. Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации: закон РФ от 14.02.1996 г. // Свод законов Российской Федерации. -1996. - № 49. - Ст. 5491.
16. Оганов А.А. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 416 с.
17. Осауленко А.П. Этапы развития туризма как социального института / А.П. Осауленко // Актуальные проблемы кадровой политики: стратегические и практические задачи в деле системного управления персоналом, привлечения, отбора и закрепления кадров. - М., 2003.-
C.25.
18. Спивак А. Рекреационные технологии в индустрии туризма / А. Спивак, М.А. Дедюлина // Сборник трудов Таганрогского государственного радиотехнического университета.-Таганрог, 2006. - С.25-26.
19. Сущенко Е.Н. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей в современном российском обществе (на примере Кавказских Минеральных Вод): автореф. дис. ... канд социол. наук / Е.Н. Сушенко. - Ставрополь, 2006. - 20 с.
20. Сычанина С.Н. Туризм в социокультурном пространственно-временном континууме: автореф. дис. ... канд. философ. наук / С.Н. Сычанина. -Краснодар, 2004. - 20 с.
21. Уокер Дж. Р. Управление гостеприимством / Дж. Р. Уокер. -М.: ЮНИТИ, 2006.-124 с.
22. Фенько А.Б. Туризм как показатель социального статуса / А.Б. Фенько // Социологические исследования.- 2007.- № 2.- С. 125-131.
23. Чабан В.С. Введение в туризм / В.С. Чабан, М.Б. Биржаков. - М.; СПб.: Невский фонд, 2006. - 184 с.
24. Шамсутдинова Д.В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности / Д.В. Шамсутдинова // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы междунар. науч. конгр., 17-18 апр. 2007 г. - М., 2007.-
С.482-484.
25. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости/А. Шопенгауэр. - М.: Янтарный сказ, 2001.- 328 с.
26. John U. The Tourist Gaze. Leisure and Travel in Contemporary Societies / U. John.- London: Sage,1990.